В Альпы через фьорды

Впечатления и отчёты о посещении нескольких стран за одну поездку

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

В Альпы через фьорды

Сообщение: #1

Сообщение dedavova » 29 июл 2008, 20:39

В Альпы через фьорды

На юге Франции ждал внучок Поль. На север Европы заманивали фьорды и фьельды Скандинавских гор. Через две этих заветных точки и проложили кольцевой маршрут, включив в него сопутствующие красоты. Купили карты, путеводители и вездеход, в котором устроили спальню, чтобы не беспокоить гостиницы и ночи тоже проводить на природе. Прихватили необходимое по традиционному списку и без остатка погрузились в европейские ландшафты.

Итоговый маршрут:
Москва – Финляндия - Швеция – Норвежские ФЬОРДЫ – Дания – Германия – Люксембург – Французские-Итальянские-Австрийские АЛЬПЫ – Словакия – Украинские КАРПАТЫ – Москва.
11480 км, 29 дней.

8 мая
В Альпы через фьорды
Московская кольцевая

Старт приурочили ко времени, когда дороги в красотах еще свободны, но уже тепло и в Норвегии открываются перевалы! Не дотерпели до завтра и вечером, после работы, отплыли - иначе и не скажешь, уж очень плавное и комфортабельное средство передвижения наш отечественный УАЗ ПАТРИОТ.
На кольцевой предпраздничная пробка, но уже под бардов и в приподнятом настроении. За Химками скорость подросла, и на антеннах затрепетали оранжевые ленточки в знак памяти отцов, гордости их победой. Нас тоже не буди… Вырвались из мегаполиса и накатило освобождение, знакомое всем любителям дорожного счастья. Появилось ощущение, что попали в продолжение “Евразийского вседорожного кольца” Москва - Эльтон - Мангышлак - Устюрт - ТяньШань - Иссык-Куль
Лужков обеспечивал солнце ко Дню Победы, поэтому в 300 км от столицы ехали сквозь ливни. Ночевать пристроились на стоянке мотеля «Коломно», среди фур и вековых сосен. В кафе цены детские, но если набрал еды на 150р, полагается фронтовые 50г. Щи, пельмени, мясо в горшочке – и все равно до водки не дотянули. Атмосфера в кафе чем-то напомнила фильм “Девчата”. Домик без изысков, круглосуточное тепло плиты, поварихи в окошко подают парящие блюда дальнобойщикам. За соседним столиком наворачивал пельмени простецкий дяденька, могучести плеч которого на двух шварценегеров бы хватило, и опять за державу не обидно, а наоборот.

Прогулялись в сосновой роще под утихающую дорожную жизнь. Среди ночных фур прогуливаются фигуры в глянцевых ботфортах, мини, косметика, сигарета, зоркий взгляд… всем жить хочется достойно. Заглянули в баню, 50р с человека, но если с дамами – 350. «А с женой» - спросил я дежурную Свету – «а с женой приходите утром».

9 мая
Всю ночь крона соседнего дерева собирала влагу туманов и сбрасывала капли на отзывчивую крышу Патрика. Но спалось сладко. Температура за бортом +5, стекла запотели и отпала проблема зашторивания окон.

В парную наведались первыми, позавтракали у девчат и на трассу. Дорога то супер, то так себе, погода то ливень, то просто хмарь, пейзажи то никакие, то акварельные, из деревянных деревень и сосен на зеленых лугах в синеве. Множество трейлеров груженых иномарками по встречной, а попутно скачут уже порожние. С лихим отчаянием кормит Россия Европу по питерской трассе.

Кристалинская допела диск и мы подъехали к северной столице. На обочине человек насторожил табличкой «проведу по городу», но мы и без подсказок добрались к Гостиному Двору. На Невском флаги, шары, цветы, милиция, молодежь, старички в медалях. В общенародном настроении добрели к Дворцовой площади.
Над Петропавловской крепостью два дирижабля отпугивают вражеские самолеты, но не тучи, которые периодически нагло мочат всенародный праздник. За мокрым Петром на коне, сквозь прозрачную зелень парка, проглядывают гранитные колонны и золотой купол Исакия. Сокровище открылось нам и снаружи, и изнутри, напомнив об эпохе живого религиозного духа. Гул с Невского опять втянул нас в демонстрацию народной самодеятельности, уже без речей, официоза, но с задушевностью. С тротуаров с нашим участием кричали ура орденоносным ветеранам и ветхим полуторкам с военными образца 1945 года. Город оставил впечатление уютного и адекватного гражданам, образец всем мэрам.

В Альпы через фьорды
Питерские внуки победителей

От Питерских патриотов вернулись к Ульяновскому и двинули на Выборг, где приютились в крошечном мотеле “Кировские дачи”. Посмотрели собственную демонстрацию глазами телеоператоров, затем местный канал зациклился на беспредельном.

10 мая
Чуть свет отчаливаем в приграничную Торфяновку. По дороге заправляемся по полной, так как следующая заправка в дорогой Финляндии.

Правила на границах, дорогах, паромах, достопримечательности, цены, отчеты предшественников заранее предоставил инет и теперь его советы придают уверенности. На Российской служивые люди заглянули в спальню, спросили кто лежит под пледом, и улыбнувшись в ответ, подняли шлагбаум. Финны тоже вещи не досматривали, а могли бы, ведь вторую коробку пива и прочего, нарушающего таможенные правила, мы не прихватили. Обе границы прошли за сорок минут.

На финской дороге четкая разметка, гаи нет, водители законопослушны, мы тоже следим за стрелкой спидометра и полтинниками в красных кружочках у дороги. Постепенно привыкаем к избытку знаков и ехать становится легче, чем до границы. Часто трасса прорублена в скалистой начинке гладких холмов. Карельского типа перелески напоминают, что у природы свои границы. Ориентироваться по названиям не успеваем, но приспособились по номерам дорог. По Е18 объехали Хельсинки. В городке Salo съехали с трассы. В натуральном рельефе рассеяны скромные по размерам, простые по форме терракотовые финские домики. То слева, то справа неозаборенные хутора, где на каждые два человека сауна, без которой финн, как известно, жить может, но не долго.

На заправке автомат высветил, что наша пластиковая карта – no valid… а ведь в ней 80% наших средств. Тот же автомат принял евро и заправил.

Нашли по карте живописно-обзорное место на вершине горнолыжного холма. Посозерцали красоты, эстонского берега за финским заливом не увидели и отправились на пристань в Турку, где встали в автомобильную очередь. Время позволяло заглянуть в неожиданно гигантский после скромных финских домиков лютеранский монастырь, сложенный из валунов. Во внутреннем дворе, словно в средневековые будни, монахиня в черно-белом отпирала старинную дверь в башню.

В Альпы через фьорды
Паром Silja Europa

В порту тем временем причаливала высоченная белая громадина с надписью «Silja Europa», напомнившая предстартовый Байконур. Наш автомобиль пригласили возглавить въезд фур в железный спортзал Сильи. Задрали ручник повыше, прихватили рюкзачок и на лифте поехали на 9 палубу в свою каюту, где бросили вещи и побежали на верхнюю 12 палубу наблюдать отплытие. С высоты аналогия с Титаником полная…

Прошлись по корабельно-праздничной жизни. Две палубы – развлечения, магазины, рестораны, четыре верхних – каюты. Подогретые болельщики распахнули свои кубрики и делятся переживаниями с дальними палубами. Народ бродит по магазинам, ресторанам, казино. Девчонки слетают со своих спальных палуб в ночные клубы. Посмотрели тусовку, конкурс Евровидения по ТV, поняли, что времена меняются и оставляют нас в привычном, но тоже милом образе жизни. Не доставало морской качки, но пива хватило.

11 мая
В Альпы через фьорды
Между Ботническим заливом и Балтийским морем

С откидных кроватей скатились и прибежали встречать рассвет на пустынную, плывущую высоко над морем палубу, с которой как с утеса-великана видны уходящие в мглу горизонты. Наш курс пролегает между Балтийским морем и Ботническим заливом. Внизу по водной глади наплывают и отваливают крошечные островки, на каждом стоят два-три домика среди газонов, деревьев и лодок. Слева стая чаек, справа белые лебеди парами скользят, доводя пейзажи до сказочности. Ветра нет, но скорости парома достаточно, чтобы нас сдуло греться в каюту.

Искупались в душе, почитали распечатки про порядки предстоящей Швеции, собрали рюкзачок и спустились на седьмой, в эпицентр паромной жизни. Здесь молодежь, но и супружеских пар лет под 70 не мало, и тоже, с оживленными глазами и внутренней молодостью.
По радио что-то сказали, и все устремились к лифтам. Патрик в трюме ждал как на обычной парковке, хотя при подготовке маршрута представлялось, что машины закрепят к полу, чтобы при качке они не долбили друг друга. Подходим к Стокгольму. Железная стена, высотой метров пятнадцать, плавно падает от нас и превращается в трап, по которому наш вездеход первый въезжает в Швецию. Относим это к правильной примете и вливаемся в потоки Стокгольма. Попытка остановиться в центре для «побродить» не удалась – поток увлек нас по Е20 – Е18 и вынес из столицы.

