Также одним из решающих факторов, поставивших точку в вопросе «куда податься этим летом» и подвигнувших нас это этот автотрип, была возможность бесплатно пожить в Цюрихе у моей сестры. Если бы не бесплатное проживание и питание «по себестоимости», то в одну из самых дорогих стран Европы, да и мира, мы бы точно не поехали. Но раз крыша над головой есть, а готовить можно дома на кухне, то почему бы и нет.
Вначале была идея лететь до Цюриха самолетом, и брать в Швейцарии машину в аренду. Или же перемещаться по альпийской республике в хваленом общественном транспорте. Но посидев с бумагой и калькулятором, поизучав цены на авиабилеты, на аренду машин и общественный транспорт, пришел к выводу, что на своей машине ехать значительно выгоднее, тем более в «высокий» летний сезон. Да, добираться до Швейцарии на авто, конечно же дольше. Но во время у нас как раз таки было. 20 дней отвести на путешествие, 25 или 30 было без разницы. Да и кроме Швейцарии можно было заехать в другие страны. Решено было ехать и кататься, пока «не кончаться деньги». Ну и авторипы мы очень даже любим. В качестве транспортного средства использовали Рено-Дастер, 2014 года выпуска. Состав экипажа – я и моя жена Алена.
В результате был составлен следующей маршрут: Санкт-Петербург – Себеж - Полоцк – Брест – Бяло-Подляска – Лодзь – Вроцлав – Дрезден – Линдау – Лихтенштейн – Цюрих.
В Цюрихе жили 8 дней и радиально ездили в Люцерн, Берн, Фрибур, Сан-Гален, Розенвилл. А также на Рейнский и Рейхенбахский водопады, в горные долины Заднего Рейна и Ара; поднимались на фуникулере на гору Пилатус. Пресекли на машине перевалы Сан-Готард и Шплюгенпасс.
После Цюриха через пер. Сан-Готард поехали в Италию и маршрут выглядел так : Цюрих - Лугано - Генуя – Пиза – Лукка – Флоренция – Сан-Марино - Риммини – Падуя – Читтаделла – Инсбрук – Швангау (замки) – Обераммергау – Мюнхен – Нюрнберг – Ротенбург-на-Таубере – Вроцлав – Варшава – Каунас – Глубокое – Себеж – Санкт-Петербург.
Всего проехали 9400 км. Путешествие длилось 28 днея, с 8 июля по 5 августа 2016 г.
Маршрут выглядел так: [map] https://drive.google.com/open?id=1sfeEY ... sp=sharing [/map]
Расписывать поездку по дням и проводить кучу хоть и красивых, но довольно известных видовых фотографий в этом отчете я не буду . Хочу ограничиться локальными заметками об основных «составляющих» путешествия, как то: дороги, парковки, проживание, питание, границы.
Итак, начнем с дорог.
На вопрос многих знакомых – «ну и где лучшие дороги в Европе?» - ответ даю несколько неожиданный – в Польше! Да-да. Именно польские, а отнюдь не хвалёные германские автобаны вызвали самые положительные эмоции в этом путешествии. Ситуация с дорогами в Польше значительно улучшилась с 2012 года, когда мы последний колесили по дорогам этой страны. По всей видимости сказались ударные темпы, которыми строили автобаны к чемпионату Европы по футболу, который проходил в Польше и на Украине. Чемпионат прошел, а дороги остались . Польские автобаны имеют ограничение скорости 140 км/ч, что очень даже неплохо. Большинство имеют бетонное покрытие и не единой ямы. Часто по 3 полосы в одну сторону. Развязки понятные, указатели четкие. Едешь - наслаждаешься. Часть автомагистралей в Польше платные, но наш маршрут прошел по бесплатным участкам. От Варшавы в сторону Германии по трассе Е 30 (А 2), платный участок начинается после поворота на Лодзь. И перед самым терминалами оплаты мы свернули на Лодзь. До Вроцлава магистраль S 8 бесплатная. И от Вроцлава до границы с Германией тоже.
