'Правила пассажирской авиаперевозки регулируются директивой Еврокомиссии (ЕК) № 261/2004, которая действует с февраля 2005 года...
Причем действие директивы распространяется не только на всех путешественников, независимо от того, живут они в ЕС или нет. На все авиакомпании и на всех пассажиров рейсов, которые осуществляются из аэропортов ЕС ,речь идет и о регулярных, и о чартерных рейсах.
Если рейс отменен
В этом случае авиакомпания должна предоставить пассажиру выбор: или вернуть стоимость билета, или отправить пассажира в пункт назначения при ближайшей возможности, или отправить его в пункт назначения в любое удобное для пассажира время. Стоимость билета возвращается в форме банковского перевода, дорожного чека или трэвел-ваучера в течение семи дней. В нее входят только те составные стоимости, которые не были использованы. Если пассажир предпочел отправку, то на время ожидания ему должно быть предоставлено бесплатное питание и напитки, бесплатное размещение в отеле и трансфер, если ждать приходится всю ночь. Также он может рассчитывать на два бесплатных телефонных звонка, факса или сообщения по электронной почте. Что касается компенсации, то она может быть предоставлена (в дополнение к возвращенной стоимости билета и также в течение семи дней) только, если авиакомпания не сумеет доказать, что отмена произошла 'в чрезвычайных обстоятельствах, которых нельзя было избежать'. Важно отметить, что это касается исключительно денежной компенсации, а не возвращения стоимости билета (суммы компенсаций см. в таблице).
Из-за того, что во все страны ЕС россиянам нужна виза, а консульские службы, как правило, выдают на одну поездку однократные визы (за некоторым исключением - например, Великобритания, Франция) на период, ограниченный датами путешествия, выбрать отказ от маршрута россиянам затруднительно.
Если возникает необходимость размещения в отеле, то все юридические заботы берет на себя авиаперевозчик.
Овербукинг
Если обнаруживается избыточное бронирование, то авиакомпания первым делом предлагает пассажирам добровольно покинуть места. Добровольцам предлагаются все те же привилегии - возвращение стоимости билета или перенаправление. Впрочем, если таковых не оказалось или не достаточно, авиакомпания имеет право снять кого-то с рейса. В этом случае пассажир также может рассчитывать на денежную компенсацию (см. таблицу). Компенсация тем, кого неожиданно сняли, превышает в два раза обычную и выплачивается немедленно. 'Логика, разумеется, такова, что чем дольше задержка и чем больше расстояние, тем значительнее компенсация, на которую вы можете рассчитывать', - рассказывает Клэр Кэмпбелл.
Если рейс задержан
При задержке рейса денежной компенсации не положено. Согласно правилам ЕС если рейс перенесен на следующий день, то (как и в случае с отменой) пассажиры имеют право на еду и напитки, два сообщения близким, размещение в отеле. Если путешественник отказывается от поездки, он имеет право на возмещение стоимости билета (не путать с компенсацией).
Более того, пассажир имеет право на возмещение стоимости проезда (неиспользованые части), если вылет рейса откладывается более чем на пять часов (независимо от расстояния полета). Если речь идет о задержке на два часа, причем задержка на рейс по маршруту, не превышающему 1,5 тысячи километров, то рассчитывать можно лишь на пищу и освежающие напитки.
