Подготовка началась за 3-4 месяца до начала путешествия, благодаря форуму AWD и отчетам, был сформирован маршрут. Были разосланы письма и получены ответы из кемпингов по всему маршруту движения, что пригодилось при подаче документов в посольство Норвегии.
Виза: Анкеты на Визу были заполнены и отосланы через сайт Норвежского посольства, через сайт же было выбрано время для подачи остальных документов, что позволило избежать очереди и потратить меньше 1 часа на подачу документов и 40 минут на получение паспортов с проставленной визой.
Забронирована и выкуплена каюта и место под машину на паром Хельсинки – Стокгольм – Хельсинки.
Из необходимых в путешествии вещей была куплена палатка, 2 надувных матраса, фонарик, газовая плитка и газовые болончики к ней. Были скачаны и установлены на КПК карты Финляндии, Швеции и Норвегии, сама же программа навигации IGO была установлена ранее, а так же куплен путеводитель по Норвегии, а для вечернего времяпровождения куплен ящик пива и всевозможные каши – консервы – супчики для независимости в случае резко проснувшегося аппетита.
Итак пятница 3 июля, по дороге с работы вымыт и заправлен автомобиль, заведен на 4 утра будильник и собраны в коридоре вещи, в предвкушении путешествия укладываемся пораньше спать, но вот черт, сон не идет, я в состоянии быстрого старта, и провалявшись до 1 ночи, не выдерживаю и призываю жену не мучить себя и выезжать…
4 июля: Выезд из Москвы около 2 часов ночи, обнулен бортовой компьютер в машине и на КПК выставлена первая точка маршрута – Санкт-Петербург, и со средней скоростью 120 км в час я мчусь по пустой дороге, жена мирно посапывает рядом. За 250 км до Питера, чувствую что веки наливаются свинцом, сворачиваю с дороги, откидываюсь и пытаюсь заснуть, но не тут то было… в общем выпиваю кофе и несусь дальше, около 10 утра выискиваю по навигатору адрес ранее снятой в Питере квартиры и без приключений заселяемся, после 4 часов сна и я как огурчик и мы мчимся осматривать Питер, где я в общем был уже около 10 раз, и выступаю в роли гида у любимой супруги.
5 июля: Поездка в Петергоф и продолжение осмотра основных достопримечательностей Питера, вечером с чувством полного удовлетворения и без чувства ног ложимся спать, предварительно заведя будильник на 6 утра.
6 июля: Встали, загрузились в машину и сдали ключи от квартиры, на КПК выставлена следующая точка маршрута – Торфяновка . Дорога до границы пролетела быстро, за 20 км до границы был залит полный бак бензина, и вот видится первый шлагбаум и около 20 машин перед ним. Минут через 20 нас пропускают через шлагбаум и вновь очередь на подачу декларации и осмотр машины, но уже состоящая из 40 машин, еще чуть больше часа и Ура, мы на нейтральной территории и впереди видится еще один шлагбаум и 4 машины перед ним. Встав в очередь, вижу, что Финский офицер взмахом руки показывает что нужно выйти из машины и пройти на КПП. 2 минуты и еще один штамп в паспорте, выходим из КПП и вижу что перед моей машиной никого нет, а сзади уже очередь, проезжаю вперед до шлагбаума, протягиваю офицеру документы, тот мило улыбается и не проверив ничего открывает дверь в Европу.
Проехав 5 минут, вдруг замечаем, что мы реально в другой стране, поля засажены, лес чище, дорога безупречная и все это будит ранее загнанный Российской серостью и «вежливостью» в дальний угол аппетит. Свернув с дороги кушаем заготовленные бутерброды с кофе, и установив следующую точку нашего путешествия – Хельсинки, причал парома Silja Line, выезжаю на дорогу и о черт, разгоняюсь до 120 км в час, о чем сразу сигнализирует штурман-жена. Благо есть такое чудо как круиз контроль, снизив скорость до разрешенной, запоминаю ее, и на протяжении всего дальнейшего путешествия, за исключением поездок по городам, пользуюсь этим чудом, которое бесполезно на Российских дорогах, где о постоянной скорости на трассе мечтать еще рано.
Дорога до Хельсинки заняла еще 2 часа и с помощью навигатора найдя причал парома, паркуем машину, по требованию жены оплачиваю парковку и положив талончик под стекло идем гулять по окрестностям в шаговой доступности.