На обратном пути мы ехали от Варшавы в сторону Белостока, по S 8. Пока там построено только три участка магистрали длиной 10-20 км. Но работы по строительству скоростной трассы идут практически на всем протяжении этой дороги. Через пару лет достроят и можно будет с ветерком пролететь почти от Белоруссии до Германии.
В Германии автобаны, конечно хорошие, кто спорит. И бесплатные! Но уж больно много участков с ремонтами, сужениями и ограничениями скорости в 80 км/ч. А то и вообще с реверсивным движение. В отличии от Польских скоростных трасс, здесь вполне можно встрять в пробку. Зато на нормальных участках, нет ограничения скорости. Лети себе сколько хочешь и сколько позволяет пламенный мотор твоего авто.
В Швейцарии для проезда по скоростным трасам нужно покупать виньетку. Стоит она 40 швейцарских франков (37 евро) и действует в течении года, вернее даже 14 месяцев (виньетка на 2016 год действует с 1 декабря 2015 по 31 января 2017). В отличии от Чехии, Австрии, Словении и некоторых других европейских стран купить виньетку на 10 дней или, там, на месяц невозможно. Только на год. И точка. За езду без виньетки штраф 200 франков. При этом скоростные дороги Швейцарии имеют максимально возможную скорость 120 км/ч, а горах и того меньше. На равнине магистрали 4-х полосные, в горных районах – 2-х полосные. Дороги через перевалы как правило открыты только в теплое время года, примерно с мая по сентябрь. Но зачастую это определяется фактическим наличием снежного покрова и обледенение трассы.
Серпантин к перевалу Шплюгенпасс
На перевале Сан-Готард
В Швейцарии очень много тоннелей (более 200). Проезд по большинству из них бесплатен, хотя есть и платные. Например тоннель Great St. Bernard и тоннель Munt la Schera, соединяющие Швейцарию и Италию.
Движение по дорогам Италии отличается от движения по остальным странам, в которых мы побывали. Скоростные магистрали платные, оплата через терминалы. Оплачиваешь, как правило, при съезде с платного участка. При заезде нужно взять талон, при съезде вставить его в автомат или дать в руки служителю. Вам скажут (или покажут на дисплее) сколько заплатить. Заплатить можно, как наличными, так и банковской картой. Ну и для местных граждан есть транспондеры. Здесь важно не перепутать в какой коридор вставать. Но это ясно видно на информационных щитах, над коридорами оплаты. Стоимость проезда разная, но действует такой принцип – чем дальше едешь, тем дешевле стоит каждый пройденный километр. Максимальная скорость на автомагистралях в Италии 130 км/ч. Качество дорог весьма приличное. Ремонтов практически не видели.
Бесплатные дороги, как альтернатива, есть всегда, но скорость движения по ним весьма не высока. Во-первых, много населенных пунктов, с ограничение в 50, а то и в 30 км/ч. При этом огромное число мотороллеров и мотоциклов шныряющих туда – сюда, обгоняющих вас справа и слева, то и дело выскакивающих на встречную полосу. Так нужно держать ухо востро! За пределами населенных пунктов дороги, особенно в горах имеют не то что 7, а все 15 загибов на версту. Тоже особо не погоняешь.
Пробки имеют место быть везде. И на автомагистралях, и на обычных дорогах. Так, в районе Генуи мы на платной дороге простояли более часа без движения, оказалось, что в нескольких километрах перед нами, в одном из тоннелей задымление. Ждали, пока проветрится. На объездной дороги вокруг Милана тоже еле двигались. И за это толкучку приходится платить.
По среди Италии притаилось малюсенькое государство Сан-Марино. В этом государстве площадью всего 61 км2 вообще автомагистралей. На въезде в республику знак «предлагает» всего два варианта скоростного режима – 50 км/ч в населенный пунктах и 70 за их пределами. Самая «медленная» страна, из всех что я встречал.
