Решил выложить свой маленький отчёт, в основном для новичков, так как опытные путешественники вряд ли найдут для себя что-то новое.
Идея зрела давно, можно сказать мечта. Причём поехать хотелось именно на своей машине, не на прокатной. Зародилась мечта в результате чтения журнала «За рулём» - там постоянно печатается реклама их бюро путешествий. Осенью 2010 года получили новые загранпаспорта, появилась возможность сделать мечту реальностью. Сел за штудирование интернета. Приобрёл фотоаппарат (простенькую зеркалку), нетбук (чтобы легче было с собой носить), инвертор (12в – 220в) в автомобиль, разветвитель прикуривателя на два гнезда, навигатор «Гармин» с картами Европы, автомобильный холодильник. Маршрут утвердили такой: Брест-Краков-Вена-Каваллино(Италия)-Флоренция -Рим-Иннсбрук-Прага-Брест.
Весной 2011 визы (итальянские) были получены, отели забронированы и оплачены. Машина в наличии – Toyota Camry c пробегом около 37 т.км. На всякий случай оформил международное водительское удостоверение. Участники поездки – я, жена и сын, 13 лет от роду.
В начале июня старт. Погранпереход (Беларусь – РП) выбрал в Домачёво, километрах в 40 от Бреста, маршрут по России выбрал такой: Сургут –Тюмень-Челябинск- Уфа- Казань-Москва, далее по «минке» (М-1) до Бреста. Трасса шикарная, по РБ большая часть – с ограничением 120 км/ч, с разделительной полосой. Границы между Россией и РБ для туристов фактически нет – не нужно даже останавливаться. Четыре пункта оплаты за дорогу – по 20 рублей каждый раз
(с 2012 года и эту оплату для россиян отменили). На заправках можно платить картой, евро, долларами, рублями – всё официально. В придорожных кафе (их не очень много) берут и рубли, и евро, хотя по закону нельзя – только надо об этом негромко спросить. Получилось четыре дня. Точнее, три с половиной – в Брест приехали уже к обеду. Визы начинали действовать с 12 ночи, поэтому заселились в гостиницу, чтобы нормально отдохнуть после дороги. Совершили обзорную экскурсию по городу, посетили Брестскую крепость.
Купили кое-чего в дорогу, и отдохнув, ближе к полуночи выехали на погранпереход. Это время – не самое удачное для пересечения границы, «туда» лучше переходить вечером. У нас выбора не было, и в итоге на территорию Польши въехали в пять часов утра. Долго, конечно, но поскольку всё для нас было впервые, время прошло достаточно незаметно. Кстати, в очереди пока стояли, пообщались с земляками на БМВ М6, с 86 регионом на номерах, которые ехали отдыхать из Москвы в Испанию.
И вот, как уже написал, в пять утра въехали в Польшу. Всю ночь не спали, но под влиянием впечатлений спать и не хотелось, приняли решение ехать в Краков. Региональные польские дороги, в основном, отличного качества, хотя и узкие. Принято, если тебя обгоняют, смещаться на обочину (обочина как раз очень широкая). Много населенки, с ограничением 50 км/ч. Мало светофоров – преимущественно кольца. Много стационарных радаров – из них значительная часть просто муляжи. Местные знают, где какие, и можно ехать за ними. Сложилось впечатление, что все поляки ездят с рациями (у меня рации нет). В Польше строят много дорог, и навигатор периодически показывал, что я еду в чистом поле. Особо это не мешало, но желательно карты своевременно всё же обновлять.
Примерно в 13-00 были в Кракове. Отель там заранее не бронировали, на примете были несколько отелей. В один из них заехали – мест не было, но девушка на ресепшене, после телефонного звонка, предложила нам другой отель поблизости. Цена нас устроила, и через 10 минут мы уже заселялись. Забегая вперёд, скажу, что такого обслуживания, как в этом отеле, мы больше нигде (пока) не встречали! Молоденькая (очень симпатичная) полячка из кожи вон лезла, пытаясь понять наш английский, сыну (как единственному, кто мог по-английски сказать хоть пару фраз) буквально в рот смотрела! Пока готовили номера, она нам и кофе и сок предложила, и подушечки на кресла принесла, и на карте нарисовала, как куда проехать и т.д.