Весь день плыли по аккуратным Шведским дорожкам, из окон присматриваясь к незнакомке. По атласу Скандинавии разыскали обзорное место, машину оставили у остроконечной лютеранской церкви и по душистой роще, без тропы, поднялись на холм над заливом с радиусом видимости красоты более 10 километров. Снизу из прошлогоднего камыша доносилось курлыканье журавлей и кряканье уток. Пока грелся чай, обнаружили вбитые в трещины скал металлические кованые стержни с символами – черепа, лодки, шестиконечные звезды. Это место связно с религией и историей, но теперь заросло, может потому, что на машине сюда не подъехать. На обратном пути спортивная шведка – наездница поздоровалась с нами как со старыми знакомыми, чуть далее – приветствовал парень на газонокосилке. На поле при этом бродили журавли, а фазан перебежал дорогу и из кустов усердно издавал двойные паровозные гудки.

В Альпы через фьорды
Швеция. Шхеры Ботнического залива

В Karlskoda решили смыть пыль родных дорог. Мойка – автомат требует выбрать марку автомобиля. За неимением Патрика в списках кликнули на Toyota Land Cruiser и все равно пришлось домывать вручную.

Патрик засиял, а лобовое стекло исчезло с фотоснимков. Но зажглась лампа неисправности двигателя… Пока разыскивали мастерскую неисправность потухла, и суеверно примолкнув, мы вернулись на Е20.
Обнаружили на карте и продвигаемся к «Picasso Sculptures». Штурман борется с навигатором при продвижении по развилкам. А водитель ищет объяснение феномена, почему в этой красоте и благополучии добровольных уходов из жизни во много раз больше, чем в менее удачных странах? Лев Гумилев обосновывает однозначную связь ландшафта, климата, природы с национальными особенностями населяющего данную местность сообщества. Т.е. если климат здесь обычный, значит рельеф должен быть специфическим. Особенность это или нет, но действительно, в отличие от России, например, поля для земледелия здесь площадью как раз под одну семью, разбросаны островами среди скалистых, поросших деревьями, холмов. Объединяться в большие деревни природа как бы не подталкивает. Экономичнее у каждого поля на пригорке иметь хуторок, где все под рукой – пастбища, речка, вода, рыба, пашня, лес, дрова, все необходимое для одной семьи в природой ограниченной зоне. Значит ребенок в такой семье растет отдаленно от других семей, коммуникабельность не натренирована. А ведь надо своей индивидуальности найти и подладиться под другую. И вот тут умных, трудолюбивых индивидуалов подкарауливает одиночество, которое и есть в пределе – бессмыслица жизни, даже если вокруг рай… первый взгляд всегда поверхностный.

На указателе «до Пикассо-скульптур 300 метров» паркуемся у плавучего ресторанчика. Как и всюду здесь аккуратно, чисто, без помарок вписано в ландшафт – на газонах цветы и скромные домики, в озере Vanern кораблики и яхты, на скалистых холмиках сосны и березы. Разыскиваем каменных дев, с бедрами – глыбами, погруженными частично в лоно вод. Безуспешно. Только благодаря табличке понимаем, что искомое изваяние есть стоящая рядом железобетонная труба, на которую мы не обращали внимания. Высота скульптуры метров двенадцать, наверху два перпендикулярных плоских профиля, один лица, другой видимо прически одной из последних жен Пабло, как поясняла табличка. Не поняли высокого искусства, зато умилились дикой уткой с селезнем, расположившимися под скульптурой и приветливо рассматривавшими нас с расстояния вытянутой руки, уткнув клювы под крыло.

С дороги приглядываемся, где бы живописно заночевать. Грунтовые дороги идут по эквивалентам подмосковных лесов, но как правило закрыты шлагбаумами. Туристы здесь среди леса не останавливаются, а кучкуются в обустроенных местах. Если место живописное, значит и хуторок тут как тут. Иногда у домика стоит трактор, человек – большая редкость, а дети встречаются не чаще инопланетян. Если едет встречная машина, то водитель делает отмашку как своим. Газон стрижет человек верхом на газонокосилке, – тоже приветствует. Ткнулись в очередной тупик, домик у озера. Пошли пообщаться с хозяевами насчет остановиться рядом на ночлег, но нас опять встречает безмолвная тишина и таинственный безлюдный дом. Разворачиваемся и едем на дальнейшие поиски.

В лучах заката съезжаем к очередному озеру. Место живое – зеленые островки, рыба плещется, запах озерной свежести, где-то совсем близко журавли и утки крыльями хлопочут. В близлежащем заросшем домике снова никого не находим и решаемся заночевать без договоренностей. Водителю досталось разложить мебель на берегу со Смирновым, штурману варить лапшу с тушенкой и Чинзано. Темнеет медленно, хочется притихнуть и слушать, как из камышовых далей, с интервалом в пару минут исходит таинственный, все пронизывающий органный аккорд. Возможно, так дружно сообщают о своем любовном томлении миллионы местных тритонов. Поужинали под тихий дождичек, примкнули к подушкам и притихли.

12 мая
В Альпы через фьорды
Усадьба Ogern

Утро началось у озера. Рыбачить я отказался, так как Галя отказалась чистить будущую рыбу и жарить ее. Прохладно, но мы советской закалки, набираем ведро озерной воды и умываемся по пояс. Взбадривает. Сбрасываем на ноутбук вчерашние фото, складываем походные кресла и стол, припечатываемся к жесткой коряге и отчаливаем от приютившего нас берега в сторону суши. Выехали на Е18, за 50 км до Норвегии опять свернули в леса. На одном из холмов расположилась усадьба прошлых веков Ogern, теперь музей. За заборчиком из наклонных жердей не знавший краски деревянный дом, вековые деревья, амбар на четырех валунах с лестницей из каменных плит, сарай, курятник. В таких местах и без солнца светло, а прошлое кажется милее будущего. Побродили и вышли, прикрыв за собой ворота, так никого кроме овец и роскошных рыжих кур не встретив.

С моста над озером Foxen видны круговые заводи, в которых откармливают рыбу. Чуть далее на сочно-зеленом газоне берега озера стоит церковь. Лютеранки, в среднем за 70, подруливают и топают слушать пастыря. В 20 метрах из воды блестят боками тюленевидные камни, на которых разместились и погагатывают дикие гуси.

Выбираемся на Е18 и вскоре пересекаем заметную по флагам границу Швеция-Норвегия. Экскурсия по придорожному рынку ни чем не поразила, разве что продавцы более тактичны или равнодушны.
Здесь уже 30, 50, 80, 110. Местами скорость контролируют приборы. Но! за сотню метров стоит предупреждающая табличка и можно успеть сбросить избыток скорости. Напряг возник при въезде на платную дорогу. Автомат не втянул ни купюру, ни карту, просил 20 крон монетой, которой у нас не было, выждал минуту, выдал чек, конечно же сфотографировал, зажег зеленый, открыл шлагбаум и мы с недоумением тронулись. По дороге Галя расшифровала норвежский текст чека и – о наглость – с нас штраф 300 крон ( 1200 руб). Так вот как Харальд V воспитывает своих подданных. Материм себя и жесткие местные законы. Даже пытаемся ссориться, но безуспешно. Тем более что Галя более тщательно изучила чек и поняла, что 300 это если в течение 2х недель не заплатишь 20 по предлагаемому счету. Настроение подпрыгнуло будто сэкономили 300 крон, а страна стала ещё краше.

В Альпы через фьорды
Королевский вид

На первой же заправке разменяли бумажки на мелочь. Высмотрели на карте место, отмеченное как дальновидное и вскоре вырули к многолюдной спортбазе у озера, для заночевать не подходящее. Другое обозначенное подобно оказалось на вершине крутой горы. За въезд кинули 20 крон и по страшноватому с непривычки зигзагу поднялись на высоту. Темнело. Со смотровой площадки Kleivstua до горизонта просматривались холмы, леса, озера и с виду финские домики норвежцев. Прогулялись по округе, обнаружили подходящее местечко, возле снежного сугроба сготовили ужин и уложились спать, еще раз убедившись, что в дороге и жизнь интересней, и сон слаще.

13 мая

В Альпы через фьорды
К этим снегам и тучам только вчера прочистили дорогу

Утром за окном паркуются машины. Водители разных возрастов, некоторые с собаками, уходят по тропам в горы – в Норвегии выходной.

Ну а мы подались на северо-запад в сторону фьордов. С Е16 свернули на №234. Безлюдная глубинка Норвегии, строительства нет, хотя между домиками 300 и более метров. Чистота, пословицы нарушают - если заготовка дров, то щепок нет. Дрова пакуют в сетки и закрывают тканью от дождя. Если музей встречается, то хутор из прошлого. Если фабрика, то чуть ли не в скалу спрятана. Ни ворот, ни заборов, ни административных зданий.

В Альпы через фьорды
Дороги в глубинке

В воскресенье машины почти не встречаются, увидеть человека совсем редкость. Снова на Е16, затем среди красоты по 51-ой. У чистейшей воды озера устроили привал, вскипятили чай, полюбовались разноцветными донными камнями, пустынными берегами, и в путь.

Обед приготовили у другого горного озера, где опять персональный столик и скамейка. Далее по №51, на самых живописных местах съехать негде, останавливаться опасно, могут въехать из-за скалы, приходится фотографировать на ходу.

В Альпы через фьорды
Походный обед

В Bagn сворачиваем в гору, добираемся до деревенской деревянной церкви 18 века с кладбищем – газоном, на котором хоронят и современников, видно по датам на скромных каменных плитах.
По №51 подъем на 1300 метров. Среди снегов все чаще встречаются дома с поросшими мхом крышами. Цвет стен – черный и темно-коричневый. На фоне горного пейзажа жилье не стремится выделиться. Встречается множество совсем маленьких домиков рассеянных по склону, возможно хижины горнолыжных фанатов.

