Сипадан

отзывы туристов о дайвинге снорклинге в путешествии, особенно когда путешествие ради дайвинга или снорклинга. Дайвинг тур, фотографии с дайвинга, Отзывы о дайвинге я морях, Большой барьерный риф дайвинг

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Сипадан

Сообщение: #1

Сообщение Evgeny Rodichev » 11 авг 2008, 05:03

Старый репринт (НГ 2003-2004).

Выбор цели

Опять зима, и опять все больше хочется думать о пальмах и зелено-голубом
море! Но работа держит цепко, и не оставляет никакой возможности ни помечтать
о тропических странах, ни, тем более, заняться подготовкой путешествия.

На этот раз первой бунт поднимает жена, категорически заявив, что на следующее
утро идет и выкупает билеты на Сингапур на 27 декабря. А там, типа, место
хорошее, все рядом (экватор, Индонезия, Малайзия, Борнео), да и в самом
Сингапуре мы еще не были. Приходится все же оторваться от работы, заглянуть
в инет. Обнаруживаю визовый режим Сингапура. До 27 декабря - всего дня три,
и вариант отмирает сам по себе.

На следующий день жена все же приносит билеты - но уже до Куала Лумпура (KL).
Цена та же, что и в Сингапур, лететь Emirates через Дубай (это плюс),
сидеть в Дубае 5 часов, а на обратной дороге - все девять (это минус).
Подробно изучаю распечатку, обнаруживаю, что в ней настойчиво фигурирует
еще и Дакка. Там мы еще никогда не были, так что можно это считать и как
плюс, и как минус. Но, в целом, арифметикой заниматься уже бесполезно,
ясно, что лететь придется! Но вот куда?

Континентальную Малайзию мы проехали в прошлом году. Это было неплохо, но
второй год подряд повторять тот же маршрут - немного не в наших нравах.
На Борнео - сезон дождей. Явно хочется в Индонезию, но тут выясняется,
что нужна виза. Обзваниваю десяток агентств - сделать визу за такой короткий
срок, да без бронирования отеля, - никто не берется. Да и у самих индонезийцев
неразбериха - то ли они введут с 1 января новые визовые правила, то ли нет,
то ли для России режим смягчится (разрешат visa on arrival), то ли останется
прежним...

В общем, надо срочно закруглять дела на работе, а географией придется
заняться в самолете. Ну что же - это нам не впервой.

27 декабря едем в Домодедово. Это оказывается хорошо по многим причинам.
Главная - наш рейс улетает именно оттуда. Кроме того, выясняется, что
по сравнению с Шереметьево лучше почти все - подъезд на машине, намного
быстрее проходим все формальности. Единственное, что портит впечатление -
курить можно в единственной комнате без окон, и без единого кресла.

Первое, что обнаруживаем в Дубае - задержку следующего рейса на пару часов.
Ну и ладно - была же идея вырваться из Москвы и отдыхать! Вот тут отдыхать
и начнем.

Так куда же мы едем? В голову приходит первая здравая мысль - подождать
1 января, узнать точно, что же отчебучили с визами индонезийцы, и тогда
принимать решение. А куда на Новый Год? Меня тянет на Лангкави, но тут мы
не приходим к консенсусу. Ладно, посмотрим по ходу дела.

Посадка в Дакке уже на рассвете. Город расположен в дельте Ганга, и с самолета
производит очень необычное впечатление. Сплошные крохотные островки. Но
из-за задержки рейса нам объявляют - сидите в самолете!. Ну и ладно, пора и
поспать. Тем более что температура в Дакке - всего несколько градусов
выше нуля,облака и дождь. Да, далеко еще до экватора...

Куала Лумпур

Вот и KLIA. Все уже привычно - монорельс из здания-сателлита, быстрые штампы
в паспорт, багаж. После получения багажа первое дело - переодеться. Долой
джинсы, рубашки, кроссовки и т.п. Шорты, футболка, шлепанцы на босу ногу -
все. Выходим на улицу для первого перекура - вот он, воздух
тропиков! Вроде уж который раз мы в тропиках, а этот первый глоток воздуха
после московской зимы все так же резко и мгновенно переводит умозрительное
понимание в реальность: все, отдых действительно начался!

KLIA Express, на центральном вокзале берем такси, и, ничего не изобретая,
селимся в Mandarin Pacific, как и в прошлом году. Уж очень удобное место -
все рядом, самое сердце Chaina Town, а отель вполне приличный. Бросаем вещи
не разбирая (переоделись еще в KLIA), выпиваем традиционную рюмку за приезд,
и садимся обедать на углу Petaling street, в ресторане с палочками. Он
нам понравился еще в прошлый приезд. Посреди стола кипит кастрюля с водой,
стол уставлен подносами с палочками. На палочках нанизаны всякие вкусности -
разные виды мяса, курица, грибы, креветки, и т.д., и т.п. Выбираете ту
палочку, что вас заинтересовала, и сами ее варите. Платите только за те
палочки, которые вы сварили. В общем - отличный вариант для изучения
китайской кухни.