В общем, заселившись, машину оставили во дворе
и отправились на автобусе в старый центр. Краков понравился – красивый город.
Взяли часовую экскурсию на открытом электромобиле, вот на таком
с поляком украинского происхождения за рулем. Он по-русски говорил, и даже пытался нам кое-что рассказывать (благодаря интернету я знал больше).
Посетили еврейский квартал - мемориал погибшим евреям
и фабрику Шиндлера
Очень вкусно пообедали в грузинском ресторане. Вернулись в отель вечером, тут-то нас усталость и догнала…
На следующий день, позавтракав в отеле, выдвинулись в Вену. Сразу после выезда из Кракова попали на платную дорогу – скорость движения значительно выросла.
Сразу скажу, что отсюда и далее, везде пользовались платными дорогами. При подъезде к Чехии купил чешскую виньетку (на месяц) и пару австрийских (на разные сроки, с перерывом), чтобы на обратном пути про них уже не думать.
Дороги в Чехии не очень. Можно сказать, позор.
Но попутные машины с такими прицепами подтверждали, что мы двигаемся в верном направлении.
Подъезжаем к Австрии, едем мимо австрийских деревень.
Радио в машине подтверждает правильность пути, и вскоре мы въезжаем в Вену.
В Вене были опять же в обед. Гутен таг, данке шён – заселились в отель. У отеля своя парковка во внутреннем дворике, очень удобно. В центр поехали на метро. Осознали, что такое выходной день в Европе – не работает никто! Даже большая часть ресторанов – закрыта, закрыты все магазины. Мне-то хорошо, жена была не очень довольна. Удивляюсь, как ещё транспорт общественный работает. На улицах достаточно много мусора (там ещё праздник был какой-то католический, и выходных было три дня). На мой вопрос – почему так, получил ответ – выйдут все на работу во вторник, и всё будет блестеть! А пока – ну отдыхают люди… Выпили венского кофе, со знаменитым тортом с поэтическим названием «Захер».
В Вене были полтора дня (две ночи), далее поехали на море, в Каваллино. Это такое местечко на побережье Адриатического моря, в районе Лидо ди Езоло, на полуострове недалеко от Венеции. Там у нас был забронирован кемпинг на неделю, четырехзвёздочный. У кемпингов своя система звёздности, ну хороший, если коротко. Вся инфраструктура в наличии (бассейн, бар, ресторан, магазины, мини-гольф, теннис т.д.), чистота, порядок. Жили в мобильном доме – вагончик такой, новый совсем, оборудованный всем необходимым – две спальни, между ними расположены кухня и душ с туалетом. Есть телевизор, кондиционер. На кухне газовая плита, холодильник, полный набор посуды, включая кофеварку – как без неё в Италии. Перед входом, на улице, площадка из тротуарного камня, под большим навесом, стол и стулья пластиковые. Вокруг сосны, платаны, оливковые деревья. Машину оставляешь рядом с домиком. Свой песчаный пляж. Купались, загорали. Ездили на целый день в Венецию – от кемпинга на автобусе минут 7-8 ехать, потом на кораблике полчаса. Делали вылазки на машине по окрестностям.
Следующим пунктом была Флоренция. Но так так ехать туда недалеко, решаем сделать небольшой крюк, и заехать в Пизу. В Пизе, по большому счёту, кроме так называемого Поля Чудес со знаменитой башней и всем остальным, смотреть особо нечего, поэтому пары часов, подумали, нам хватит. Не ошиблись – хватило. Сын категорически отказался фотографироваться на фоне башни в общепринятой позе, как все там делают (ну, вы понимаете – типа, она падает, а вы её ладонью держите). Машину оставляли на паркинге практически рядом с площадью, два евро в час, оплата по факту стоянки.