В Альпы через фьорды
Старинный жилой дом
В Альпы через фьорды
Современный жилой дом

За перевалом у горы Bitchorn попадаем в многокилометровый коридор среди снежных стен. Вертикальный срез белых пластов достигает 4 метров. Этот открытый голубому небу снежный тоннель вызывает восторг. В сугробах иногда мелькнет конек летнего домика или верхний кончик дорожного знака. Это в середине-то мая. Ни разу такого не видели, не слышали и не представляли. Уж Россия, какая снежная держава, но таких сугробищ не встречалось.

В Альпы через фьорды
Снежные пласты Битхорна

Встретили оранжевый снегоочистительный комбайн своими роторами пробуривший эту впечатляющую дорогу. Да, попасть сюда на машине до 10 мая – значит многих дорог не проехать и многого не увидеть.
В долине реки Sjoa, у озера Sjodalsvatn встречаются пустые не охраняемые кемпинги. Перезимовавшая доска объявлений сохранила одну строчку: dog/day - 180 kr.

Места заманчивые, но приходится учитывать таблички «No camping», кстати, не на норвежском, что редкость. И все-таки не устояли, в сосновой роще у реки решили заночевать. Место оборудовано неприметно, стол из бревен, колонка будто сама выросла среди мха под сосной и дает воду!, туалет у болота с земляной крышей, а внутри как в отеле. Но сейчас здесь даже денег дать не кому.

В Альпы через фьорды
Долина реки Sjoa

Холодновато, но тем аппетитней ужин с «журавлем» и чинзано. Дозвонились детям, поделились восторгами и при свете солнца, хотя было 23-00 по местному, выпали с маршрута.

14 мая

В Альпы через фьорды
Дети городка Lom

Пробудились от яркого солнца. В Норвегии. Поэтому через двадцать минут небо заволокло и пошел снег. Галя завтрак готовит, я безуспешно пытаюсь открыть капот для проверки уровня масла. Бодрости вносит умывание по пояс в горной реке. Отъезжаем уже под дождем. Тучи уселись на вершины гор, но всю красоту не спрятали. С №51 выехали на №15, справа вьется речка, встречаются и кемпинги без признаков жизни.

В Альпы через фьорды
Норвежский пейзаж

В городе Lom исследовали старинную cтавкирку. Деревянные стены на южной стороне за пять веков стали желто-рыжего, верблюжьего цвета. Окна из стеклышек, изготовленных в те века, когда ещё не умели делать плоские поверхности. Малыши терпеливо выслушали учительницу и разбрелись по газону церковного кладбища рассматривать надгробия предков. У всех волосы бело-пшеничные, одежды цветастые, на курточках на спине большими буквами LOM, чтобы не потерялись. В лавке ознакомились с норвежскими сувенирами - вязаные свитера, шарфы, носки, лоскутные одеяла, поделки из дерева, сказки про троллей, открытки фьордов, мило и дорого.

В Альпы через фьорды
Старинный постоялый двор Bovertun

По живописной №55 поднимаемся к старинному постоялому двору Bovertun. Постояльцев нет, ворота висящие на мощных сосновых стволах, закрыты, не сезон. Вокруг таяние снегов, ручьи звенят, черно-белый пейзаж контрастен. Мокрый асфальт блестит на белой береговой линии озера, заснеженные пологие склоны чередуются с голыми отвесными, чистой белизны сугробы уже набухли и осели у черных сырых стен постоялого двора. Из горной графики отправились к развилке на Geiranger. Но к сожалению дорога № 63 оказалась под непроходимыми даже для Патрика сугробами. Едем далее, после длинных тоннелей ищем площадку, чтобы рассмотреть в какой мир нас вынесло сквозь гору. Но мест пригодных для обзорной остановки зачастую просто нет. Зато при движении одна сторона дороги всегда идет над обрывом и для обзора открыта.

В Альпы через фьорды
Дорога № 55

По серпантину спустились вниз, подыскивая место ночевки. В Норвегии действует так называемое «правило каждого». Ночевать на природе можно, но не ближе 150 метров от домов. Чтобы воспользоваться этим справедливым законом, иногда приходится проехать сотню километров – местность горная и если горизонтальный пятачок есть, то значит есть и дом, и в 10 метрах от него уже гора или обрыв.

Интуиция подсказала свернуть по указателю с изображением лыжника. На горе, в лесном массиве под дождем обнаружили спорткомплекс. Укромное местечко отыскали, проехав вдоль спортивных беговых дорожек. Мокнем, но ужин готовим, пьем-едим под зонтами, 2х100г, лапша с тушенкой, помидоры, бородинский хлеб с салом, - и хмарь расступилась. А на сладкое – слушать шум дождя из-под сухого теплого одеяла.

15 мая

В Альпы через фьорды
Сюда заберется не всякий

Просыпаемся в 11-00 по местному – вчера перебрали впечатлений и спали, как сурки. За окном приятный сюрприз, горизонты прояснились и мы разглядели, в окружение каких снежных вершин нас завели поиски места ночлега. Вокруг шумит, звенит, щебечет пронизанный светом лес, похожий на подмосковный, но как-бы девственней.
Наконец удалось открыть капот, и долить масло в картер. Галя в ручье моет посуду, и со стороны видно, как зайчик пропрыгал в пяти метрах от неё. Погода разгуливается, раскрывает заманчивые пейзажи и торопит за впечатлениями. Отпечатываемся на булыжнике, и в путь.

Вблизи от ночевки обнаруживаем стрельбище, на огневом рубеже которого кучи гильз. Направление стрельбы как раз на наш ночной лагерь. Может быть именно поэтому здесь и не было домов, и мы без проблем организовали стоянку. Не было в то утро тренировки биатлонистов, поэтому добираемся до дороги № 60 и едем в сторону фьорда Geiranger. У опушки леса встретили мини-фабрику по заготовке дров. Комбайн пилит березки на чурбаки и тут же расщепляет на поленья. По транспортеру дрова поднимаются и сгружаются в сетки, стоящие на поддоне. Щепа тоже вся в здоровенных мешках.

В Альпы через фьорды
Фабрика дров

В городке Grodas прогулялись по аккуратной и будто свеже-выкрашенной улице достойной центра столицы. Местные привыкли, а нас не меньше норвежской природы поражает уютность, чистота и аккуратность здешних городков.

Добрались до Hellesylt который расположен у мощного каскадного водопада, впадающего в Geiranger фьорд. Отсюда через 2 часа отправляется паром по одному из самых красивых на земле фьордов, занесенному Юнеско в памятники природы. Патрика оставили дожидаться парома, сами заглянули в маленький с домашней обстановкой банк и наконец сняли с себя долговой груз – заплатили по пресловутому чеку 20 крон. Погода меняется на глазах. Небо заволокло, пошел дождь. Мы тоже приуныли. Что теперь можно разглядеть при таком тумане?

В Альпы через фьорды
Городок Hellesylt

На местной заправке белокурая принцесса облегчила нашу visa-карту на сто крон в обмен на горячие хот-доги и кофе. К машине вернулись под раскричавшихся чаек, по-видимому, тоже дожидавшихся парома и сверху его уже увидевших. А тут и погода вернулась в исходное, солнечное состояние и мы очень этим обрадованные вкатились в паром.

В Альпы через фьорды
Geirangerfjord

Оплата на месте, через кассовый аппарат, висящий на шее блуждающего от машины к машине кассира. Попутчики изучают автомобиль неизвестной марки. Знак RUS наводит на лицах знак вопроса, одно выражение легко перевели «русские не хуже Мерседеса делают…». И ведь не так уж сильно ошибаются, кажется нам.

В Альпы через фьорды
Geirangerfjord

С верхней открытой палубы сказочная округа впечатляет на всю жизнь. Эффект фьорда в непривычной близости крутых гор, морских глубин и совсем крошечного в сравнении с ними человека. Понятно происхождение троллей – тот же масштабный фактор. С отвесных стен вода стекает десятками больших и малых водопадов. Есть скалы без единой травинки, не за что зацепиться семечке. Почему-то миллионы лет охлаждений и нагреваний, работы ветров, ледников и воды не превратили вертикали в пологие склоны, шея устает запрокидывать голову.

В Альпы через фьорды

На мачту садится чайка, значит, приближаемся к деревне Geiranger. Пришвартовались, из парома выбрался автобус с японцами, которые так и просидели в комфорте застекленных помещений. Осмотрели городок, в котором на одного жителя приходится 800 туристов в год. Затем по серпантину той самой № 63, которая была закрыта с другой стороны, поднимаемся вверх, на одном из поворотов чуть не столкнувшись с автобусом, т.к. радиусы поворота рассчитаны на одну машину. При каждой возможности останавливаемся и обозреваем сверху то, что видели с парома. И опять не можешь не поражаться. Домики стоят на любом приступке, не сливаются с другими, вписаны в ландшафт, а виды у них из окон – дороже самих домов. Но рассудили и решили, что жить надо не в самом красивом месте планеты, иначе как вот теперь обвороженным гейрангерцам по более скромным странам путешествовать? Еще утешаем себя мыслью, что жизнь так устроена, что в принципе наверно не может быть идеально правильного места. Здесь красиво, но холодно и пасмурно. Там красиво и тепло, но скучно и работать негде. А где-то и красиво, и тепло, и весело, но проходной двор. И т.д.