Куда жаловаться
'Директива: включает в себя требование к странам-членам ЕС создать национальные исполнительные органы, которые и должны иметь дело с жалобами пассажиров и следить за обеспечением прав авиапассажиров. Этот закон позволяет избежать длительных и дорогостоящих судебных процессов между пассажирами и авиакомпаниями', - сообщил 'Газете' представитель Еврокомиссии Хайн Болленс. Он не поясняет, какие именно меры наказания эти исполнительные органы (их адреса см. в таблице) смогут применить к авиакомпаниям. Единой формы для жалоб, по словам Болленса, не существует. 'Однако Еврокомиссия работает с национальными исполнительными органами над созданием подобной формы
Национальные исполнительные органы ЕС
Страна Ведомство Контакты
Австрия Bundesministerium fur Verkehr, Innovation und Technologie
Postfach 3000
Radetzkystrasse 2
AT - 1030, Вена Тел.: +43 1-71162/9204 (пон. - четв. 9.00 - 12.00)
Факс: +43 1-71162/9699
fluggastrechte@bmvit.gv.atБельгия Direction generale Transport aerien
Directoraat-generaal Luchtvaart
CCN - 2eme etage - 2de verdieping
Rue du proges 80 Bte 5
Vooruitgangstraat 80 Bus 5
BE - 1030 Брюссель Тел. (фламандский и английский):
+32 2 277-44-04/ +32 2 277-44-05
Тел. (французский и английский):
+32 2 277-43-99/+32 2 277-44-00
Факс: +32 2 277-42-58
Passenger.rights@mobilit.fgov.be Болгария General Directorate Civil Aviation Administration
Ministry of Transport of the Republic of Bulgaria
9, улица Дьякон Игнаций
BG - София 1000 Тел.: +359 2 937 10 47
Факс: +359 2 980 53 37
caa@caa.bgКипр Department of Civil Aviation
16 Griva Dhigeni Avenue
CY - 1429 Никосия Тел.: +357 22 404102
Факс: +357 22 766552
Чешская Республика Civil Aviation Authority
Airport Ruzyne
CZ - 160 08 Прага 6 Тел.: +420 225 422 267
Факс: +420 225 421 990
caa@caa.czДания Statens Luftfartsvaesen
(CAA-Denmark)
Box 744
DK - 2450 Копенгаген SV Тел.: +45 3618 6000
Факс: +45 3618 6001
dcaa@slv.dkЭстония Tarbijakaitseamet
(Consumer Protection Board)
Kiriku 4
EE - 15071 Таллин Тел.: +372 6201700
Факс: +372 6201701
Info@consumer.eeФинляндия Consumer Ombudsman Agency
Haapaniemenkatu 4 A, Box 5
FI - 00531 Хельсинки
Consumer Disputes Board
P.O. Box 306
FI - 00531 Хельсинки
Finnish Civil Aviation Authority
Ilmailutie 9а, Vantaa
P.O. Box 186
FI - 01531 Вантаа Тел.: +358 9 77261
Факс: +358 9 7726 7557
posti@kuluttajavirasto.fiТел.: +358 10 36 65200
krill@om.fi Тел.: +358 9 4250 11
Факс: +358 9 4250 2898
www.civilaviationauthority.fiФранция DGAC
Direction de la regulation economique
Bureau de la facilitation et des clients du transport aerien (DRE/C2)
50, rue Henry Farman
FR - 75720 Париж CEDEX 15 Тел.: +33 1 58-09-39-79
Факс: +33 1 58-09-38-45
Германия Luftfahrt - Bundesamt (LBA)
Hermann-Blenk-Str. 26
DE - 38108 Брауншвейг Тел.: +49 531-2355-100
Факс: +49 531-2355-707
fluggastrecte@lba.deГреция Hellenic Civil Aviation Authority
P.O.B. 73751
EL - 16604 Элинико Тел.: +30 210 891-6000
Факс: +30 210 894-4279
Венгрия (Ведомство)
Polgari Legikozlekedesi Hatosag (PLH)
Budapest, Ferihegy I
HU - 1675 Будапешт, PF 41
(Для жалоб пассажиров)
Fogyasztovedelmi Fofelugyeloseg
Jozsef korut, 6
HU - 1088 Будапешт Тел.: +36 1 296-9502
Факс: +36 1 296-8808
