Итак, общий маршрут был таким: Ставрополь - Украина - Польша - Чехия - Германия
Украину мы запланировали преодолеть за три дня. Первый день Ставрополь - Донецк
Часа за 3 с половиной добрались до Новошахтинска, погран переход "Новошахтинск - Должанский". Как я уже говорил, дело было весной, как раз в день референдума в Крыму. Поездку планировали заранее, еще до всех этих украинских событий, польские визы получали тоже еще зимой, поэтому отменять поездку совсем не хотелось. Пришлось брать с собой все возможные документы, вплоть до военного билета, потому что ходили слухи, что молодых мужчин в Украину просто не пускают.
На границе было практически пусто, только пара машин с украинскими номерами. Пошел мокрый снег, хотя у нас в Ставрополе на снег уже не было и намека. Наши пограничники без особого энтузиазма проверили документы и авто, после чего пропустили со словами "не торопитесь, вас дальше все равно не пустят, сегодня еще никого не пустили". И вправду - поначалу нас даже отказались пустить на территорию погран поста, пришлось оставить авто у шлагбаума и идти пешком. В итоге после часа общения с разным начальством и репликами типа "вот погода испортилась, это со стороны Ростова принесло, вечно со стороны России только плохое", нам удалось доказать, что Украина нам не интересна и что едем транзитом в Польшу. Нам поставили штампики на 72 часа.
Луганская и Донецкая области встретили нас отвратительными дорогами. Заранее в Интернете мне писали, что на Украине очень плохие дороги. Но я думал, что русского человека напугать плохими дорогами сложно. Но оказалось, что это вполне реально. И главное в навигаторе показаны крупные трассы, а на деле две полосы, причем обочина просто провалена и разбита настолько, что ехать можно только посередине дороги. Благо машин мало. Если же появляется встречка, то приходится практически полностью останавливаться, чтобы разъехаться.
В Донецк попали уже вечером
День два: Донец - Кировоград
Утром выпал снег. Причем такой настоящий, как будто зима прям. Как потом оказалось, это значительно осложнило выезд из Донецка, потому что кругом бескрайние поля и нет лесополос - трасса была просто заметена сугробами во многих местах. По пути заехали в Днепропетровск
Рассказывать особо нечего: все те же ужасные дороги, которые забирают много сил. Я еще тогда с ужасом подумал, что если это, согласно карте, крупные дороги, то какого же качества у них дороги второстепенные? Это нам еще предстояло узнать на обратном пути.
День три Кировоград - Львов
Путь чуть больше 800 км лежал через Винницу, Хмельницкий и Тернополь. Ехали долго и нудно, в Тернополь заехали уже по темноте. До Львова оставалось около 200 км. Но, как оказалось, это были самые трудные 200 км за все путешествие... Примерно на половине пути даже вот такая типичная украинская разбитая дорога... просто кончилась! Вместо убитого асфальта появился песок, какие-то плиты и арматурины! Так что скорость упала просто до 30 км в час. И это не на каком-то отрезке, а всю оставшуюся дорогу! Такое чувство, что начали ремонт дороги, а потом просто все бросили как есть и ушли. При этом на трассе постоянно попадаются какие-то поселки, в которых не горит не один фонарь! Но полная тьма ничуть не смущает местных жителей, прогуливающихся в темноте вдоль проезжей части... В общем, кто планирует путешествие на авто по Украине, даже не суйтесь на отрезок Тернополь - Львов. Как потом нам сказал хозяин гостиницы во Львове, местные это знают и ездят только трассой Львов - Киев - Харьков. Мы воспользовались его советом на обратном пути, но об этом позже.
Что в целом сказать про Украину, кроме убитых дорог? Несмотря на военное положение, которое зарождалось уже тогда, весной, ничего необычного мы не увидели. Милиции на дорогах даже меньше, чем в России. Какое-то подобие баррикад видели только на подъезде к Хмельницкому. На Востоке и в центральной части все прекрасно говорят по-русски. Во Львове да - люди в быту действительно используют украинский язык. Но когда слышат русский, в разговоре тоже переходят на русский. Никакого негативного отношения к себе мы не встречали, хотя в Интернете пугали, что с русскими номерами лучше вообще на Украину не соваться - и стекла побьют, и машину сожгут... В Виннице видели трамваи с флажками Евросоюза, а во Львове из окон вывешивают плакаты с надписью "Путлер руки прочь от Украины" на английском языке
Львов - Краков
От Львова до границы с Польшей идет идеально ровная и приятная дорога с разметкой. На границе небольшая очередь. Мы единственные с русскими номерами, да и вообще во всей Украине больше не видел русских номеров. Естественно к русским со стороны украинской таможни особое внимание. Кстати, совет по прохождению границы - из Украины в Польшу лучше ехать в будни. Потому что в пятницу и субботу народ массово валит в Европу и на границе создается большая пробка, видели такую ситуацию когда обратно ехали. Перед польской границей на заправках уже только 95 бензин. Как и во всей Европе, где нет 92.