К двум часам были уже во Флоренции. Там отель практически в самом центре, парковки своей нет. Улочки узкие, даже просто остановиться, пусть в неположенном месте – проблема – сзади сразу машины собираются. Кроме того, высокие здания на узких улицах не дают нормально работать навигатору – сигнал теряется. С горем пополам, после третьего круга вокруг отеля, находим свободное местечко. Стоять там нельзя, но нам можно – главное, не мешаем никому. Иду в отель, и прошу помочь с парковкой для машины. Не вопрос – отвечает рецепсионист, щас, говорит, я позвоню, придёт мужичёк с такого-то гаража, заберёт вашу машину, а утром вернёт, и будет вам это удовольствие стоить 20 эуро в сутки. Страшновато немного, но отвечаю – Окей! Мужичок пришёл, машину осмотрел, все царапинки на бумажке отметил, выдал мне квитанцию, включил аварийку и куда-то уехал. А мы, оставив в отеле вещи, идем смотреть флорентийские достопримечательности, в перерывах между осмотрами попивая пиво. Пару-тройку кружек позволить себе можно – допустимый уровень алкоголя в крови 0,5 промилле наутро вряд ли будет превышен.
Наутро обратная процедура – звонок в гараж, приехал мужичёк на моей машине, отдал мне ключ от неё, я ему отдал двадцатку, и он ушёл обратно пешком. А мы поехали в Рим.
Небольшое отступление о дорожном движении в Италии, что касается старинных и сильно туристических городов – Рим, Флоренция, Верона, Пиза и прочие. В их исторические центры нерезидентам обычно въезжать нельзя (как мы это сделали во Флоренции, Риме, Пизе…). Стоит знак «Движение запрещено» и табличка «ZTL» - зона траффико лимитато, или зона ограниченного трафика по-нашему. И везде камеры – ты въезжаешь под знак, тебя тут же снимают. Если отель находится в этой зоне, надо просить хозяина отеля, чтобы он куда-то там позвонил (в муниципалитет, что-ли), сообщил номер автомобиля и подтвердил, что вы у него остановились. Номер добавляют в список – штрафа не будет. Если номера твоей машины нет в списках, через некоторое время приходит штраф. Штрафы там недетские, надо сказать – сотку запросто могут насчитать. Штрафы могут и через год дойти, и через два – их закон это позволяет. В чём фишка – касается это прокатных машин, с номерами Евросоюза. А российские номера их камеры не могут идентифицировать, и базы данных нет, штраф высылать кому – неизвестно. Поэтому наши фотки просто удаляют. Пока, по-крайней мере.
Теперь о платных дорогах в Италии. В отличие от Австрии и Чехии, где купил виньетку, и катайся сколько хочешь (в пределах срока её действия), в Италии это выходит существенно дороже. Виньеток нет, платишь каждый раз за пройденный участок дороги. При въезде на платный участок стоят шлагбаумы, их бывает много, может и 15 быть. Выбирать надо проезды, над которыми нет обозначения «Телепасс» - это для машин с установленными устройствами для автоматического снятия денег с банковской карты. Подъезжаешь к шлагбауму, открываешь окно, нажимаешь большую кнопку, из автомата вылазит тикет. Как только его вытянешь, шлагбаум открывается. Обычно тикет уже торчит из автомата – среди местных принято, вытащив билет, нажать кнопку – тогда для следующего билет уже будет подготовлен. Экономится время – пусть секунды, но при тех скоростях и количестве машин из этих секунд может и очередь создаться. Но дороги того стоят, конечно! При разрешенных 130, не нарушая, средняя скорость запросто может получиться 115-120.
Продолжу. Быстренько доехали до Рима. В Риме отель в 50 метрах от метро, очень удобно. Паркинг нашёл тоже в полсотне метров, в подземном гараже. 25 эуро в сутки. На Рим у нас два дня – катастрофически мало, но мы старались – удалось достаточно много посмотреть. Фонтан Треви, Испанская лестница, Колизей, Форум, Собор Святого Петра и т.д. В Ватикан не попали, так как с утра, не подумав, оделись в неподходящие одежды (шорты, открытые плечи). А вообще туда недели на две минимум надо.
Из Рима поехали в Иннсбрук. Просто потому, что он находится по пути в Прагу, и нам нужно было где-то переночевать. Вечером пошли на ужин в ресторан, который нам порекомендовали в отеле, и просто гуляли по городу. Городок маленький, туристов немного, красиво – река, горы. Наутро выехали в Прагу.
