Впрочем, даже по сравнению с предыдущим нашим автопутешествием в Норвегию, оно обещало быть заметно дольше и сложнее. И полным неизвестных трудностей.
Как бы то ни было, официальной конечной точкой был назначен испанский Лоретт-де-Мар, где мы в свое время отдыхали в свадебном путешествии. А неофициально - решили несколько разнообразить дорогу попутными достопримечательностями на атлантическом побережье Европы. И даже попыткой достичь самой западной ее точки – португальского Мыса Рока. Конкретный маршрут решили выстраивать по обстоятельствам, набрав целый мешок путеводителей.
За полтора месяца до старта были забронированы билеты на паром Турку-Стокгольм. И с этого момента всякие сомнения были отброшены.
В Петербурге стояли жаркие и душные июльские дни, когда мы, утром в четверг, пересекли финскую границу.
“Навсегда уезжаете?” – равнодушно поинтересовался российский таможенник, мельком заглянув в набитый до спинок передних сидений багажник. И открыл шлагбаум.
У финнов, перед нами, допрашивал кого-то: -”Куда едите?”; –“В Германию”; –“Куда там?”; -“В кемпинге пожить”; -“Сколько дней, сколько денег?”…
-“Куда едите?” – спросили у нас. “В Германию” – решили не выпендриваться мы (да и не сильно соврали – я все еще не верил, что удастся доехать до Испании, Германия была планом “B”, на случай, если мы окажемся вообще неспособными передвигаться по Европе. Финны без дальнейших расспросов шлепнули печать, вероятно, решив, что достаточно попытали предыдущих путешественников.
До Турку добрались быстро и без приключений. До парома оставалось пара часов.
Терминал Викинг-Лайн встретил нас полным безлюдием. Скучающие девушки на info с радостью объяснили, где въезд на паром и даже нарисовали карту.
Фото 001 Турку Викинг
Погуляли вокруг терминала, зашли в замок, музей которого оказался уже закрыт.
Фото 002 Замок Турку, Замок Або (швед. Åbo slott, фин. Turun linna) — шведский замок в городе Турку.
Забрели в морской музей Forum Marinum.
В сам, собственно музей, решили не идти по недостатку времени. Надо будет еще заехать, посмотреть крепость и музей спокойно. Посмотрели выставленные у ворот музея диковинки, вроде земноводной аэрокаракатицы или моторной гондолы какого-то корабля.
Фото 003. Турку. Forum Marinum. Аэрокаракатица
Фото 004 Турку. Моторная гондола
Зато успели забежать и осмотреть один из музейных кораблей – Suomen Joutsen.
Фото 005 Турку. Корабль Suomen Joutsen (фин. Suomen Joutsen — Лебедь Финляндии) — учебный фрегат Военно-морских сил Финляндии, ныне корабль-музей.
Фото 006 Турку. Так морячки отдыхали
Фото 007 Турку. Так морячки пили ром
Фото 008 Турку. Кают-компания
Фото 009 Турку. Вид на другой музейный корабль
Фото 010 Турку. Палуба
Фото 011 Турку. Штурвал. Можно покрутить
Вскоре подошло время посадки. Получаем билеты и встаем в хвост длинной многорядной очереди.
Фото 012 Турку. Получаем билеты на паром
На выделенной полосе, отдельно от других стояли шикарные олдтаймеры 60-70-х годов. Видимо, какой-то автоклуб плыл в Швецию.
Фото 013 Турку. Погрузка
На пароме первым делом полезли на самую верхнюю палубу, несмотря на то, что все еще шла погрузка и узкие лестницы были полны людьми с чемоданами, заходившими по пешеходному трапу..
Фото 014 Паром. Вид с верхней палубы
Фото 015 Паром. На верхней палубе
Холодный сильный ветер загнал нас внутрь. А вскоре пора было уже спать, завтра нас ждала Швеция.
Фото 016 Паром. На верхней палубе
Мы брали автопакет – провоз автомобиля и 4-х местную каюту. Поскольку нас было двое, то два места пропали. Каюта небольшая, но вполне достаточная для ночевки.
Обратили внимание, что много народу ехало без кают – сидело с вещами в барах парома и в специальном салоне с авиационными креслами.
Фото 017 Паром. Наша каюта
Фото 018 Паром. Финляндия осталась позади.
Фото 018-1 До Турку
Фото 019 Паром. Перед выгрузкой
Утром, выпив кофе, мы сели в машину. Через пять минут распахнулся зев корабля, выпуская длинную змею автомобилей на землю Швеции. Двигались медленно, потому как на выезде стояла целая толпа полицейских, которые требовали от водителей дуть в трубочку алкометров. Многие скандинавы любят сильно принять на паромах, благо спиртное там дешевле. Интересно, что на обратном пути, на финском берегу, никто ничего не требовал.