Вдоволь нагулявшись, подъехали к причалу, и оказались вторыми к одному из окошек регистрации, простояв минут 20, регистрируемся, и получаем посадочный талон с указанной каютой классом выше, чем была оплачена при бронировании, и проезжаем на парковку перед паромом, где регулировщики выстраивают машины. Простояв еще минут 20, нас запускают в паром,
где бросив машину, поднимаемся в каюту, размещаемся и идем гулять по этому автономному городу, где ужинаем в одном из ресторанов и укладываемся спать.
7 июля: Швеция, страна газонокосильщиков.
Проснувшись на пароме и позавтракав, выходим на палубу. Швеция нас встречает дождем…
Собравшись, спускаемся в машину, выставляю на навигаторе следующий пункт назначения – Осло, и благополучно покидаем паром, попадаем в пробку, в которой протолкавшись минут 30 выезжаем по навигатору на трассу, вместе с увеличившейся скоростью, проясняется небо.
Срок действия паромного завтрака заканчивался, и съехав с дороги на облагороженное место для отдыха, коих великое множество, располагаемся за столиком. Светит солнышко, поют птички, и только жужжание газонокосилки портит впечатление от окружающего пейзажа.
По дороге в Осло, мы еще раза 4 останавливались в местах отдыха, и в КАЖДОМ был свой газонокосильщик. Вот это да… подумалось мне.
В общем под переменную погоду и по прекрасной и живописной дороге мы благополучно добрались до кемпинга в Осло, где я первый раз в жизни разбил палатку, а жена приготовила ужин на походной плитке. После ужина прогулявшись вдоль озера, которое находилось рядом, улеглись спать.
8 июля: Go to first Fjord
Утром, наведя утренний туалет, и позавтракав, я освежил в памяти маршрут на день, и забив в навигатор следующий пункт назначения – Eidfjord, начали движение с поиска банка, где успешно поменяли наличных евро на NOK, и доверившись навигатору поехали. Дорога в начале шла по Е18, потом по Е134, потом до горнолыжного курорта Geylo по Е40, и уйдя на Е7 доехали до Ovre Eidfjord. Описывать в подробностях эту живописную дорогу, дело не благодарное, это надо видеть, ощущать. После того как доверившись навигатору мы проехали по вышеуказанному маршруту, я понял что нам с навигатором по пути, и он прекрасно понял, что от него требуется, что в последствии не раз доказывал.
Найдя ранее забронированный кемпинг, благополучно разбили палатку, и под шум дождя поужинали, после чего замечательно погуляли по окрестностям.
9 июля: around Eidfjorden
План на день, состоял из осмотра Eidfjorden, что и было реализовано. Сначала путь лежал по 7 дороге, которая перешла в дорогу №13 и шла вокруг фьорд. Попутно проезжая Kinsarvik, доехали до городка Oddа, поехали по дороге №550 по противоположной стороне фьорда, доехав до городка Utne. Переправились на пароме, и поехали по 7 дороге до Granvin, и далее по 13 и 572 дороге до Ulvik, после которого начали задумываться о ночлеге, продолжая движение по совершенно пустой 572 дороге доехали до местечка Espeland, где замечательно устроились в кемпинге на берегу озера, после разбивки лагеря, по сложившейся традиции пошли осматривать окрестности.
10 июля: to Bergen
Проснувшись, и порадовавшись безоблачному небу, собрались и забив в навигатор очередную контрольную точку – Берген, поехали. Сейчас точно воспроизвести маршрут уже не смогу, ехали по навигатору, по поражающей красоты дороге, скорее всего маршрут лежал по 572 дороге до съезда на 13 дорогу до Voss и далее по Е16 до Бергена. Добравшись в Берген, и разбив лагерь в кемпинге, поехали на осмотр самого городка, что благополучно и сделали. Особо хочу отметить фуникулер. Виды сумасшедшие. Предостерегаем не совершить нашу ошибку, при температуре в городе около +28 градусов, поднявшись на фуникулере без курток, которые забыли в машине, мы были неприятно удивлены понижением температуры градусов на 10 при пронизывающем ветре, что немного смазало удовольствие и время нахождения на вершине.
