Что получилось в итоге в цифрах и фактах
Даты - 30 апреля-12 мая 2015 г.
Маршрут на 13 дней
Украина-Польша-Голландия-Бельгия-Германия-Польша-Украина. Итого 5200 км
Вдвоем с мужем (далее-Ваня) на любимом и самом родном Mitsubishi Lancer 9, 2007, 1,6 АКПП, cо средним расходом 7,6л/100 км, мы отправились в новое путешествие.
Бюджет - около 2 тыс. евро на двоих.
Маршрут на 13 дней
1 день. Киев-Люблин. 600 км
2 день. Люблин-Гауда. 1400 км
3 день. Кёкенхоф-Лейден 100 км
4 день. Заансе-Сханс-Волендам-Маркен – около 200 км
5 день. Амстердам-Харлем – 150 км
6 день. Делфт-Гаага-Роттердам – 100 км
7 день. Барле-Нассау-Брюссель – 280 км
8 день. Бланкенберге
9 день. Брюгге
10 день. Бланкенберге-Дрезден – 840 км
11 день. Бастай и крепость Кенигштайн – 100 км
12 день. Шоппинг и переезд в Краков – 520 км
13 день. Краков-Киев – 870 км
Виза и страховки.
Голландская виза оформлялась в апреле со стандартным пакетом документов (около 3000 грн на двоих). Также были куплены страховки и Грин карта (около 1200 грн за все).
Жилье
В Люблине и Кракове были выбраны недорогие, но уютные хостелы, в самом центре возле замков (Люблинского и Вавеля, соответственно) по цене около 22 евро/ночь.
В Дрездене забронировали на 2 ночи однокомнатную квартиру через . практически на окраине города, но за 20 минут на трамвае мы были в самом центре Дрездена (проездной - 8 евро/день/человека).
Самая продолжительная остановка была в Голландии – 5 ночей в Гауде в самом центре (45 евро/ночь). Ни разу не пожалели о своем выборе – тихо, уютно и по-домашнему. После насыщенных поездок хотелось возвращаться в этот уютный городок, а до самой крайней точки нашего путешествия (Маркена) было около100 км, что по голландским дорогам – одно удовольствие.
В Бельгии хотелось жить у моря, поэтому остановились в гостинице в центре Бланкенберге на 3 ночи (45 евро/ночь). Все гостиницы, кроме Дрездена, бронировали через booking.
Автовопросы
Автобаны и парковка. Платные автобаны встретили только в Польше – итого около 30 евро за проезд до Германии и обратно. В Голландии, Бельгии и Германии дороги были бесплатные. Приятным бонусом было то, что нам удавалось практически не тратиться на парковку. В Люблине была бесплатная парковка при отеле, в Дрездене –парковались вдоль улицы, а в центр ездили общественным транспортом;в Гауде – бесплатная городская парковка на Erasmussstraat, в Делфте – бесплатная парковка Делфтского университета, в Бланкенберге мы останавливались на выходных и за парковку тоже не платили, в Кракове парковка была бесплатной с 20-00 до 8-00 (именно так мы и попали по времени). Из платных: в Амстердаме и Бельгии P+R, подземный паркинг в Гааге, паркинг возле достопримечательностей (Кейкенхоф – 6 евро/день, Бастай, Кенигштайн, Маркен).
Бензин. Стоимость бензина по странам колебалась от 1,40 евро в Польше до 1,75 в Голландии. При курсе в среднем 27 грн за 1 евро получалось совсем не дешево (порядка 50 грн/литр, в Украине в это время бензин стоил около 20 грн/литр). Мы планировали заправки так, чтобы заливать до полного бака самым дешевым бензином – например, перед границей с Польшей залили полный бак на украинском OKKO. Потом перед границей Польши с Германией, где бензин уже дороже, заправились до полного бака в Польше и т.д. Итого было потрачено около 400 л бензина/500 евро.
Навигация. В поездку брали навигатор с картами Navitel и IGo. Где-то в Голландии IGo отказался с нами дружить, и мы были вынуждены пользоваться Navitel, хотя навигация с ним крайне неудобная. Несколько раз мы даже заблудились, но потом перестраховывались еще указателями на трассе и в городах. Во время прогулки незаменимым помощником стало приложение MAPS.ME на смартфоне (с офлайн картами, скачанными заранее). Очень удобно, так как содержит не просто карту, а и гостиницы/рестораны/заправки/достопримечательности/парковки/магазины/банкоматы/больницы и даже туалеты…Также заранее были продуманы основные маршруты, просмотрены маршруты на Redigo + с удовольствием брали все бесплатные туристические карты и буклеты.
