Ужице (+ Вишеград, Мокра Гора), 4 июля (сб)
В 7.10 я была на АВ, купила билет на маршрутку до Вишеграда (540 дин.). Маршрутки отправляются в 7.30, 11.00, 15.00, 21.30, по пути останавливаются в деревне Мокра Гора, билеты до Вишеграда продаются в кассе АВ или у водителя, билеты до Мокра Горы приобретаются только у водителя (цена 340 дин.). Обратно из Вишеграда маршрутки выезжают в 11.30 и в 18.00. Почему в одну сторону 4 рейса, а в обратную — только 2, осталось загадкой. Если кому интересно, то такси от Ужице до Мокра Горы и обратно с 1,5-часовым ожиданием стоит 15 евро, такси по маршруту Ужице-Мокра Гора-Вишеград-Ужице с ожиданием стоит 25 евро.
Маршрутка до Вишеграда выехала строго по расписанию в 7.30, билет купила у водителя перед посадкой. Пассажиров было много и некоторые ехали стоя. В 8.25 была Мокра Гора — никаких опознавательных знаков, остановка просто на трассе. Здесь некоторые вышли и дальше все ехали сидя. Через 10 минут была остановка на сербской границе. Водитель собрал у всех паспорта (сербы передали свои внутренние удостоверения личности — вроде наших водительских прав), передал их в какое-то окошко, даже не выходя из машины, через 5 минут поехали дальше. Через минуту мы опять остановились уже на боснийской границе, водитель понес наши паспорта боснийским пограничникам, через 5 минут вернулся, раздал паспорта и мы поехали дальше.
В 9.10 маршрутка приехала на АВ Вишеграда. Там есть информационно-туристический центр, где я взяла б/п карту города. В ларьке по соседству я обменяла 10 евро на валюту БиГ — конвертируемые марки. Как оказалось впоследствии, деньги менять не стоило, так как там к оплате принимают также евро, причем, по лучшему курсу по сравнению с обменниками: у продавцов 1€ = 2КМ, а в обменнике 1€ = 1,95КМ, да еще 1% комиссия. К тому же все монеты БиГ выглядят одинаково — герб страны на аверсе и номинал монеты на реверсе, поэтому для коллекции можно, например, поменять 5 евроцентов на 10 фенингов, все остальные монеты выглядят точно также.
Первым делом я пошла к знаменитому мосту Мехмеда-паши — памятнику средневекового турецкого инженерного искусства. Этот мост — одна из двух достопримечательностей БиГ, внесенных в список ЮНЕСКО (вторая достопримечательность — район Старого моста в Мостаре), про него даже книгу написали - «Мост на Дрине», за которую ее автора Иво Андрича наградили Нобелевской премией по литературе. По непонятной причине вход на мост был загорожен, поэтому пройтись по этому чуду инженерной мысли не удалось, пришлось смотреть с берега.
Оказалось, что в этот день в городе проходило грандиозное по местным меркам событие — Вишегадская регата. По Дрине плавало примерно с десяток разнокалиберных посудин разной степени убитости: катера, лодки, плоты и всякое такое. Пассажиры этих плавсредств махали руками, пели песни, играли на музыкальных инструментах и выражали свое ликование по поводу этого мероприятия. С обоих берегов реки за действом наблюдало большое количество обывателей, ТВ-журналистов и фотографов. По мне так довольно жалкое зрелище, но, видимо, не часто у них там праздники, людям было весело, и это — главное.
Минут через 30 это все прекратилось, лодки уплыли, зрители разошлись, а я пошла в сторону Андричграда. Вход на территорию свободный. Симпатичное место, но ничего особенного: одна церковь, два памятника, несколько ресторанов и магазинов. В книжном почему-то продавали не только книги, но и вино; на первый взгляд даже не скажешь, чего там больше. Сувениры неинтересные — магнитики с изображением моста или портретом Иво Андрича и картины с тем же самым, никакого разнообразия.
Я вернулась обратно к реке и пообедала там в ресторане с красивым видом на Дрину и мост: телеча чорба (вкусный густой суп с телятиной), чевапи (неплохие колбаски с ужасной картошкой фри и репчатым луком), палачинке (не знаю, почему в БиГ это считается национальным блюдом, ничем не отличается от обычных наших блинов), туфахия (почему-то в интернете было написано, что это яблочный пирог, поэтому я удивилась увидев креманку с сиропом, в котором плавало печеное яблоко под шапкой из взбитых сливок с орехами, но мне понравилось, хотя это очень сладкий десерт). Кроме того принесли хлеб, который я не заказывала. Его включили счет, но после моего возражения, что я не буду платить за блюдо, которое не заказывала и не ела, хлеб из счета исключили. Обед обошелся мне в 16 КМ. Можно было расплатиться картой, но мне нужно было на что-то потратить наличные КМ, которые я сдуру наменяла по приезду в Вишеград.
