Как и принято, стоит рассказать, с чего все начиналось.
Пред-предыстория.
Итак, одним прохладным осенним утром, под красивую музыку группы Scorpions мы въехали в славный город Мюнхен, проделав долгий путь из Дюссельдорфа, куда приземлился наш самолет. Ехали по прекрасным немецким автобанам, пили кофе в придорожных кафешках, наслаждались свободой и дорогой и получали первый в жизни опыт того, как же надо жить и относиться к своей стране и окружающим людям. Нам было по 20 лет и шел далекий 1992 год… После той поездки у меня появилась Мечта – путешествие на автомобиле, но уже собственном и за рулем по Европе. Не могу сказать, что я всеми силами пытался эту мечту осуществить – то не было средств, то времени, то нормального авто, то компании единомышленников… Однако мечта осталась и я был абсолютно уверен, что рано или поздно я заставлю ее осуществиться.
Предыстория.
Одним холодным зимним вечером 2009 года жена вернулась с родительского собрания в школе сына-первоклашки и сказала, что летом можно поехать с классом в летний лагерь в Словакию в городок Попрад. Эти названия нам тогда еще мало что говорили, поэтому был открыт атлас мира выпуска, где-то, 80 года (маленький в зеленой оторванной обложке, у всех такой был…). Далее, после многочисленных разговоров о том, как было бы здорово поехать всем вместе и, заодно, попутешествовать по окрестностям, было принято решение забить на лагерь и просто поехать на машинке в Европу. Поскольку это наша первая такого рода авантюра, вначале планировали ехать в Скандинавию, т.к. это близко и у нас в Хельсинки живут друзья, к которым в случае непредвиденных обстоятельств можно было бы обратиться за помощью. Но потом решили, что Европа это не Африка и даже не Россия и там обратиться за помощью можно не только к друзьям, и ну просто очень-очень хотелось на море. Две отдельные поездки на море и в Скандинавию за один год наш бюджет мог не выдержать и мы решили совместить приятное с очень приятным и проехаться по нескольким европейским столицам с заездом на море в Хорватию. В итоге маршрут получился такой – Москва, РБ, Польша, Словакия, Венгрия (осмотр Будапешта), Хорватия (неделя на море в городке Брела с посещением Загреба, Дубровника, Сплита, Трогира, Плитвицких озер, заповедника Крка), Австрия (Вена + Аутлет), Словакия (Братислава + посещение нескольких замков), Польша, РБ, Москва. На всю поездку планировалось выделить чуть более 2-х недель. Планировали уложиться в бюджет до 3000 Евро и проехать около 5000 км.
Подготовка.
За несколько недель был перерыт весь интернет, прочитаны все отзывы о подобных поездках (и не только в Хорватию) и начала вырисовываться картина того, что нам надо делать.
1. Поиск и резервация апартаментов в Хорватии.
Жена, в свойственной ей манере, полностью посвятила себя этой цели и скоро она знала все обо всех возможных местах отдыха, начиная с информации о дате постройки дома и его последнего ремонта и заканчивая размером гальки на ближайшем пляже и пляжах всех соседних городков. Первая попытка зарезервировать апартаменты была неудачной. Резервация по кредитной карте была принята, но объяснить хозяевам, зачем нам нужно приглашение мы так и не смогли. Они упорно твердили о безвизовом въезде и отказывались понимать хоть что-то о транзите через Шенген. Не долго думая, мы нашли другое место для отдыха, где после перевода предоплаты в 150 Евро получили приглашения по факсу для проверки. В приглашении было 3 ошибки. Первую, в написании моего имени, я сразу заметил, и она была исправлена еще до отправки оригинала приглашения по почте. А еще 2 ошибки в датах рождения и дате действия паспорта я оставил без моего внимания, и в посольство пришлось идти с неправильным приглашением.
2. Визы.
