Маршрут обзорно-туристический, Россия-Белоруссия-Латвия-Литва-Польша-Германия-Австрия-Польша-Россия. Достопримечательности и отели на разный вкус можно поискать в Интернете на специализированных сайтах, хотелось больше обратиться к водителю – именно он имеет самый большой стресс в таких поездках.
Нас трое – муж, жена, пятилетний ребенок. В Европу на автомобиле ездили неоднократно до этого, с ребенком в первый раз. Сразу о ребенке. Ребенок, конечно, пристегнут в детском сиденье. Детей часто укачивает, за 6 с лишним тысяч километров понял главное – основной причиной является разгон-торможение. Если педали газа и тормоза нажимать по миллиметру, очень плавно, эффект укачивания можно свести к минимуму. Плюс пользовались специальны-ми таблетками, есть в аптеках, хотя кормить детей лекарствами стараемся в исключительных случаях. Но все равно приходилось останавливаться на отдых, минут на 30-40 каждые 2-3 часа.
Выехали в 8 вечера, люблю ездить ночью, я махровая "Сова", меньше машин и "гайцев" на дорогах – скорость предпочитаю ближе и дальше 150, автомобиль позволяет и даже требует. Все время с нетерпением жду Германии – когда наконец-то вместо того, чтобы выглядывать засады на дорогах, можно полностью сосредоточиться на управлении автомобилем, погонять на автобане без ограничения скорости и при этом совершенно законно.
Традиционно на минской трассе места, где стоят знаки населенных пунктов, особенно Ярцево и Сафоново считается местом постоянных засад. Я это знаю, и на тебе – уже после знака "конец населенного пункта" (не помню уж какого из двух точно) выбегает товарищ с палкой из кустов! "Превышаете, что же Вы не дождались конца населенного пункта и на гашеточку-то жмете?" А они, оказывается, новое развлечение придумали – поставили треногу прямо перед знаком "конец населенного пункта". Ты знак уже видишь, метров за 30-50 жмешь потихонечку, а в итоге в населенном пункте 110!
Предпочитаю заправляться на заправках известных брендов, раньше на минке их почти не было, теперь можно смело ждать Лукойла по всей трассе, в т.ч. на самой границе с РБ.
Гринкарту (международная обязательная страховка) сделал в России, в РОСНО, поэтому границу с РБ проехал не останавливаясь. Она действует и в Белоруссии тоже, нужно только при ее приобретении сказать об этом в страховой компании. А вот экологию стоило оплатить при въезде, потому что на границе РБ и Латвии белорусы у меня спросили: "А когда Вы въехали в Белоруссию?" Я говорю – да три часа назад! "А вот по вашей страховке получается, что неделю!" Дело в том, что за 3 дня пребывания одна цена, на неделю дороже и т.д., а страховку я выписал заранее, не в день отъезда. В общем, убедил, что не неделю я в РБ катаюсь. Оплатил 4 евро. Что еще в РБ? На автомагистралях стоят знаки ограничения 120, ехал до 150 (148-149), или за кем-нибудь из местных. Ночью вообще не видел засад, обратно ехал днем, за 500 км пару раз стояли, и то во встречном направлении. В общем, не останавливали ни разу. При проезде через Витебск город объехать не получается, через город указателей очень мало, хорошо проезжал ночью – не так сложно покружить, и все равно пришлось спрашивать.
На белорусско-латвийской границе не было НИКОГО, только две фуры, это где-то около 4-5 утра, вся процедура заняла минут 30, и мы в Евросоюзе! Латыши, на удивление, спросили права – наши, обыкновенные, не пластиковые, устроили вполне. Шенгенская виза соответственно должна быть. Наклейку RUS на задний бампер я на всякий случай наклеил еще дома, в каком-то автомагазине давно прихватил по случаю, она маленькая, на сигаретную пачку поместится. Никто не смотрел на нее, не спрашивали светоотражающие жилеты (на всякий случай были), ни что-либо другое. Никаких деклараций и прочих бумаг не заполняли.
От границы до Риги около 300 км, здесь средняя скорость резко упала. Дорога так себе, две полосы, скорость около 100, много населенных пунктов, там все едут 50, больше действительно опасно – кругом пешеходы, велосипедисты и т.д. Ближе к Риге большая плотность движения.