11 июля: to Olden
Утро нас опять радовало солнечной погодой, и предвкушая новую порцию удовольствия мы выехали в Olden. По 39 дороге мы неспешно, делая частые остановки в понравившихся местах доехали до паромной переправы в местечке Ytre Oppedal, далее проехав еще по Е39, ушли на 60 дорогу через Ulvik, приехали в местечко Olden, где и разместились в кемпинге с видом на ледник. Разведав окрестности и вдоволь накатавшись на лодке, которую любезно предоставили в кемпинге, отошли ко сну.
12 июля: to Alesund
Первым делом, после выезда из кемпинга мы направились к леднику, где ограничились беглым осмотром и плюнули на восхождение, продолжили по 60 дороге движение в сторону Олесунна. В этот день природа приготовила нам сюрприз в виде мелкого дождя, что впрочем не повлияло на настроение. И дорога от этого была не менее привлекательной, часто проезжали сквозь облака, что вызывало восторг у жены, в прочем и у меня тоже. Под монотонные взмахи щеток стеклоочистителя, доехали до очередной переправы и в районе 15 часов уже кружили в поисках кемпинга.
Здесь я сделаю акцент на кемпинге. При подготовке к путешествию, как я писал в начале, были зарезервированы все кемпинги по маршруту, и в Олесунне, страдавшему наличием кемпингов в округе, был забронирован и предварительно оплачен домик, а не как везде по маршруту, место для палатки, что было очень на руку. При температуре около 15 градусов, а ночью около 7 – 10 градусов, ночевка в палатке была бы не совсем комфортной. Там же в кемпинге мы встретили Питерцев на двух Хаммерах, которые так и не найдя свободных домиков в округе, разбили палатки.
В общем, заселившись в единственно свободную комнату, зарезервированную за нами, и побросав вещи, мы спешно направились на обзор города.
13 июля: Трансатлантическая дорога, Trollstigen
Утро 13 июля, опять порадовало солнечной погодой (ох и не предсказуемая погода в Норвегии). Собравшись и сверившись с картой, направились по Е39 в сторону Трансатлантической дороги. В Молдэ совершили очередную переправу и по 64 дороге, быстро домчались до этого чуда дорогостроительства - Трансатлантической дороги. Проехав ее с частыми остановками для фотографирования, решили доехать до ранее не запланированного Kristiansund, но уткнувшись в ремонт туннеля и поехав в объезд, уткнулись в очередную паромную переправу, прикинув время, которое уйдет на переправы, решили развернуться. В обратную сторону жена впервые за путешествие сдалась, и пересела с штурманского места за руль, для пересечения трансатлантической дороги. Это были ее единственные за путешествие 50 километров за рулем…
В обратную сторону ехали по той же 64 дороге, не доезжая до Молдэ ушли по той же 64 в сторону, переправились на пароме в местечке Solsnes, и в районе Andalsnes ушли на 63 дорогу. Впереди виднелась дорога Trollstigen, и решив начать восхождение на нее и продолжать маршрут на следующий день, остановились в районе Sogge в крайне живописном кемпинге, где совершили незабываемый пеший подъем на гору, с попутным поеданием черники и земляники.
14 июля: Trollstigen, Geiranger Fjord
Trollstigen нас встретил туманом, нет скорее надо писать – ТУМАНОМ. Поднявшись по дороге и выйдя на смотровую площадку, мы увидели густое облако. Немного расстроившись и выпив на вершине кофе, мы направились дальше по 63 дороге, в деревеньках на обочинах продавалась клубника и черешня. Виды опять поражали. В районе Linge совершили очередную переправу, и вскоре выехали к Geiranger Fjord. Кто там был, тот поймет что там за дорога и панорама….
Проехав далее по 63 дороге мы уткнулись в дорогу №15. Мой Вам совет, если Вас туда занесет, не пропустите туристическую дорогу №258, она открыта, судя по указателям только в летний период, и проходит по плато, с горными озерами и снежными шапками. Что бы на нее попасть при движении по 63 дороге, надо уйти налево на дорогу №15, и примерно через 20 км свернуть по указателю на 258. Проезжая там, мы в течении 2 часов не встретили не одной машины, только ручные овцы, перекрыв дорогу требовали плату за проезд))).
Потом 258 опять переходит в дорогу №15, в районе Glomnes, где изначально у нас была запланирована ночевка. Но отсутствие мест в кемпингах или, то, что сами кемпинги походили на палаточные города, внесло некоторые коррективы в маршрут, и мы еще километров 50 проездили в поисках места ночлега.