Следующий день - 29 декабря - проводим в KL. Надо хоть слегка
акклиматизироваться, отдохнуть от дороги, да и решить, наконец, где же мы
встретим новый год. День проводим по стандартной программе - сад орхидей,
парк птиц, сиеста в отеле, вечером - KLCC (близнецы, шоппинг-центр под ними,
фонтаны и цветомузыка). Параллельно с этой программой думаем о дальнейших
планах. Сразу дернуть на Борнео - практически закрыть себе вариант с
Индонезией (даже если решится с визами, слишком много получится всего
для одной поездки). На Лангкави или Пангкор по прежнему не хочет жена.
Постепенно, к сиесте, вырисовывается мирный вариант - Малакка. Совсем
рядом. Там мы еще не были. Близко к KLIA, т.е. удобно будет улетать
(KLIA расположен, по сути, на полпути между Малаккой и KL, т.е. не надо
будет возвращаться в столицу).

Во время сиесты захожу в отеле к турагенту, который сидит рядом с
reсeption, расспрашиваю, и разживаюсь еще одной картой Малайзии - явно
куда более подробной чем все, что у нас есть. Изучаю красные кружки,
которыми отмечены интересные места, сравнивая их с нашими собственными
впечатлениями от тех частей Малайзии, которые мы уже знаем. Отличное
совпадение - отмечено то, что нам понравилось, и не отмечено ничего лишнего!
Таким картам полезно верить, хотя, конечно, с некоторой осторожностью.

Наряду с Малаккой красным кружком неподалеку отмечена Tg.Bidara.
Снова спускаюсь к турагенту, и спрашиваю, что это такое. Он говорит -
море, пляж, есть отели. Это уже интересно, т.к. жить в городе не хочется.
Ладно, решено - завтра едем в Малакку, посмотрим на эту Tg.Bidara,
если понравится - там и поселимся.

Привычно завершаем день обедом на Petaling.

Новый год на берегу Малакского пролива

Утром 30 декабря спокойно садимся на автобус, и через 3 часа оказываемся
в Малакке. Уже по виду из окна автобуса понимаем, что это большой, раскидистый
город, и жить в самом городе мы не хотим. Поэтому прямо на автостанции берем
такси, и за 40 риггитов старый китаец привозит нас в Tg.Bidara (попутно
выясняю, что Tg - сокращение от tanjung, что переводится просто как мыс).

Выходим на пляж. Море, конечно, мутное, но сам пляж - песок, пальмы до
горизонта - производит прекрасное впечатление. Там, где к пляжу подходит
единственная дорога - некоторое количество сарайчиков и торговых лотков.
Дорога кончается просто тупиком. Все ясно - место отдыха самих малаккцев.

Чуть в стороне - огороженный отель, по виду наводящий на мысли о пяти звездах.
Заходим на территорию - бассейн, ресторан, охраняемые парковки. Все же
по деталям видно, что о пяти звездах речь не идет, но смотрится крайне
прилично, я бы сказал - шикарно.

Интересуюсь ценами на шале. De Luxe - 280 риггитов ($75). Идем смотреть.
Шале стоят на холме, замыкающем бухту, те, что на первой линии, имеют
отличный вид на море и на пляж. Все шале пустуют - народу нет никого.
Выбираем номер 5 - просто по лучшему виду с его веранды. Смотрим шале:
две спальни, два туалета, ванная, кухня, веранда, индивидуальная крытая
парковка... Нам столько всего не надо, но мысль встретить новый год в
этом замечательном пустом поселке явно греет, и мы берем этот номер 5.

Пока отдельным микроавтобусом нам подвозят в шале наши рюкзаки, пока я
регистрируюсь - выясняется, что сломан замок на входной двери. Тогда нам
предлагают шале номер 1 - единственный Super De Luxe, но, конечно, по
цене De Luxe (еще бы - народу вообще никого!). Выясняется, что шале
точно такое же, но стоит эксклюзивно - спиной ко всем остальным, на самом
мысу, и перед верандой - еще и индивидуальная площадка для мангала.
Все, хватит перемещений - селимся, и, наконец, кидаемся в волны Малакского
пролива.

31 декабря - это еще и мой день рождения. Мы заранее решили, что отоспимся,
утро проведем на пляже, а в 3 дня за нами заедет такси, и отвезет в Малакку.
Так и сделали.

Малакка - город-история, город-легенда. Средневековый символ пряностей,
ворота в южные моря. Тем не менее, город на нас особого впечатления не
произвел. Т.е. побывать там, безусловно, интересно, и мы совершенно не
жалеем об этой поездке. Возможно, дело в том, что мы много раз гуляли по
Галле на Цейлоне. Но в Галле старая часть куда больше, куда лучше сохранилась,
и атмосфера средневекового форпоста там куда явственнее. В Малакке все это
есть, но в значительно меньшей степени.

Погуляли, купили пару бутылок французского вина - и, как стемнело, вернулись
в свое шале. Традиционно сначала празднуем мой день рождения. Затем -
перерыв. Купаемся при почти полной луне. На веранде делаем елку из
срезанного пальмого листа и букета местных цветов. Прячем под нее новогодние
подарки друг для друга. И - здравствуй, новый 2004 год!

Звоним в Москву ближайшим друзьям и родственникам. У них еще и 8 вечера не
наступило, они глубоко в 2003, а мы их поздравляем уже из 2004 года.
Дальше - помню плохо...

1 января, как и запланировано - день отдыха. Похмелье быстро сгоняется
интенсивным заплывом. Гуляем по пляжам, купаемся.

Здравствуй, Борнео!