ugyfelszolgalat@caa.huТел.: +36 1 459-4800
Факс: +36 1 210-4677
fvf@fvf.huИрландия Commision for Aviation Regulation
3rd Floor
Alexandra House
Earlsfort Terrace
IE - Дублин 2 Тел.: +353-(0) 1-6611700
Факс: +353-(0) 1-6611269
info@aviationreg.ieИталия L´Ente Nazionale per l´Aviazione Civile
Vitale del Castro Pretorio, 118
IT - 0015 Рим Тел. +39 06 44596-1
cartadiritti@enac.rupa.itЛатвия Consumer Rights Protection Centre
41/43 Elosabetes str.,
LV - 1010 Рига Тел.: +371 7287730
Факс: +371 7338024
tpkc@apollo.lvЛитва Civil Aviation Administration
Rodunes kelias 2
LT - 02188 Вильнюс Тел.: +370 5 2739038
Факс: +370 5 2739237
Люксембург Direction de la Consommation du Ministere de l´Economie et du Commerce exterieur
6, Boulevard Royal
LU - 2449 Люксембург Тел.: +352 478 41 35
Факс: +352 460 448
passagersaeriens@eco.etat.lu Мальта Department of Civil Aviation
Luqa Airport
MT - Лука , CMR 02 Тел.: +356 21 249 170
Факс: +356 21 239 278
Civil.aviation@gov.mt Польша Civil Aviation Office
ul. Zelazna 59
PL - 00-848 Варшава Тел.: + 48 (22) 520 72 00
Факс: + 48 (22) 520 73 00
kancelaria@ulc.gov.plПортугалия Instituto Nacional de Aviacao Civil (INAC)
Rua B, Edificios 4,5 e 6
Aeroporto da Portela
PT - 1749-034 Лиссабон Тел.: + 351 (21) 842-3500
Факс: + 351 (21) 847-3585
Румыния National Authority for Consumer Protection
Georges Clemenceau Street, № 5,
Sector 1
RO - 010295 Бухарест Тел.: +4021 312 1275
Факс: +4021 314 3462
Словакия Slovenska obchodna inspekcia
Ъstredny inspektorat
Prievozska 32
SK - 827 99 Братислава 27 Тел.: + 421 2 58272 203; + 421 2 58272 240
Факс: +421 2 53414 996
Helena.molekova@soi.sk Словения Ministry of Transport
Directorate of Civil Aviation
Aviation Inspection Department
Langusova 4
SI - 1535 Любляна Тел.: +386 (4) 206 15 85; +386 (1) 47 34 600
Факс: +386 (1) 43 16 035
Dunja.lujic-fernjancic@gov.siStanislav.krivec@gov.siИспания Direccion General de Aviacion Civil
Seccion de Atencion al Usuario
Paseo de la Castellana, 67
Despacho A-259
ES - 28071 Мадрид Тел.: +34 91 597-83-21
Факс: + 34 91 597-86-43
Pasajeros.aero@mfom.esШвеция Consumer Protection Agency
Lagergrens Gata 8
Box 48
SE - 651 02 Карлштадт Тел.: +46 54-19 41 50
Факс: + 46 54-19 41 95
konsumentverket@konsumentverket@se
Нидерланды Inspectie Verkeer en Waterstaat
Postbus 575
NL - 2130 AN HOOFDDORP
loket@ivw.nl Великобритания Air Transport Users Council
Room K705 - CAA House
45-59 Kingsway
UK - Лондон WC2B 6TE
Civil Aviation Authority
CAA House
45-59 Kingsway
UK - Лондон WC2B 6TE Тел.: + 44 20 7240 6061
Факс: + 44 20 7240 7071
Тел.: + 44 20 7379 7311
Факс: + 44 20 7944 2190
Национальные исполнительные органы Норвегии и Швейцарии
Страна Ведомство Контакты
Норвегия Luftfartstilsynet
CAA Norway
P.O. Box 243
NO-8001 Бодо Тел.: +47 75 58 5000
Факс: + 47 75 85 50 05
postmottak@caa.noШвейцария Offica Federal de l´Aviation Civile
CH - 3003 Берн Тел.: +41 31 325 80 39/40
Факс: + 41 31 325 80 32
info@bazl.admin.chКомпенсации за избыточное бронирование билетов и отмену рейсов
Длина пути, км Задержка к месту прибытия, час. Компенсация, евро
До 1500 Более 2 250
1500--3500 До 3 200
1500--3500 Более 3 400
Более 3500 Более 4 600
Источник: Еврокомиссия