А теперь немного впечатлений
1 день. Киев-Коростень-Сарны-Ковель-Хелм-Люблин
Выехали из Киева в 16-00. С небольшими остановками по трассе и ужином на ОККО мы приехали на границу Ягодин-Дорогуск около 10 вечера. Еще перед самой границей я поймала яму, заехали на шиномонтаж – вроде бы все починили. Но это было только начало приключений. Граница заняла 3 часа, еще 2 часа дорога до гостиницы, где нас ждали (предупреждали о позднем приезде заранее).
2 день. Люблин-Варшава-Познань-Берлин-Магдебург-Дортмунд-Арнем-Утрехт-Гауда.
Утро началось с прогулки по Люблину – основная цель была посмотреть Люблинский замок и позавтракать. Центр Люблина очень компактный и уютный, за 2 часа нагулялись и уже около 12-00 мы двинулись в путь. Длительных остановок и заездов до самой Гауды мы не планировали, просто наслаждались пролетающими видами Польши, Германии и Голландии. И время от времени останавливались подкачать спускающее колесо. Потом сломали насос и подкачивали колесо на заправках в Польше и Германии, параллельно высматривая СТО. Оказалось, что в Германии 1 мая все закрыто. В итоге, вспомнили, что у нас есть полноразмерная запаска, которую мы поставили и до самого возвращения домой больше не вспоминали о колесе.
На этом приключения не закончились. В 3 ночи мы наконец-то доехали до Гауды, но оказалось, что нас там не ждали. В гостиницу дозвониться не смогли, в ответ на нашу смску нам ответили, что заселить смогут не раньше 7 утра. Очень уставшие с дороги мы пошли спать в машину – на тихой, бесплатной парковке с видом на мельницу Red Lion Windmill (Molen De Roode Leeuw)
3 день. Кёкенхоф -Лейден
В 8 утра мы с чемоданами уже стояли у гостиницы. Нас встретили, очень извинялись и даже сделали скидку за причиненные неудобства в размере 1 ночи проживания. До 11 мы снова спали, а потом отправились на разведку и поиски завтрака. В Гауде на центральной рыночной площадь — Маркт (5 минут ходьбы) стоит красивейший собор Св.Яна, Гаудский Вааг, Церковь Святого Иоанна Крестителя, множество ресторанчиков. На рыночной площади каждый день новый рынок: в субботу – продуктовый с разнообразием недорогих сыров/колбас/селедки/овощей/фруктов/хлебных изделий, в воскресенье – книжный, в понедельник – вещевой. В районе обеда дня мы поехали на встречу с моей мечтой - в Королевский парк цветов Кейкенхоф. Дорога заняла около часа. Вход – 16 евро с человека+6 евро за парковку. Мы обошли весь парк, погуляли в оранжереях с орхидеями, зашли на выставки хризантем и картин. Возле самого парка есть еще тюльпановые поля, по которым можно свободно гулять, и небольшая зона юного тюльпановода для детей. Ну что сказать – невероятно красиво и ухоженно! Даже толпы людей не помешали насладиться красивейшими и невероятно разнообразными тюльпанами и привезти 300 фото!
На обратном пути мы заехали в Лейден посмотреть на крепость Burgsteeg и поужинать. Известных стихов на домах дома на русском языке не встретили, зато насладились прогулкой по вечернему городу и видами на реку Старый Рейн.
4 день. Заансе-Сханс-Волендам-Маркен
На этот день была запланирована поездка на север Голландии в старые рыбацкие деревушки. Первым по плану - Заансе-Сханс - туристический заповедник, где собрано «всё голландское» (и парковка за 9 евро/день). На фабрике кломпов (национальная голландская обувь из дерева) помимо истории их появления и развития, проводилась демонстрация их изготовления. Там же был и магазин с большим ассортиментом кломпов. Следующей на нашем пути была сыродельня. При входе рассказывали о том, как изготавливается сыр, а дальше – лавка с возможностью дегустировать любой понравившийся сыр. На выбор более 20 видов: и козьи (классический, с томатами, и даже лавандовый ), и коровьи (с паприкой, трюфелем, травами и чесноком, и другие), а также различные джемы и горчица к ним. Сыры нам очень понравились, нежные, просто тают во рту. Потом мы были в подобных сыродельнях в Волендаме и Астердаме, но в Заансе-Сханс они оказались самыми вкусными и дешевыми. Погода в Заансе-Сханс все ухудшалась...Достав из машины дождевики, мы пошли смотреть, как работают различные ветряные мельницы- краскомолка, маслодавильня и другие. Несмотря на моросящий дождь и ветер, гуляли по садикам и дворикам 18 века, рассматривали архитектуру и впечатлялись фольклорным прошлым Голландии.
