Использовались следующие подручные средства:
- Автомобиль БМВ 525 2001 года с пробегом на начало поездки 191628 км (после окончания 200298 км);
- Автомобильный навигатор TomTom Go910 (куплен в Эльдорадо за 19000 руб., в интернет магазинах он стоит минимум 24000 руб., а позже в Андорре видели его всего за 370 ЕВРО – слава нашим доблестным таможенникам и остальным предпринимателям!) с общей картой всей Европы (идущей в комплекте с навигатором) и новой версии карты «Польша, Чехия, Словакия» (там же и Россия), скачанной из интернета. Сразу отмечу, что без навигатора эта поездка могла превратиться в игру «Зарница» и сильно растянуться по времени, затраченном на дорогу. Все время (за исключением пары моментов, о которых ниже) навигатор вел самым быстрым и удобным маршрутом и во всех городах ориентировался отлично, моментально пересчитывая маршрут в случае какого-либо отклонения от курса (из-за объездов, ремонтов).
- Путеводители: по Барселоне и Каталонии (изд-во Дарлинг Киндерсли), Вене (Топ-10, изд-во Дарлинг Киндерсли), Милану и озерам (изд-во Дарлинг Киндерсли), Праге (изд-во National Geographic)
- Многочисленные сообщения и обзоры путешественников на форуме сайта www.awd.ru, откуда было почерпано очень большое количество практических советов по поездке, таможне, особенностях вождения и ПДД в странах маршрута, достопримечательностях, визах и т.п.
Сразу приношу извинения за возможные неточности в описаниях, расстояниях, т.к. вести подробный дневник поездки перестали уже после 1/3 всего пути и многое пишу по памяти.
Обща статистика:
Время путешествия 08.09.07 – 30.09.07
Общее пройденное расстояние 8670 км
Расходы (здесь и далее почти все цены приведены в ЕВРО для удобства подсчета)
Расходы на подготовку к поездке (визы + страховки): 218 ЕВРО
Расходы на бензин: 812 ЕВРО
Расходы на платные дороги: 110,2 ЕВРО
Расходы на проживание в отелях (+ завтраки и парковка): 1132,4 ЕВРО
Расходы на еду (рестораны + супермаркеты): ??? (пока не подсчитано)
Расходы на вещи и прочее: ??? (пока не подсчитано)
Всего расходы: около 4800 ЕВРО (не считая 3-х недельного отпуска за свой счет)
Подготовка к поездке
Общая цель поездки была добраться до Испании (побережье Коста Брава, город Ллорет де Мар) в гости к родной сестре и провести там минимум неделю. Ознакомившись на форумах с нововведениями и особенностями при получении Испанских виз (с июня 2007 года туристические визы выдаются только в Испанском визовом центре www.spainvac-ru.com), советами путешественников и прочей полезной информацией, выполнили следующее:
1. Выбрали маршрут. До Испании можно было добраться несколькими основными вариантами:
А) из Москвы до Финляндии, далее из Хельсинки на пароме в Росток (Германия), далее через Францию (Страсбург, Лион, Перпиньян).
Этот вариант имел плюсы: получить финскую визу проще всего из всего Шенгена и требуют меньше документов, избежать проезда Польши как самого сложного и непредсказуемого участка и Белоруссии как длинного и скучного отрезка.
Но были и минусы: главный минус – цена на паром (цена на финский паром за последний год сильно выросла, чуть ли не в два раза – это сделано финнами для того, чтобы на этих паромах финская молодежь больше не могла недорого плавать в Германию с целью буйного и недорого пьянства и очевидцы рассказывают, что паромы всегда на 90% перевозили молодых финнов в одну сторону трезвых, обратно «мертвых»). Длительность путешествия – около 24 часов. Цена перевозки авто – 200 ЕВРО в обе стороны. Цена одного места в каюте около 100-150 ЕВРО на человека в одну сторону. В итоге выходило около 600 ЕВРО и 2 дней пути туда и обратно. Еще минус в финской таможне – нельзя ввезти в страну алкоголь, а поскольку планировалось домой вернуться не с пустыми руками, этот минус тоже был существенным. Третий минус – дорога Москва-Питер. В прошлом году осенью и в этом весной совершив выезды в Питер к друзьям, пришли к выводу, что это реальная дорога смерти в 1/3 из своих 700 км состоящая из настоящего минного поля в виде огромных ям по всему полотну, огромного количества населенных пунктов с бесконечным числом гаишников (во время первой поездки помню, как мент выпрашивал у меня 50 руб., чтобы не составлять протокол), «убитого» двух полосного 40 км участка дороги в виде объездной под Новгородом с постоянной пробкой из фур, вечной пробки минимум на час в обе стороны в загадочном городе Высший Волочек (или Верхний – точно не помню) посередине пути и прочими прелестями в виде огромного количества фур, постоянно обгоняющих друг друга.
