Краткое описание маршрута:
Туда: СПб - Кобрин (Беларусь) - Львов (Украина) - Бухарест (Румыния) - Солнечный Берег (Болгария)
3.5 дня, 2630 км.
Обратно: Солнечный Берег - Галац (Румыния) - Кишинёв (Молдавия) - Дубоссары (Приднестровье) - Киев (Украина) - Могилёв (Беларусь) - Йыхви (Эстония) - СПб
3.5 дня, 2660 км.
Итого: 5290 км за 6 основных и 2 дополнительных ходовых дня (подробности ниже), посещено 6 стран и одна самопровозглашённая республика.
Экипаж - двое взрослых, двое детей (12 и 5 лет).
Автомобиль - минивэн Citroen Grand C4 Picasso, 2011 г.в.
Схема маршрута:
День 0
Стартовали из Питера в пятницу вечером. Залил полный бак бензина по цене 39.85 рублей за литр 95-го. Доехали до тёщиной дачи в садоводстве Мшинская, что в сотне с небольшим километров от СПб. Там и переночевали, дабы не тратить время на выезд из города в первый "боевой" день путешествия. Пробег за день 132 км.
День 1
Собрались с утра пораньше, и выдвинулись дальше на юг. Вскоре въехали в Псковскую область, миновали Псков по окружной, за Псковом немного поторчали в пробке из-за ремонта дороги. В целом дорога бОльшей частью отремонтирована и довольно неплохая. Заехали в Опочку, зашли в отделения некоторых банков и взяли выписки из банкомата, которые теоретически могли бы нам пригодится на украинской границе для подтверждения платежеспособности. Забегая вперёд скажу, что эти выписки нам не пригодились. Незадолго до белорусской границы, в Долосцах, заправились по 40 р/литр. Перед самой же границей надо оплатить псковскую платную дорогу. Есть такое явление на Псковщине, некоторые региональные (не федеральные) дороги платные, причём плату берут только при пересечении границы РФ. Здесь берут 220 рублей за легковушку, можно оплатить картой, но система оплаты довольно дебильная: одна будка оплаты на оба направления, в итоге у шлагбаума в обе стороны очередь из машин, а в будке очередь из людей, причём эти очереди не всегда совпадают. Но тем не менее, минут через 10-15 едем дальше. На границе российские погранцы мельком смотрят паспорта, и всё, мы в Беларуси.
Заехали в Полоцк на перекус, потом погнали дальше в сторону Минска через Лепель-Бегомль. Километров за 30 до Минска, около Логойска, дорога расширилась до двух полос в каждую сторону с разделительной, ехать стало комфортней. Минск миновали без остановки по кольцевой с севера, и помчались дальше о М1 по указателям на Брест. Здесь дорога - весьма неплохой автобан, ограничение скорости 120 км/ч. Доехали до города Кобрин, где у нас и была запланирована ночёвка (здесь и далее все ночёвки забронированы заранее через Букинг.ком). Пробег за день - чуть более 1000 км.
Кобрин довольно симпатичный городок:
День 2
Из Кобрина поехали по М12 (Е85) в сторону украинской границы. Дозаправились по цене 1.25 белорусский рублей за литр (39.20 рос.рублей). Подъехали к погранпереходу Мокраны-Доманово. Было немного волнительно, никто из нас до этого в Украине не был, ни до, ни после известных событий. На случай если нас не пускают на Украину был заготовлен "план Б" - путь через Польшу-Словакию-Венгрию, примерно как мы ехали годом ранее. Забегая вперёд скажу, что этот план не пригодился. На белорусской стороне машин было очень мало, штук пять. Из них две машины были с российскими номерами, что обнадёживало - значит не мы одни такие сумасшедшие На паспортном контроле всем надо идти к будке (также как и на российских погранпереходах), в машине отсидеться не получится.
Белорусов прошли довольно быстро, поехали на украинскую сторону:
Перед украинским КПП была довольно длинная очередь. Мы сначала встали в хвост очереди, но мужик передо мной сказал, мол, объезжай, мы ждём пересменки. И действительно, где-то в середине очереди был разрыв, куда мы и вклинились. Я пошёл пешком к шлагбауму, узнать, что это за прикол с ожиданием пересменки. Погранец (первый, который талончики выписывает) сказал, что он не в курсе, зачем они там стоят, и вообще, при желании можно пройти очень быстро, и хитро так подмигнул. Цифра была озвучена 2 тыщи российскими. Я вежливо отказался. В общем, прошли границу на общих основаниях, дежурные вопросы куда едем что везём, и хватит ли нам 24 часа транзита (нам хватало, т.к. ночёвку не планировали). Пассажирам выходить из машины не надо, водитель выходит только для демонстрации багажника. Никакого особого внимание к себе не обнаружили, никаких бумаг кроме паспортов и на машину не спрашивали, просто всё как-то очень неспешно. Вся граница заняла 2 часа. Кроме нас было ещё 4 машины с российскими номерами, две из них после первого шлагбаума проехали в объезд очереди, т.к. в них были дети до года (или коррупция, но малыши там действительно были).