Решили делать Венгерские транзитные визы. Собрали все документы записались на прием и я поехал. Для оформления виз на семью в посольство может ехать только один человек. Кроме ошибок в приглашении, нашел ошибку в справке с места работы – датирована она была прошлым годом. Конечно, было немного не по себе. Но, как оказалось, все эти мелочи вообще ни кого не интересуют. Грин-Карту даже не спросили. Посмотрели только на совпадение фамилий в приглашении и моих анкетах и сроки пребывания. Забрали все копии всех документов и все. В посольстве пришлось написать заявления о спонсорстве отдельно на жену и ребенка. Тетенька в окошке очень интересовалась, знаю ли я о транзитных визах и предлагала дать многократные на тот случай, если мы решим поехать в Венецию. В общем, все очень спокойно, благожелательно и просто. Через несколько дней визы были получены. Причем они заканчивались на 10 дней позже, чем заканчивалась страховка….
3. Автомобиль.
Ни какой подготовки не проводилось. Купил только жилет, запуганный на форуме, что за его отсутствие можно получить неслабый штраф. Ни лампочек, ни предохранителей, ни чего больше не брал. Сразу отмечу, что ничего и не пригодилось. Думал сделать МВУ, т.к. много пугают, что без него ни как, но во время поездки сложилось впечатление, что права тоже ни кого не интересуют. На всех границах на них кидали мимолетный взгляд и сразу возвращали. Основные документы это паспорт, Техпаспорт на авто и страховка. Грин карту оформили в Росно. Оказалось, что она дается или на 15 дней, или на 30. А нам надо было на 17. Пришлось платить лишние 1300 рублей за 2 лишних дня. Но тут ничего не поделаешь…. Ехать всю обратную дорогу без страховки я не решился. Был также приобретен навигатор в машину и коммуникатор с GPS для прогулок по городам и в них установлена iGO.
4. Сборка вещей.
Это оказалась не так просто, как предполагалось изначально. В итоге мы так и смогли найти правильное решение, и приходилось в местах ночевок в пути перетаскивать в гостиницы достаточно много сумок с вещами и продуктами, а потом утром впихивать их обратно в багажник. К этому приплюсовалась еще и плохая погода в первые 4 дня на всем пути до Хорватии и пришлось еще перебирать и вытаскивать много теплых вещей и обуви из самых дальних уголков багажника. К следующей поездке придется разработать какую-нибудь оптимальную схему…
Поехали!!!
Апартаменты в Хорватии мы забронировали с субботы по субботу (с 26 июня по 3 июля). Сначала планировали выехать из Москвы рано утром в четверг. Быстренько добраться до границы и потом ехать пока сможем, чтобы переночевать как можно ближе к Будапешту. В пятницу доехать до Будапешта, посмотреть его и двинуться в сторону Хорватии. По дороге еще переночевать где-то в районе Загреба и в субботу долететь по автобану до Брелы. Однако, буквально за 2 дня до отъезда я вдруг засомневался в правильности расчетов времени, еще раз посмотрев маршрут в Гугле, обнаружил, что общее расстояние в 2800 км., мы можем и не успеть проехать. Поэтому решили взять один лишний день и выехать в среду. Так как визы начинали действовать только в четверг, можно было не спешить и выехать не очень рано. Как я сейчас понимаю, это решение было абсолютно верным, за исключением одной вещи, которую я не предусмотрел, но об этом позже.
Итак, наступила среда. Вещи собраны. Все девайсы заряжены. Документы проверены в сотый раз. Машина помыта, но не заправлена (не вижу особого смысла заправляться в центре Москвы, если это можно сделать на трассе немного дешевле, благо фирменных заправок полно). Время около 11 часов. Перед выездом хотели заехать и купить сломавшийся еще 3 месяца назад (!!!) стилус для коммуникатора (конечно лучше времени нельзя было найти), но не смогли найти парковку у торгового центра и проехали мимо. Решили, что все, что Бог не делает – все к лучшему, обнулили все счетчики в машинке и, установив в навигаторе конечную цель поездки г. Брест, и поехали.