Еще до Нового Года выяснили, что индонезийцы вызовый режим в январе не меняют,
так что план поездки сложился теперь сам собой - Борнео. Поэтому 2 января в
6 утра - только наметился рассвет - к нам приезжает такси (мы еще 31
договорились с таксистом, что за RM160 он нас отвезет в KLIA). Красивая
дорога на рассвете - и около 8 утра мы в KLIA. Сильное впечатление производит
гоночная трасса Formula-1. Она примыкает к KLIA с юга, и, когда подъезжаешь
с этой стороны, все очень здорово видно.

Сразу у входа в Domestic Departures расположена стойка Air Asia. Народу -
никого, билеты на Кота Кинабалу - пожалуйста! Самолет через полтора часа.
Плачу примерно по $76 за билет, регистрация уже идет вовсю. Еле успеваем
позавтракать и осмотреть аэропортовские магазины - и вот Боинг 737 уже
несет нас к моей детской мечте.

Еще полтора часа полета над морем - и вот по правому борту из дымки выступает
береговая линия. Здравствуй, Борнео! Еще почти час летим вдоль берега,
пролетая сначала Саравак, потом - Бруней. Наконец, снижение. Легендарная
земля все ближе и ближе. Посадка - и мы в Кота Кинабалу (KK), столице
штата Сабах.

Из самолета выпускают прямо на летное поле. Метрах в 50 стоит одноэтажный
сарайчик - здание аэропорта. Очередной штамп в паспорт, получение багажа.
В углу замечаю стойку с брошюрами, и набираю штук 8 разных - описания
Борнео для туристов.

Берем такси, и едем в Tg.Aru - это ошибка, которую мы сделали еще в
самолете. Дело в том, что центр KK - это порт, судя по справочникам, а
жизнь в припортовых отелях - не самое большое удовольствие. Прочитали, что
Tg.Aru - южное предместье KK, курортная зона, и решили, что лучше жить
в ней.

Ехать от аэропорта - минуты 3. Приезжаем. Абсолютно безликий пятизвездочный
отель. Тут уж чистые пять звезд, без всяких скидок. Цена, кстати, для отеля
такого класса вполне в рамках. За De Luxe с видом на море просят около
$120, но этот номер есть только на одну ночь. Все ясно - отель пакетных
туристов. Делаем рекогносцировку. Бассейны с баром, плассмассовый рай на
лежаках... Пляжа практически нет - каменюки. Ну, не затем мы пролетели
полмира, чтобы сидеть в бассейне и трескать коктейли. Поэтому пьем пиво
в шикарном лобби, снова берем такси, и едем в город.

Таксист привозит к первому же отелю-гиганту в центре города. Ну уж нет,
хватит - только что из такого же сбежали. Оставляю жену с вещами на
ближайшей скамейке, и иду искать отель.

Мгновенно выясняется, что небольших отелей - навалом. Но выплывает другая
проблема - все комнатки очень маленькие. Нам же хочется, помимо кровати
и душа, иметь еще хоть небольшой психодром - хотя бы пару удобных кресел,
стол, да и хороший вид из окна не помешает. В результате бегаю почти час.
Наконец, нахожу Mandarin Hotel. Идеальное расположение в самом центре
(после часа беготни я уже, конечно, полностью ориентируюсь - где и что),
и есть угловые номера 508 и 608, чуть дороже стандартных, которые нас
полностью устраивают. В итоге снимаю 508, за RM75 ($20).

Начинаем вживаться в KK. Выходим в город, гуляем. Изучаем проблемы магазинов,
выпивки, еды. Все находим без малейшего труда, и в изобилии. Мусульман тут
существенно меньше, чем в континентальной части страны, и это сразу сказывается
на общей терпимости. Безалкогольные места есть, но их тоже меньше, чем даже
в KL. Большинство местных жителей - представители коренных племен Борнео.
Справочники утверждают, что этих коренных национальностей целых 52!
Мы, конечно, их с ходу различить не можем, но постепенно глаз привыкает,
и начинаешь отличать коренных обитателей Борнео, китайцев, малайцев.

Изучение прихваченных в аэропорту брошюр приводит к выводу: все, хватит
дергаться, как минимум на три дня остаемся в KK. По утрам будем ездить на
острова, плавать, а вечерами - вживаться в островную жизнь KK (забегая
вперед скажу, что эта жизнь нам так понравилась, что на обратном пути мы
провели в KK еще 3 ночи, в том же отеле, и в том же номере 508).

KK произвел на меня впечатление одного из самых расслабляющих городов в
мире. Он как-то чисто психологически удивительно комфортен и ненапряжен,
нетороплив. Очень экзотичен. Большую часть ресторанчиков и закусочных
держат китайцы, но на их кухню, очевидно, оказали влияние местные
традиции. В результате еда заметно отличается от континентальной. Она менее
острая, более разнообразная, и показалась нам более приемлемой и качественной,
чем на континенте.

Поездки на острова устроены очень просто. Утром приходишь в порт. Там
комплектуют лодки (минимально - 6 человек). Ближайших островов всего пять.
Самый популярный - Манукан, на нем расположена администрация заповедника,
и небольшой ресорт. Второй по популярности - Sapi. Остальные острова,
действительно, просто менее интересны. Некоторое время ждешь, пока группа
скомплектуется (этим занимается отдельный менеджер). Затем группа совместно
определяет время отплытия назад (обычно - 3-4 часа дня). Стоит это удовольствие
15 риггитов с человека. Если ждать лень, всегда можно заплатить за лодку
целиком - тогда и время возвращения не надо ни с кем согласовывать. При
этом просто платишь за 6 человек (на двоих получается 86 риггитов, т.е.
примерно $23. Не так и дорого за, по сути, индивидуальный чартер лодки
на день). Путь до любого острова - 12-15 минут.