Из Заансе-Сханс до Волендама около 30 мин езды. Припарковавшись на бесплатной парковке практически при въезде в Волендам, мы пошли гулять вдоль набережной некогда главного рыбацкого порта Голландии. Первая часть набережной – яхт-клуб и практически полное отсутствие людей. Вторая часть – с жилыми домами далеко не бедных голландских пенсионеров, более шумная, с множеством ресторанчиков и магазинов, сырной лавкой и уличной едой. На обед у нас были различные морепродукты во фритюре и знаменитая голландская селедка (комментарий от Вани: «Зачем я это ел!»)
Следующая остановка – Маркен – полуостров и деревня, 2 в 1. После наводнения в XIII веке Маркен фактически находился в изоляции от остальной части Голландии, дома на острове строились на сваях и насыпях, развивалась обособленная культура, диалект, обычаи, одежда. После строительства дамбы в 1957 году остров превратился в полуостров с автомобильным сообщением, но свободный проезд по Маркену разрешен только местным жителям. Туристы оставляют свои машины на парковке и изучают остров либо пешком, либо на велосипедах. Мы выбрали пешую прогулку в дождевиках! Дождливая погода полностью передавала атмосферу северной Голландии: другой, очень колоритной, с постоянными ветрами, свежестью и запахом рыбы!
5 день. Амстердам-Харлем
Расстояние от Гауды до Амстердама порядка 70 км. На подъезде в город встречается множество указателей P+R, поэтому найти парковку не сложно. Мы останавливались на P+R на ArenA. В автомате на парковке за 8 евро/день мы взяли парковочный талон и 2 электронных проездных на целый день (бесплатный проезд включен для 5 человек). Единственный нюанс – электронным проездным необходимо обязательно воспользоваться в течении часа после постановки машины на стоянку и совершить вторую поездку перед тем, как забирать ее со стоянки. В противном случае, стоимость парковки будет не 8 евро/день, а в разы больше.
До центра доехали минут за 20 на метро и дальше пешком по заранее присмотренному на Redigo маршруту. Итак, Плавучий цветочный рынок – Площадь Спей-Бегейнхоф-Площадь Дам- Королевский дворец-Первая фондовая биржа-Центральный вокзал -Часовая прогулка по каналам Амстердама-Квартал Красных Фонарей – Музей эротики. Впечатления от Амстердама остались двойственные. С одной стороны, множество каналов и улочек, уникальная архитектура, цветы на каждом шагу создавали совершенно непохожую атмосферу на маленькие голландские города и север Голландии. С другой стороны, мы оказались не готовы к такому множеству велосипедов, велосипедиков, велосипедистов, туристов, кофешопов (заведения, где продают коноплю и продукты из неё) и едкому сладковатому запаху травы, которым пропитан весь центр города. Желание «Уехать. Поскорее. И не возвращаться» все нарастало, и ужинать мы решили в Харлеме.
Расстояние от Амстердама до Харлема около 20 км. Машину оставили возле центрального вокзала на бесплатной парковке и пошли на поиски уютного ресторанчика. В центре было ощущение, что время остановилось и ты попал в Средневековье. Как и в Гауде, на центральной рыночной площаде Гроте-Маркт расположилась большая церковь Св. Бавона (XIV век), ратуша, дом городской стражи и множество ресторанов и кафе. Мы выбрали по комплексному меню за 20 евро/каждое и наконец-то расслабились после суматошного Амстердама.