По нашим расчетам, 1000 км. до границы с Польшей мы должны были преодолеть где-то к 22:00 по Московскому времени, а с учетом разницы во времени и того раньше по Польскому. Поэтому ехали абсолютно спокойно и не спеша. Россию проехали как-то очень незаметно.
Республика Белорусь.
Границу с РБ прошли без проблем – нам просто махнули рукой погранцы и мы поехали дальше. Заплатили 156 рублей за транзит в первой же будочке справа (на ней написано «транспортная инспекция»). К оплате дорог мы подготовились заранее и имели специальный мешочек с мелкими рублями. Подъезжая к каждому пункту оплаты, жена заранее отсчитывала мелочью 20 рублей и мы не были вынуждены ждать сдачу с крупных денег. ))) На первом пункте оплаты, поинтересовавшись стоимостью проезда, мы получили ответ – 20 рублей. Эта сумма и была заплачена. И только на последнем пункте оплаты, разговорившись с кассиром, мы выяснили, что реальная цена за проезд была 19 рублей. Проверив чеки, мы в этом убедились. Таким образом, мы были обмануты дружеским белорусским народом аж на целых 3 рубля.
Не понимаю восторгов некоторых путешественников от белорусской трассы. Обычная дорога, с наземными пешеходными переходами, светофорами и достаточно бедной инфраструктурой. Качество дорожного полотна конечно лучше, чем в России, но тоже не безупречное. Навивают уныние нищие деревушки с вросшими по окна в землю почерневшими от времени домиками и покосившимися заборами. В общем, совок во всей красе, немного припудренный для того, чтобы произвести впечатление на иностранцев. К тому же как только мы въехали в Белоруссию пошел дождь и температура упала до +13 градусов. После московской жары мы были к этому абсолютно не готовы и пришлось перерывать багажник в поисках теплых вещей и переодеваться в машине. Помытая утром машинка быстро приобрела прежний грязноватый оттенок, от чего стало как-то очень грустно.
При подъезде к Бресту дождик закончился и, полюбовавшись закатом, мы прибыли на границу. Время было 23:00 по Москве и в запасе у нас оставалось еще 3 часа. Узнав у стоявших у заправки местных «контрабандистов» наши дальнейшие действия мы решили не ехать на границу, а посмотреть Брестскую крепость. Благо она прямо рядом и возвращаться в город не было нужды. Впечатления от этого месса описать невозможно. Это надо просто увидеть.
Погуляв немного по Крепости поехали назад. Оплатили в банке экологический сбор (кажется 65 рублей, или 55, уже не помню) проехали под шлагбаум на котором показали дяденьке паспорта и все чеки за проезд и еще какие-то оплаты. До начала действия виз оставалось около 2 часов, поэтому еще постояли в сторонке, перекусили. У дяденьки, начальника шлагбаума, узнали в какую сторону ехать к другому погран-переходу (на будущее) и то, что к ночи может скопиться очень много машин и нам лучше ехать и проходить границу. «В случае чего подремим на нейтральной полосе» - решили мы и встали в очередь на паспортный контроль. В очереди мы простояли около часа.
В момент проверки документов пограничниками выяснился один любопытный факт. Поскольку изначально мы планировали выехать из Москвы 24, а не 23 июня, грин-карту я сделал именно с 24 и весь путь по Белоруссии мы проехали без страховки. Когда мне об этом сообщил пограничник я чуть не умер от страха и ужаса, предвкушая что нас сейчас арестуют и мы проведем остаток отпуска в белорусской тюрьме. Думаю, что этот кошмар был так явно написан на моем лице, что пограничник ограничился только недовольным качанием головы и отпустил нас с миром…
Непосредственно прохождение границы заняло минут 30 и мы встали в очередь к Полякам примерно за полчаса до начала действия виз. Немного постояли на мосту в связи с его ремонтом и организованным реверсивным движением и отдали паспорта польскому пограничнику в 0 часов 5 минут. Таким образом, на все прохождение границ ушло ровно 3 часа, но при этом мы посетили Брестскую Крепость, покушали и просто никуда не спешили, вставая намеренно последними во все очереди.