В итоге минусы очень сильно перевесили плюсы, о чем мы ни разу не пожалели.
Б) из Москвы через Украину, Словению, Австрию, Италию, Францию
Этот вариант имел главный плюс – избежать поездки через Польшу и Белоруссию, а так же более быстрое прохождение таможни, т.к. из Украины в Словению пропускают гораздо быстрее, чем из Белоруссии в Польшу. Но минусы были весомее – крюк через «низ», и, следовательно, более длинный маршрут, практически полное отсутствие дорог приемлемого качества, а так же украинские ГАИшники. Форумчане пишут, что дороги по Украине в сторону границы напоминают аэродром после бомбежки - яма на яме, а ГАИшники придираются к машинам с российскими номерами похуже польских ментов. Учитывая, что летом мы в Белоруссию уже ездили и знали, что трасса Москва-Минск практически везде либо идеальная, либо очень хорошего качества с практически полным отсутствием транспортных средств, гаишников и населенных пунктов, варианты склонились в пользу следующих двух маршрутов.
В) из Москвы через Белоруссию, Польшу, Германию/Чехию, Францию
Этот вариант короче итогового маршрута, т.к. по равнинной Европе дорога до Испании идет почти напрямую, но минус один – кроме Парижа (и то, он находится в стороне от маршрута), смотреть там пока нечего (т.к. начинающим путешественникам знакомство со страной лучше начинать со столицы, в которой всегда будет что посмотреть, а потом уже углубляться в более мелкие города, чтобы сильнее проникнуться атмосферой страны и почувствовать ее изнутри). В итоге выбрали последний вариант, который претерпевал изменения вплоть до последней недели перед поездкой, и в процессе поездки, на обратном пути, так же был скорректирован (сначала планировали пробыть в Испании 5 дней, потом 7, а потом уже и 10 показалось мало, но на них в итоге и остановились).
Г) из Москвы через Белоруссию, Польшу, Австрию, Италию, Францию
Вариант был выбран из вышеперечисленных, руководствуясь уже приведенными доводами, советами путешественников с форумов и личными желаниями. Маршрут для посольства был проложен (и забронированы отели) через Польшу (Варшава), Австрию (Вена), Парму (Италия), Испанию (Ллорет де Мар), обратно через Францию (Страсбург), Чехию (Прага), Польшу (Варшава).
2. Бронь отелей
Все отели были забронированы через сайт sp.booking.com, на котором очень большой выбор отелей и неплохая информация о самих отелях (вместе с фото). В конце июля отели были забронированы для посольства (по маршруту, указанному выше), а после получения виз отменена часть брони (Парма, Страсбург, Ллорет де Мар). Почему бронировали меньше отелей для визы? По двум причинам - чтобы маршрут был похож не на путешествие по Европе, а на поездку в Испанию (меньше претензий у посольства и с бОльшей вероятностью дадут визу), а так же потому, что многие отели блокируют часть суммы (обычно в размере 1 дня проживания), которая возвращается обычно через месяц после оплаты проживания отеля (как позже выяснилось, карточка VISA Промсвязьбанка возвращала заблокированную сумму автоматически через 30 календарных дней, независимо от оплаты и проживания в отеле), а этого не хотелось, т.к. в части отелей (например, в Ллорет де Мар) мы не планировали проживать. К тому же окончательный выбор отелей всегда приятнее уже после получения виз, нежели окончательно выбрать устраивающие тебя отели до получения виз, а в итоге не получить визы и не поехать.
Подтверждение брони всегда присылал сам сайт в течение 1-2 часов с момента бронирования. Сначала хотел дополнительно запросить от каждого отеля подтверждение брони, но потом отказался от этой затеи, т.к. подтверждение booking`a выглядело красиво и солидно, и должно было устроить посольство.
3. Страховки.
3.1. Купили в СК РЕСО две медицинские страховку на сумму 30 000 ЕВРО (требования посольства) по цене 17,53 ЕВРО каждая
3.2. Купили «зеленую карту» (аналог нашего ОСАГО, требования посольства) с территорией действия по всей Европе + Белоруссия за 43 ЕВРО. Без Белоруссии страховка стоила 25 ЕВРО, но если брать Белоруссию отдельно, то получаются те же 45 ЕВРО, т.к. на 10 дней Белорусская гринкарта стоит 400 рублей. А одна бумажка всегда лучше, чем три.
3. Подготовка комплекта документов.
Справку из банка о наличии не менее 50 ЕВРО на человека на каждые сутки.
Справка с места работы о з/п не менее 15 000 руб. в свободной форме
Копии всех загранпаспортов (действующих, закончившихся и аннулированных)
Копия первой страницы загранпаспорта
Фотографии 3.5*4.5 с размером лица не менее 80% от общей площади фотографии
Копия паспорта РФ
Страховки
Документы на машину (свидетельство, доверенность, ТО, ПТС, водительские права)
Брони отелей
Заполненные анкеты (образец взяли с сайта визового центра)
4. Получение виз.