В Австрии по платным автомагистралям в этом году не ездили. Австрия у нас была транзитом, хотя и по пути туда и обратно. Мы ночевали в этой стане. Но перегоны по Австрии были в районе 100 -150 км, и покупать виньетку (8,8 евро на 10 дней) для оплаты автомагистралей я не стал. Тем более, что покупать бы ее пришлось два раза. Выстаивал в навигаторе «избегать платных дорог» и благополучно проехал по «неавтобанам». Зато полюбовалась на «висящие» автомагистрали в горах.
Белорусские дороги для легковых автомобилей россиян и всех граждан входящих в таможенный союз бесплатны. Но вот погонять по Белоруссии можно только на трассе М1, она же Е 30, идущей от Москвы до Бреста. Максимальная скорость на этой трассе ограничивается 120 км/ч. Правда в братской республики превышение скорости до 9 км/ч не наказуемо. Поэтому многие и едут около 130. На этой дороге установлено много камер контролирующих скорость.
На всех же остальных дорогах типичные 90 км\ч. Стационарные камеры здесь встречаются реже. Зато могут быть мобильные посты ГАИ.
Заправка автомобиля
Если не считать Россию и Белоруссию, то самый дешевый бензин оказался в Польше – примерно 1 евро за литр. В Литве чуть дороже – 1,05-1,09 евро/л. В Германии – 1,25-1.40 евро/л. В Австрии – 1.12-1.17 евро/л. В Швейцарии 1,32-1,38 евро/л. В Сан-Марино- 1.35-1.40 евро/л. Италии – 1,38-1,50. Самый дорогой бензин. На автомагистралях мы не заправлялись, памятуя том, что ценник здесь всегда центов на 10, а то и 15 выше. Бензин заливали в небольших городках. Ну и понятно, что перед въездом в Польшу был под пробку залит бензин в Белоруссии, перед границей с Германией в Польше, перед Швейцарией и обратно Германией – в Австрии.
Заправлялся в основном на заправках с персоналом. Тут все как обычно – подъехал, заправил авто, пошел на кассу и заплатил. Автоматическими заправками воспользовался пару раз в Италии, так как автоматические все таки подешевле. Для оплаты на автоматических заправках использовал наличные деньги, так что ни каких проблем с блокировкой средств на картах не было. Все очень просто – ставил банкноту, выбрал номер нужной колонки, залил бензин в бак.
Навигация
Для навигации использовался смартфон на андроиде с установленными туда двумя навигационными программами: IGo Primo и OsmAmd. 90 % памяти гаджета забита всевозможными картами. Программами пользовался попеременно, а иного и одновременно. Зачем? Имхо, IGo прокладывает более логичный маршрут. Особенно на большое расстояние. OsmAmd – имеет гораздо более детальные карты. Его хорошо использовать для прогулок как по горам и лесам, так и по городу, и для поиска достопримечательностей и других объектов. Но маршрут составляет очень долго и может повести не самой логичной дорогой. Но используя обе программы, а также включая когда надо голову, всегда добирались туда, куда нам нужно. Проблем с навигацией ни где не было.
Проживание
Отели
В этой поезде я практически ничего не бронировал заранее, как как в основном была установка на ночевки в кемпингах. Единственно за пару недель до отъезда забронировал отель в Полоцке и в Польше. В Полоцке мы переночевали в первый день нашего путешествия. Останавливались в хостеле «София», отдельный двухместный номер стоил 40 белорусских рублей (20 евро). А в Польше, остановились в городе Бяло-Подляска. Так как прохождение границы планировалось на вечер, как раз удобно получилось, границу перешли, заскочили в магазин и в отель – поужинать и спать. Стоимость 110 злотых (25 евро).
Ну и на обратном пути ночевали во Вроцлаве (120 злотых или 28 евро) и Каунасе (19 евро). Это отели бронировались за сутки до заезда. Цены сильно радовали, ибо гестхаус в Литве стоит дешевле кемпинга в Германии.