В самой процедуре прохождения границ нет ни чего интересного. Обычные вопросы про водку и сигареты, откройте багажник - закройте багажник, и пожелание счастливого пути. Ребенок уснул еще перед белорусской границей и проспал до гостиницы в Польше. Ни кого не интересовало почему мы хотим въехать в Польшу имея венгерскую визу. Ни кого не интересовала бронь гостиниц и Хорватское приглашение. По этому, если кто-то из тех новичков кто читает этот отчет и очень запуган разными сообщениями на форумах про МВУ, наклейку RUS, визы, светоотражающие жилеты и наборы лампочек, то могу смело Вам сообщить, что по большому счету от Вас требуются только паспорта с визами, страховка и документы на машину. А в Европе, вообще, - только паспорта…
Польша.
Евросоюз нас встретил темнотой (было уже пол первого ночи) и шикарной разметкой дорог. Вся разметка просто сияла всеми цветами радуги и случайно съехать с дороги или не заметить столб или пешеходный переход у Вас точно не получится. Однако я бы не стал рекомендовать новичкам ехать ночью. Все-таки по незнакомой стране, где не всегда сразу можно разобраться с организацией движения, лучше двигаться в светлое время суток. Этому правилу мы всегда следовали и проблем ни когда не возникало.
Гостиницу «Дукат» я забронировал за 2 дня до приезда через booking.com, когда был изменен план поездки, по не активированной кредитной карте присланной мне по почте банком «Русский Стандарт». Гостиница оказалась достаточно приличной. Я ее выбрал по отзывам с форумов. Рекомендую! Нам дали большой 4-х местный номер хотя я бронировал 2+1. Единственным его недостатком было отсутствие холодильника. Однако, как потом выяснилось, холодильников нет почти нигде. Цена ее оказалась еще более приличной и составила 1339,90 руб. за номер без завтрака.
Я далее постараюсь давать все цены в рублях из отчета Сбербанка, который они мне прислали. Естественно, это только по расчетам карточкой, а я старался по возможности платить ей. Таким образом эти цифры будут реальными и понятными без необходимости пересчитывать курсы.
Перед гостиницей имеется большая бесплатная парковка, на которой, единственный раз за всю поездку, я видел машины с российскими номерами. Больше они ни нам где не встречались.
Утром проснулись пораньше и, позавтракав домашними запасами, тронулись в путь. Цель этого дня – добраться до отеля в центре Будапешта, который также забронировали заранее, и немного погулять по вечернему городу.
Дороги в Польше, как уже писалось неоднократно, все двухполосные, но с хорошим покрытием и с широкой обочиной. С обгонами тихоходов проблем не возникало, да и мы старались особо не гнать. Правда стоит отметить, что мое мнение о хорошем их качестве резко изменилось, когда мы ехали обратно. Навигатор повел нас совсем уж второстепенными путями и там дороги оказались просто в ужасающем состоянии. Даже у нас, по-моему, они лучше. Так что надо тоже выбирать правильный маршрут, вот только знать бы как это сделать только по навигатору….
На всем пути по Польше, Словакии и Венгрии видны последствия наводнения. По обочинам встречаются мешки с песком. Некоторые низины затоплены. Дороги местами серьезно пострадали и их сейчас ремонтируют.
Словакия.
Границу со Словакией, как и принято в цивилизованном мире, мы пересекли как то совсем незаметно. Словакия ни чем, кроме первой заправки дорогим бензином (2355 руб. за почти 50 л.) и памятником нашему танку-победителю не запомнилась.