В Испанский визовый центр предварительно записываться по телефону (как это раньше требовалось с посольством) не надо. Находится он возле метро Добрынинская. Открывается в 9 утра. Приехали в 8.30. Стояла небольшая очередь из 10 человек. К открытию очередь увеличилась до 20-25. Как сказали очевидцы внутри просторное помещение и 20 окошек (те, кто был в Посольстве Испании, наверняка это оценят, после маленького помещения и 2-3 работающих окон со злыми женщинами за стеклом, которые смотрят на тебя как на врага, пытающегося проникнуть на вражескую территорию). Все сотрудники – молодые и приветливые, которые спокойно и подробно отвечают на любой твой вопрос. Очередь автоматическая – при входе стоит автомат и, выбрав нужное действие (подача документов, получение, донос документов и еще каких-то один или два варианта) распечатывается билет с номером. Потом на табло высвечивается Ваш номер и номер окна, куда следует обратиться. Работало, правда, не 20 окошек, а всего 4-5 в начале и 10-12 к концу. Связано с тем, что они тоже люди и опаздывали на работу . Очередь подошла достаточно быстро (ждали, наверное, минут 30), и мы подошли к окошку. Девушка сначала принимала мой пакет документов, потом у Полины. Попросила анкету, проверила ее (оказалась заполнена правильно, что весьма непросто сделать, ибо там достаточно много вопросов и граф), что-то спрашивала (в пределах анкеты). Поставила в своем бланке галочку и по своему списку стала спрашивать документы. Поскольку к получению виз мы подготовились, все необходимые документы и копии у нас были (у некоторых сдающих документы не было то каких-то документов, то анкеты переписывали). Сотрудница очень удивилась, когда вместо билетов на самолет, я дал ей копии документов на машину. Для нее это было впервые (сама призналась), поэтому она долго смотрела документы на машину, сходила, проконсультировалась со своим начальником (ходил в этом же зале и решал вопросы, помогал сотрудникам оформлять документы, отвечал на вопросы) приняла документы (правда билеты на самолет, на автомате, пару раз еще спросила). После этого отправила нас в кассу, где мы заплатили по 35 ЕВРО (в рублях) за каждую визу и по 1220 рублей за услуги визового центра (итого каждая виза стоила около 70 ЕВРО).
5. Получение виз и выбор окончательного маршрута.
На сайте визового центра по номеру заявки отслеживали процесс проверки документов и на 4 день после подачи прочитали, что документы обработаны посольством и возвращены в визовый центр. Результат неизвестен до момента обращения в визовый центр, т.к. выдают запечатанный конверт, а в нем паспорта. Получив конверт и вскрыв его, обнаружил паспорта, а в них визы. После этого пришло время определяться с окончательным маршрутом и оставшиеся дни августа ушли на изучение возможных вариантов поездки и планирования. В итоге были забронированы все отели по следующему списку:
- Польша (Варшава). Отель Reytan. 1 ночь. 84 ЕВРО (с парковкой)
- Австрия (Вена). Отель Geblergasse. 2 ночи. 165 ЕВРО (с парковкой)
- Италия (Верона). Отель Maxim. 1 ночь. 85 ЕВРО (с парковкой)
- Франция (Ницца). Отель Le Florence. 1 ночь. 125,8 ЕВРО (+19 ЕВРО парковка)
- Франция (Кане-эн-Русилльон). Отель Le Galion. 1 ночь. 112.58 ЕВРО (паркинг бесплатно)
- Италия (Милан). 3 ночи. Отель Mondial. 220 ЕВРО (+ паркинг 10 ЕВРО и завтраки 10 ЕВРО)
- Чехия (Прага). Отель Inos. 3 ночи. 210 ЕВРО (+ 26 ЕВРО паркинг)
- Польша (Варшава). Отель Witkowski. 1 ночь. 67 ЕВРО (паркинг бесплатно)
Были распечатаны брони отелей (при заселении в отели мы только показывали распечатку брони и кроме заполнения анкет и показывания паспортов вопросов с заселением не возникало).