Пройдя границу, мы направились в город Львов. Ехали коротким путём по навигатору, через Ковель и Владимир-Волынский. Дороги, конечно, совсем не ахти, но на бОльшей части можно ехать разрешённые 90 без ущерба для здоровья, только иногда надо притормаживать и временами лавировать между ямками и кочками. В хорошую яму влетел на объездной Владимира-Волынского, слава богу без последствий.
Благополучно доехали до Львова:
Припарковались:
Пошли гулять по центру и кушать в Пузате Хате (рекомендую). Сразу отвечу на возможные вопросы, что во Львове, равно как и за всё нашу поездку по Украине, никаких "косых взглядов" на российские номера или на разговоры на русском языке мы на себе не ощущали, никакого особенного отношения ни на границах, ни на трассе, ни в городах на себе не ощутили. В проезжаемых после Львова деревнях народ иногда глазел на номера, но скорее от неожиданности, т.к. машин с российскими номерами в Украине довольно мало, мы не встретили ни одной, кроме как на границах.
Львов, центральная площадь - площадь Рынок, "гаишники" на Приусе (вся украинская полиция разъезжает на Приусах):
Просто Львов:
На последнем фото видна брусчатка - ей покрыта значительная часть центра города, и езда по ней изрядно задалбывает, особенно после и без того неважнецких трасс между городами
После Львова мы выдвинулись в сторону Черновцов. Изначально планировал ехать через Ивано-Франковск, но навигатор решил, что лучше огородами. Сначала поехал в сторону Тернополя (почти автобан), потом через Перемышляны-Бережаны-Подгайцы-Бучач-Толстое. В таких "деревенских" дорогах есть свой шарм (снято в Подгайцах):
Дороги были местами просто трындец, местами вполне норм (для скорости 90). Приноровился разглядывать ямы издалека, стало проще. А где-то даже 110 гнал, когда задолбало тащиться, а участок вроде как ничего. Когда в Толстом выехал на шоссе Тернополь-Черновцы, так оно тоже автобаном показалось, хотя качество весьма среднее.
Черновцы проезжали уже затемно:
Город красивый, расположен на высоком холме: сначала долго едешь по улицам вверх, потом также вниз. В центре Черновцов повсюду уложена брусчатка, также как и во Львове.
После Черновцов до границы дорога просто отличная (30 км пути). Заехали на заправку Шелл, и уже когда начал заправляться увидел, что бенз на две гривны дороже, чем в среднем по пути: 25.80 грн (60.60 рублей) против 23.50 грн (55.20 руб.). Даже у самой границы цена бензина была ниже.
Поздно вечером подъехали мы к границе Украины и Румынии, КПП Порубное-Сирет. Перед первым шлагбаумом было всего 5 машин, но дальше на самом КПП очередь длинная, два "ручейка" в зелёные коридоры и пустой красный. Встали в один из зелёных ручейков. Через некоторое время, когда мы были ещё далеко до КПП, к нам подошёл украинский пограничник, спросил откуда и куда едем, и велел объехать очередь по красному (почти пустому) коридору, и там сказать, что нас сюда послали. В красном коридоре оформление шло медленнее, но из-за более короткой очереди время было сэкономлено, спасибо погранцу. Вопросов задавали минимум, осмотр поверхностный. Потом поехали к румынам, там всё довольно быстро, без задержек, несколько раз переспросили, везём ли мы табак и алкоголь (не было ни того, ни другого). В итоге всю границу прошли за 1.5 часа, пассажиры могут не выходить из машины на обеих сторонах границы, водитель выходит, чтобы показать багажник.
Дороги в Румынии платные, причём вся дорожная сеть, а не только автобаны. Для оплаты надо приобрести электронную винетку на сайте https://www.roviniete.ro/ru , номер машины вносится в базу данных, на стекло клеить ничего не надо, с собой на всякий случай брал распечатку о подтверждении оплаты. Я брал винетку на месяц, чтобы сразу и обратную дорогу оплатить, стоила 31.85 румынских лей (7 евро, 490 рублей). Можно взять на неделю, будет дешевле.
В ночи добрались до румынского города Сучава, что в 45 км от границы, где у нас была забронирована ночёвка в отеле. Всего за день пройдено 688 км - не так много, но это был самый утомительный день за весь путь "туда": две долгие границы плюс неважнецкие украинские дороги изрядно утомили.
