Вновь мы долго составляли маршрут по Польше, решали что посмотреть, бронировали отели через booking.com, списывались с отелями (помятуя весеннюю историю в Германии делаем это обязательно!), мониторили ситуацию на границе. Помимо традиционного белорусского сайта http://gtk.gov.by воспользовались также двумя другими: польским http://www.granica.gov.pl (важный момент для жителей Центральной России: в нем смотрим польско-белорусскую, а не польско-российскую (с Калининградской областью) границу!) и http://www.onliner.by - интересный белорусский сайт в котором входим в раздел «форум», набираем «Граница Беларусь-Польша» и сразу на последнюю страницу – там люди пишут чуть ли не в режиме он-лайн сколько и на каком посту они стоят в очереди. В общем решили ехать через Бобровники-Берестовицу. Хотелось и новый погранпереход попробовать и вроде по маршруту так лучше получалось.
Итак, 06 июля, 1 день поездки. Вновь ранний выезд из Москвы около 07 часов утра. По дороге предполагалось посещение города Гагарин, ночевка перед границей либо её переход (в зависимости от очереди). В Гагарин мы прибыли около 10 утра, как раз к началу работы комплекса домов-музеев Юрия Гагарина. В целом (билеты, фото, экскурсовод и сувенирная тарелка) все обошлось недешево (около 1300 руб.), однако мы остались очень довольны интересным рассказом и любезным отношением к нам. В экскурсию входит посещение трех исторических музейных зданий, где представлена биография Первого космонавта с рождения и до его гибели. Это Дом-музей семьи Гагариных, который они перевезли из деревни Клушино, после переселения в послевоенный Гжатск, Дом-музей родителей, построенный по решению правительства в 1961 году, и Дом космонавтов, в котором развернута биографическая экспозиция о жизненном пути Юрия Гагарина (сайт музея http://www.museum.ru/gagarin).
Вторым пунктом нашей программы было посещение Музея Первого полета (билеты отдельно около 300р на семью), который посвящен истории подготовки и осуществления первого полета человека в космическое пространство. В экспозиции на первом этаже запомнились сурдобарокамера, в которой космонавты проходили предполетную подготовку, и панель с пультами управления ракетой-носителем «Восток». Дочери нажали на кнопку и на экране увидели оторвавшуюся от земли ракету и услышали знаменитую фразу Гагарина: «Поехали!».
После был «пикник на обочине» и долгий путь к границе. Подъехав к погранпереходу мы увидели очередь из примерно ста машин, развернулись и остановились на ночь в мотеле «Константин» возле лукойловской заправки. В качестве ночевки перед границей нами рассматривалась также гостиница в г. Волковыск, однако там не было мест в эту ночь. Что можно сказать про мотель? Дорого по меркам Беларуси (2000 руб. в пересчете на наши деньги), очень долго оформляли, полное отсутствие горячей воды. С другой стороны нас накормили (всего 500 руб. на всю семью), парковка бесплатно, в отеле работают страховщики, есть обменники (для тех, кому нужны такие услуги). В общем выбора у нас все равно не было, ночь поспали, выспались и ранним утром сразу же подъехали к заветному шлагбауму.
В семь утра мы были первыми, не было ни одной машины! Этому нимало удивились подъехавший следом за нами белорус и остановившийся на соседней линии водитель грузовика из Польши. Однако нас не пускали на переход минут 15. В этот момент рядом проходил наряд с собакой. После открытия шлагбаума мы въехали на зеленый коридор, сами подошли к окошку паспортного контроля и проследовали на польскую сторону. Транспортный контроль на Берестовице отсутствует. Таможенного на зеленом коридоре не было. Досмотра машины тоже. За шлагбаумом мы встали на мосту в очередь за грузовиком, однако следовавшие за нами белорусы смело объехали его по встречке и мы поехали за ними, не встретив возражений со стороны поляка. Однако на польской стороне мы провели около часа. В линии, на которую мы встали началась пересменка. Однако и тут в целом все прошло хорошо. Запомнились вопросы таможенника: «Куда пан едет?» - «В Свиноустье.» - «А почему называется Свиноустье?» - «Город в устье Свины.» - «А что есть Свина?» - «Река.» - «Езжайте, пан!». И все. Хотя у проходящих перед нами белорусов это чиновник очень активно копался в чемоданах и багажнике. Итог – 1 ч. 45 мин.