08.09.07. Москва - Белоруссия - Польша
Выспавшись после последнего рабочего дня в пятницу, проснулись в 3 ночи, собрались и выехали из дома в 3.50 утра. Навигатор отмерил 1300 км из Южного Медведково до отеля в Варшаве. Подъехали к МКАДУ, и тут я вспомнил, что ПТС на машину не взял (в дальнейшем он не пригодился, но все путешественники настоятельно рекомендуют его брать, т.к. если таможенники будут тщательно проверять авто, то свидетельством на машину можно не обойтись). Пришлось возвращаться, и в итоге на МКАД мы выехали в 4.10, а с МКАД на Можайское/Минское шоссе выехали в 4.30. Проехав немного по трассе, в 4.47 дозаправили на заправке Лукойла полный бак (22,61 л * 19,90 руб.). На дороге было немного машин. Трасса практически везде прямая и поскольку езда шла на круиз контроле (как и везде по трассе), то никаких трудностей не было. Оставалось лишь снижать скорость в населенных пунктах и перед постами ГИБДД. Скорость была на трассе 130км/ч, в редких населенных пунктах 80 км/ч (80 потому что ГАИшники из-за штрафа в 50 руб. ночью вряд ли будут останавливать, а 130, потому что превышение разрешенных 90 км/ч на 40км/ч пока что наказывается штрафом в 100 рублей). Ехать быстрее ночью некомфортно, т.к. приходится быть более сосредоточенным, и устаешь сильнее и быстрее. Штурман часть пути проспал, а оставшуюся часть пыталась не дать уснуть мне, ибо сказывался не очень длинный сон перед поездкой, а разговоры помогали победить и сон и скуку. В итоге к 8 утра проехали Смоленск (находится немного в стороне от трассы, но уже недалеко до границы с Белоруссией). Перед Смоленском попытались заправиться, но на трех подряд заправках Лукойла и Роснефти была утренняя пересменка (обычно она там с 7-30 до 8). После Смоленска перед самой границей в 8.47 заправились (36,84 л * 19 руб. = 700 руб.). На спидометре было 192106 км. В 8.50 переехали границу. Граница России и Белоруссии представляет собой шести полосную дорогу, по три полосы в каждую сторону. За пару километров начинают тянуться фуры, которые сначала занимают 1 ряд, потом два и перед самым пропускным пунктом стоят во все три ряда, поэтому все легковушки через две сплошные и по встречке вынуждены их объезжать с включенной аварийной сигнализацией. Тактику проездка по встречке мы выучили во время летней поездки в Белоруссию, когда сначала стали в хвост на крайней левой полосе за фурами, постояли минут 5, поняли что фуры стоят здесь почти вечно и вслед за очередным «знающим» водителем проехали по встречке. Таможенники абсолютно равнодушно на все эти объезды смотрят – видимо, тут так принято. Прохождение таможни состоит их опускания стекла водителя и приветствия таможенника, который машины с российскими номерами пропускает свободно и даже желает счастливого пути. Отъехав от границы несколько сот метров, остановились в придорожном кафе позавтракать (летом мы здесь оформляли белорусскую гринкарту). Завтрак (состоящий из 2-х порций вкусного и свежеприготовленного шашлыка, 2-х порций спагетти с сыром, салата их свежих овощей и 2-х чашек чая) стоил 220 рублей.
Дорога по Белоруссии идет очень хорошая (даже в большинстве своем отличная) – по две полосы в каждую сторону. По всей протяженности процентов 55 разрешена скорость 120 км/ч, еще процентов 40 – 100 км/ч, остальное это ремонты дороги с ограничением в 80 км/ч. Надо отметить, что, несмотря на отличное состояние дорожного полотна, есть отдельные участки со старым асфальтом и часть дороги, которая сделана из плит. На таком участке машину и водителя немного трясет, но летом такой участок длился дольше – ремонтные работы идут постоянно именно в этих местах и свежий асфальт очень гладкий и ровный. Ремонты встретились несколько раз и заключаются они не в латании дыр как у нас, а в прокладывании длинных участков (по 5-10 км) либо левой, либо правой двух полосной части дороги. Дорога на всем протяжении пути платная. Есть два пропускных пункта от границы РФ до Минска и два между Минском и Брестом. Стоимость проезда 13 рублей (хотя когда ехали обратно стали брать 12). Населенных пунктов совсем нет. Только один был сразу после границы с РФ и пара деревень перед Брестом. Про штрафы нам рассказывали, что они очень большие (в пересчете на ЕВРО от нескольких десятков до сотни и выше), поэтому скоростной режим нарушали только на 10 км/ч, но встретили ГАИшников всего 3-4 раза и ни разу нас не остановили. Пишут, что так обычно и бывает – на всем протяжении пути они стоят редко и в основном в местах ремонта дороги или ограничения до 100км/ч. Поскольку в Белоруссии дорогу окружают поля и машин очень мало, то возникает ощущение простора и свободы, поэтому едешь очень спокойно. В 10.41 (здесь и далее время местное, которое в Белоруссии отстает от России на 1 час, а начиная с Польши и в Европе на 2 часа) заправились на местной заправке (которые на 90% государственные, а остальные российские, и пишут, что качество бензина в Белоруссии очень высокое) – 27,7л * 25,72 р (1.08$/0/78 ЕВРО). На спидометре 192400 км. За 120 км до Бреста заметили на противоположной стороне очень красивое кафе на берегу пруда. На обратном пути решили, что надо будет туда заехать покушать.