В общем, чуть больше, чем за 2 часа я осмотрела все интересности города и даже пообедать успела, поэтому решила не болтаться в Вишеграде до вечера, а уехать ближайшим рейсом до Мокра Горы. Маршрутка до Ужице выехала строго по расписанию в 11.30, билет купила у водителя перед посадкой (220 дин.). Через 25 минут была остановка на боснийской границе. Процедура с паспортами повторилась, но в этот раз заняла еще меньше времени — 5 минут на обе границы.
В 12.05 маршрутка доехала до Мокра Горы, точнее — до поворота на Дрвенград. Дорога до него извилистая и очень крутая, поэтому я решила ловить попутку. Там довольно интенсивный траффик, поэтому почти сразу остановилась машина. Там сидели девчонки, которые согласились меня подвезти — они тоже ехали в Дрвенград. Как оказалось, я зря боялась подъема, там ехать-то всего пару минут.
Дрвенград (он же — Мечавник, он же — Кустендорф) — это деревня, построенная Эмиром Кустурицей. Из названия понятно, что в деревне все построено из дерева. К слову, вишеградский Андричград тоже построен Кустурицей, только из камня. Вход в Дрвенград оказался платный (250 дин.), зато сама деревенька оказалась очень занятной: мостовые, церквушка, рестораны, магазинчики, амфитеатр — все из дерева; скульптуры, раритетные авто, портреты на стенах домов, обалденный вид на горы, интересные сувениры и т.д. и т.п. Единственный минус — деревня расположена на неровной поверхности, поэтому во время прогулки постоянно придется подниматься и спускаться по лестницам. Мне там понравилось, рекомендую всем.
Я бы там провела больше времени, но хотелось успеть на ближайший рейс «Шарганской осьмицы». Эта уникальная узкоколейная железная дорога названа «Шарганской осьмицей», так как соединяет Мокру Гору с Шарганским перевалом и по форме якобы напоминает цифру восемь (на самом деле, дорога куда более извилистая, чем банальная восьмерка). Изначально эта дорога строилась, чтобы связать Сербию с Боснией, но сейчас это исключительно туристический объект. От станции Мокра Гора в летний период поезд отправляется в 8.00, 10.30, 13.30 (только по субботам), 16.10.
От Дрвенграда я спустилась вниз и, не доходя до трассы, повернула направо. Тропинка плавно перешла в железную дорогу, по которой я и вышла к ЖД станции. До отправления оставалось всего пара минут, все места на этот рейс были уже заняты, но я уговорила кассира продать мне билет без места (цена была такая же, как и сидячее место — 600 дин., оплатила по карте).
Поезд отправился стоого по расписанию в 13.30. Так как у меня не было места, я прошла в самый первый вагон и вышла на небольшую открытую платформу между первым вагоном и локомотивом. Сначала поезд едет без остановок до станции «Шарган Витаси», а на обратном пути он останавливается на нескольких станциях (в том числе — на станции «Голубичи», где проходили съемки фильма «Жизнь как чудо» Эмира Кустурицы) и смотровых площадках. Дорога очень живописная и извилистая, с одной смотровой площадки даже видно 3 туннеля, все на разных уровнях. Это потрясающе! Всего на обратном пути я насчитала больше 20 туннелей. Хочу предупредить, что там холодно, мокро и темно (освещения нет), возьмите с собой теплую кофту. Рекомендую всем без исключения.
На станцию Мокра Гора поезд вернулся в 15.45. Ближайшая маршрутка до Ужице должна была выехать из Вишеграда только в 18.00, поэтому я решила добираться автостопом. Как выяснилось, автостопщица из меня никакая. Я голосовала почти 2,5 часа, мимо меня проехало около двухсот машин, остановились только 3 из них, при этом всем оказалось не по пути. Только в 18.05 я села в авто, и то это было шерри-такси. Ну, хоть обошлось это мне всего в 350 дин. (на 10 дин. дороже маршрутки). В Ужице мы приехали в 18.55.