От Латвии до Литвы примерно такая же картина, ближе к Вильнюсу четыре полосы. Средняя скорость около 80 плюс время на остановки. Полиции в Прибалтике не видел ни разу.
Польша. С какой стороны и куда ее не пересекай, она все равно круглая, меньше 800 км не получается. Про польские дороги на форуме очень хорошо написано, повторяться не буду. Единственный настоящий автобан от Варшавы и почти до Берлина, около 300 км, немного не достроили. Три раза оплатить – система как в РБ, дорога перекрыта шлагбаумами, там сидит человек и принимает оплату, за неимением злотых платили карточкой. Суммы не помню точно, около 2-3 евро за один раз Знаки стоят 130, но многие летят за 150. Никто не ловит и нет контроля стационарными радарами. За исключением ограничения скорости по знакам на отдельных небольших участках. Останавливаться на ночлег в Польше можно смело следуя знакам "Кроватка" вместе с "Вилка-ложка". Отличный мотель снаружи и внутри с ужином на тарелках полметрового диаметра, пивом и завтраком обходился менее 50 евро на всех. Оплата карточкой, на злотые деньги не меняли нигде Не понравится мотель при начале его поиска, езжайте дальше – скоро будет другой.
Германия, как уже писал, рай для водителя. Указателей в избытке, скорость зависит от твоего желания и умения, ограничения скорости при их наличии оправданы и сделаны для вашей безопасности. Но начинаются проблемы со стоянками и остановками. Их можно делать в основном в специально отведенных местах, в городах почти всегда за плату. Часто в выходные дни и ночные часы бесплатно, на знаках парковки есть соответствующие надписи на немецком языке. На парковке центре города почти всегда парковочный автомат не даст возможность оплатить стоянку более 3 часов подряд. Так что или приходить каждые 3 часа продлевать (талончик кладется на торпеду, чтобы было видно снаружи через лобовое стекло), либо ставить автомобиль на подземные парковки. Они обозначаются знаком Р с домиком. Предпочитаю парковаться именно там. Принцип такой же, как в аэропортах. По приходу талон суешь в автомат, затем деньги и выезжаешь. Подземных парковок даже в малых городах великое множество. Все вышесказанное о парковках относится и к Австрии.
Австрия. Виньетку на лобовое стекло для оплаты автобанов можно купить уже в Германии на заправках, где-то начиная километрах в 100 от границы. На две недели мне было мало, следующая была на два месяца, стоимость что-то чуть больше 20 евро. Границу замечаешь по еще сохранившимся, но закрытым КПП. Скорость на автобанах 130, местные немного превышают. Также есть дополнительные оплаты на некоторых дорогах, принцип тот же – шлагбаум на дороге, там сидит человек, оплата наличными или карточкой. Был оштрафован в Вене за остановку под знаком "Остановка запрещена". Через две минуты как из-под земли выросли двое полицейских. Аргументы, что заблудился и не знаю куда ехать, не действуют. 21 евро наличными на месте в обмен на квитанцию и свободен. Проблема в том, что в поисках места, чтобы просто остановиться, можно провести немало времени. Причем знаки стоят везде, под ними машин припарковано полно, но испытанный метод "делай как местные" здесь не сработал.
Чехия. Виньетку также необходимо приобрести, ближе к границе на заправках стоят рекламные баннеры, мимо не проедешь. Стоимость точно не помню, вроде около 7-8 евро. Дороги неплохие, средняя скорость движения меньше, чем по Австрии, но гораздо быстрее, чем в Польше. Поэтому, если по пути, лучше в Польшу въехать позже.
Пограничный переход Польша-РБ предпочитаю через Белосток (Бобровники), там гарантированно намного быстрее, крюк с Брестом небольшой, точно не помню - может километров 70. В этот раз в середине рабочего дня прошел часа за полтора, что считаю долго для этого перехода. Для интереса засек километраж от КПП до границы с Россией – 530 км. Дорога на всем протяжении отличная. К сожалению, при достаточном количестве кафе со стоянками на протяжении всей трассы (продублированы соответствующими знаками), к оплате официально принимают только местную валюту. Карты не принимают даже при наличии наклеек платежных систем на дверях.
Вот наверное и все, чем хотел поделиться, с удовольствием отвечу на дополнительные вопросы.