Доехали до парома через Tatfjord, 1,5 километра – и мы на другом берегу с попутными машинами. Едем вдоль фьорда, приглядывая и за красотами, и за съездами для ночевки. Заехали по серпантину на обзорную площадку над Tatfjord. В этой красоте живут и фермеры, что видно по тракторам типа Беларусь у домов, по запаху навоза с маленьких горных полей. Tatfjord не менее грандиозен и красив, чем Geiranger.

Под высоченной скалой сказочная норвежская гостиница «Fjellro» соблазнила просушиться, отмыться, согреться, постираться, зарядить технику. Номер с видом на фьорд, на который мы уставились из непривычно неподвижного окна и балдеем, программы по TV оказались слабее вида на фьорд. По полчаса отстояли под душем, попрощались с видами до завтра и уснули по-норвежски.

16 мая

Спросонья бежим к окну, фьорд еще краше своего вчерашнего отпечатка в памяти. Хозяйка охотно с нами беседует, пока мы расправляемся с баночками-коробочками шведского стола. Завтра самый большой праздник норвежцев – День Независимости, весь народ будет отмечать уход в 1805 году из-под власти датского короля.

Обсудили красоту фьордов. Оказывается, местные по началу были не мало удивлены, что туристы из других стран стали наведываться к ним любоваться природой. Стало быть даже такие восхитительные картины могут примелькаться старожилам. Зато новичкам достаются зашкальные впечатления.

От отеля дорога ведет в сторону знаменитой тропы троллей. Проехали долину, где уже все зелено и тепло. Подымаемся через пояс горной тайги до березового мелкоредколесья. Вдоль дороги стоят разметочные шесты метров по пять высотой, значит сугробы зимой здесь высоки. Сейчас тут весна, снег тает, ручьи журчат, почки набухают. Но, как и у людей, некоторым птичьим народам больше по нраву холодные места, а их пение здесь, в оркестровой яме из скал и снегов, имеет особую прозрачную звонкость. Вскоре началась горная тундра, где наш путь перекрыл распластавшийся поперек дороги непреодолимый снежный шлейф.

В Альпы через фьорды
Tatfjord

Насмотрелись с горных вершин, возвращаемся на Е39, едем в сторону Alesund. Дорога красива, указателей предостаточно, тоннели есть, проблем и полиции нет. Деревянный Alesund в начале прошлого века сгорел, и архитекторы со всей Норвегии его восстанавливали. Проехали по городу, жилые домики, в принципе, как и вокруг трассы –горизонтальная вагонка, белая или терракотовая, иногда желтая. Припарковались у универсама LIDL, в магазине все цены «завышены в 3 раза», по прилавкам видно, что действительно, норвежцы самая пьющая молоко нация в мире. А спиртного и его покупателей здесь будто нет вообще, норвежскую водку - путешественницу «Линье - аквавит» мимоходом не встретили. В накрапывающем дожде пошли на вершину холма к городскому собору. На круто поднимающихся улицах, непривычно рискованно припаркованы автомобили, ручник тут нужен надежный. Церковь сложена из отутюженного ледниками дикого камня, рядом кладбище на зеленом газоне в парке.
Едем далее, смотрим поселения вдоль дороги, которые как и везде в Скандинавии скромны, аккуратны и неотъемлемы от ландшафта. Фотографировать хочется, хотя шедевров архитектуры нет. И пословица у норвежцев перевернутая – «хорошее - враг лучшего».
Навигатор прокладывает путь к Sognefjord. Мостов почти нет и фьорды преодолеваются на паромах, без проблем, так как норвежцам это необходимо для повседневной жизни.

Местом для ночевки выбрали площадку для заготовки дров на опушке горного леса. Ни щепок от дров, ни окурков, рядом бежит ручей, а внизу город Sandane отражается в зеркале Gloppenfjorden. Смотрели окрашенный закатом фьорд через стволы сосен и засыпали под разговоры о трудолюбии норвежцев – такие классные дороги, тоннели и паромы нам приготовили. Теперь на автомобиле можно легко увидеть то, что лет сто назад и пешком было недоступно.

В Альпы через фьорды
Вид с места ночевки


Продолжение следует...
Последний раз редактировалось dedavova 02 фев 2015, 14:28, всего редактировалось 4 раз(а).
"М.б., спасение мира в переходе с оседлого на кочевое положение" А.П.
Аватара пользователя
dedavova
участник
 
Сообщения: 103
Регистрация: 06.04.2007
Город: Москва
Благодарил (а): 9 раз.
Поблагодарили: 50 раз.
Возраст: 73
Страны: 34
Отчеты: 8

Сообщение: #2

Сообщение dedavova » 30 июл 2008, 05:38

17 мая
Выспались до отказа и распахнули двери в прохладу и свежесть леса. Птицы многоголосят, ручей им подзванивает, солнце блещет на тающих росинках, а из городка доносится гулкий барабанный марш надвигающегося праздника. Ещё вчера хозяин каждого дома поднял на верхушку шеста красный флаг с синим крестом размером полтора на два метра.

Для начала заехали в городок Sandane и… увидели жителей!

В Альпы через фьорды
На празднование Дня Независимости норвежцы выходят в национальных костюмах

Норвежцы вышли из домов и прогуливаются в праздничных одеждах семьями из трех – четырех поколений. На лицах торжественное настроение, довольство собственной судьбой и Родиной.
Из гражданской идиллии едем на причал Narrowfjord, дабы проплыть по нему на кораблике. Увы, единственный в майские дни паром отчалил чуть раньше, поэтому следуем по сухопутному маршруту и вскоре попадаем в уличные гулянья солнечного городка Sogndal. Традиционный Норвежский наряд на каждом и напоминает, что этот народ живет в королевстве. Комплектация и добротность костюма не уступит Тирольскому. Юбки на девочках и женщинах черные, длиной до черных башмачков, иногда белые фартуки или вышивка. Белые кофты с широкими рукавами, жилетка черная или красная, расписная. Металлические броши, цепочки, серебряные пояса. Мужчины, как минимум, в черном костюме с галстуком, но многие – в национальном: китель с двумя рядами пуговиц, бриджи, гольфы с кисточками, красно-синие ленточки на груди. В общем традиции сохраняются, стало быть и общество здорово. Мы рассматриваем норвежцев, норвежцы тоже заняты друг другом. Взрослые ведут себя как хорошо воспитанные дети и все вместе едят пирожное и мороженое.

В Альпы через фьорды

Пообщались с женщиной, которая сама к нам подошла как к единственным тут незнакомцам. Если итальянки и француженки вызывают ощущение иностранок, то норвежка будто своя тетя, с Урала. Рассказала о празднике, о своей семье, пока её трое опрятных мальчиков то ели мороженное, то играли на саксофоне. Пригласила остаться на вечер, но мы откланялись и поехали любоваться праздником в масштабах страны. Движущихся машин только одна, и мы в ней. В поселках люди тусуются в трезвом, по-северному замедленном темпе. Как странность встретили компанию негров, раскрепощенные позы и хипповатые одежды которых резко контрастировали с нордами. Как и климат, полновесная северная культура противоположна облегченной солнечно-африканской.

Неожиданно высокая стоимость въезда на дорогe № 55 предвещала тоннели и красоты. Как следует из Полиглота, эта дорога идет вдоль фьордов и является одной из самых популярных среди туристов. Но так как был и не сезон, и праздник, вся эта обалденная красотища доставалась нам одним.

Проехали несколько многокилометровых тоннелей. Смотреть хочется, фотографировать хочется, спуститься к воде хочется, и подняться на гору тоже тянет. Не заметили, как день перешёл в вечер, и на обед останавливаться стало бессмысленно, значит присоединим его к ужину. №55 закончилась, не спеша едем десятки километров пытаясь присмотреть потенциальное место ночевки, но не встречаем ни одного. Так и доехали до парома через Sognefjord, который доставил нас в поселок Oppedal.

В Альпы через фьорды

Еще рассматривая с парома окрестные ландшафты, приметили в крутом береговом склоне многообещающую лощину. Узенькая дорога провела мимо фермерского домика, маленьких квадратиков огороженных пастбищ и кустарников. Мы оказались в горной чаше, с высоченными склонами укрытыми лиственным лесом. Для ночлега облюбовали запущенный мост над горным ручьем, в шуме которого наш двигатель сразу притих. Готовили ужин, дышали горной свежестью и озирались округ. Женщина появилась со стороны хутора, присела на камень возле нас, достала из полиэтиленового пакета тетрадку и что-то записала, пока ее белый терьеристый пес угощался с нашего стола. Галя на всякий случай спросила - мол ничего, что мы тут переночуем, и получила положительный кивок. Но так и не поняли, она пришла записать на всякий случай наш госномер, или она из романтиков, и писала что-то поэтичное в своем женском дневнике.

18 мая
Ночью накрапывал дождичек, но утром сделал перерыв, как раз на завтрак и сборы. Выбрались на Е39 и держим путь на Берген.