В 13.55 заправились в 4 раз: 23.2л * 1.08 долл. = 25 долл. На спидометре 192675. Позади тысяча километров. Впереди уже очень близко Брест и граница с Польшей. Поскольку в Польше и Европе обязательно необходимо в салоне иметь жилет (ярко салатового или оранжевого цвета), и запрещено на трассе выходить из авто без него, то заехали его купить в 14.10 на заправку Лукойла (ранее это не удалось, т.к. жилеты там были, но купить можно было только за белорусские рубли, которых не было). На заправке поменял 10 долларов (с собой кроме ЕВРО мы наменяли мелкими купюрами 200 долларов, чтобы в случае чего-либо давать ГАИшникам, либо покупать бензин в Белоруссии), купил на сок, воду, шоколадки, но жилеты там уже закончились. На сдачу у нас осталось около 16 тыс. белорусских рублей.
Надо отметить, что единственное место, где в Белоруссии можно расплачиваться не белорусскими рублями – это заправки. Везде указаны цены, как в белорусских рублях, так и в российских, долларах и ЕВРО. Платить можно любой валютой и сдачу с чеками дают той валютой, которой платите. Общее впечатление от Белоруссии – 80-е годы СССР. В магазинах как в Союзе - на прилавках очень маленький выбор, сервиса никакого, отелей нет, кафе почти нет. Но все очень дешево. Люди приветливые и несуетливые – везде тишина и спокойствие.
В 15.00 въехали Брест, и, проехав его по прямой до указателя на Польшу, повернули налево, а потом пересекли мост и повернули направо границе. Перед самой границей увидели указатель на Домачево (которое находится в 40 км от Бреста, но все советуют переходить границу там, т.к. таможня Бреста забита местными легковыми «бензовозами», которые покупают в Бресте бензин, едут в Польшу и выгодно продают его там, т.к. в Польше бензин стоит в 1.6-1.8 раза дороже, чем в Белоруссии). Но поскольку впереди большой очереди мы не увидели, решили не делать крюк и попробовать пересечь границу через Варшавский мост (через реку Буг, соединяет Брест с польским Тересполем). На границе мы снова попытались на заправке купить жилет, но опять тщетно. Оплатили экологический сбор 3500 бел.рублей (около 44 российских рублей), без которого таможенники не пускают к самой таможне и подъехали к очереди, которая была в два ряда по 6-8 машин местных жителей (белорусов и поляков), но все машины заглушены, двери открыты, пассажиры загорают на солнце. Был еще и третий ряд, но он был пустой, и мы решили прикинуться «не местными, которые тут в первый раз и ничего не знают», стали в этот третий ряд вторыми вслед за каким то микроавтобусом. После того, как микроавтобус подозвали к белорусскому пропускному пункту и почти сразу пропустили внутрь, молодой таможенник жестом попросил подъехать к нему вперед. Спросил – знаю ли я, что это ряд для служебных машин и зачем в него стал? Я ответил, что первый раз здесь и спросил что делать. Он пошел посовещаться с начальником, и после пары фраз вернулся со словами «Начальник сказал разворачиваться и становиться в конец общей очереди». Поскольку до этого я читал, что проход без очереди стоит около 50 ЕВРО с машины и часто можно «договориться», я спросил у таможенника – можно ли как-то этот вопрос решить с взаимовыгодным итогом. Он спросил, сколько и попросил показать багажник. Посмотрев, что кроме вещей там ничего нет, услышал предложение в 40 баксов. Пошел опять совещаться со своим напарником/начальником (который сидел внутри будки поста). Начальник дал добро, и таможенник спросил «Все будет хорошо? Проблем не будет?». Получив утвердительный ответ, взял паспорта с вложенными 40 баксами и протянул в окошко для штампа о выезде из Белоруссии. После этого мы подъехали к терминалу, где в 5 рядов стоит по 3 машины друг за другом, и проходят транспортный, пограничный и таможенный контроль, как белорусов, так и поляков (правда с середины сентября работа таможни в Бресте изменилась и теперь с этой стороны реки только белорусская таможня, а с другой польская и они разделены). Мы оплатили белорусам транзитный сбор (5 долларов), показали им документы на машину, страховку, оплату платной трассы. После этого прошли тут же паспортный контроль поляков, показали содержимое багажника и нас отпустили. Вся процедура отняла минут 20-30. Надо отметить, что нам все же повезло, т.к. путешественники про этот таможенный пункт пишут, что можно простоять и 2 и 4 часа, а особо успешные стоят по пол дня (если длинные очереди и таможенники медленно пропускают всех). Мы выехали из терминала и подъехали к Варшавскому мосту, который представляет собой двух узкий полосный мост, который в нескольких местах перегорожен шипами, которые поднимаются/опускаются поперек дороги внутрь моста (подумалось сразу о том, что очень не хотелось бы, чтобы какой-нибудь польский шутник поднял эти шипы). Проехали медленно мост и в 15.40 въехали в Польшу.
