Решил я разобраться, какие всё-таки есть м/н соглашения по-поводу дебошей на борту, какие действия должен предпринимать экипаж и что ждет дебошира. Вот что я нашел (надеюсь, профессиональные юристы дополнят и поправят).
Основными документами регламентирующими международное воздушное право в части обеспечения безопасности являются:
1. Токийская конвенция 1963 года. О правонарушениях, совершенных на борту воздушного судна и о наказании правонарушителей.
2. Гаагская конвенция 1970 года. О борьбе с незаконным вмешательством и захватом воздушных судов.
3. Монреальская конвенция 1971 года. О борьбе с актами незаконного захвата воздушных судов.
Начнем с того, что каждое воздушное судно имеет
Свидетельство о регистрации о внесении в Государственный реестр воздушных судов, в котором указана его государственная принадлежность. Государственная принадлежность нужна для установления государственной юрисдикции. На каждом воздушном судне должен быть комплект документов подтверждающих государственную регистрацию, а также нанесены и отчетливо видны национальные и регистрационные знаки. Без такого "паспорта" воздушное судно не выпустят в рейс, да и не примут нигде.
А как быть с эксплуатантом? Ответа я не нашел. Думаю, в настоящее время, несмотря на то, что воздушное судно может принадлежать оффшорной компании, оно проходит государственную регистрацию и вносится в государственный реестр по эксплуатанту.
Территориальная юрисдикция определяется несколькими способами:
1. По территории государства правонарушения;
2. По территории государства регистрации воздушного судна;
3. По территории государства на территории которого совершена посадка, причем предполагаемый преступник находится на борту;
4. По территории государства арендатора воздушного судна.
При этом, не надо забывать о личной юрисдикции, в соответсвии с которой правонарушителя имеет право преследовать государство в отношении гражданина которого совершено правонарушение.
Воздушное судно считается находящимся в полете с момента закрытия всех его внешних дверей до момента открытия любой двери для высадки. В этот период пассажиры находятся в исключительной юрисдикции государства регистратора (эксплуатанта) воздушного судна или государства арендатора (по соглашению арендатора - арендодателя).
Далее, если какое-либо лицо
угрожает безопасности воздушного судна либо находящихся на его борту лиц или имущества, либо актов, которые создают угрозу поддержанию должного порядка и дисциплины на борту
капитан воздушного судна (КВС)
может применить или разрешить применить ограничительные меры необходимые для а) обеспечения безопасности воздушного судна либо находящихся на нем лиц или имущества; b) поддержания должного порядка и дисциплины на борту; с) предоставления возможности передать такое лицо компетентным органам
с помощью других членов экипажа или пассажиров. Причем,
Любой член экипажа или пассажир может также предпринять разумные превентивные меры без такого решения, если он имеет достаточные основания полагать, что такие меры необходимо предпринять немедленно для обеспечения безопасности воздушного судна либо находящихся на нем лиц или имущества
Затем,
...в возможно короткий срок и по возможности до посадки на территории какого-либо государства КВС уведомляет полномочные органы этого государства о том, что на борту находится лицо, к которому применены ограничительные меры, и о причинах применения к нему таких мер
Сообщение регистрируется на земле, и дальше от КВС ничего не зависит. Точнее, почти.
Государство, на территорию которого была совершена посадка
заключает под стражу или принимает другие меры, обеспечивающие присутствие любого лица, подозреваемого в совершении данного акта. Заключение под стражу и другие меры осуществляются в соответствии с законодательством этого государства, но могут продолжаться только в течение времени, необходимого для начала уголовного производства или производства о выдаче
Однако, КВС может принять решение не перадавать подозреваемого компетентным органам государства посадки, если угроза устранена и правоохранительные органы государства посадки не возражают.
Далее, лицо совершившее правонарушение находится в исключительной юрисдикции государства взявшего его под арест.
А оно, в свою очередь, в зависимости от тяжести правонарушения, в дальнейшем оно может
возвратить его на территорию государства, гражданином которого оно является или в котором постоянно проживает, или на территорию государства, в котором оно начало свой полет
, выдать его компетентным органам государства регистрации воздушного судна или осудить его в соответсвии со своим законодательством. Причем, данное государство не обязано осуществлять выдачу такого лица кому-либо.
В общем, если напился - это одно. Если напился и оказывал неповиновение органам государственной власти, в данном случае, КВС - другое. А если напился, оказывал сопротивление органам власти, при этом угрожал безопасности воздушного судна (ну, например, кричал "у меня бомба, я вас тут всех нах... взорву") - это уже совсем другая статья.
В некоторых странах, где может экстренно сесть самолет, по ней к стенке ставят - и будет очень сложно доказать, что "был пьян и пошутил".