В Альпы через фьорды
Берген. Бывшая столица Норвегии

Почти без ошибок въехали в центр средневековой столицы. В дороге Галя выяснила по Полиглоту, что Берген - самый дождливый город в Европе! Покидая машину, отметили, что нам-то с погодой повезло, и зонт брать не стали. Отошли от многоэтажной парковки несколько шагов, и за нами увязался тот самый бергенский дождь. Но нам он только помог сильнее пропитаться мореплавательской сутью портового города. Подались по намеченному маршруту, но без солнца и привычных подсказок GPS ушли в противоположную сторону. Зато несказанно очаровались своеобразием города и хорошо промокли. В отличие от поселков, здесь многолюдно, на дождь бергенцы внимания не обращают и зонтами не закрываются.

Отыскали знаменитый рыбный рынок, хотелось свежей семги купить и вечером приготовить рыбное блюдо. Но так как дождь обещал не останавливаться и на ужин, пришлось соблазниться сэндвичами с лососем, которые по вкусности превзошли все ранее встреченные на жизненном пути бутерброды.

В Альпы через фьорды
Набережная в Бергене

Акватория порта переполнена разнокалиберными яхтами. На набережной, в одном из охраняемых Юнеско домов ганзейских купцов купили вязаный норвежский шарф Люку, выпили по капучино и подались на дорогу №7.

В Альпы через фьорды

В Альпы через фьорды

Для просушки одежды и фотоаппарата врубили печку на полную и через полчаса опять были готовы бродить под дождем. Тем временем воздух за окном затуманился и пейзажи стали еще таинственнее. Вершины глазами ещё видны, но на дисплее фотоаппарата не проглядываются. Много тоннелей. На выезде из одного остановились. Сразу направо оказалась старая тропа над 200 метровой пропастью - жуть. Внизу горный поток грохочет, моросит дождь. Спустившиеся под нас облака пасутся по склонам как бараны. Нас, равнинных людей, все это очень впечатляет очень.

Следующая остановка уже у водопада в местечке около Norheimsund, на Hardangerfjord. Конечно же забрались в зазор между водопадом и скалой под карнизом, с которого грохочет вода. Cухо, и через струи водопада мы рассматриваем зеленые ландшафты с аккуратными домиками у воды. Отчалили на промытом дождями Патрике. Впереди ответвлений в лес нет ни на карте, ни на местности. Справа вода, слева – отвесные стены, ночевать пора, а негде. Все съезды заканчиваются домами в тупиках, а на встреченной площадке у дороги и не уютно, и знака парковки нет. В местечке Kvandall, у паромной переправы наконец поставили козлика в загородке кемпинга, под отвесно уходящей в заоблачные выси скалой. Одинокий, седой, высокий, бородатый, интеллигентный, добродушный норвежец на ресепшене подтвердил, что останавливаться можно везде – не оштрафуют. Но, как и во всей Европе, здесь принято ночевать с людьми, с удобствами и, неожиданно для наших уже сложившихся представлений, в безопасности.

Ужинали в родном затихшем домике, под шепот дождичка по крыше. Вечер за окнами по-заполярному замедленно темнел. Песня Сольвейг, так созвучная норвежской природе и светловолосым скандинавским девушкам тихонько уводила в сон. На памятнике в Бергене Григ далеко не красавец, но высокий дух и внутреннюю красоту скульптор передал. Да иным он и не мог быть, судя по музыке.

19 мая
Пионерское утро встретили в горячем душе – автомате, 6мин/10крон. С завтраком суетиться не стали, включили двигатель, печку, просушили окна от конденсата и поехали по дождю, к которому привыкли, как к воздуху. К красотам аппетит не утихает, периодически оставляем машину и бродим по берегам или горным тропинкам разглядывая незнакомую округу. Настроение отличное, асфальт блестит, с гор на полотно дороги летят брызги, сбегают ручьи, и падают водопады. Восторг! В Патрике чувствуешь себя как в сухой и теплой подводной лодке, которая то погружается во мглу, то всплывает на свет. Водной дорогой № 13 категорически рекомендуем проехать!

В Альпы через фьорды

Вот и кораблик в Bruravik, который, как и все паромы, подплывает, выпускает - впускает машины, на корме поднимается борт, урчат двигатели, из труб дым валит, отчаливаем, причаливаем, держим курс на знаменитый водопад Voringfossen. В городе Eidfjord в сквере на пристани кран-грузовик разгружал и устанавливал прямо на асфальт бронзовые скульптуры после зимнего хранения. Hardangerfjord место популярное, но разумные люди отели сосредоточили в редких городках. Потихоньку забираемся вверх. На стоянке щиты с подробной схемой района – дороги, пешеходно-велосипедные тропы, тоннели, ледники, водопады, озера, обзорные площадки. Оставили машину и прогулялись по дороге над обрывом, по которой летом возят на колесном паровозике дрожащих от счастья туристов. Кстати, на горных дорогах достаточно мест без бордюра, для полета в пропасть достаточно вильнуть рулем. Вокруг горы в снежных и ледниковых шапках. Белые рассыпающиеся ленты десятков безымянных водопадов висят в невесомости высоченных отвесных скал. Где-то внизу река шумит, деревья чуть прикрыты зеленью юности, а с ветвей звон маленьких шустрых колокольчиков.

Добрались до самого большого водопада Скандинавских гор Voringfossen. В отличие от широких викторий, это водопадение образовано вертикальной 200 метровой ступенькой в дне узкого каньона. Чтобы получше его разглядеть и услышать, подползли к краю пропасти над радугой, страх бездны добавил переживаний. Невысокие Скандинавские горы по впечатлениям совсем не уступают Тянь-Шаню. Оказывается, эффект не в абсолютных высотах, ведь горные долины на определенном расстоянии следуют за очертаниями вершин, и нигде не встречается склон высотой 5 км.

В Альпы через фьорды
Водопад Voringfossen

Спускаемся по узкой автомобильной тропинке крутого берега Hardangerfjord, катим в сторону городка Odda. С придорожных скал машину периодически охватывает пелена брызг. В этих местах любил отдыхать-работать Эдвард Григ. Ставим диск Пер-Гюнта и плывем в музыке и красоте, вдохновлявшей композитора. Слов нет.

По дороге встретились бегуны от 10 до 70 лет с номерами на груди – значит в соседней деревне проводят День Здоровья. Норвежцы и в семьдесят активны, бодры, подтянуты, за собой следят, живут с интересом, как молодые. Этому способствует свежий воздух, чистая вода и с детства привитый здоровый образ жизни.

Остановились на обочине дороги у штабелей дров, которые охраняла толстая свежевырубленная баба. Вот так норвежский дровосек проявил избыток сил и таланта. Никакой другой рекламы мы не встретили вдоль дорог за все путешествие.

В Альпы через фьорды
Баба местного скульптора

Очередной водопад Lotefossen, раздваивающийся от избытка мощности, рычит прямо над дорогой, исходит пеной, насыщая воздух водяным бисером. Под дорогой мост из дикого камня, в кружеве арок которого водопад переходит в горную речку.

В Альпы через фьорды
Водопад Lotefossen

По № 13 едем в сторону следующей намеченной точки – Lysefjord. В деревне Horda заправка автоматическая, без персонала. Все тексты, разумеется, на норвежском, но когда припрет, интуиция сносно переводит. Автомат втянул карту, запросил пин-код, номер колонки, вернул карту, велел вставить пистолет, залил и мы отвалили с полными баками и подозрениями, т.к. чека не дождались.

Дело к вечеру, тормознули перекусить в деревенском кафе. За столиком местный парень расспрашивал нас, а мы – его. Работает строителем домов и одновременно фермером, содержит коз, баранов, двух лошадей, женат, две маленькие девочки, живут у тещи в старом доме. В России не был, но хочет на Камчатку попасть, ведь именно она площадью и природной красотой близка Норвегии, при том, что там всего один город – Петропавловск. Как этот парень, так и работница кафе сказали, что путешествовать по их стране очень дорого. Нам показалось, что и жить в ней недешево. Странно, не только в относительно бедном Узбекистане, но и в богатой Норвегии жизнь простого народа не кажется легкой.

И снова дорога тянется то вверх, то вниз, тормозим то двигателем, то колодками, то всеми средствами сразу. Вот и паром в местечке Nesvik. Аппарат, висящий на шее кассира, снял деньги с карты – и мы на другой стороне Hardangerfjord. Едем в сторону Lysefjord по №13, находим относительно укромное место вблизи дороги к Preikestolen в сосновой роще. Перекачали на ноутбук дневные снимки и расстроились, что электронные образы далеки от реальности. Фото не передает ни страха высоты, ни еле видных силуэтов гор в тумане, а широченные пейзажи обрезаны форматом матрицы. Но все равно это отличные помошники памяти. Слегка грустно, ведь завтра последний Норвежский день.

20 мая
Во сне продолжались разборки с какими-то дорожными головоломками. Просыпались под шипение на крыше мелкого дождичка. Холодного горного ручья под боком не оказалось, умывались без всплесков эмоций. Нарыли несколько кустиков вереска для французского садика, позавтракали и в путь.
На парковке уплатили последние кроны и пешими подались к Lysefjorden. Место наипопулярнейшее, видно по попутчикам со всего мира. Пары или маленькие группы немцев, итальянцев, японцев. На парковке все переодеваются в горные ботинки, куртки и топают по стрелкам. Тропа горными ручьями идет по валунам, так что вода через них протекает, а ноги сухие. В болотистых местах выручают деревянные шпалы. На поворотах стрелки-указатели, не заблудиться. Чтобы дождь не пошел, прихватили с собой зонт. И сработало, даже солнышко пару раз заглянуло из-за туч. Прошли километра три по крутым каменистым подъемам и оказались на открытом фьельде - просторном живописном плоскогорье.