Граница Польши начинается с города Тересполь. От него до Варшавы чуть больше 200 км. Проехали по знакам с ограничением в 30-50 км/ч через город. Ехали, не нарушая правила, т.к. все писали о больших штрафах в Польше и многочисленных гаишниках, которые могут ехать даже в гражданских машинах. В итоге за нами скопилась очередь, но все ехали спокойно и фарами не моргали (надо отметить, что фарами в Европе почти нигде не моргают, а в некоторых странах, например в Германии, за это даже штрафуют). Проехав Тересполь, началась дорога, которая тянется к Варшаве через многочисленные населенные пункты, где скорость ограничена 50 км/ч. На дороге очень много участков где идет ремонт, почти нет разметки, т.к. положен свежий асфальт. Ранее на этой дороге было по одной полосе (как и сейчас) и в каждой были очень большие колеи, проложенные бесчисленным потоком фур, которые едут по этой основной дороге из Варшавы в Белоруссию. Так вот сейчас большая часть асфальта уже заменена, везде стоят щиты с информацией о том, что ремонт дороги ведется на деньги ЕС, и сколько все это ЕС стоило. Асфальт, надо признать, был пока что отличный. Но многочисленные ремонты сильно снижали скорость передвижения, т.к. были либо ограничения по скорости до 60 км/ч, либо вообще одностороннее движение со светофором (т.е. сначала ехало одно направление на этом участке, а потом встречное). Мы надеялись проехать эти 200 км за 2 часа, но в итоге ушло все 4, т.к. средняя скорость была 50-70 км/ч. Пару раз встречали гаишников, которые с включенными мигалками стояли около машин и уже что-то им выписывали. На середине пути решили, что до Варшавы мы не доедем быстро, и чувство голода дало о себе знать. Первая попытка поесть в придорожном ресторане не увенчалась успехом, т.к. там все готовились к свадьбе. Нам посоветовали (молодой поляк - сотрудник ресторана, на ломанном русском языке, чего мы не ожидали) через несколько перекрестков углубиться в город и там пообедать в местном ресторане, но мы ограничились обменом 50 ЕВРО на польские злоты в местном обменнике и поехали по трассе дальше. Курс польской злотой к рублю примерно 1 к 10-11, поэтому все цены было очень удобно считать – надо было только умножать на 10, и получали цену в рублях. Проехав несколько километров, остановились в очередном с виду приличном месте (кстати, в Польше сразу бросается в глаза огромное количество придорожных отелей и ресторанов). В ресторане тоже все готовились к свадьбе, но он продолжал работать, внутри был большой и просторный зал, красивый интерьер и меню на польском. Изучив меню (в котором некоторые слова были понятны, а остальные попытались понять без перевода), заказали два борща (им оказался прозрачным свекольным, но вкусным, бульоном, в котором плавали несколько маленьких пельменей), жареный картофель (принесли карт. фри) с котлетками, картофель с отбивной (большой кусок несильно прожаренной свинины в панировке из кунжута), чай и кофе. Весь обед стоил нам 45.5 злоты (т.е. 455 рублей). Наевшись, отправились покорять последние 100 км. Часто встречались вывески «Sklep», что, как мы выяснили, означало «Магазин». Теперь мы изменили тактику езды, т.к. езда по знакам и дальше грозила привести нас к Варшаве ночью. Мы пристраивались за группой автомобилей (которые до этого нас все время обгоняли) и ехали либо в хвосте, либо в середине группы. Поскольку они все превышали скорость, то было уже не очень страшно. К концу пути уже начинало темнеть, и недалеко от Варшавы мы заехали в 18.35 на заправку BP, где заправили 20,08 л * 4,35 польских злоты (87,5 зл. или 875 рублей). На спидометре было уже 192900 км. В 19.30 мы въехали в город, проехали километра три-четыре и пропустили нужный поворот по навигатору (думая, что он чуть позже). Проехали прямо, навигатор пересчитал маршрут, мы доехали до улицы, по которой вел навигатор, но она была на ремонте и перекрыта. Пришлось искать объезд и еще ошибившись пару раз в нужном съезде (к навигатору после этих ошибок сразу привыкли, т.к. если до этого всегда было ощущение, что он говорит про поворот на следующем перекрестке, то теперь стало понятно, что надо поворачивать практически сразу после последнего предупреждения), приехали к отелю Reytan в 20.00. Оставили машину на улице, получили ключ от номера на ресепшене (здесь и везде далее все сотрудники ресепшена всегда свободно разговаривали на английском, поэтому никаких проблем с заселением или получением информации нигде не было), договорились о паркинге и въехали во внутренний двор отеля. Взяли чемодан из машины, и пошли изучать свой номер. Отель был очень красивый и, несмотря на свои три звезды, выглядел очень впечатляюще (все блестит, все в мраморе, вычищено, красиво). Интерьер в отеле так же был очень красивый, везде ковровые дорожки, тишина. В номере была очень удобная и огромная кровать, стоял большой телевизор. В ванной было все, что только можно придумать (начиная от одноразовых сидений на унитазы и заканчивая наборами иголки с ниткой для пришивания пуговиц). Мы решили сходить в ближайший магазин, купить на утро в дорогу воды и печенья с фруктами. Вышли из отеля, нашли рядом обменный пункт, поменяли 100 ЕВРО на злотые (т.к. планировали еще 1 или 2 раза заправиться в Польше), зашли в местный магазинчик и купили все, что нам было необходимо. Поскольку пообедали мы достаточно поздно, ужинать уже не хотелось, а накопившаяся усталость дала о себе знать, и после душа мы крепко уснули. Так закончился первый день, полный впечатлений, пересечений границ, долгой дороги и небольшого потепления (в Москве было +9-10, а в Варшаве уже +16).