Сначала нам показалось, что наиболее симпатичный из островов - это Sapi.
Островок крохотный, жилья на нем нет. Там, по сути, один неплохой коралловый
сайт - непосредственно направо от пирса, но очень небольшой - метров 150
вдоль кромки рифа. Особого впечатления после Тайланда не производит, хотя и
видно сразу довольно много новых видов кораллов (т.е. в Тайланде таких видов
нет). На Sapi вы почти наверняка будете атакованы обезъянами. Они отлично
умеют открывать даже застегнутые на все молнии рюкзаки и сумки. Кроме того,
там есть вараны, до полутора-двух метров длиной.

Манукан - административный центр заповедника. Есть около десятка шале, в
которых можно остановиться, ресторан. Цена на шале фиксированная - RM230
($60), при этом за эту цену есть шале на двоих, и на четверых. Но просто
приехать и поселиться нельзя - все равно вам придется оформить все в KK
(даже если и есть свободные шале).

После того, как вы приплываете на Манукан, и сходите с пирса, дорожка
ведет направо. Там - вся цивилизация, ресторан, и отмеченный буйками
коралловый сайт (тоже небольшой, как на Sapi). Оказалось, однако, что
это все лишь введение, а настоящий коралловый сад Манукана расположен
строго в противоположном направлении. Т.е. от основного пирса налево (если
стоять лицом к берегу), вдоль кромки рифа. Первые метров 100 - так себе,
а потом, примерно напротив малого пирса компрессорной станции, метров
300 действительно замечательного кораллового сада. По сравнению с этим
сайтом все остальные вокруг - лишь слабый намек на кораллы. Акваланг там
не нужен, кромка рифа идет на глубине всего 3-6 метров, и все прекрасно
видно.



Путь на Сипадан

Итак, позади Новый Год, и первые три дня на Борнео. Акклиматизацию можно
считать законченной. Море в окрестностях KK несколько разочаровало
(замечательный коралловый сад на Манукане мы нашли лишь на обратном пути,
уже после Сипадана). Борнео уже очень нравится, но что же дальше?

Я не фанат восхождений, так что на гору Кинабалу явно не полезем. Кроме того,
там постоянно висит облако, а холода и сырости нам и в Москве хватает.
Джунгли - это хорошо, но не главный наш приоритет, так как протопали по
ним уже немало - и по заповедным, и по диким, в разных странах. Стандартные
маршруты после KK ведут в Сандакан - к черепахам и орангутанам. Все
путеводители так дружно это советуют, что решаем поступить в точности
наоборот - начнем с Сипадана.

Смотрим карту. Смотрим справочники. Примерно 500 километров дороги - через
горы, по сути надо пересечь восточный Борнео с севера на юг. На самолете?
Ну нет, не затем я с детства мечтал о Борнео, чтобы разглядывать его в
иллюминатор. Итак, решено - едем в Семпорну по суше.

Станция дальних автобусов в двухстах метрах от нашего отеля, и через 10
минут уже выясняется, что автобусы в Семпорну все идут в ночь. Дорога
занимает порядка 10 часов. А если такси? Местная публика приходит в
радостное возбуждение, и объявляет, что 600 риггитов - и никаких
проблем. Но уже вечер, и я оставляю их подумать до утра.

Утром встаем пораньше, спокойно завтракаем, и, в качестве утреннего
променада, заходим на автостанцию. Местные кидаются на нас еще более радостно,
как на родных. Ну, и что они надумали за ночь, интересно? А надумали они
500 риггитов - дальше фантазии не хватило. С утра у меня настроение
не боевое. К тому же пять сотен - это около $130. Прикидываю про себя,
что это полный день дороги, да еще день - водителю ехать назад (а уже
ясно, что таких пассажиров на обратный путь он не найдет). Получается
вроде как по $65 в день за машину с шофером - цена вполне разумная.
Да и Борнео посмотреть очень хочется! В результате соглашаюсь на 500,
и прошу, чтобы машину подогнали к отелю ровно в 8 утра.

Возвращаемся в отель, выпиваем традиционную рюмочку за KK, складываем
шмотки, и ровно в 8 загружаемся в белый Proton. Водитель - большой и
ужасно добродушный, но по английски не говорит вообще ни слова.
Рядом с ним сидит тот малый, что отстоял нас в конкурентной борьбе,
и объясняет, что все наши пожелания водителю переведет, все устроит, а
если мы желаем, то за те же деньги готов и до Семпорны нас сопровождать
переводчиком. Тут я понимаю, что и на четырех сотнях бы тоже сошлись,
да уж ладно...

Фиксируем через переводчика и на бумажке маршрут, цену, время, курение в
машине, любые остановки по нашему желанию. Потом еще некоторое время
уходит на заправку и на замену шин (машина явно частная, не такси).
Успеваем еще раз позавтракать - это кстати. И ровно в 9 утра реально
стартуем из KK.

Ну, что рассказать дальше? Приехали мы в Семпорну в 5:30 вечера, и эти
восемь с половиной часов - одно из самых ярких впечатлений от Борнео.