В Альпы через фьорды
Lysefjorden

Молодежь нас обгоняет. Встретились и сухие спортивно-современные старички. Протопали по огроменным гладкокаменным черепашьим панцирям. По узенькой, прижатой к обрыву лесенке пробрались на маленькую крышу отвесной скалы. Ограждения нет, и это уже влияет на сердечные ритмы.

Прилипнув к скале подползаем к краю пропасти и заглядываем в мировую бездну. С востока на запад распространяется узкий глубинный разлом, заполненный водами Атлантического океана. Душа обмирает и замирает в обмороке. Все не железное рефлекторно сжимается. И страшно, и сверхново очутиться в таком неизъяснимом наслаждении равнинному жителю, ведь находишься на отвесном обрыве, превышающем Останкинскую башню. Часа два летали на этом маленьком плато над окрестностями и на десятки километров обозревали Lysefjord. Это место планеты входит в десятку! Советуем! Очень! Всем!

В Альпы через фьорды
Preikestolen на Lysefjorden

Наобмирались и оголодавшие спустились к Патрику.
Возвратились на дорогу № 39, на пароме преодолели последний фьорд. Въезжая на платную дорогу опять не удалось расплатиться картой и автомат напрасно выдал чек для будущей оплаты, ведь завтра мы уплываем в Данию. Из-за ранней отправки парома решили заночевать в пригороде Kristiansand, поближе к порту. Площадки над морем найти не удалось и пришлось расположиться под соснами, рядом с каким-то скромным учреждением.

21 мая
Трогаемся с солнцем. До парома 45 минут и 45 километров. Перед самым Kristiansand образовалась медленно ползущая пробка. Случайно без оплаты въехали на платную дорогу. Но назад уже не вернешься. В порту на шлагбауме предъявили заблаговременно купленные в Москве билеты. Девушки с линейкой два раза тщательно измерили нашу высоту. Первая мысль – потребуют доплаты за превышение габаритов. Но нам просто дали парковочный лист с номером дота, соответствующего росту Патрика.

Спросили попутных автомобилистов насчет нашей неуплаты за проезд по дороге. Народ успокоил – мол дороги региональные и россиянам ничего не грозит. И мы расслабились. Но напряг возникает всегда неожиданно – при въезде в паром Патрик задевает рогами контрольную планку. Впереди – угорожающе низкий потолок с коммуникациями, а сзади подпирает вереница машин, нас может заклинить между палубой и потолком. Подоспел сортировщик, спрессовал очередь из задних машин, пока мы представляли, как нас будут выгонять с парома. Но нам нашли персональное место на корме и козлик стоял изолированно, как на выставке. И это по человечески, ведь любопытствующих много, и так им удобнее со всех сторон изучать достоинства российского автопрома.

Прихватили необходимые вещи и отправились на пассажирскую палубу. Внутреннее устройство парома похоже на салон громадного самолета, ряды кресел, у каждого свое место, мониторы учат как спасаться. Пошатались по магазинам, восстановили Смирнофф с Чинзано, съели по хот-догу, пощелкали пролив Скагеррака. Скорость парома поразительно высока, на глаз 80 километров в час.

Часа через три уже съезжали в Данию. Ландшафт резко уплостился, дорога расширилась, скорость и однообразие увеличились. 120 км/час умножить на два часа – и Дания позади.

В Альпы через фьорды
Дания быстрым взглядом


Но на выезде загорелась лампа неисправности двигателя. От нейтрализатора и всей выхлопной магистрали идет сильный жар, что очень чувствует даже спина водителя. Эстонец-дальнобойщик посоветовал СТО на первом съезде направо после пересечения границы с Германии. В мастерской машину подняли высоко, но код ошибки компьютер установить не смог. Мастер посоветовал долить бензин с высоким октановым числом и взял за совет 10 евро.

Поозирались вокруг, и расположились в местном Etap-отеле. Вечером за пивом вспоминались напутствия автомеханика СТО, что Патриот рассчитан на рыбалку и охоту, и через каждые два часа нужно делать остановку на отдых для машины. Решили завтра так и делать.

22 мая
В отеле, после ночевок на природе чувствуешь себя составной частью какой-то скуки. Этажи, двери, лестницы, вместо листвы – стены, вместо травы - асфальт, ни лесов, ни душистых запахов, ни видов, ни дождя, ни ручьев, ни волнений, ни тревог. На завтрак шведский стол из вакуумных пакетиков... Норвегия, по контрасту, уже вспоминается как страна сказочной природы, а путешествие по ней как Подарок Судьбы.

В Альпы через фьорды
Евродороги

Выезжаем на трассу, железо под сиденьем греется. Добавили полбака бензина с октановым числом 100 - греется, рукой не прикоснешься. Так весь транзит с севера на запад Германии прошел с остановками на остывание, с волнением от ожидания непредсказуемого развития неисправности. Правы деды: «Не бойся дороги, были б кони здоровы». Но вот, уже темным вечером, после очередной заправки, железо вдруг остыло и мы успокоились, убежденные, что все проблемы не в датчиках, клапанах и «мозгах» козлика, а в бензине. На радостях приняли решение ехать в Люксембург, в пригороде которого, уже глубокой ночью, разместились в местном Ibis.
Не имеет значения – открыт или закрыт ресторан. В шикарной ванной сварили гречку с тушенкой на походной газовой плите. Накупались с прославленным немецким пивом, посмотрели ТВ. Но ночью все вертится вокруг шеста, как наверное и везде, кроме Норвегии, где есть цензура. Засыпали, успокоенные тем, что Патрик здоров.

23 мая
Утром горячий завтрак из ванной и спешим в центр Люксембурга, столицы Люксембурга. Припарковались под местным Auchan, билет позволял три часа бесплатно оставлять машину. Этого нам как раз хватило, чтобы обойти и полюбоваться старинным центром города, к которому мы подъехали на городском автобусе по широченному бульвару Кеннеди с молодыми дубовыми аллеями.

В Альпы через фьорды
Люксембург

Чтобы не заблудиться, придумали способ – фотографируем приметные здания, по которым на обратном пути, извлекая их из памяти фотоаппарата на дисплей, можно найти стоянку. Старинный парк рассмотрели сверху, со смотровой площадки у обелиска с Золотой богиней. Потом изучали построенный в начале второго тысячелетия город – крепость. Группы туристов – чаще старики или дети, топчутся вокруг экскурсоводов. С городского холма видны старинные домики, сохраненные, отреставрированные и расположенные среди крепостных стен в ландшафтной чаше, природой сформированной для крепости. Среди домов течет речка с дикими водоплавающими.

В Альпы через фьорды
Художница Люксембургская

Навпечатлялись Люксембургскими ансамблями, накупили клубники и поехали в сторону Франции. К сожалению обнаружилось, что сиденье опять печка. Вероятнее всего в цилиндры впрыскивается лишнее топливо. Посчитали по записям расход бензина. От дома получилось 12.7 л. на 100км, что близко к норме. Тогда решили отнести проблему к слабости теплоизоляции и до дома ехать не волнуясь.

Периодически то сворачиваем на живописные дороги, ведущие по деревням центральной Франции, то возвращаемся на скоростные трассы. Дикую ночевку искать не позволяло время, да и предстать святому семейству хотели поопрятней, поэтому заночевали в придорожном мотеле.

24 мая
Тепло и солнечно. Едем по проселкам, по старинным деревушкам населенным современниками. Природа близка к средне - летней полосе России. Поля и лиственные перелески, местность холмистая, живописная, периодически отклоняемся к издали замеченным старинным мостам, замкам, церквям, таким как Chatel Montagne, St. Just de Chevalet. Начинается дождь, переходящий в ливень, ехать в козлике при этом еще комфортнее.

В Альпы через фьорды
Франция. Chatel Montagne

Встречаются платные дороги, при въезде на которые автомат подмигивает стрелками, считывает с карты деньги и поднимает шлагбаум.

В Альпы через фьорды
Франция. Центральный горный массив

Проселочные дорожки ведут по живописи центрального горного массива. Но ливень и время поджимают и выгоняют на скоростную трассу. SMS от Ани сообщало, что нас ждут и уже готовят ужин. На скорости 140 промчали по ультрасовременному, ленточно-ниточному мосту в Millau, вроде он самый высокий в мире.

В Альпы через фьорды
Старинный Пезенас

В Пезенас въехали через южные ворота, сориентировались и подкатили к цели, забыв вымыть машину и нарвать цветов. Давим на звонок и оказываемся в объятиях Люка, Ани, и Поля, вот мы и вместе!

30 мая
Теплое южное утро. Незабываемо, с приятными сюрпризами пролетели пять дней. Аня и Люк сделали все, чтобы мы набрались впечатлений о французском гостеприимстве, о жизни в старинном городке и его живописных пригородах, о солнечном Лангедок-Руссильоне. На последок прокатили нашего сладкого малыша Поля на Патрике, который нравился ему больше всех игрушек. Взгрустнули, обнялись с самыми милыми и родными, расцеловались и отчалили.

Дорожка светлой платановой аллеей вела через старинные городки в Монпелье, поплутав по которому направились в Pont du Gard. Вскоре подъехали к Акведуку над рекой Гордон. Трехъярусная каменная аркада являлась составной частью многокилометрового водопровода, построенного римлянами. Функциональное инженерное сооружение имеет совершенную монументальную архитектуру и на тысячелетия вписано в ландшафты. Кажется невозможным без тяжелой техники создать такую запредельную мощь. Строили из обработанных с высоченной точностью многотонных кирпичиков вырубленных из золотистого на закате известняка.