Польскую границу прошли на удивление быстро - и вот мы уже в Европе! Первое, что бросается в глаза - идеальное состояние дорог! Согласно навигатору, в Польше есть несколько платных трасс (ограничение в 150 км, никаких населенных пунктов и светофоров) и бесплатные дублеры, которые проходят через множество маленьких поселков и городков. А ограничение в населенном пункте 50, и везде висят радары. Интересно, что в Польше сложно понять, в населенном пункте ты едешь, или за городом - настолько все чистенько и ухожено. А платные трассы на момент нашего визита были еще бесплатными, наверное эту систему еще не успели запустить.
Краков - Прага - Дрезден
Тут рассказывать особо нечего. Дороги идеальные, везде разметка, все понятно
Вообще на Западе водителем быть очень легко: трасса с ограничением в 150, по три полосы в каждую сторону, все строго соблюдают правила, в левую полосу выезжают только для обгона... Ну красота - хоть с закрытыми глазами можно ездить! Можно быть уверенным, что никто перед тобой не вылезет на красный, или не выскочит со второстепенной... По дороге заезжали еще в Брно, а потом уже Прага. В Чехии кстати надо покупать виньетки и клеить на стекло - платные трассы. Зато ограничение скорости в 130-150 и никаких населенных пунктов. На обратном пути из Дрездена в Краков мы так всю Чехию из конца в коцне за 4 часа проехали. Хотя на скорости в 140 меня местные обгоняли так, будто я на месте стою. Хотя ездят они там преимущественно на стареньких фордах, или фольцах. Никаких реактивных порше, как в России
Нюансы вождения в Европе
Хочу сказать, что поголовное соблюдение ПДД даже в самых мельчайших деталях в Европе - не миф! Все ездят пристегнутыми, никакой тонировки. При том, что на дорогах я ни разу не встретил экипажа полиции. Однажды пришлось пропускать скорую - все поголовно прижимаются к обочине и вообще останавливаются. В Кракове видел, как мужик не успел проскочить на желтый и, получается, выкатился на светофоре за стоп-линию. Так он включил задний ход и закатился обратно. Можете такую ситуацию в России представить? Еще был забавный случай: поехали в Освенцим, а день был такой солнечный, ну я по старой русской традиции не стал включать ближний свет. Так все встречные мне начали моргать - решили, что я забыл фары включить, им в голову не могло прийти что я специально без света еду.
Еще там не принято ходить в туалет просто в поле, как у нас. Для этих целей есть заправки, где все чисто, приятно и вообще красиво. Там же есть столики, где можно отдохнуть и даже перекусить. По всей Европе и на Украине заправлялись на родных Лукойлах (здесь должно было быть фото нашего завтрака на чешском Лукойле)
Краков - Киев - Ставрополь
Этот путь мы преодолели с одной остановкой. На обратную дорогу мы решили ничего не бронировать на Украине, поехать трассой, которую посоветовал хозяин отеля из Львова, и вместо трех дней потратить сутки. Из Кракова мы выбрались в 10 утра, проехав Львов, Ровно и Житомир заночевали в 2 часов ночи в машине под Киевом. Эта трасса действительно оказалась нормальной. От Львова до Житомира есть узкие участки, где довольно тяжело совершать обгон, но зато качество покрытия нормальное, можно не маневрировать между ямами и рытвинами. В Киевской области трасса в 6 полос - по 3 в каждую сторону. Светло, магазины, парковочные карманы - все как у людей.
Поспав пару часов в машине, в 5 утра мы двинулись дальше, немного прокатились по Киеву и в 3 часа ночи мы были уже дома в Ставрополе.
Правда финальный рывок дался очень тяжело. Сложность состояла в том, что эта нормальная трасса после Полтавы уходила наверх в сторону Харькова. А нам надо было вниз в сторону Ростова. И поэтому нам пришлось съехать с трассы и проверить качество дорог районного значения... Этого качества не оказалось вовсе! Ладно, если бы это были просто проселковые гравийные, или земляные тропинки. Так нет же - асфальт есть, вернее то, что когда-то давно называлось асфальтом и то, что от него осталось! Это просто куски асфальта на земле, по которым нельзя ехать - можно только перекатываться на скорости в 20 км в час! Это в районе Изюма и Павлограда. А кругом - ни души, ни людей, ни заправок! Еще один совет - иметь при себе запасную канистру с топливом, потому что на Украине буквально шаг в сторону от трассы - и жизни нет вообще.
Короче, с горем пополам, проклиная все вокруг, мы добрались до Павлограда.
Оттуда двинулись на Донецк. Стемнело и дорога от Донецка до границы с Россией показалась просто откровенным адом! Вообще такие трассы опасны для эксплуатации, их надо закрывать! Я от Украины такого не ожидал. На карте крупная трасса нарисована - в реальности просто жуть! Никогда не думал, что к таким крупным городам, как Львов или Днепропетровск, могут вести такие убитые дороги!
В общем, мог бы рассказать еще много чего. Например, как я 2 недели ездил по Европе и не видел ни одного полицейского, но стоило попасть домой - родные менты в Ростовской области попытались развести на 5 тысяч за сплошную. Но, честно говоря, уже устал писать)) также смог прикрепить всего 2 фото, хотя их, конечно, больше - "спасибо" очень "удобной" и "понятной" форме для добавления вложений в текст. Лень долго разбираться.
Буду рад, если моя информация будет для кого-то полезной. И буду рад ответить на вопросы