Очень приличная дорога быстро углубляется в джунгли, и начинается подъем,
сначала пологий. Потом все круче, дорога переходит в сплошные извивы,
и вот уже, вдруг, облака ниже нас. Примерно через час - парк Кинабалу.
Это заповедник и нижняя точка, от которой идет подъем на саму гору.
Там, кстати, здорово провести день, просто гуляя в горных джунглях
(мы это сделали позже, вернувшись с Сипадана).

После парка Кинабалу дорога еще немного поднимается, а потом начинается
очень красивый путь через горы и джунгли. Во многих местах дорога проложена
по гребням гор, и изумительные виды открываются сразу с двух сторон.
Качество дороги резко ухудшается, появляется довольно много оползней.
Так, то спускаясь, то поднимаясь, на протяжении километров 250 мы пересекаем
основной горный массив.

Дальше становится резко хуже. Мы въезжаем в область плантаций масляничных
пальм, которые теперь уже будут тянуться до самого конца. Сначала это
кажется даже красиво, но через пару часов начинает наводить ужас.
Это же сотни километров полностью сведенных джунглей! И, естественно,
полностью разрушенная экосистема южной части Сабаха. Кроме того, на дороге
каждые 500-1000 метров возникают глубокие ямы - это грузовики с плантаций
постарались. Вполне как в российской глубинке.

Отдельная песня - наш водитель. Хотя мы и едем на Протоне далеко не
последней модели, и на подъемах ему явно не хватает мощности, за все 520км
нас не обогнала ни одна машина! Хотя на дороге куча современных, и куда
более мощных японцев всех дорогих моделей. Причем не просто нас не обгоняют,
но мы обгоняем абсолютно всех, причем так, что через 2-3 минуты тот,
кого мы обогнали, уже тает сзади за горизонтом. При этом наша машина
идет совершенно спокойно, абсолютно без дерготни, гудков, лихих маневров,
и т.п. Ехать очень комфортно!

Ближе к семпорне я разгадал секрет нашего Шумахера. Спросить не мог - ни
единого слова по английски! - но уверен, что угадал правильно. На своей
тачке просто подрабатывал водитель дальнего автобуса, который все эти
520км знает, как я - собственную комнату. Т.е. он знал не только абсолютно
все повороты, но и абсолютно все ямы и колдобины, а также и весь
вертикальный профиль дороги. Сотни мест, где вроде перегиб дороги,
встречных не видно, а он спокойно обгоняет. Выскакиваем на перегиб - а
там, оказывается, все было бы видно, даже встречный мопед! А уж где
действительно нет видимости - наш Шумахер даже не дергается, бережет
покой пассажиров.

Но все хорошее заканчивается, подходит к концу и эта прекрасная дорога.
В Семпорне быстро селимся в SeaFest - там это единственный действительно
приличный отель (берем De Luxe за $30).

Вокруг Сипадана и жизни там (поселение, цены и т.п.) много легенд и
очень мало конкретной информации, поэтому следующий пункт нашей программы -
досконально прояснить ситуацию.

Собственно, я пытался что-то узнать в инете перед отлетом. Из всех постингов
(в основном - на lonelyplanet) вынес всего два относительно ясных факта.
Во-первых, Сипадан - это в любом случае очень-очень дорого! Во-вторых,
жить на Сипадане совершенно не обязательно, многие рекомендуют жить на
Мабуле.

Еще ранний вечер, и меня сразу отлавливают местные турагенты. На Сипадан,
небось, намылились? - радуются они. Ну а куда же еще, не на остров же
Пасхи из Семпорны ехать... Дают прайс-лист. Пытаюсь разобраться. Две группы
цен - для divers, и non-divers. Пытаюсь отделить мух от котлет, т.е.
отдельно разобраться с поселением, а отдельно с дайвингом, но это не
получается. Продают только туры - 2d/1n (два дня, одна ночь), 3d/2n,
4d/3n. Еще есть понятие extra night - если хочешь тур продлить. Цены не
за шале, а с человека. Пересчитываю про себя - получается порядка 180-200
баксов в сутки на двоих.

Пытаюсь понять - а сколь комфортно мы за эти деньги будем жить? Показывают
очень невнятный рекламный проспект, даже на нем все выглядит крайне
неубедительно - явно какие-то сарайчики. Спрашиваю про Мабул. Мне говорят,
что это не имеет смысла - там еще чуть дороже, а на Сипадан надо ездить
каждый день. Т.е. явно хотят загнать нас в этот сарайчик.

Ладно, с благодарностью забираю прайс-лист, и прошу на завтра лодку,
индивидуальный чартер на Сипадан и Мабул, а потом обратно. Мне объясняют,
что на Сипадан так нельзя - illegal, а на Мабул - пожалуйста, 180 риггитов.
Это чуть меньше $50, за лодку на целый день цена вполне приемлемая. Спрашиваю
насчет времени - нет проблем, лодка наша на весь день, когда захотим, тогда
и поедем.

На следующий день час дороги - и вот мы на Мабуле. Лодка швартуется к длинному,
метров 250, пирсу. Вылезаем. Ох! Да тут никаких масок не надо - прямо
под нами чистейшая вода, а под ней, на метровой глубине - коралловое
царство. Все же ныряем - чтобы остыть немного.

Сам островок - метров 400 в длину, и метров 150 в ширину. На этом крохотном
пространстве размещается местная деревня и два ресорта с сарайчиками,
очень похожими на те, что нам показывали вчера на рекламе. Третий ресорт
называется Sipadan Water Village (SWV), размещается целиком на приватных
мостках, и похож на дворец посреди трущоб. Туда мы и направляемся первым
делом.