В Альпы через фьорды
Акведук Pont du Gard

Постепенно удаляемся от уютного Пезенаса, за рекой на западе оставались Севенны, а справа, отрогах Альп вырисовывались замки и крепости ушедших эпох. Да, богата география и история Галии. Для ночевки свернули на дорожку лесорубов. Вырулили к свежеспиленным пачкам голых стволов. На склоне горы нашли горизонтальный пятачок и расположились.

31 мая
Последний день весны, хотя внизу уже лето, а на вершинах еще снег.

В Альпы через фьорды
Французские Альпы

Следуем наиболее живописным маршрутом до Монблана.
Французская часть Альп по силе впечатлений не уступает ни Тянь-Шаню, ни норвежским фьордам, хотя места более обжитые, окультуренные, много деревень и городков.

В Альпы через фьорды
Французские Альпы

Бело – желто – красные домики на всех оттенков зелени, просто оживший французский импрессионизм. От места стоянки проехали километров 30 и с очередной вершины, в окружении гор и голубого воздуха увидели Гренобль.

В Альпы через фьорды
Альпийская долина

Съезжая к городу по серпантину в сопровождении велосипедистов и бегунов, несколько раз останавливались и сверху рассматривали олимпийскую столицу. Затем, среди горных полей алых маков пробираемся в сторону следующего олимпийца – Альбервиль. Из множества дорог выбираем обзорные, и чтобы направление домой было. Иногда едем по магистралям, отдохнуть от серпантинов, перевалов, красот, а также нагнать время, которое теряем при объездах разрушенных весенними потоками дорог.

Прогулялись по живописному бархатно-зеленому склону у озера Barrage, на котором для полноты картины паслись плюшевые французские бараны. День пасмурный, побаиваемся, что вершину MontBlanc не увидим. Из городка Chamonix долго вглядывались в тучу, сидевшую на самой высокой горе Европы, но небесный занавес так и не открылся.

На последней французской заправке залили бензин и заправились жареной картошкой. В тоннель под Монбланом въезжаем во Франции, 38 евро, 12 км и выезжаем в Италии. На подъезде, впервые за два путешествия по Шенгену нас тормознули таможенники, настороженные неизвестностью автомобиля. Спросили не везем ли денег более 8 тысяч евро, картины, антиквар. Хотели обыскивать, но по подушкам и снаряжению поняли, что на старых русских напали и скорее пожелали нам счастливой дороги.

Удивила особая строгость в режиме проезда тоннеля. Из предыдущих сотен километров тоннелей только здесь проводят инструктаж, вручают памятку, скорость не менее 50, не более 70, расстояние между машинами 150 м, указатели подсказывают дистанцию, радары следят, встречные служебные машины с горящими табло – предупреждениями. Видимо трасса стратегическая, много грузов перевозится и при аварийной пробке большие потери могут быть. На дорогах между странами шенгена границу надо постараться чтобы заметить, а здесь преодоление проходит под надзором и в напряжении.

Италия встретила дождем и сумерками. В Интернете советуют в пригородах по второстепенным и не пытаться терять время, большая путаница в дорожной паутине, инфо на итальянском, к иномаркам местный рэкет предрасположен. Поэтому в туманно-дождливом вечере смотрим на страну с магистрали.

После Франции северная Италия кажется скромней колоритом, дома из камня темно-серых пород, компоновка поселков хаотична. Вдоль трассы заводы, дома не кончаются никогда, а в природе нет уже не занятого места. Через 100км съезжаем к отелю, вилла Soleil в окружении старинного парка. Отделка интерьера из красного дерева, золотые переплеты в шкафах, заточено под аристократию. Карту для оплаты не приняли и нам едва удалось набрать мелочью 90 евро. Портье что-то насторожило, и он попросил оставить до утра паспорт.
От напряжения и впечатлений дня долго не засыпалось. Пришлось убедиться, что ночное TV и в Италии скучное и куда приятней слушать дождь через распахнутые высоченные окна прошлых веков.

1 июня
Звучит роскошно, но действительно, начало лета застало нас на вилле Солейл в Италии. Расправились с штампованными коробочками, баночками, пачечками шведского завтрака. Погуляли по уютному парку. Обнялись с деревом диаметр кроны которого 80 метров. Упаковались, и перед нами раскрылись изящной ковки ворота в дальнейшую Италию.

В районе Милана съехали на параллельную южной границе Швейцарии альпийскую дорогу А36 в сторону Lecco, Colico, Sandrio. Часто ныряя в тоннели проезжаем длинное озеро Lago di Como. Облака, клоками ваты прилепились к склонам под силуэтами вершин, пошел дождь. Пару раз проскочили нужный поворот, но GPS возвращал нас на намеченный курс, дабы случайно не въехать в Швейцарию, которая не в Шенгене.

В Альпы через фьорды
Озеро Barrage


Проезжаем Bormio по А38, Stelvio. Вверх ползем по серпантину в двадцать колен. Облака не дают рассмотреть, что творится внизу. Но в белом молоке не так страшно ехать по узкой дорожке над пропастью. Ближе к вершине дождь перешел в снегопад. Велосипедисты, в отличие от машин, встречаются часто. Мокрые от упорства и снегопада, сорока и более-летние мужчины и женщины с тягой к преодолению. На перевале 2763 метра машина, наконец, после угла 18%, встала горизонтально, и мы перевели дух.

В Альпы через фьорды
На перевале

Обедали как космонавты, из кресел наблюдая снегопад в безмолвную пропасть. Спускаемся по серпантину в десятки поворотов на первой скорости. Патрик подъемы и высоту переносит без проблем.
Два раза подъезжали к границе с Швейцарией – просто развилка с указателем: влево - Швейцария, вправо – Италия. До Австрии предстоял ещё один перевал – Resia, и мы поторапливались разделаться с ним до ночи. И хотя по карте он был в виде серпантина, но оказался пологим до незаметности. Деревни вблизи границы Италии с Австрией пишут свои тексты на итальянском и немецком. За перевалом по значку «звездочки по кругу» на голубом поняли, что преодолели очередную границу.

И сразу ландшафты стали просторнее, дома – солиднее, надежнее, четче, красивее, их плотность на гектар меньше. Цвета веселые, луга – сочнозеленые, даже сараи на них, как украшение. Церкви с острыми шпилями, колокола звонят чисто и гулко. Так нас встретила Австрия, Тироль.

В Альпы через фьорды
Живой импрессионизм

Темнеет, ищем место ночевки. Решили заехать по стрелке Zimmer в частный дом. Но хозяйка берет только наличные, а у нас только карта. Автомат в центре деревни у церкви нашу карту visa не обслуживает. Случайно встретился отель Mozart, но милая дева в тирольском наряде улыбаясь сказала, что оплата только cash. Мы пояснили проблему, и оправдывая свою сладкую юность она приняла пластиковую карту и выдала ключи не посмотрев паспорт. Как раз успели занять столик в столовой среди нарядных в сравнении с нами немецких и австрийских семей. Ужинали в ресторане ломая голову какими из множества серебряных предметов и что есть. Номер оказался с видом на горы, на подошве одной из которых и расположился приютивший нас в альпийской тишине Моцарт.

2 июня
Завтрак очень разнообразный, шведский, поэтому невольно наелись про запас. Покидая «Моцарта» нацелились на точку, из которой видны знаменитые горные пики. Но пока добирались, тучи сгустились и задождило. Тогда Галя вспомнила жемчужину Австрии – Зальцбург, и мы свернули на красивые дорожки и вскоре через леса и городки приехали на родину Моцарта.

В Альпы через фьорды
Зальцбург

В Зальцбурге заранее на табло приводится инфо о количестве свободных мест на каждой из двух многоэтажных парковок. Заезжаем в «А» с потолками на 1 сантиметр выше Патрика, хоть шины скачивай, и оказываемся в старинной части города. В соборе ранних веков посмотрели службу с множеством прихожан-туристов. Продвинулись до обзорной точки у стен замка, осмотрели городские крыши, потом бродили по улочкам среди туристического наводнения, конок, памятников, бутиков и музеев.

Разыскали дом, в котором родился Моцарт. Кстати весь город в балерьефах, продукты и товары тоже с изображением композитора. Галю какие-то активисты узнали, взяли под руки и поставили рядом с народами из других стран, каждому вручив флаг родины. Фотографировали возможно для рекламного плаката. По улицам местные кучера на конках возят туристов общаясь с ними на любых языках, как и описано в путеводителе.

В Альпы через фьорды
Дом рождения Моцарта

Сняли с карты евры и повезли впечатления о Зальцбурге в сторону России.

По дороге вильнули в бенедиктинский монастырь Melk над Дунаем. Ворота замка были уже закрыты, побродили по городку, пока на мир не обрушился ливень. Ночевать остановились в пригороде Вены. Саму красавицу решили посетить как-нибудь в другой раз. Немного подустали от гор, уже хочется средне-русских просторов, где вроде как солнечнее, небо светлее, рельеф разглажен, видать далече, будничные передвижения по равнине легки, а встречные люди кажутся родными.