Дунул в трубочку и я, после чего мы оказались, наконец, в Стокгольме.
Фото 020 Стокгольм. Набережная
Обещанных в интернете бесплатных стоянок мы не нашли. Может, искали не там.
Стокгольмские парковочные автоматы принимали шведские монеты, которых у нас не было, и банковские карты, которая у нас была. Стоимость парковки – 30 крон, что довольно дорого. Но мы не собирались надолго задерживаться, надо было ехать дальше, поэтому оплатили три часа парковки на причале и пошли прогуляться по центру Стокгольма, ибо причалы Викинга находятся почти в этом самом центре.
Фото 021 Стокгольм. Вид с набережной на Гамла Стан.
С одной стороны набережной – скала с расположенными на ней улицами. С другой – залив с корабликами и видами на Гамла Стан и Парк Развлечений. Половина тротуара отдана велосипедистам, коих тут много и которые сгоняют пешеходов со своей дорожки раздраженными звонками.
Кстати, интересно, выделенная полоса для автобусов там постоянно меняет свое расположение на проезжей части – то она крайняя левая, то крайняя правая, бедные автомобилисты…
Фото 022 Стокгольм. Гамла Стан
Фото 023 Стокгольм. Смена караула перед Королевским Дворцом
Гамла Стан не поразил архитектурой. Обычные старые дома, за редким исключением.
Подойдя к Королевскому Дворцу, стали свидетелями смены караула. Солдаты в полевой форме (ночной караул) сменялись солдатами в синей, парадной.
Фото 024 Стокгольм. Смена караула перед Королевским Дворцом
В карауле служат и женщины. К слову, все караульные какие-то расхлябанные – на посту с ноги на ногу переминаются, в носу ковыряют… Винтовку могут под мышку взять… Не зря мы их в Шведскую победили…
Фото 025 Стокгольм. Смена караула перед Королевским Дворцом
Смена караула оказалась довольно длительной процедурой и разводы долго ходили вокруг дворца. Разводящий одного из них что-то кричал нам, вероятно, мы стояли у него на дороге, а когда мы не отреагировали (ну, не знаем мы шведского, незадача какая), вынужден был обойти нас вокруг.
Фото 026 Стокгольм. Смена караула перед Королевским Дворцом
Фото 027 Стокгольм. Парламент
От дверей Дворца открывается вид на Шведский Парламент. И на филейные части шведских львов. Почему-то многие памятники мы норовили осмотреть с тыла, уж не знаю, почему так получалось… Льву мы, по-моему, не понравились…
Фото 028 Стокгольм. Лев перед Королевским Дворцом
Фото 029 Стокгольм. Гамла Стан
От дворца мы отправились к Ратуше, завернув по дороге к Королевской Церкви.
Фото 030 Стокгольм. Королевская церковь
Фото 031 Стокгольм. Рыцарский дом
Фото 032 Стокгольм. Ратуша
Фото 033 Стокгольм. Вид с Ратуши на Гамла Стан
В ратуше накупили сувениров и постояли у могилы Шведского Короля. Красивое место для упокоения.
Фото 034 Стокгольм. Ратуша. Могила Шведского Короля
Вернувшись к машине, увидели участников того самого клуба олдтаймеров, которые садились с нами на паром в Турку.
Фото 035 Стокгольм. Клуб олдтаймеров
Немного прокатившись по Стокгольму, заехали к музею культуры Швеции (больно уж здание красивое оказалось) и музею Васа. Внутрь не пошли, решили потом приехать и все изучить спокойно и основательно. Сейчас нас ждала дорога.
К слову, за парковку возле музеев опять пришлось платить, опять дорого. Как-то плохо у них с этим делом совсем.
Фото 036 Стокгольм. Музей культуры Швеции
Фото 037 Стокгольм
Днем обедали у красивого, большого шведского озера. На стоянке нас радостно, как земляков, поприветствовал прибалтийский дальнобойщик.
В Швеции мы пару раз видели русские машины. Дальше в Европе их уже не встречалось.
Фото 038 Озеро Веттерн
Проезжая Хельсингборг, завернули на паром, чтобы доплыть до Хельсингера и посмотреть замок Гамлета. Мост Мальмо-Копенгаген решили оставить на обратный путь.