Забегая вперед скажу, что совершенно иная ситуация была на обратном пути. На границе мы были примерно в 09 утра по польскому времени. По обочине гигантская очередь из грузовиков (километров на 10), перед границей очередь примерно из 20 легковых машин, пристраиваемся в хвост очереди, выясняем обстановку. Очередь стоит в красный коридор, т.к. только там можно оформить TAX-FREE. На местном жаргоне говорят: «Есть ВАТЫ или нет?» Свободно проезжающие мимо машины идут в зеленый коридор (огромный плюс для тех, кто не имеет покупок). Разделение по TAX-FREE здесь жесткое ещё на въездном шлагбауме, никакие просьбы и мольбы не помогут. При мне парень с беременной девушкой начал упрашивать пограничника пропустить его, на что получил жесткий ответ: «Не зачем было с ней ехать, раз беременна. Либо езжайте быстро, по зеленому, но без TAX-FREE, либо с TAX-FREE стойте в красном.» На наше счастье неумолимый страж порядка также строг был к тем, кто занял очередь для знакомых (это теперь большая беда судя по форуму, сначала стоит перед тобой в очереди один, а потом машин пять подъезжают), заставлял их разворачиваться и становиться в хвост очереди. Через 2 часа мы въехали на территорию поста, ещё два часа стояли там в ожидании прохождения паспортного и таможенного контроля. Очередь двигалась, то быстро, то медленно. Наконец появился некий главный пограничник, который приостановил зеленый коридор и дал многим из красного, в том числе и нам пройти паспортный контроль. Остался таможенный. К очереди вышли две девушки, которые собирали чеки TAX-FREE и скрупулезно сверяли в бумагах позицию за позицией. Признаться, такое я видел в первый раз! Фактически форменное издевательство, хотя и в полном соответствии с "буквой закона". Наконец сверили, хотя и не без проблем, в т.ч. и языковых (типа: «Покажите мне сукеницу!» - «Вот!» - «Это не сукеница, а сподница!» - «А что такое сукеница?» - «Я не знаю, что это по-русски, вы покупали, значит должны знать!»). Ещё час стоим в очереди перед мостом на выезд. Пограничник упорно никого не выпускал. Остановились и красный и зеленый коридоры. Наконец начали пропускать по паре машин из каждой очереди, переезжаем мост, въезжаем на белорусскую сторону… А там вообще никого! Прохождение заняло минут 10 из которых я минут 5 рассказывал таможеннику о преимуществах моего РЕНО ЛОГАН. Итог – около 6 часов. И это неплохо. Судя по форуму, после обеда в тот день люди стояли по 10-12 часов!
Вообще пугает тенденция к увеличению времени прохождения в обратном пути (3,5 часа в Красном Логу прошлой осенью, 5 часов весной в Бресте, 6 часов сейчас в Берестовице) и это при том, что пару лет назад прохождение белорусско-польской границы занимало по часу-полтора. Со слов белорусов, сейчас они ездят практически за всем в Польшу, т.к. все в Беларуси стало очень дорого. Ну чуть ли не в гипермаркет по выходным ездить в Польшу уже выгоднее, чем у себя покупать. И это при постоянном увеличении пропускной способности погранпереходов с обеих сторон…. Ну это так, мысли в слух…
Впрочем, все это было ещё впереди, а пока что мы, радостные быстрому утреннему переходу устремились к Белостоку. В центре города мы без труда нашли место для парковки (была суббота и они были бесплатными, хотя в будни днем везде в центре парковки платные) и отправились на короткую экскурсию по центру. Главная достопримечательность города – Дворец Браницких, который называют «Подляшским Версалем». В настоящий момент в здании дворца находится медицинский институт. Посещение дворца и осмотр интерьеров возможно по выходным (и бесплатно), однако открытых залов немного. Очень красив парк. Ну вот просто идеален!!! Дворец является центром города (собственно Белосток и городские права получил стараниями семьи Браницких), от него начинаются основные улицы, рядом ратушная или иначе рыночная площадь.
После посещения дворца мы отправились в торговый центр «Атриум» ( http://atrium-biala.pl ) . Вообще Белосток – ближайший крупный польский город для жителей Минска или Гродно, да и почти всех других городов Беларуси, кроме Бреста (Расстояние до него от Минска, например, даже ближе, чем до Бреста) и, как следствие, невольно превратился в гигантский торговый центр (ТЦ подобных «Атриуму» тут с десяток).
Попив кофе с пирожными в кафе и сделав свои первые польские покупки мы выехали из Белостока в Квидзын, где у нас был забронирован следующий отель. Первым пунктом по нашему маршруту был Осовец.