Окончание следует...
Последний раз редактировалось dedavova 02 фев 2015, 14:52, всего редактировалось 1 раз.
"М.б., спасение мира в переходе с оседлого на кочевое положение" А.П.
Аватара пользователя
dedavova
участник
 
Сообщения: 103
Регистрация: 06.04.2007
Город: Москва
Благодарил (а): 9 раз.
Поблагодарили: 50 раз.
Возраст: 73
Страны: 34
Отчеты: 8

Сообщение: #3

Сообщение dedavova » 30 июл 2008, 07:03

3 июня
Просыпаемся по будильнику который не заводили. На самом деле это была маленькая частная церковь, колокольчик которой трезвонит автоматически, от часового механизма. Рядом дом деревянный, палисадник с цветами, декоративная мельница, вид на речку, холмы, а в загоне белый пони пасется. Но все равно это уже далеко не Тироль, нет той роскоши природы. Восточная оконечность Австрии и из окна автомобиля показалась менее ухоженной, более промышленной и сельскохозяйственной. Возможно, здесь слабоват туристический наплыв и нет стимула прихорашиваться.

Шенгенская мультивиза позволяла ехать из Австрии через Словакию и далее через Украину. Пограничники Австрии и Словакии размещаются под одной крышей и, не досматривая багаж, не задавая вопросов, поставили свои штампики выезда и въезда в наши паспорта.

В Словакии меньше пояснений на дорогах и на первой же сложной развязке перед Братиславой мы ошиблись и, за неимением разворота, приехали на соседний погран-переход австро – словацкой границы. Нонсенс, пограничники выпустили развернуться на нейтральной полосе.

Проезжаем районы заселенные разными народностями – встречаются люди с коричневым цветом кожи, с цыганскими лицами, с откровенной бедностью. Если по пути из Москвы в Норвегию впечатления от увиденного шли по нарастанию, то от Вены по ниспадающей. И ландшафты обезличились, и сами подустали.

В Альпы через фьорды
Словакия. Красная горка

В местечке Красная Горка остановились рассмотреть замок на высоком холме, затем слишком сильный для дворников ливень согнал на обочину и чтобы не терять время пообедали не выходя из машины. К вечеру подгребли к границе с Украиной. В приграничной славянской деревне парни без девушек собрались со всех дворов в дружину, как в дотелевизорные времена.

Прибыли в погран-переход «Березняки», словаки пропустили без досмотра, а украинская таможня вся сбежалась изучить невиданный ранее Патрик. Что за марка? Чья сборка? УАЗ? А посидеть можно? Между собой разговоры ведут типа – «да они так американцев обгонят», «Вот это я понимаю – русский, на русской машине, а то накупят иномарок…», «Да вот наши раньше покупали Нивы и УАЗы – проблем не было, а теперь с лендроверами мучаются» и т.д. Таможню приходится убеждать, что товары не везем, просто путешествуем. Кажется, что мы здесь первые ездившие в Европу не преследуя корыстных целей. Действительно, вся масса преодолевателей границы современные коробейники, как и на белорусско-польской границе. По отношениям с таможенниками видно, что каждый из очереди по многу раз пересекал эту границу.

В Украине резко поменялись картинки, куры и коровы ходят по дороге, ДАИ на каждом повороте стоит, дороги не ремонтируются, такого во всех предыдущих странах не встречалось. Едем через Ужгород, Мукачево посмотреть Карпаты. На трассе Чоп – Киев встретили евро-мотель "Натали" и остановились на ночь. В беседке над рекой уже совсем по-домашнему наелись шашлыка с пивом. Номер люкс, балкон выходит на горный склон кудрявый от крон деревьев, внизу шумит поток, по ТВ российские программы, мобильной связи нет, есть душ и на боковую.

4 июня
На завтрак яичница с салом и катимся на город Стрий по разбитым горным дорогам. Проехали Воловец, Майдан. Влияние социализма налицо, дома ветхие, в огородах трудится молодежь, машины раздолбанные, старые. Удивились, что Закарпатье, считавшееся зажиточным краем, выглядит бедно, совсем редко встречаются современные постройки гостиниц и домов. По второстепенным дорогам на контрасте с Альпами проявилось некое однообразие видов, незаманчивость, и мы выехали на разбитую трассу, с объездами, ремонтами, фурами, сложными обгонами.

В Альпы через фьорды
Украинские Карпаты

Держим курс на Москву через Киев. Не на каждой заправке принимают пластиковую карту, приходится тыкаться во все подряд. На полях мужики пашут плугом за лошадью свои делянки.. Маки среди зеленых полей красными квадратами разложены, а на столбах в гнездах стоят аисты. О гаишниках встречные машины дружно и часто мигают фарами. Множество ремонтно-дорожных бригад, оснащенных лопатами. Машина легко выносит ухабы, но ехать более 120 км в час опасно – на неожиданной колдобине может выбросить на встречную. Чем ближе к столице Украины, тем лучше дороги. Указателей совсем мало и мы напряженно следим, как бы в ночи объехать Киев. Уже за столицей, в полной темноте, попытались найти место ночевки, но вокруг только промокшие от дождей поля. У одной заправки остановились рядом с дорожными грейдерами и завалились спать без сил и без ужина.

5 июня
Ослепительное солнце заставило разомкнуть веки и оглядеться. И вспомнить кто мы и где. Подошел хохол, попросил пять гривен за то, что всю ночь нас охранял. Пока готовили чай расстались со всем лишним, уложились поаккуратнее перед границей и двинули на Москву.

Указателей нет. Хотя был один – маленькая дощечка на столбике, вверху написано Глухов 60 км, а внизу Москва, столько-то км. За превышение пришлось отдать 10 евро ДАИшникам, которые уверяли сначала, что измеритель скорости заносит данные в базу и стереть эти данные невозможно, возможно повышали цену.

На границе Украины при досмотре вещей забавно было наблюдать, как крестьянского склада мужики пытались оценивать, приобретенный в Пезенасе, написанный современными акриловыми красками пейзаж, смотрели кто автор, какая техника и какой год. Расспрашивали и удивлялись, что на машине Европу можно объехать без проблем. Задержали на 2 часа, так как в компьютере никак не могли найти инфо о нашем въезде, мы даже интервью про Патрика устали давать.

И вот она, матушка Россия. Получили штампы в паспорта у пограничников, у таможенников прошли самый строгий за все путешествие досмотр. Преодолев проверки, расслабились, развеселились, расцеловались, и влюбленно смотрели из окон на обновленную разлукой Родину. Пейзажи разложены на одной плоскости, прекрасны, а глазами спустившихся с гор – необыкновенны. Включили бардов и слушали, молчали, курили, смотрели, вспоминали, как и положено романтикам шестидесятых. Ничего лучше дороги нет. Она заполняет впечатлениями, держит в ежеминутном внимании к смене мест, с мозгов слетает вялость, хочется жить, и именно в таком состоянии. Медленно ехали последние километры с осознанием прекрасности земли и счастливости жизни. И подметили, что места наши не уступают по красоте сказочным странам. Просто надо чаще возвращаться из дальних путешествий.

В Альпы через фьорды
Подмосковье. Вот мы и дома

Владимир и Галина Атежевы
Последний раз редактировалось dedavova 02 фев 2015, 14:56, всего редактировалось 1 раз.
"М.б., спасение мира в переходе с оседлого на кочевое положение" А.П.
Аватара пользователя
dedavova
участник
 
Сообщения: 103
Регистрация: 06.04.2007
Город: Москва
Благодарил (а): 9 раз.
Поблагодарили: 50 раз.
Возраст: 73
Страны: 34
Отчеты: 8

Сообщение: #4

Сообщение Alisia » 31 июл 2008, 11:27

Потрясающий рассказ и фото. Если можно, мне бы скачать вашу фотку с маками (живой имперссионизм). Это просто чудо какое-то!
Еще хотела дать совет по поводу оплаты дорог и штрафов. Советую все же оплатить все квитанции, даже если дорого. Прислать домой они не могут, зато могут переслать в Консульство Норвегии и закрыть въезд в Шенген!
"Каждый выбирает по себе - женщину, религию, дорогу..."
НЕТ ВОЙНЕ!
Аватара пользователя
Alisia
почетный путешественник
 
Сообщения: 3868
Регистрация: 01.11.2006
Город: Питер/Норвегия
Благодарил (а): 450 раз.
Поблагодарили: 580 раз.
Возраст: 54
Страны: 30
Отчеты: 45

Сообщение: #5

Сообщение dedavova » 01 авг 2008, 18:02

Ссылку на фото поместили в личные сообщения.
"М.б., спасение мира в переходе с оседлого на кочевое положение" А.П.
Аватара пользователя
dedavova
участник
 
Сообщения: 103
Регистрация: 06.04.2007
Город: Москва
Благодарил (а): 9 раз.
Поблагодарили: 50 раз.
Возраст: 73
Страны: 34
Отчеты: 8

Сообщение: #6

Сообщение Евгений_ХоХ » 01 авг 2008, 18:16

увлекательный отчет. спасибо.
Право на отдых не освобождает от некоторых обязанностей...
Аватара пользователя
Евгений_ХоХ
участник
 
Сообщения: 159
Регистрация: 04.04.2007
Город: Москва-Минск
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 66
Страны: 25
Отчеты: 2
Пол: Мужской




Список форумовЕВРОПА форумНесколько стран Европы за одну поездкуОтзывы о путешествиях по странам Европы (несколько за один раз)



Включить мобильный стиль