15 июля: По дороге в Осло.
На 15 июля было запланировано проехать как можно дальше в сторону Осло. Собравшись, конечным пунктом в навигатор забил Осло, планируя ехать не спеша, и остановиться ближе к вечеру в кемпинге по дороге.
Путь начался с дороги №15, потом ушел на дорогу №51. Большую часть времени ехал один, меня никто не обгонял, я никого не догонял, это длилось до съезда на Е16, где начали попадаться машины. На одной из стоянок, где мы остановились отдохнуть, подъехал автобус с туристами – японцами, после 10 дней умиротворения их гомон мог свести с ума, водитель автобуса оказался Литовцем, и отлично говорил на русском, немного поговорив, мы разъехались в противоположные стороны.
Не доезжая около 200 км до Осло, мы наткнулись на замечательный кемпинг, где и остановились.
16 июля: последние километры до Осло
Проснувшись и позавтракав, мы тронулись по Е16 в сторону Осло и уже в районе 12 часов кружили в поисках кемпинга, разбив палатку, пообедав и позагорав, поехали на осмотр достопримечательностей Осло.
17 июля: обратно, в сторону Стокгольма.
Весь день прошел по дороге в Стокгольм. На границе Норвегия – Швеция, в магазинчике закупились кучей сувениров. В Стокгольме были около 16 часов, найдя чуть ли не единственный кемпинг в окрестностях Стокгольма, разместились и пошли на местный пляж. Видя как народ резво купается, побежали к воде, но не тут-то было, температура воды около 15 градусов. В общем загорали.
18 июля: Стокгольм, паром в Хельсинки.
Этот день до 15 часов был посвящен осмотру достопримечательностей Стокгольма. Утром, спешно позавтракав и упаковав вещички, направились в центр города. Припарковав машину и разбираясь с паркоматом, был приятно удивлен подошедшим местным дедушкой, что в выходные парковки бесплатные. Сам город произвел приятные впечатления, если не принимать во внимание огромные полчища таких же туристов в старом городе.
Где-то за два часа до посадки на паром, подъехали к причалу, где уже собралась совсем не маленькая очередь. Посадка прошла без приключений, после чего поднявшись на верхнюю палубу быстро напился местным пивом, и с печалью наблюдал за отходом парома и кормя назойливых чаек, которые громко смеялись в след уплывающему парому.
19 июля: Хельсинки – граница – Россия
Отоспавшись, и позавтракав, вышли на палубу для лицезрения входа в порт Хельсинки, Финляндия нас встречала солнцем и жарой. Далее была спешная высадка, при выезде с парома загорелась лампочка, предупреждающая о заканчивающемся бензине, на выезде из Хельсинки, залил последние 15 литров дорогого, но такого качественного бензина и направился в сторону границы. На выезде из Финляндии мы были пятые в очереди, и прошли контроль минут за 15, на нашей же стороне равнодушные лица таможенников и неспешное оформление.
Проехав шлагбаум, попой чувствуешь Родину. Колдобины и неровности очень настораживают. И как я их раньше не замечал?
Проехав около 40 километров, из кустов выбегает гаишник и останавливает обогнавший меня лексус…. даа. Перед Питерской кольцевой пробка, минут на 40. Трасса Питер – Москва, казавшаяся мне еще 2 недели назад приличной дорогой, показывает свой оскал в виде гаишников в каждом населенном пункте, фур, которым наплевать, что за ними хвост на километр. В 12 часов ночи встаю в мертвую пробку в 80 км от Москвы, и теряю час. В районе Черной Грязи под колеса бросается очередной гаишник, верещит, что я превысил скорость на 30 км… на тебе денег, и замолчи, говорю ему я. И это были единственные 500 руб штрафа за более чем 5700 км.
Вот такое путешествие получилось у нас в июле 2009. И в нем я открыл для себя еще один вид отдыха, и видит бог, что путешествие на машине, это один из лучших видов путешествий.
По маршруту было пройдено около 5700км. Автомобиль Ниссан Кашкай, 2L, автомат, Средний расход бензина 7,5 литров / 100км. в Санкт-Петербурге 2 ночи в съемной квартире, 2 ночи на пароме, 1 ночь в домике при кемпинге, остальные ночевки в палатке.
Надеюсь, что отчет для кого-то будет полезным.
Водитель – Максим, Штурман - Лилия