Кемпинги
В ходе этой поездки останавливались в кемпингах в Австрии, Германии и Италии.
Итальянские кемпинги оказались самыми дорогими. От 30 до 40 евро за ночь. И самыми забитыми. Это, конечно было ожидаемо – лигурийское побережье, высокий сезон. Но лишь в одном кемпинге нам не нашлось места. В остальных мы селились сразу. Самый пустой кемпинг оказался во Флоренции, места было сколько угодно.
При этом итальянские кемпинги показались нам наименее комфортными.
- Во-первых вообще ни где не было даже намека на кухню. Только отдельные раковины для мыться посуды.
- Во-вторых, душ, как правило, за отдельную плату (0,5 – 1 евро). Душ входил в стоимость проживания только в кемпинге во Флоренции. Кабинки неудобные, предбанник, где можно раздеться либо вообще отсутствует, как класс, либо есть, но дверцей от душа не отделен. Так что полотенце и вещи, в которых пришел, нужно постараться не намочить.
- В-третьих, при регистрации требуют паспорта, отдают как минимум через час, и норовят вообще не отдавать до отъезда, но могут «поменять», например, на водительские права или другое удостоверение личности. Въезд-выезд через шлагбаум.
- В-четвертых- - туалеты, бывают, как у нас на вокзалах, без нормального унитаза.
- Туалетная бумага и мыло рук, бывает, отсутствуют.
- Электричество, обычно, включено в стоимость проживания. Ресепшен работает с раннего утра (часов с 7, а то и с 6 и до позднего вечера 22-23 часов).
Немецкие и австрийские кемпинги дешевле: от 20 до 25 евро. Душ обычно бесплатный и более удобные для пользования – есть предбанники. Туалеты удобные, чистые, всегда с туалетной бумагой.
При заселении просто просят написать свое имя, фамилию, адрес на листке бумаги. Паспорт всего одни раз попросили, мельком глянули и тут же отдали. В двух австрийских кемпингах, где мы ночевали, шлагбаумы вообще отсутствовали. Ресепшен закрывается часов в 20-22, открывается в 9-10 утра. Т.е. в принципе, если очень поздно приехать, и рано уехать, можно ночевать вообще бесплатно. Ибо даже при желании заплатить, непонятно кому и сколько.
А вот за электричество, часто платить нужно отдельно. Плата может быть либо без ограничений, за 2-3 евро в сутки. Либо по счетчику: 0,5 – 1 евро квт/ч. Даже в кухонных помещениях, если хотите воспользоваться электроплиткой, нужно кинуть монетку в аппарат и купить энергию на пол часа.
В Польше и Литве кемпингами не пользовались, ибо, как уже писалось выше, за 20-25 евро волне можно найти для ночевки отель или гостевой дом. В Белоруссии, на обратном пути, просто ночевали в лесу на берегу озера, также как и в России.
Кемпинговое снаряжение
Что нужно чтобы жить в кемпинге? Оказывается много чего, тем более если жить хочется с определенным комфортом. Итак, что же мы возим с сбой.
Самое главное это наш домик – палатка. Палатку мы используем фирмы Normal, «Нева-4». Это 4-х местная палатка с большим тамбуром. Для двоих очень даже комфортно, хотя палатка и относительно низкая, стоять в рост в ней нельзя. Зато ее можно поставить на 2-3 минуты, что особо ценно, когда разбивать лагерь приходится под дождем.
Спим мы на самонадувающихся ковриках. Занимают места немного более чем рулоны пенки, но спать на них несравненно комфортнее. Спим в основном спальниках, но для очень теплой погоды возим комплект простынок.
Сидим на раскладных креслах, за раскладным столиком. Место они, конечно, занимают, но без них совсем неудобно.