День 3
Утром выдвинулись дальше на юг, по трассе E85 в сторону Бухареста. Дороги неплохие, машин поначалу было немного, потом прибавилось, особенно после города Роман. Населённые пункты встречаются, но не сказать, что очень много. Скоростной режим местные машины практически не соблюдают, в небольших населённых пунктах практически не снижают скорость, в крупных иногда притормаживают. БОльшую часть пути трасса была примерно такой:
Как видно на фото, тут по одной полосе в каждую сторону, плюс широкая асфальтированная обочина. Приятно удивило, что все "тихоходы" (грузовики и неспешные легковые) прижимаются на обочину вообще без разговоров, стоит лишь показаться в зеркалах. Некоторые грузовики так и едут по обочине, не выезжая на полосу, а если догоняешь кого-то с небольшой разницей в скорости, то в 90% случаев тебя довольно быстро пропустят.
Просто какой-то мост, украшенный румынскими флагами:
Иногда дорога становилась полноценной четырёхполосной, но на сравнительно коротких отрезках:
На фото видно, на этой трассе практически перед каждым населённым пунктом стоит знак ограничения скорости (50 или 60 км/ч), что тоже удобно, не надо каждый раз вспоминать, какой тут лимит. Так и ехали через Роман-Бакэу-Фокшани-Бузэу (в Бузэу остановились покушать) и приехали в Бухарест.
Бухарест, столица Румынии:
Парламент Румынии, бывший дворец Чаушеску - самое большое здание в Европе:
Бульвар с фонтанчиками:
Площадь Единства (Piata Unirii):
После Бухареста погнали по той же трассе Е85 в сторону пограничного городка Джурджу (Giurgiu). Перед границей дозаправились по цене 45 лей за литр (1 евро, 70 рублей), поехали к румынско-болгарскому погранпереходу Джурджу-Русе, который расположен как бы на задворках города, подъезд к нему совсем не выглядит как международная трасса. Перед погранпереходом много заправок и ларьков, где можно приобрести румынские и болгарские винетки для оплаты дорог. Перед самым мостом через Дунай расположен румынский КПП, но документы там не проверяют, там смотрят только оплачена ли румынская винетка (я им сунул свою распечатку, хотя скорее всего у них и так все данные были в компе), также взымают плату за проезд по Дунайскому мосту в размере 6 евро (420 рублей), можно оплатить наличными евро или леями, но не принимают карты.
Дальше едем длинному по мосту через Дунай:
На середине моста проходит граница Румынии и Болгарии:
Подъезжаем к болгарскому КПП:
Немного потолкавшись, подъезжаем к паспортному контролю, отдаём паспорта и в одной будке ставят штампы сначала румынский пограничник, потом тут же болгарский, т.е. весь погранконтроль проводится только на болгарской стороне. Таможенного контроля тут нет, т.к. обе страны являются членами Евросоюза. Пассажирам из машины выходить не надо, только водитель выходит, чтобы забрать паспорта. Машин с российскими номерами тут не видел, за то много украинских номеров. Весь переход границы занял 30 минут.
После пограничных формальностей необходимо приобрести винетку для оплаты болгарских дорог. Тут, также как и в Румынии, вся дорожная сеть является платной. Цена 30 болгарских левов (15 евро) на месяц или недельная в два раза дешевле. В инете эту винетку не продают, за то много точек продажи непосредственно у границы. Первая точка прямо на КПП в помещении бывшей таможни. Но там у них завис комп, поэтому поехал дальше. Сразу же за шлагбаумом куча ларьков с винетками. Подъехал к первому попавшемуся ларьку, и не посмотрев на табличку с тарифами сразу даю свидетельство о регистрации продавцу (он вносит номер в базу данных) и сколько-то евро наличными (карты не принимали, за то берут наличные евро). Он мне даёт винетку и отсчитывает сдачу из расчёта цены 18 евро, т.е. на 3 евро больше официальной цены. И действительно, в табличке на этом ларьке была указана именно такая цена, просто табличка оформлена точно так же, как и официальная, поэтому разница не сразу заметна. В общем, переплатил 3 евро мелким жуликам. А подвоха я сразу не заподозрил, т.к. за год до этого брал такую же винетку в таком же ларьке, но на границе с Сербией, и там взяли строго по официальному тарифу, 15 евро. Так что, возможно, в соседних ларьках или заправках продавцы не такие хитровывернутые, надо внимательно смотреть на цены.
Въехали мы в приграничный город Русе, и погнали в сторону Варны по дороге номер 2 (E70). Дорога по одной полосе в каждую сторону, и где-то перед Шуменом начался полноценный автобан А2 со скоростью 130 км/ч. В Варне увидали Чёрное море, повернули на юг, поехали вдоль береговой линии, дорога здесь бОльшей частью довольно кривая, проходит через горы (Стара-Планина), в темноте ехать немного некомфортно. И наконец приехали в Солнечный Берег. Финиш. Дневной пробег 800 км, всего от Питера пройдено 2630 км.
Продолжение следует.