6 день. Делфт-Гаага-Роттердам
Это был, наверное, самый насыщенный впечатлениями день за всю поездку. Первым по плану был Делфт, в центре которого находится более 600 исторических памятников. Расстояние до него около 20 км. Одна из главных достопримечательностей Делфта – старинная Королевская фабрика фарфора, на которой изготавливается множество красивых бело-синие керамических (похожих на Гжель) сувениров, посуды и даже памятные тарелки по случаю важных событий в жизни Королевской семьи (коронация, бракосочетание и т.д). За чем ехать: запоминающаяся экскурсия, возможность увидеть мастеров за работой и даже погулять по самой фабрике, ну и, конечно, сувенирный магазин. А вот для мужа-ИТшника самым большим впечатлением и открытием стал Делфтский технический университет (TU Delft), на парковке которого мы оставляли машину. Примечателен он тем, что это старейший (основан в 1842 году), престижнейший и крупнейший технический университет в Нидерландах, насчитывающий более 16 000 студентов и 2600 научных сотрудников. Благодаря ему Делфт считается центром разработки высоких технологий в Голландии. Ваня вернулся с мечтой уехать учиться TU Delft
Следующим пунктом была Гаага - город музеев, пляжей и парков. В Гааге мы прогулялись по центру до художественного музея Маурицхейс. Затем на трамвайчике доехали до Дворца Мира, в котором находятся главные учреждения планеты: Международный суд ООН и Гаагская академия международного права. Попасть в музей можно только с экскурсией и в определенные дни. Дальше по пути прогулялись по парку Scheveningse Bosjes и на том же трамвае доехали до пляжа Схевенинген - самого известного во всей Голландии. Дул такой ветер, что нас просто сбивало с ног, а глаза засыпало песком. Сам пляж очень красивый, чистый, большой! Летом там точно намного приятнее!
На десерт – осмотр панорамы Роттердама с Евромачты, высотой 185 метров. Город, порт, небоскребы, Мост Эразма - как на ладони. «Евроскоп» -специальная вращаюшаяся смотровая кабинка с прорачными стенами и люками в полу, был закрыт из-за сильного ветра.
7 день. Барле-Нассау-Брюссель – 280 км
Новый день и новая страна – едем в Бельгию! Первая остановка по пути – Барле-Нассау – деревушка, в которой граница с Бельгией проходит через кварталы и даже отдельные дома. Получается, что за десяток шагов можно побывать сначала в Голландии, потом в Бельгии и снова в Голландии, а одна улица одновременно может принадлежать двум различным государствам.
Следующая остановка через полтора часа Брюссель – город вкуснейшего шоколада! На форумах не стихают споры – Амстердам или Брюсссель – что лучше? Для меня ответ очевиден, Брюссель – город, в который очень захотелось вернуться еще! Мы оставили машину на парковке возле Атомиума, погуляли в Атомиуме и посмотрели на Брюссель с высоты. Далее на метро добрались в центре и пешком прошли от центральной площади Гранд-Плас через Гору искусств до Королевского дворца. По пути заходили во все шоколадные магазины и музей шоколада, где как раз проводился мастер-класс по изготовлению пралине. Брюссель уже можно любить за то, что в музее шоколада можно дегустировать шоколад в неограниченных количествах Ужинали в так называемом гастрономическом центре города – «Чрево Брюсселя». Комплексный обед стоил порядка 25 евро с человека – более-менее стандартная цена для туристических мест.
Конечная остановка – Бланкенберге – небольшой курортный городок на побережье Северного моря.
8 день. Бланкенберге
День посвящен ничегонеделанию, ленивым прогулкам по побережью, походу в интерактивный музей Storm с имитацией штормов и торнадо, и, конечно, дегустации бельгийского пива. За поездку было опробовано около 20 сортов пива, и, как результат, давно любимый Hoegaarden оказался самым вкусным из всех. Вечером мы катались на береговом трамвае, который идет вдоль бельгийского побережья Северного моря длиной 67 км и насчитывает 69 остановок. Это самый длинный трамвайный маршрут в мире.
9 день. Брюгге
Если моей мечтой было увидеть голландские тюльпановые поля и парк Кейкенхов, то мечтой Вани – попробовать настоящее бельгийское пиво и погулять в Брюгге! Перед поездкой мы даже посмотрели фильм «Залечь на дно в Брюгге, чтобы подготовиться ко встрече с городом. Первым делом, мы нашли основные достопримечтальности - Ратуша, Базилика Святой Крови Христовой, Церковь Богоматери, Кафедральный собор и т.д. Потом традиционно поднялись на смотровую Беффруа (366 ступенек) - высокая колокольня и одна из красивейших башен во Фландрии. По пути наверх можно увидеть ансамбль из 47 колоколов и специальный барабан, заставляющий колокола играть мелодии автоматически. Ужинали на центральной площади рыночной площади. Брюгге оставил после себя очень приятные воспоминания – светлый, чистый и уютный город с богатой историей и красивой архитектурой!
