свеженькое инфо по
такс фри в Лиссабоне1)
Tax refund на товары в ручной клади в аэропорту Лиссабона получить можно2)
Global Blue начислило возмещение на ЕВРО карту таки в рублях, причем не на ту, которая указана в такс-фри формах и была подана в окошко Global Blue - а на карту, которую пару лет назад показывал при выпуске персонализированной Blue Card. Именно её номер и вылез в сводный чек на Instant refund из киоска. По версии поддержки Global Blue с цитатами из правил, они начисляют в валюте карты на дебетовки - в меру сил понять оную в автоматическом режиме по шести цифрам номера - и в рублях на кредитки. По факту, возвраты из Франции на эту же карту падали нормально в евро. Возвраты instant refund из Лиссабона оформляет некий другой офис, и комментарий ниже указывает на возврат в долларах на рублевую Кукурузу...
3) Штамповка чеков Tax refund в аэропорту Лиссабона:
товары из одной формы Tax Refund надо либо класть в багаж, либо везти в ручной клади, но не разделять их! Таможня действительно просила показать товары, и меня и пару россиян за мною. Возможно, просят не всех, а только по нелогичным инцидентам типа на багаж заявлен такс фри чек с ювелиркой или дорогими туфлями, которые человек в здравом уме явно возьмет в ручную кладь - либо фейсконтролят (я был одет по-походному и небрит). И чек штампует
либо таможенник на стойке сдачи багажа -
либо таможенник по ручной клади после секьюрити контроля. Так что если, к примеру, самая дорогая куртка из чека сдается в багаж, а клатч из него взят в ручную кладь - возможна ситуация "ах, клатч в ручной клади? тогда я не могу проштамповать этот чек" + "ах, куртка уже сдана в багаже? тогда и я не могу проштамповать этот чек". По той же причине не надо чемодан паковать в пленку до получения штампа таможни. Поэтапно выглядит так: подходите на стойку регистрации на рейс, предъявляете чемодан со словами "тут такс фри товары, мне нужно будет показать их таможне, кстати где она", чемодан регистрируют, клеят ярлыки, идете на стойку к таможеннику (важно: именно он отправляет ваши уже зарегистрированные чемоданы в багаж), говорите что "вот багаж с такс фри товарами, а вот чеки на эти товары, и перед сдачей вам нужно будет еще обернуть его пленкой, чисто для сохранности и для страховки, хорошо?", таможенник изучает чеки, переспрашивает все ли товары из этих чеков именно в багаже, просит показать что-то (маленькое и дорогое?), ставит штамп. Вы напоминаете, что сейчас обернете в пленку и притащите чемодан сюда же, окей? У меня по факту второе место, на товары из которого уже были получены штампы, после долгой перепаковки и оборачивания пленкой было сдано не таможеннику, а уже на обычной стойке регистрации. К отсутствию ярлыков, ценников таможенники не придирались, и вообще, нет ощущения, что они придирались либо всячески пытались отказать в проштамповке. Просто есть процедура, она с непривычки непроста. Киоск таможенника по ручной клади расположен в чистой зоне, после секьюрити контроля (но до паспортного? не уверен) в зоне вылета рейсов в не-шенгенские страны, напротив него пара киосков систем Tax refund (распространённая Global Blue и какая-то красная). И этот таможенник у меня тоже попросил показать товары из чеков.
4) В Португалии в ходу
как минимум три разных системы Tax refund, из которых минимум одна (красная) не представлена в России. То есть или вы оформили по ней Tax free в аэропорту, или не получили возмещения. Две из трёх (наиболее популярная Global Blue и, кажется, как раз вот эта красная) представлены фирменными киосками после секьюрити контроля, им же отдаете формы со штампом таможни (перед этим сфотографировав их), ну или можно запечатать в конверт и бросить в ящик при киоске (но зачем, непонятно, разве что если очередь длинная а пора на посадку). Третья представлена в обменниках, их два, оба тоже в чистой зоне, один в холле в центре (почтовый ящик для форм при нем есть), а второй у каких-то гейтов. Заранее обратите внимание, какая система н каком чеке, и посмотрите на сайтах этих систем координаты представителей и киосков!
5) Полтора часа между окончанием времени сдачи багажа и посадкой на рейс - это не так много! Даже при отсутствии очередей, заранее разложенных в правильном порядке покупках, и если вы нигде не заблудились! Заполняйте заранее формы, а при позднем/раннем времени вылета рейса и желании отштамповать формы такс фри на товары в ручной клади и получить возмещение налом - приезжайте в аэропорт ещё до начала регистрации и закладывайте дополнительное время на вызов таможенника по ручной клади!
6) Для максимизации возвратов собираем
максимум покупок в один день и в один чек, а максимум чеков в одну форму (потому что комиссия удерживается с каждой формы, и она как минимум 6 евро). Вроде бы прописная истина, однако в Португалии оказались свои нюансы. Объединяет свои чеки покупок в Португалии в разные дни
Эль Корте Инглес (понадобится обязательно оригинал паспорта, копия не пойдет, чеки из Эль Корте других стран не принимают), я не уточнил, за какой конкретно период. То ли за три месяца, как в Испании, то ли только за три дня (встречались и такие комментарии). Занятно, что могут оформить такс фри и на продукты питания, например хамон и пармезан (по ним ставка НДС намного ниже, и если ни с чем не объединить чек, то с 5кг пармезана к возмещению выходит только 3 евро). Важно! Эль Корте не включает в Tax Refund чеки за те дни, сумма покупок в которые составила ниже порога оформления такс фри ~60 евро! Объединяют или нет чеки разных дней или хотя бы разные чеки в одну и ту же дату другие магазины и фирменные бутики - надо уточнять у них. При заполнении формы указываем в них рублевую карту (так возмещение на карту российского банка, если не получите его наличными до вылета, вне зависимости от валюты карты, будет сделано рублями с конвертацией за ваш счет). По тем формам, где возмещение выше 100 евро, выгоднее его получить наличными (нал выдадут без переконвертации, удержав комиссию от 3 евро до 1% - тогда как потери от двойной конвертации там и здесь при возврате на карту в евро у меня превысили 10%, и это ещё с гуманным банком и не в период новогодних каникул!. Можно оформить возврат наличными и в городе, ещё до аэропорта (точки оформления смотрите на сайтах соответствующих систем), в частности в аутлете
Freeport (где, к слову,
не объединяют чеки из разных магазинов аутлета)
Итого: вроде не первый десяток лет получаю таксфри, но в Португалии на круг недобрал порядка ста евро относительно ожиданий. Основные потери на том, что во Freeport не объединяли в одну форму чеки из разных магазинов аутлета. Десятку мог бы выиграть, просто вынув один чек Global blue из пачки оформления на карту, и получив по нему наличными (вместо прихода рублей на карту в евро и потери 12% на двойной конвертации). И вообще просто чудом успел все оформить и везде пройти за час от регистрации до окончания посадки (пробеги до гейтов вылета в не-шенген в аэропорту Лиссабона солидные, а еще же и паспортный контроль внезапно возникает на этом пути)