Народу - никого. Садимся на reception, тут же бар, берем пива. Первый тур
общения... Свободные шале есть? - Конечно, сэр, навалом! - И почем?

Тут мне объясняют первую поразительную вещь. Мне говорят, что вообще-то
вот так, сбоку, просто прибыть на Мабул - это illegal. И по-хорошему тур
надо арендовать и оплатить хотя бы в Семпорне. Но как раз для таких
случаев (illegal!) у них есть специальные цены, и они ниже, чем в
Семпорне. Опять идет хиромантия с 2d/1n, 3d/2n, extra nights...
Сижу, терпеливо разбираюсь с главным менеджером - делать ему все равно
нечего. В конце концов перевожу все в привычную для себя систему исчисления.

Оказывается все просто. Стандартное шале стоит 600 риггитов в сутки
($160), включая трехразовое питание, но не включая выпивки. Однако есть
еще фиксированная сумма - 150 риггитов с человека. Это трансфер из
Семпорны и обратно, регистрация (это заповедник плюс погранзона).
Короче, надо отдать RM300 за двоих, уменьшить эту сумму нельзя.
Спидбот на Сипадан ходит каждый день, стоит это RM50 на двоих (это, по
сути, вариант non-divers, т.е. тебя привозят на Сипадан, и там
сноркелишь. Однако за эти RM50 тебя не просто привозят, а дают отдельного
дайв-мастера, который с тобой плавает, показывает места, вызывает лодку,
когда ты устал). Обычно лодка идет на 4.5 часа - получается два заплыва
по часу, и час - перерыв на отдых. В это время тебе дают горячий кофе и
немного кексов - все это входит в те же RM50 на двоих.

Благодарим менеджера, еще раз купаемся, и идем в другой ресорт - с сарайчиками.
По той же системе узнаем цену там. Сарайчик состоит из двух отдельных
номеров, но общей крохотной веранды. Выясняется, что такой номер (и половина
веранды) тянут на 500 риггитов в сутки. Хотя по виду - эта конура должна быть
хотя бы раз в 10 дешевле шале в SWV. Решение проблемы начинает вырисовываться.

Возвращаемся в SWV, и я прошу показать мне шале внутри. Персонал приходит в
большой энтузиазм, и на показ с нами отправляется главный менеджер и пара
служащих рангом пониже. Показывают standard. Великолепно! Просторная комната,
большой платяной шкаф, минибар-холодильник, большой журнальный стол с
диваном и креслом, угол комнаты раздвижной, большая веранда с лежаками,
пальмами, на две стороны. Тем не менее нам говорят, что есть еще De Luxe и
Grand De Luxe. Идем смотреть и их.

De Luxe немного больше по размерам, веранда - на три стороны шале.
В санузле стоит дополнительный журнальный столик и кресло - как раз между
унитазом и ванной.

Grand De Luxe - еще больше, но веранда - только на две стороны, как у
standard. Главная изюминка - на третьей стороне вместо веранды снаружи
пристроено большое джакузи прямо под открытым небом, с видом на остров.

Все это прекрасно, но standard более чем соответствует нашим самым смелым
мечтам. Поэтому смело плачу 10% задаток за 4d/3n, и спрашиваю, когда и где
меня завтра заберут из Семпорны. Узнав, что мы остановились в SeaFest,
менеджер говорит, что заберут прямо из отеля, в удобное для нас время.
Договариваемся на 8 утра, и возвращаемся в Семпорну.

Там турагенты уже нас ждут... Но не тут-то было! Ошарашиваю их известием,
что мы селимся в SWV. Видно, что это их действительно поразило, и они
даже пытаются выведать - во сколько же нам это удовольствие встало.
Дипломатично ухожу от ответа, и желаю им спокойной ночи.

Масштаб расходов уже ясен, время - около 5 вечера, и я бегу в центр менять
деньги. И тут выясняется, что в Семпорне пунктов обмена нет вообще!
Отель готов поменять по курсу 3.5 (вместо 3.8), и только несколько сотен
баксов. Вроде меняет один банк, но он, конечно, уже закрыт.

Вот это подножка - на последних шагах к Сипадану! (По ряду причин мы в
этот раз ездили без карточки, только с наличными). Возвращаюсь в отель,
и выпиваю рюмку - надо прочистить мозги. Это резко помогает. Просто звоню
на Мабул, и прошу перенести наш отъезд с 8 на 11 утра - чтобы успеть
побывать в банке.

На следующее утро иду в банк. Тут все просто - их в Семпорне всего два,
а вылюту меняет только один. Единственная мелкая неприятность - в банке
очередь человек в 200 (не преувеличиваю). И видно, что это до вечера,
да и то все вряд ли пройдут сегодня. Полицейский любезно тычет мне в
конец очереди. Ну уж нет, только не это! Просачиваюсь к какому-то
менеджеру относительно высокого ранга. Можете ли вы мне помочь? - Конечно,
сэр! Помощь обходится мне в обменный курс 3.74 вместо 3.79, и в подпись на
незаполненном ресипте. Ну да ладно, кто сказал, что банки должны помогать
человеку бескорыстно?