Осовец. Название сейчас это никому ничего не скажет, а тем не менее эту русскую крепость называют иначе Брестской крепостью Первой мировой войны. Крепость была расположена в стратегически важном месте вблизи от тогдашней германско-русской границы. Справа и слева от неё заболоченная долина реки и непроходимые леса на десятки километров (даже сейчас там национальный парк) и лишь в этом месте проходят автомобильная и железная дороги и есть путь для наступления германцев. Перед комендантом ставилась задача продержаться хотя бы несколько дней, а в итоге крепость оборонялась почти год. Крепость выдержала два первых штурма с применением обычных вооружений и тогда немцы приняли решение провести газовую атаку (одну из первых на Восточном фронте). Дождавшись нужного направления ветра они распылили огромное количество отравляющих газов. Последствия были чудовищными: огромные потери в рядах защитников, которые тогда ещё не имели средств защиты, на десятки километров вокруг погибло гражданское население, пал скот, были отравлены звери в лесу. Дождавшись пока газ рассеется, немецкие войска начали наступление на крепость. И вдруг откуда-то из укрытий поднялись последние выжившие защитники крепости. Полуослепшие, харкающие кровью, с разъеденными лицами, русские солдаты пошли в контратаку. Немцы дрогнули и отступили. А атаку эту позже назвали «атакой мертвецов»…
Тем не менее, гарнизон крепости был пополнен и организованно отступил в 1915 году на восток по приказу командования. Практически без потерь было вывезено все имущество, а укрепления взорваны. Позже, уже в 20-е гг польские военные (кстати территорию крепости до сих пор занимает польская армия), обнаружили в одном из чудом сохранившихся казематов русского солдата, который 5 лет не покидал своего поста и охранял склад с консервами. Ему долго пришлось объяснять, что страны, которой он давал присягу, больше нет. Впрочем, возможно, что это лишь легенда.
Как я уже писал ранее, территорию крепости занимают польские военные, а вокруг в лесах создан национальный парк. Тем не менее, прямо на трассе после моста оборудована смотровая площадка, с которой можно посмотреть на живописные виды вокруг и один из взорванных бастионов.
Парковка рядом бесплатно.
Следующим пунктом был Грюнвальд. Здесь в 1410 году произошла Грюнвальдская битва, одна из важнейших битв в истории польского и литовского народов, закончившаяся разгромом рыцарей Тевтонского ордена объединенной польско-литовской армией. С трассы есть указатели. Парковка бесплатная. Есть музей, но он был уже закрыт, когда мы приехали. На холме установлен монумент послевоенного времени, по дороге к нему немногие сохранившиеся камни довоенного монумента, разрушенного немцами во время Второй мировой, но чудом сохраненные от повторного использования польскими патриотами.
После Грюнвальда наш путь лежал в Квидзын, где нами был забронирован отель «Максим» ( http://www.maxim-kwidzyn.pl ).
Отель расположен в историческом центре Квидзына и занимает два особняка: в одном гостиничные номера, в другом ресторан. На территории бесплатная парковка (впрочем, в Квидзыне она везде бесплатная). Стоимость номера 380 PLN тем не менее показалась нам по итогам пребывания несколько завышенной (отели с аналогичным набором услуг по дороге стоили для нас 360 PLN в Старгарде, 340 PLN в Лагове и 320 PLN в Белостоке). Ужин в ресторане обошелся в 166 + 10 PLN.
Утром третьего дня хорошо выспавшись и вкусно позавтракав мы отправились осматривать достопримечательности Квидзына. Исторический центр города обошли стороной разрушения Второй мировой, однако исторических зданий сохранилось не так много – многие из них были разобраны после войны и целиком или как строительный материал использовались при восстановлении разрушенного центра Варшавы. Главная достопримечательность города – Квидзынский замок ( http://zamek.kwidzyn.pl ).
Расположенный в нем музей является филиалом музей Мальборкского замка. Музей очень интересный, экспозиция носит краеведческий характер. В замке частично сохранились интерьеры, богатая этнографическая экспозиция и экспозиция отдела природы, причем последняя состоит из потрясающе выполненных диарам, все чучела животных чистые и аккуратные, поразила веб-камера установленная над гнездом птицы под крышей замка (на экране видно птенцов и птичку, периодически возвращающуюся с кормом для них).
Внешний вид замка чрезвычайно необычен – одна из башен вынесена далеко вперед на территорию бывшего русла реки и соединена галереей с основным зданием. Назначение башни чрезвычайно прозаично – в средние века она служила туалетом, протекавшая внизу река при паводке уносила нечистоты.
После осмотра замка - осмотр собора и осмотр подземелий (за отдельную плату), в которых восстановлены захоронения нескольких магистров Тевтонского ордена (получить информацию можно на установленном в зале компьютере, есть русскоязычная версия).