Для приготовления пищи используем одноконфорочную газовую плитку «Kovea». Питание для нее цанговые («дихлофосные») баллоны. К сожалению, их не всегда можно купить в европейских странах, но мы берем собой изрядный запас баллонов. Обычно немалую часть привозим назад. А прочему? А потому, что у нас еще есть и электрическая плитка, тоже одноконфорочная, и электрический чайник. В большинство кемпингов можно использовать электричество. Где то за отдельную плату, а где то электричество входит в комплекс услуг предоставляемых кемпингов.
Что касается посуды, то есть набор из двух кастрюлек из нержавейки, чайник, гейзерная кофеварка, миски и тарелки, кружки, вилки, ложки, все тоже из нержавейки. Нержавейку просто мыть и нестрашно разбить.
Для освещения используем большой кемпинговый фонарь, а также индивидуальные надобные фонарики.
Чтобы обеспечивать электроснабжение нашего лагеря, возим с собой длинный 25 метровый удлинитель с колодкой на 4 гнезда и еще один короткий на 5 метров. А также очень часто нужен переходник с трехточечной «кемпинговой» розетки, на обычную типа «евростандарт». Такой переходник обязательно нужно брать в поездку в Европу. Его можно либо купить готовый, примерно за 10 евро, либо купив запчасти в магазине строительных или электротоваров и собрать его самостоятельно. Именно так я и поступил еще 5 лет назад.
Вообще тема о таких переходниках обсуждалась тут: Расскажите о проживании в кемпинге.Как все происходит?
Ну и конечно же, всякие мелочи, моечных принадлежностей, туалетно-банных и пр.
Питание
Организовано питание было примерно так.
Утром завтрак, который мы готовили самостоятельно. Чаще всего какие-нибудь каши, в том числе быстрого приготовления (типа залил кипятком, подождал пять минут и готово), сосиски-сардельки, а также нарезка сыр-колбаса, ну и чай, кофе. В целом завтрак достаточно плотный, чтобы через пару часов есть не захотелось.
В полдень – кофе с булочкой, бутербродами. Либо в кафешке, либо, если с утра приготовили – кофе из термоса, бутерброды из контейнера.
Часов в 15-16 обед. Как правило, в кафе. Хотя иного готовили сами. Найдем хорошую стоянку «елочку» у автомагистрали, главное чтобы стол-скамейки были и готовим на горелки суп-похлебку. Для этого всегда с собой была полная 10 л канистра с питьевой водой. И для готовки и для мытья посуды.
Ужин, как и положено вечером. В основном готовили сами. Хотя несколько раз ходили в ресторанчики.
Деньги
Уже второй год, как отправляемся в путешествие преимущественно с наличными деньгами. На карточках определенные средства конечно есть, но это преимущественно на всякий случай. В ходе этой поездки оплата по карте не превысила 5 % от суммы бюджета. Швейцарские франки и польские злотые были куплены в Питере в обменнике напротив метро Владимирская. И с учетом того, что курс рубля за месяц нашего путешествия немного упал, получилось вполне удачно.
Швейцарские франки
Белорусские рубли были обменяны на русские в обменом пункте в Полоцке. Правда, в субботу вечером (после 17 часов), найти работающий обменник оказалось крайне сложно. В субботу белорусские банки и обменные пункты или вообще не работают, или работают в основном до 14, редко до 17 часов. Круглосуточный обменный пункт, который раньше был в Полоцке на железнодорожном вокзале, уже полгода как закрыт. Увы.
У меня сложилось ощущение, что на весь город работал один единственный обменный пункт, в ТРЦ «Сезон», напротив автовокзала (рядом с ж/д вокзалом). И стоять пришлось в очереди полтора часа! Жесть какая-то! Ни разу в жизни не стоял в обменник столько времени! Да и сам процесс обмена идет медленно, ибо кассир заполняет какую-то кучу бумаг. Зато получил новенькие хрустящие банкноты и сверкающие монеты – кто не в курсе, с 1 июля 2016 года в Белоруссии проведена деноминация. Старые деньги меняют на новые в соотношении 10000 к 1.