10 день. Бланкенберге-Дрезден
Почему Дрезден? Читайте в следующем дне – день 11. А по приезду мы еще успели обзорно прогуляться по центру саксонской столицы и посмотреть Фрауэнкирхе, знаменитое стометровое панно «Парад курфюрстов» с изображением всех челнов семьи Виттин, Дрезденскую галерею (к сожалению, не заходя внутрь) и закаты на Эльбе. В арендованной квартире нас ждал хозяйский кот Филип, и мы поехали к нему.
11 день. Бастай и крепость Кенигштайн
Что посмотреть в Германии или Чехии из природных достопримечтальностей, возвращаясь домой в Украину? На этот вопрос я долго искала ответ, перебирая множество вариантов, пока случайно не прочитала про Бастайский мост - чудо инженерной мысли первой половины XIX века, расположенный в 23 км от Дрездена возле курорта Ратен (Rathen). Мост длиной 76,5 метров на высоте 195 метров был построен из дерева в 1824 году, а спустя четверть века заменено на более прочную конструкцию из песчаника. Машину нужно оставлять примерно в трех километрах от смотровой площадки и добираться до моста на туристическом автобусе, который курсирует каждые полчаса и довозит туристов до достопримечательности. Таких остановок автобуса с парковками для машин по пути встретилось несколько, найти их несложно. С Бастайского моста открывается шикарный вид на национальный парк «Саксонская Швейцария», леса, поля, причудливые скалы, Эльбу и крепость Кенигштайн - «Королевский камень». расположенную на противоположном берегу.
До Кенигштайна от Бастая ехать минут 20. Войти в крепость Кенигштайн можно либо по пешеходной тропе, либо подняться на специально сооруженном лифте. Крепость построена в 1233 г. и всегда была неприступной, а высота оборонительной стены составляет около 40м! Почти 300 лет крепость была государственной тюрьмой, а с 1955 года стала музеем. Крепость посещал Пётр I и Наполеон Бонапарт. Сейчас внутри Кенигштайн находятся казармы, замок Фридриха, арсенал, самая большая в мире винная бочка (почти 250 тыс. литров), самый глубокий действующий колодец Саксонии (глубина – 152 м) часовня, гостевые здания (в которых можно переночевать), ресторанчики. Крепость монументальная, а виды, которые открываются с нее, просто захватывают дух!
12 день. Шоппинг и переезд в Краков
День начался с утреннего шопинга на Прагерштрассе – главной торговой улице Дрездена с множеством торговых центров. Обратите внимание на ТК Maxx – фактически это аутлет, в который большая часть товаров поступает из бутиков, но по сниженной стоимости. Около 3 часов дня мы выехали в Краков и были на месте к 9 вечера. Краков запомнился как город трамваев. Это единственный город за всю поездку, где Ваня покрылся потом, пока доехал до гостиницы. Несколько раз было ощущение, что нас просто снесет летящий и грохочущий трамвай, так как расстояние между трамваями и едущими машинами очень-очень маленькое. Кроме того, заранее забронированный номер находился в центре Кракова, НО, как оказалось, прямо у трамвайных путей…Спать было невозможно!
13 день. Краков-Киев
Еле дождались 7 утра и выехали домой. Границу проходили на пункте Краковец – Корчева, по 20 минут на каждой. Переехав границу, мы моментально вернулись в реальность, благодаря «слегка неидеальным» украинским дорогам! Дома были около 10 вечера. Но, даже по прошествии нескольких месяцев, до сих пор сложно осознать, что в каких-то нескольких тысячах км от нас люди передвигаются на машинах и не боятся потерять колеса по пути. К хорошему привыкаешь быстро!
P.S. Из опыта предыдущей поездки время на отдых и шопинг добавили.
P.S.S. А вот и новые заметки на будущее:
• самое лучшее место для проживание – небольшиt городки,в которых можно прочувствовать атмосферу страны;
• дождевики круче зонтов
• голландские тонкие stroopwafels (вафли) просто божественны, а бельгийские толстые - нет;
• магазины в каждой стране работают по своему графику и четко привязаны к дням недели/праздникам и т.д. В Голландии мы просто охотились на работающий супермаркет типа Lidl или Metro и, не раздумывая, заезжали за продуктами. Иначе можно было или легко остаться голодным, или идти в ресторан.
И, конечно, Европе на автомобиле еще быть и не раз!