Можем сказать однозначно, что Квидзынский замок мы обязательно рекомендуем к посещению всем путешествующим по Польше! Покушав кофе с пирожными в кофейне «Сова», мы двинулись дальше на запад к городу Старгард-Щецинский, где у нас был забронирован следующий отель.
После пятичасового пути мы прибыли в город Старгард-Щецынский, где у нас был забронирован семейный номер в отеле «Spichlerz» ( http://www.spichlerz.eu ),
что в переводе с польского означает «Элеватор» или «Зернохранилище». И действительно, отель расположен в двух корпусах (одному 100, а другому 150 лет) старинного элеватора. Утром мы познакомились с хозяином. Это очень любезный человек, хорошо говорит по-русски и по-немецки. Его стараниями оба здания были превращены в весьма неплохой отель с симпатичными интерьерами, рестораном, комфортабельными номерами, бесплатной парковкой. Шаговая доступность до достопримечательностей исторического центра и магазинов. Разместившись мы отправились на прогулку по старому городу,
после которой поужинали в пиццерии «У Яна»( http://pizzeriaujana.pl ), расположенной через улицу от церкви св. Яна.
Помимо пиццы там подаются и блюда традиционной польской кухни. В итоге ужин обошелся в 94 PLN.
Утром четвертого дня мы посетили Мариацкий костел ( http://www.parafia.stargard.pl ) (интерьеры и смотровую площадку),
прошлись по местным магазинам и выехали в Свиноустье. Перед городом есть паромная переправа. Она бесплатна, однако следует учесть, что переправа непосредственно в центр предназначена только для местных жителей, а окраинная для всех. Иногда там бывают очереди, однако за те несколько раз, что мы переправлялись, она была незначительна.
В Свиноустье нами были забронированы двухкомнатные аппартаменты «Baltic Home Regina Maris» с балконом и полностью оборудованной кухонной зоной ( http://www.baltichome.pl ).
Стоимость аппартаментов за первую неделю 320 PLN, за вторую 350 PLN в сутки, дополнительно оплачивается климатический сбор (4 PLN за сутки со взрослых) и парковка на территории (20 PLN). Достоинства – 5 минут пешком до пляжа, 1 минута до променада,
тишина, свежий воздух, новое здание, оборудованная кухонная зона, балкон, пляжные принадлежности. Однако выяснилось, что есть и пара минусов: первый связан с тем, что booking.com указывает фактический адрес аппартаментов, а не адрес рецепции, в связи с чем мы вынуждены были поставить машину на улице с платной парковкой и около получаса ходить и выяснять, куда же нам обратиться. В итоге все выяснилось, парковщик не появился и не оштрафовал, но могло бы быть и хуже: за пару недель пребывания под нашими окнами было оштрафовано с десяток машин.
Второй минус – абсолютно неясный механизм замены постельного белья и полотенец. Ну т.е. при найме аппартаментов это вообще бывает довольно часто. В курортной зоне во Франции, например, надо либо приезжать со своим бельем, либо платить очень большие деньги за аренду белья отдельно. Здесь выяснилось, что надо заранее договариваться о дате, обмен происходит в строго определенные дни и время, оставлять ключ на рецепции, потом приходить и забирать ключ. В общем как-то очень хлопотно и непонятно.
Помимо прекрасных широких пляжей,
на которых каждому найдется место, Свиноустье располагает и достаточно большим количеством достопримечательностей. Прежде всего это музеефицированные ныне 3 форта середины XIX века: Форт Zachodni (Западный),
Герхарда ( http://www.fort-gerharda.pl ) и Аниола ( http://www.fortaniola.pl ). На одной из центральных площадей города находится Музей рыболовства ( http://www.muzeum-swinoujscie.pl ). Посещение Форта Герхарда целесообразно также совместить с подъемом на смотровую площадку маяка. Обязательно надо посетить мол с маяком в виде мельницы – символом Свиноустья.
Отсутствие ныне границы с Германией
делает возможными прогулки в близлежащие городки Альбек и Херрингсдорф, а также поездки на остров Рюген и старинные города Штральзунд и Грайфсвальд.
За время нашего отдыха мы трижды побывали в Альбеке: ходили туда пешком по пляжу и ездили на машине в местные магазины SKY (продовольственный, http://www.sky.coop ) и PLAZA (строительный), один раз ужинали в ресторанчике «Haithabu» ( http://www.haithabu-usedom.de ), порции огромные, счет 65 Евро на семью.
В связи с тем, что правила сайта разрешают публикацию не более 50 фото в одном сообщении, вынужден разделить его на несколько частей. Продолжение следует!