Границы
Между Россий и Белоруссией граница как таковая отсутствует. Правда, если ехать от Себежа к Полоцку, то дорогу преграждает шлагбаум, который открывается после уплаты 220 рублей (сбор за легковой автомобиль) за «платную дорогу». После пост, на котором в этом году, у нас впервые проверили документы. Человек в форме пролистал наши паспорта (мы предъявили заграничные) и пожелал счастливого пути. На обратном пути мы ехали по дороге (Р-117 в Белоруссии или Р-62 в России) также ведущей в Себеж, от Верхнедвинска. Там нет никаких будок или шлагбаумов, и не нужно палить 220 рублей. Но в России несколько км нужно проехать по грейдеру.
В Евросоюз мы въезжали в городе Брест, через знаменитый погранпереход «Варшавский мост». На форумах много всего написано про этот погранпереход, но я правильно рассчитал время. В ветке, посвященной «Варшаскому мосту» утверждалось, что в воскресенье вечером граница в этом месте не перегружена. Так оно и оказалось. Подъехали к белорусскому пункту пропуска в 19.20. Обе границы, включая посещение магазина «Дюти Фри» прошли за 50 минут. Очень неплохой результат! Да и вопросов, про алкоголь, сигареты и т.п. ни кто на задавал. Единственно, польский таможенник в окошке спросил сколько бензина в баке и внес эти данные в компьютер. И белорусы, и поляки осматривающие машины мельком глянули в багажник и салон и открыли шлагбаум для проезда.
Внутри Евросоюза, в отличии от предыдущих поездок, увидели некоторые формы контроля на границах. Так, нас остановили на границе между Германией-Австрией в районе городка Брегенц, что на берегу Боденского озера. Австрийский полицейский посмотрел наши паспорта и пожелал счастливого пути.
На границе между Австрией и Лихтенштейном, мы тоже увидели пост. Полицейские останавливали некоторые автомобили, почему-то преимущественно с немецкими номерами. На наше авто с русскими номерами внимания не обратили.
Такой же пост был на границе между Швейцарией и Италией на перегоне Лугано-Милан. Нас тоже пропусти без остановки, но полицейские стоят и кого-то выхватывают из потока. А вот на перевале Шплюгенпасс, по которому также проходит итальяно-швейцарская граница, никаких действующих постов нет. Зато линия границы «демаркирована» веревочкой
Еще видели полицию на польско-германской границе, с польской стороны.
На других границах каких-либо форм контроля замечено не было.
Из Евросоюза мы выезжали через Литовско-Белорусскю границу, пункт пропуска Котловка – Лаворишкес. Подъехали туда в 17 часов. Литовцев прошли за 10 минут. Их них 7 потратил на получение такс-фри. А вот на нейтральной полосе, перед белорусским пунктом пропуска. Зависли на час без движения. Так и не поняли в чем дело. То ли переменка у белорусов была, то еще что. Пред нами стояло 12 машин. Потом движуха пошла и прошли белорусскую границу за 30 минут. Итого 1 ч 40 минут. Досмотра практически ни какого.
Расходы
В целом получилось уложиться в 2620 евро. Что на 28 дней путешествия не так уж и плохо. Более подробный расклад (с округлением до ближайшего десятка евро) такой:
На жилье (отели и кемпинги) потратили – 430 евро,
на бензин – 780,
на парковки – 50,
на платные дороги – 80,
на питание в заведениях общепита – 330,
на продукты и вино в магазинах – 360,
на музеи – 240,
на сувениры – 30,
на промтовары – 120,
на общественный транспорт – 170, из них 133 (144 франка) – это фуникулер на гору Пилатус в Швейцарии.
Расходы на визы, и страховки я здесь не учитываю, так как ездили по уже действующим двухлетним финским визам. Отмечу, правда, что страховку на автомобиль «зеленую карту» покупал на месяц. Со скидкой в 15 % (как постоянному клиенту) мне ее оформили за 4000 руб.