09.09-10.09. Польша (Варшава) - Австрия (Вена, 2 ночи)
Проснулись в 6.00, в 7.00 пошли на завтрак. Завтрак в отеле (как и почти во всех остальных отелях позже) состоял из шведского стола, где были всякие джемы, йогурты, фрукты, салаты, ветчина, сыр, горячее (обычно омлет и сосиски), чай, кофе, сок, молоко, булочки, хлеб. От отеля к отелю менялся ассортимент и названия продуктов, но общий набор я перечислил. Где-то было вкуснее, где-то выбор больше и т.д. Позавтракав в 7.45, оплатили карточкой отель и выписались.
В Варшаве утром пошел дождь, который по пути в Вену провожал нас до самой Чехии. Проехав через город относительно свободно (в том числе для этого и выехали пораньше), выехали на единственную приличную польскую дорогу, которая идет из Варшавы до Брно (Чехия). Дорога шла на юго-запад страны, везде можно было ехать 120, но очень часто дорогу пересекали перекрестки и светофоры, на которых было ограничение скорости 70 км/с. Иногда встречались участки ремонта дороги. В большинстве своем дорога была приличного качества, но гораздо хуже, чем в той же Белоруссии. Многие машины нас обгоняли со скоростью 130-140 км/ч и в основном это были поляки. В 10.10 мы заправились: 27,6 л * 4,39 зл. (121,16 злотых или 1211 руб.). На спидометре было 193120 км. Без эксцессов доехали к 12.20 к границе с Чехией. Надеялись, что проскочим ее быстро (как это нам обещали форумы), но нас остановили и попросили стать в сторонке на время проверки документов (пока остальной поток чехов и поляков проезжал, лишь показывая паспорта в окошко). Стояли мы долго. Собралась очередь из таких как мы – машин 5. В конце проверки документы вынесли всем сразу и всех отпустили (т.е. чисто теоретически мы могли уехать гораздо раньше, но то ли они документы наши не проверяли, пока не соберется очередь из других машин, то ли им просто лень отпускать тех, кто приехал раньше). Во время ожидания купили виньетки (наклейки на лобовое стекло) – оплата платных дорог Чехии и Австрии. Виньетка для Чехии стоила на 9 дней 8 ЕВРО, а для Австрии на 1 месяц 13 ЕВРО.
Позже выяснилось, что если в Австрии автобаны это нормальное явление и почти через всю страну как в одну сторону, так и в другую мы ехали по ним, то в Чехии автобанов было очень мало – был 200км отрезок от границы Германии через г. Пльзень до Праги, второй от Праги до Брно (тоже где-то 200км) и третий на который мы выехали только проехав километров 100 от границы с Польшей в сторону Австрии и Словении. Остальное – это обычные двух полосные дороги по одной полосе в каждую сторону с максимально разрешенной скоростью 90 км/ч (на автобанах 130).
В 13.34 нас таможенники Польши/Чехии нас отпустили, и мы въехали в Чехию. Кстати если у Вас открыта Шенгенская виза, то на транзит, как по Польше, так и по Чехии Вам дают по 5 дней (чем мы на обратном пути и воспользовались, оставшись в Праге на 3 ночи). Если виза есть, но она не действует – Вас на 99% не пустят даже в Польше – просто развернут. Доехав, как уже писал, 100км до автобана, остаток пути ехали относительно быстро. Контраст между Чехией и Польшей конечно разительный. Все аккуратненькое, красивое, чистое. Архитектура домов более аккуратная и в каком-то похожем стиле, нежели в Польше, где наряду с красивыми домами и ухоженными дворами встречались холупы похуже тех, что можно встретить в российской глубинке.