Долго объяснялись с чернокожим билетером на въезде. Сперва он чуть не отправил нас в Германию (паром после Хельсингера плыл туда), что обнаружилось только потому, что меня несколько удивила высокая цена за билет (хотя мы точно не знали, сколько он стоит, но предполагали, что соизмеримо со стоимостью проезда моста). Потом заметил что-то вроде того, что его посадят в тюрьму за то, что он принимает русские банковские карты…
В итоге, мы все же въехали по пандусу на второй этаж автомобильной палубы и отплыли в Данию. Был уже вечер.
Фото 039 Паром в Данию
Фото 039-1 Швеция
В закатных лучах перед нами вставал датский берег с зелеными островерхими башнями Кронборга – Замка Гамлета. Буквально через полчаса мы высадились в Дании.
Фото 040 Дания. Хельсингер. Замок Гамлета
Возле замка стояли огромные пушки, направленные в сторону суши.
Фото 041 Дания. Хельсингер. Замок Гамлета
Сам же замок удалось посмотреть только снаружи. Был вечер, и он был закрыт.
Фото 042 Хельсингер. Замок Гамлета
Фото 043 Дания. Хельсингер. Замок Гамлета
А утром мы были уже в Копенгагене.
Найденная в интернете информация о местонахождении бесплатных парковок оказалась фикцией. Информация о том, что по выходным там все парковки бесплатные – тоже. Парковочные автоматы хотели только банковскую карту с чипом, а нашу не понимали.
Фото 044 Копенгаген
Однако, оказалось, что возле Русалочки можно оставить машину на пару часов бесплатно, что мы и сделали, побежав взглянуть на город.
Фото 045 Копенгаген. Крепость Kastellet
Фото 046 Копенгаген
Фото 047 Копенгаген. Фонтан Гефион
Недалеко от Русалочки расположен фонтан Гефион, изображающий скандинавскую богиню плодородия Гефион с четырьмя быками.
Эта богиня почитается датчанами, поскольку, согласно легенды, король Швеции Гюльфе обещал Гефион, женщине из рода Азов, в дар столько земли, сколько можно вспахать на четырёх быках в одни сутки. Гефион превратила в быков четырёх своих сыновей, рожденных от великана, и они провели такую глубокую борозду, что отрезали от Швеции большой кусок земли, названный Гефион островом Зеландия.
Фото 048 Копенгаген. Набережная
Фото 049 Копенгаген. Вид с набережной на Мраморную церковь
От фонтана по набережной дошли до площади Королевского дворца.
Фото 050 Копенгаген. Королевская площадь
Между прочим, именно с этой площади начал свое шествие Голый Король в сказке.
Через полчаса обещали смену караула, но мы спешили и ждать не стали.
Фото 051 Копенгаген. Мраморная церковь
Фото 052 Копенгаген. Мраморная церковь
По дороге, кстати, встретили колонну Королевских гвардейцев в медвежьих шапках, шедших на смену караула. Вокруг бегал нервный полицейский и отгонял от гвардейцев назойливых туристов.
Фото 053 Копенгаген
Фото 054 Копенгаген. Nyhavn – Место сувенирных лавок, закусочных и причалов прогулочных корабликов.
Фото 055 Копенгаген
Фото 056 Копенгаген
Фото 057 Копенгаген. Ратуша
Фото 058 Копенгаген. Национальный музей.
Фото 059 Копенгаген
Фото 060 Копенгаген
Фото 061 Копенгаген
Фото 062 Копенгаген. Nyhavn
Погуляв по городу, мы вернулись к машине, навестив, наконец, символ Копенгагена – Русалочку.
Каково же было наше изумление, когда вместо Русалочки мы обнаружили на берегу телевизор.
Датчане сдали национальный символ в аренду китайцам. А по телевизору пустили трансляцию ее экспозиции в Шанхае.
Фото 063 Копенгаген. Русалочка
Фото 064 Копенгаген. Кафедральный собор
В Кафедральный собор Копенгагена не пошли, там как раз была свадьба. Зато зашли в Кристианию, знаменитую колонию хиппи-наркоманов, на которую законы Евросоюза не распространяются. Фотографировать там не разрешается. Да, в общем, особо и нечего. Место не впечатляющее, больше всего похожее на сборище бомжей. Недаром на многих оно производит гнетущее впечатление.
Фото 065 Копенгаген. Вход в Кристианию.
Фото 065-1 Дания. Мост с острова Зеландия
Вскоре мы пересекли второй датский платный мост (вдвое дешевле моста до Швеции), проехали всю Данию, и к вечеру оказались в Германии.
Фото 065-2 Дания
Гамбург решили смотреть ночью. Чтобы сильно не задерживаться.