По пути из Австрии в Чехию проезжаем кусочек Германии. На первом отрезке немецкого автобана (без ограничения скорости) давлю на гашетку – скорость примерно 210 км/ч. Страшновато так долго ехать, да и стрелка указателя уровня топлива сразу оживилась… При этом нас, как стоячих, обгоняет Мерседес (ешка). Естественно, с питерскими номерами. Догнать не смог.
Прага оказалось местом, где у нас абсолютно не было никакого языкового барьера – по-русски говорят очень многие, много выходцев с постсоветского пространства. Китайцы, правда, не умеют… Отель у нас в праге был 4* - могу констатировать, что 2* в Вене будут получше 4* в Праге. Рваное полотенце, которое я бросил на пол в ванной, аккуратно повесили на край ванной (для просушки, видимо). Но в целом нормально. Парковка бесплатная, на улице прямо напротив отеля. В Праге у нас была запланирована встреча с моим школьным товарищем, живущим в Германии. Он приехал со своей семьёй, и мы все вместе гуляли по городу, смотрели красоты, заходили в рестораны, пили пиво. Вот здесь правда, буквально чуть-чуть – В Чехии, как и у нас, 0 промилле! Вообще, в Праге всё довольно дёшево, и алкоголь в частности, и в городе полно молодёжи из соседних регионов Германии, которая приезжает в Прагу в алкогольные туры (бухать, по-нашему). Секс-туризм тоже развит – но нам это ни к чему, мы люди семейные.
После Праги подошло время ехать в сторону дома – двинулись в сторону Бреста. Ехать достаточно далеко – к погранпереходу подъехали около 20-00, то есть весь день в дороге, останавливались только поесть. Приблизительно в это время там пересменка, да и время опять не самое удачное – «оттуда» лучше возвращаться утром, когда нет местных белорусов, возвращающихся домой в массовом порядке. Едем в зелёный коридор, декларировать нам нечего, и тем не менее, с погранперехода выезжаем уже ночью, около часа. Заезжаю на заправку в Бресте – оказывается, у них (и у нас) невероятно дешёвый бензин! На 1,5 т.р. можно полный бак залить! В Европе на это запросто уходило три с лишним. Это чувство сохранялось у меня ещё некоторое время после поездки…
В Бресте не останавливаемся, едем в сторону Москвы, заезжаем подремать на ближайшую заправку с площадкой для отдыха и мотелем. Немного отдохнув, едем дальше, и на ночёвку останавливаемся уже в Рязани. Выбрал для обратной дороги М-5, о чём сразу пожалел – пробка на выезде из Москвы, дорога убитая. М-7 лучше.
Ну а дальше – всё как обычно, домой по знакомым дорогам и городам, где не нужен навигатор, и все говорят на русском языке.
Полицейских видел несколько раз в Польше и Чехии с радарами, в Италии просто стояли и равнодушно взирали на проезжавшие машины, включая нашу – абсолютно никакой реакции на российские номера. Один раз, правда, остановили, на условной границе Австрия-Италия. Тормозили всех подряд, проверили документы, пожелали счастливого пути – из машины выходить не надо.
По деньгам могу сказать – если нам полететь в Турцию из Сургута на 20 дней втроём, получится, как минимум, не меньше. Это при том, что мы особо не экономили, хотя и не шиковали тоже. Жили в отелях ( 2* был только в Вене, остальные 3-4*), минимум 1 раз в день ходили в рестораны. А если хочешь сэкономить, можно ведь жить в кемпингах, с палаткой, продукты покупать в супермаркетах и готовить самим. Кстати, продукты там стоят дешевле, чем у нас, даже в курортной зоне и туристических местах, и качественные.
Вот такая поездка получилась. В Евросоюзе – 18 дней, на дорогу до Бреста и обратно -8. Конечно, «галопом по европам» здесь присутствует, но мы нисколько не пожалели. Расстояния там, не то, что у нас, дороги другие. Конечно, иногда уставал за рулём (это России касается в большей степени), у семьи хоть всегда есть возможность подремать, но полученные впечатления от поездки всё перекрыли с лихвой.
Более того, могу добавить, что в 2012 году мы снова, в том же составе, совершили ещё одну поездку по Европе, не менее насыщенную: Брест-Кошице-Будапешт-Любляна -Каваллино-Лозанна-Париж-Люксембург-Брюгге-Брюссель-Амстердам-Берлин-Брест.