В 15.20 мы заправились на очередной чешской заправке: 30,07 л * 31,2 кр (примерно 1.13 ЕВРО) = 938 чешских крон. Расплатились карточкой, т.к. наличных крон с собой не было. На спидометре уже было 193442 км. Оставшиеся примерно 120 км в направлении Вены/Любляны (навигатор предлагал поехать через Словению/Любляну, т.к. там идет скоростная платная дорога, но мы не собирались из-за 40 км по Словении покупать их виньетку и проходить еще две таможни и поэтому немного изменили маршрут – он прошел почти рядом с границей Словении, но мы попали сразу в Австрию, т.к. Вена недалеко от Любляны и границы). Дорога к границе шла через пустую узкую дорожку среди лесополосы, где не было ни души. Граница оказалась одной из самых «прозрачных», которые мы позже встретили. Мы подъехали к пограничному посту, внутри которого сидели два деда. Мы показали им паспорта через окно, а они махнули нам жестом даже не выходя - «проезжайте». Но, поскольку с целью избежать дальнейших проблем с обратным транзитом, нам нужны были штампы о выезде из Чехии и въезде в Шенген, мы языком жестов попросили их проштамповать паспорта. Они удивились, но просьбу выполнили. Правда, штампы поставили только о выезде. Мы проехали пункт дальше, и я боковым зрением увидел, что там тоже было окошко и, наверное, именно там таможенники (там сидела женщина) могли поставить штамп о въезде в Австрию. Но поскольку нас никто не остановил, а штампы о въезде в Испанию (при отсутствии штампа о въезде в страну, Шенген которой Вам выдан, Вам в следующий раз, скорее всего, откажут в выдаче визы этой страны) нам были гораздо более критичны, чем о въезде в Австрию. Мы, немного помучавшись вопросом – вернуться или нет, поехали дальше. Перед нами открылись просторные поля, на которых везде виднелись бесконечные ветряные электрогенераторы. Впереди была последняя сотня километров, и мы спокойно продолжили путь. Последние километры дались не очень просто, т.к. почти половина трассы от границы Чехии к Вене это был не автобан, а обычная дорога, половина протяженности которой ремонтировалась (или даже строили автобан, т.к. техники и материалов на всем протяжении было очень много) и мы ехали со скоростью 60-80 км/ч в неплотной пробке. В 17.30 мы въехали в Вену и минут через 15 добрались до своего отеля Geblergasse, который был на одноименной улице, которая, в свою очередь, находилась на окраине исторического центра Вены. Как оказалось, это был худший отель во всем путешествии. Подъехав к отелю по узким улочкам с односторонним движением, среди припаркованных машин мы не смогли припарковаться и сделали небольшой круг в надежде, что сможем где-нибудь стать, чтобы зайти в отель. Тщетно. Опять все было занято. На третьем круге я остановил машину прямо напротив выезда из какого-то дома в паре сотне метров от отеля. Обратило на себя внимание, что все 3-4 этажные дома, из которых и состоят улочки в Вене, имеют собственный внутренний гараж. Въезд в этот гараж отмечен знаком эвакуатора и запретом на парковку, но путеводители говорят о том, что австрийцы хоть и склонны закладывать друг друга за правонарушения, очень медленно реагируют на сообщения о машинах, перегородивших въезд/выезд. Этим я и воспользовался. Полина осталась сторожить машину, а я взял паспорта, распечатку брони и деньги, пошел в отель. Холл впечатления не произвел – больше было похоже на студенческую общагу, чем на отель. Не знаю, откуда это ощущение, т.к. там было хоть и тесно, но чисто. Заполнив весьма внушительную анкету, я оплатил вперед проживание, паркинг (внутри здания отеля было помещение, размеченное на 6 машин), завтраки – итого 166 ЕВРО за 2 ночи (из них 20 ЕВРО за завтраки и 18 ЕВРО за паркинг). Это был единственный где мы расплатились наличными (т.к. ни портье, ни отель, ни обстановка не располагала к оплате там карточкой). Вернулся к машине, заехали внутрь здания на паркинг, и пошли в номер. Номер был очень маленький. Кроме кровати там едва уместился небольшой столик с телевизором, небольшой шкаф и двуспальная кровать. Чтобы подойти к кровати, надо было перемещаться чуть ли не боком. Бросив вещи и немного расстроившись выбором отеля, пошли погулять по вечерней Вене. Несмотря на усталость после 700км автопробега, чувствовали себя отлично, но поиски ресторана затянулись. Это было связано с тем, что мы приехали в Вену в воскресенье, а это у австрийцев священный день – никто не работает (каковы были причины выходного - национальные или религиозные – мы так и не выяснили). Совсем никто. В путеводители написано, что лишь недавно некоторые рестораны и магазины получили право работать в воскресенье. Побродив по улочкам Вены, ближе к центру мы все-таки нашли работающий ресторан (Roth) и, ознакомившись с меню, решили поужинать в нем. Как выяснилось позже из путеводителя, этот ресторан стоял в нем на первом месте, и цены там были не самые дешевые. Чем точно ужинали, не помню, но помню, что это было два разных блюда жареного мяса с чем-то, суп и десерт. Порции были большими, красиво украшены и очень вкусные.