Забегаю в магазин, беру ящик пива и 4 бутылки виски - на Мабуле все это
ровно в три раза дороже. Наконец, в 11 утра к отелю действительно
подходит шикарный спидбот, нас забирают прямо с лобби,
и - здравствуй, Мабул, здравствуй, Сипадан!
Последний раз редактировалось Evgeny Rodichev 11 авг 2008, 05:56, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Evgeny Rodichev
Гуру
 
Сообщения: 8430
Регистрация: 21.10.2003
Город: Moscow
Благодарил (а): 35 раз.
Поблагодарили: 472 раз.
Возраст: 68
Страны: 44
Отчеты: 5
подводное плавание

Сообщение: #2

Сообщение Evgeny Rodichev » 11 авг 2008, 05:54

Мабул - Сипадан

Еще на Борнео я четко понял, что написать связно эту часть рассказа не
получится. Сипадан не дает такой возможности. Или нужен явный литературный
талант.

Вся жизнь на Мабуле прошла под одним ярким впечатлением: Sipadan - fantastic!
Конечно, прекрасен и сам отель, и наше шале, постоянный плеск волн, прогулки
по улицам нашей водной деревни, рассветы и закаты... Но это все вторично,
и существует лишь потому, что чисто физически нет сил плавать на Сипадане
по 24 часа в сутки. Подводный мир Сипадана постоянно стоит перед глазами,
снится ночью...

Собственно, народу в нашей SWV немного. Но народ весь далеко не случайный -
ни место, ни цены этому не способствуют. Дайверы-фанаты всех возрастов,
прошедшие весь мир - Карибы, Красное море, Мальдивы, Индонезию, Большой
барьерный риф. И все мы каждый день видимся в ресторане за ланчем, когда
новички первый раз возвращаются с Сипадана. Удивительно однообразная
реакция - фантастика! Нигде не видел ничего подобного!

Кстати, дайверы-фанаты очень недурно укомплектованы съемочной аппаратурой.
Цифровые профессиональные Никоны по 8000 баксов являются скорее правилом,
чем исключением. И в каждом рейсе на Сипадан на полу нашего спидбота
лежит аппаратуры тысяч так на 20-30 (как правило, даже семейные пары
имеют по два комплекта). Но это так, немного в сторону.

Сейчас я понимаю, что первый день собственно подводного мира Сипадана
почти никто не видит. Отвлекают черепахи и акулы. Они попадают в поле
зрения просто каждую минуту. Не успеешь полюбоваться парой акул - на тебя
величаво выплывает метровая черепаха. Только ее рассмотрел - в отдалении
еще пара черепах. Подплыл к ним - под тобой снова акула... Так первый
день и проходит.

На второй-третий день начинаешь замечать других наиболее ярких обитателей.
Плотный косяк полуметровых чак-фиш, плотный настолько, что просто теряешь
ориентировку, они полностью закрывают риф, и приходится всплывать, чтобы
сообразить - в какую же сторону двигаться. Стада огромных метровых
рыб-наполеонов в две-три сотни голов. Вообще, очень много именно здоровых
рыб - полметра и больше, и колоссальное разнообразие видов.

Где-то к концу второго дня у меня сложилось впечатление, что я так пока и
не видел на Сипадане ни одного коралла. Т.е. умом я понимал, что это
невозможно, что все это - сплошной коралловый риф. А вот вечером закрываю
глаза - и не вижу кораллов. Настолько рыбы отвлекают!

Кораллы я начал всерьез видеть лишь дня с третьего. Собственно, в Целебесском
море обнаружено максимальное число видов кораллов - более 600. И почти все
они присутствуют на рифе Сипадана. Огромное разноцветие - иногда одна
коралловая колония окрашена сразу в три разных цвета. Очень много мягких
кораллов.

Кромка рифа в большинстве мест идет на глубинах от 2 до 10 метров. При этом
вода настолько прозрачна, особенно на подветренной стороне, что акваланг,
по сути, просто не нужен. Обзор с поверхности просто лучше, чем с глубины.
А если что-то отдельное заинтересовало, то и нырнуть на несколько метров -
не проблема.

Все места, которые я видел под водой раньше (а мне посчастливилось немало
поплавать на лучших сайтах как Тайланда, так и Цейлона) как-то после
Сипадана отошли на другой план. Т.е. они тоже прекрасны, я их отлично
помню, и с радостью буду плавать там еще, но это уже просто другое измерение.
Это - не Сипадан.

Если до Сипадана поиск мест для подводного плана шел по нарастающей - вот,
встретим место еще лучше, еще интереснее, то теперь вся эта тенденция в
корне изменилась. Ясно, что есть места, в принципе, не хуже, но уже
не будет мест явно лучше. Наверное, я себя сейчас чувствую как альпинист
после покорения Эвереста - это еще не повод завязать с горами совсем,
но выше уже не залезешь...

Кстати, из разговоров с профи стало ясно, где еще есть места такого класса.
Это северный Сулавеси, Папуа-Новая Гвинея, и Большой барьерный риф в
Австралии. Немного хуже считаются Мальдивы, но все же приемлемо. Все
остальное, по их дружным уверениям, просто перестает привлекать, кажется
бедным и неинтересным.

В нашем ресорте живет и работает профессиональный подводный оператор -
сотрудник scubazoo.com (эта компания специализируется на подводных съемках
для канала Discovery, National Geographic и т.п.). Он, в частности, во
второй вечер показал профессиональный фильм на DVD о рыбах Сипадана.
Мы на все это смотрели, и с тоской думали, что нужен, наверное, хотя бы
год, чтобы все это увидеть собственными глазами. Представьте же себе
потрясение, когда на следующий день выяснилось, что почти все (ну, процентов
80-90 точно) вы видите просто в каждом часовом заплыве! Т.е. это не
кино! Это лучше, чем любое кино, это - Сипадан!