Некоторые здания были подсвечены очень даже симпатично. А некоторых оказалось почти не видно.
Фото 066 Германия. Гамбург. Вид на Jungfernstieg
Фото 067 Германия. Гамбург. Binnenalster
Так уж получилось, что въехали мы в город в тот момент, когда сборная Германии победила в матче Чемпионата Мира. Весь город шумел от восторга. По улицам бегали разной степени трезвости фанаты и радостно что-то кричали. Все машины гудели клаксонами.
Вся эта вакханалия продолжалась около получаса. Потом по всему городу взревели полицейские сирены, и через 10 минут город затих и погрузился во тьму.
И только редкие велосипедисты, выскакивая из этой тьмы, сгоняли нас с велодорожек, звякая своими колокольчиками и что-то сердито крича по-немецки.
Фото 068 Германия. Гамбург
Фото 069 Германия. Гамбург
Фото 070 Гамбург. Ратуша
Фото 071 Гамбург
В прошлый раз, в Мюнхене, нас поразили подземные переходы с автоматическими эскалаторами. Встаешь на них – и они начинают двигаться. В Гамбурге оказалась их надземная модификация. Впрочем, с одной стороны перехода эскалатор уже не работал – где же хваленая немецкая педантичность?
Фото 072 Германия. Гамбург
Рано утром мы въехали в Бремен. Очень уж хотелось отдать дань знаменитой сказке.
Бремен – один из городов, для въезда в который необходима экологическая виньетка. Которую мы из-за одного города покупать не стали. Поэтому надо было осмотреть его побыстрее, пока народу на улицах немного и мы не нарвались на штрафы.
Фото 073 Германия. Бремен
Достопримечательностей в Бремене немного. В небольшом по площади центре стоят странные скульптурные композиции.
Фото 074 Германия. Бремен
Фото 075 Германия. Бремен
Вот, наконец, и Бременские музыканты. Бронзовую статую высотой в два метра поставили возле ратуши в 1953 году, и с тех пор имеется поверье, что если взяться за ноги стоящего в низу пирамиды из животных осла и загадать желание, оно непременно сбудется.
Поэтому ноги осла и сияют начищенной бронзой. Заодно туристы хватаются и за ослиный нос, а также и за ноги и нос собаки, куда получается дотянуться - чтоб желание сбылось уж наверняка.
Фото 076 Германия. Бременские музыканты
С другой стороны Ратуши стоит Рыцарь Роланд. Лицо какое-то детское, но скульптура величественная.
Статуя Роланда, памятник рыцарю с обнажённым мечом (мечом правосудия) - это символ свободы средневекового города. В Средние века статуи Роланда воздвигались в знак обретения городом вольности. Такой город обладал правом самостоятельно вести торговлю и осуществлять правосудие. Согласно сохранившимся документам, первая установленная в Бремене деревянная статуя Роланда сгорела в 1366 году. Новый символ вольного города во Франкском государстве из светлого эльмского известняка появился на Ратушной площади Бремена напротив Бременского собора в 1404 году. В июле 2004 года, за свой вклад в становление независимости города, отметивший своё 600-летие Роланд, вместе с бременской ратушей, был внесён в список Всемирного культурного наследия.
Фото 077 Бремен. Рыцарь Роланд
Фото 078 Германия. Бремен
Фото 079 Германия. Бремен. Вокруг ратушной площади стоят вот такие симпатичные домики.
Фото 080 Бремен. Ратуша
Фото 081 Германия. Бремен
Посидев на бронзовой свинье, отправляемся в Нидерланды.
Фото 082 Нидерланды. Канал. Автобан проходит над каналами, по которым плывут многочисленные лодки и катера.
Фото 083 Нидерланды. Маленький нидерландский городок. С автобана такие не увидишь.
Фото 084 Нидерланды. Мельница
В Амстердам собираемся ехать по морской дамбе. Надо же посмотреть один из символов Нидерландов. Навигатор не сразу понял, что от него требуется, попытавшись отправить нас кратчайшим маршрутом. Пришлось его переубеждать.
На обед останавливаемся при въезде на дамбу. Со стоянки есть съезд на травянистый берег лимана. Тут много голландцев с детьми – загорают, купаются в мутной воде мелководья. От одной из голландских машин примчалась собачка – исследовать содержимое нашего багажника. За ней прибежала хозяйка – наша бывшая соотечественница.
Фото 085 Нидерланды. Дамба
На самой дамбе – комплекс странных скульптурных сооружений.
Фото 086 Нидерланды. Дамба
Фото 087 Нидерланды. Дамба.
Дамба не впечатлила. По виду – справа болото и слева болото