Последний штрих - Mola-mola.


Третий или четвертый день. Как всегда, усталые и потрясенные, возвращаемся
с Сипадана на Мабул. Время - 11 утра с минутами, и наш спидбот почти
точно на полпути - километров 8 от Сипадана, столько же - до Мабула.
Ровный гул пары могучих Ямах.

Нас 11 человек. Водитель лодки и его помошник, два дайв-мастера.
Профи - подводный оператор. Две пары дайверов из разных стран, и я с женой.
На полу - десяток боксов с видео и фотокамерами. Местные по своей привычке
едут в гидрокостюмах, мы - уже разделись. Солнце и бескрайнее голубое
небо.

Неожиданно лодка резко сбрасывает обороты и разворачивается почти на месте.
Водила что-то по своему кричит дайв-мастеру. Я тоже вскакиваю.

Метрах в 50 перед нами из воды торчит треугольный плавник. И хорошо так
торчит, как в кино - как минимум на полметра из воды. Начинаем медленно
подходить на минимальных оборотах. Вот уже 30 метров, 20...

Тут кто-то истошно вопит - Mola-mola!!! В лодке начинается бурная истерика.
Основной дайв-мастер прыгает в воду как есть - в гидрокостюме, не надев
даже маску (так он, несчастный, и был потом без маски все время).
Профи - кинооператор одной дрожащей рукой пытается натянуть на себя маску
(попробуйте сделать это одной рукой!), а другой дрожащей рукой водит за спиной
и истошно вопит - Camera! Camera! A хрен сообразишь, какую из десятка
выляющихся на полу камер он хочет.

Я еще не понимаю, в чем дело, но маску и трубку уже натянул. И, похоже,
вполне успеваю натянуть еще и ласты, что и делаю. В этот момент водила
все же сует в руку оператору камеру, и мы с ним одновременно прыгаем в
воду. Минуты через две в воде уже десять человек - все, кроме несчастного
водителя лодки.

Вот она - Mola-mola! Спокойно парит у поверхности, и не обращает на нас
абсолютно никакого внимания. Представьте себе рыбу, устроенную по типу
скалярии. Я зависаю рядом с ней вертикально, вытянув ласты вниз, и руки
вверх. Она еще примерно на полметра в высоту побольше. Это значит - около
3 метров. Нижний и верхний плавники одинаковые, сантиметров по 70, метра
полтора - тело. Развожу руки вбок - в длину рыбешка метра два. Все эти
мои упражнения она спокойно позволяет производить буквально в 20-30
сантиметрах от себя, спокойно кося десятисантиметровым глазом
(потом в инете я прочитал, что вес таких особей - около полутора тонн!).

Глубина в этом месте известна - 400 метров, до ближайшего острова - километров
8, так что прозрачность воды можете себе представить. Отплываю метров
на 20 в сторону - совершенно фантастическое зрелище. Девять маленьких
человечков копошатся вокруг величественной рыбы.

Только минут через 15 она начинает медленно погружаться. Тоже феерия -
ее движений почти незаметно, просто вдруг стала очень неспешно уходить вниз,
в голубую бездну. Кинооператор и я ныряем за ней. Нырять страшно, т.к.
нет ни малейшего представления о глубине. На сколько она ушла? На 10
метров, или на все 30? Ориентируемся только на боль в ушах, но в таком
азарте это не самый надежный индикатор.

Рыба проплывает метров 50, и снова поднимается на поверхность, позволяя
нам еще минут 5 поплавать вокруг нее. Наконец, также медленно и величаво,
снова начинает уходить в глубину и, на этот раз окончательно, тает в
голубой бездне.

Возвращаемся в лодку. Смотрю на часы - Mola-mola подарила нам ровно 25 минут
общения. Оператор прямо в лодке начинает исполнять какой-то дикарский
танец. Наконец, я понимаю, что он пытается сказать. Похоже, это первая в
мире профессиональная видеосъемка Mola-mola. Фотографии есть, а вот движущихся
изображений было всего несколько, и, похоже, все снятые любительской аппаратурой.

Конечно, радости профессионала нет предела.

Вот такое дополнительное приключение подарил нам Сипадан.
Аватара пользователя
Evgeny Rodichev
Гуру
 
Сообщения: 8430
Регистрация: 21.10.2003
Город: Moscow
Благодарил (а): 35 раз.
Поблагодарили: 472 раз.
Возраст: 68
Страны: 44
Отчеты: 5

Re: Сипадан

Сообщение: #3

Сообщение Александр Попов [6d9] » 27 мар 2012, 19:47

невероятно круто! неделю как прилетели из малайзии, ныряли у сипадана, в полном восторге! но ни мола-мола ни хаммерхедов не встретили... наверное не сезон!
Александр Попов [6d9]
новичок
 
Сообщения: 2
Регистрация: 27.03.2012
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 49
Страны: 15
Пол: Мужской




Список форумовВиды туризма: Круизы, Горные лыжи, Дайвинг, Рыбалка и Охота, Тематические поездкиДайвинг, снорклинг путешествияДайвинг и снорклинг: отзывы и отчёты о дайвинг или снорклинг путешествии



Включить мобильный стиль