Как следует себя вести в храмах?

Особенности тайского менталитета. История тайского государства и народа.. Культура Тайланда. Что важно знать, чтобы быть правильно понятым в Тайланде

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Как следует себя вести в храмах?

Сообщение: #1

Сообщение oldgame » 05 ноя 2008, 14:52

Мне совершенно непонятно, как следует вести себя в буддийских храмах Таиланда. В родном Отечестве в православных храмах зачастую (конечно, не всегда) негативно относятся к посетителям, зашедшим просто посмотреть. Какая-нибудь бабка может запросто "зашикать" не туда смотрящего, не так стоящего, не так одетого или не туда кланяющегося.
Вот вопросы:
Как приносить Будде благовония и свечки? Могу ли я бросить в ящик для пожертвований пару купюр и взять палочку, цветок? Можно ли зажигать палочку от других? Сколько принято бросать в ящик для пожертвований? Где взять цветок (палочку, свечку) для приношения, если их нет в самом храме? Они должны продаваться где-то на территории вата?
Можно ли фарангу сидеть в храме? Можно ли сидеть не поджав ноги (как в большинстве своем сидят посетители-тайцы), а "по-турецки" (так, как сидят монахи на возвышении, в позе "полулотоса")?
И вообще, как себя вести в буддийском храме?
Был бы признателен за советы от знающих людей по этому поводу.

P.S. То что во всех храмах нужно снимать обувь, что в некоторых храмах нельзя находиться в одежде с открытыми плечами и коленями и в некоторых запрещено фотографировать, мне известно.
Аватара пользователя
oldgame
участник
 
Сообщения: 131
Регистрация: 17.11.2007
Город: Москва
Благодарил (а): 5 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Возраст: 50
Пол: Мужской
таиланд отдых

Сообщение: #2

Сообщение pups » 05 ноя 2008, 16:22

Как приносить Будде благовония и свечки

Обыкновенно. Поставили , звжгли.
Могу ли я бросить в ящик для пожертвований пару купюр и взять палочку, цветок?

Можно
Можно ли зажигать палочку от других?

Она так не загорится - лучше зажигалкой
Сколько принято бросать в ящик для пожертвований?

Купюра в 20 или 50 или 100 бат - достаточно
Где взять цветок (палочку, свечку) для приношения, если их нет в самом храме? Они должны продаваться где-то на территории вата?

Обычно всегда есть. Вдруг нет - то около каждого монастыря есть несколько магазинчиков торгующих буддистской аттрибутикой.
Кстати, такая секция есть в любом гипермаркете
Можно ли фарангу сидеть в храме? Можно ли сидеть не поджав ноги (как в большинстве своем сидят посетители-тайцы), а "по-турецки" (так, как сидят монахи на возвышении, в позе "полулотоса")?

Сидеть можно. Сидеть можно как угодно, только не направлять ноги на статую БУДДы.
И вообще, как себя вести в буддийском храме?

Тихо, скромно, вежливо. Как в храме любой конфессии.
Проходя мимо монаха - пригнитесь, в идеале, чтоб Ваша голова была ниже его.
"Вай" - традиционное тайское приветствие и жест поклонения - не делайте, если не знаете как - иначе получится смешно или невежливо.
Можно подойти к монаху и получить благословение. Следует дать ему "ведро монаха" - со всякими нужностями для монашеской жизни, стоит около 200 бат. При благословении на запястье повяжут ниточку.
Но можно и денег дать, только не в руки - монах не должен касаться денег. И женщины, кстати, тоже не должен касаться.
Аватара пользователя
pups
Навечно в списке
 
Сообщения: 12383
Регистрация: 20.10.2004
Город: Москва - Pattaya
Благодарил (а): 417 раз.
Поблагодарили: 1203 раз.
Возраст: 66
Страны: 74
Отчеты: 49
Пол: Мужской

Сообщение: #3

Сообщение baNkir » 05 ноя 2008, 16:29

pups писал(а):Обыкновенно. Поставили , звжгли.


Лучше сначала зажечь, потом поставить.
Аватара пользователя
baNkir
Навечно в списке
 
Сообщения: 3088
Регистрация: 23.01.2005
Город: เชียงใหม่
Благодарил (а): 4 раз.
Поблагодарили: 31 раз.
Возраст: 55
Страны: 13
Отчеты: 20
Пол: Мужской

Сообщение: #4

Сообщение oldgame » 05 ноя 2008, 16:29

Спасибо, pups. Подробно и понятно.
Аватара пользователя
oldgame
участник
 
Сообщения: 131
Регистрация: 17.11.2007
Город: Москва
Благодарил (а): 5 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Возраст: 50
Пол: Мужской

Сообщение: #5

Сообщение Tonybander » 06 ноя 2008, 03:09

Еще в некоторых пагодах есть требование снять обувь, насколько я знаю.

И вроде бы нельзя поворачиваться к Будде спиной, т.е. поставил палочку дымящуюся, и пятясь назад помещение покинул.

Только это я не про Тайские храмы - пока не был, но во Вьетнаме так было. Не думаю, что сильно много отличий в основных моментах.
Traveling Without Moving
Аватара пользователя
Tonybander
полноправный участник
 
Сообщения: 405
Регистрация: 17.07.2007
Город: Владивосток
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 5 раз.
Возраст: 44
Страны: 7
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Сообщение: #6

Сообщение Алексс » 10 ноя 2008, 06:03

При входе перешагивайте через порог, а не наступайте на него
Аватара пользователя
Алексс
активный участник
 
Сообщения: 608
Регистрация: 06.07.2005
Город: Иркутск
Благодарил (а): 15 раз.
Поблагодарили: 29 раз.
Возраст: 42
Страны: 38
Отчеты: 8
Пол: Мужской

Сообщение: #7

Сообщение pups » 10 ноя 2008, 07:23

Алексс писал(а):При входе перешагивайте через порог, а не наступайте на него


Да, есть такой обычай, не только в храме, но и в доме - по всей Азии распостранен - в древности прах хоронили под порогом и считалось невежлмвым наступить на него.
Аватара пользователя
pups
Навечно в списке
 
Сообщения: 12383
Регистрация: 20.10.2004
Город: Москва - Pattaya
Благодарил (а): 417 раз.
Поблагодарили: 1203 раз.
Возраст: 66
Страны: 74
Отчеты: 49
Пол: Мужской

Сообщение: #8

Сообщение AlexMF » 10 ноя 2008, 13:38

При входе в любой буддийский храм необходимо снимать обувь.
Порог следует переступать, как тут уже написали. У храма можете взять набор "док май тхуп тхиен" - цветок лотоса, три палочки благовоний и свечу, за это пожертвуйте 20 батов. Войдя в храм, присядьте, обратив стопы от статуи Будды. Зажмите благовония, свечу и цветы между ладоней, как при приветствии "вай", подняв ладони выше обычного "вая" (это называется "крап вай", локти прижаты к телу, сомкнутые ладони с цветами, благовониями и свечой поднимаются так, чтобы большие пальцы упирались в нос снизу, а кончики остальных пальцев касались лба; при этом голова слегка наклоняется к пальцам). Если не знаете, что говорить, просто поблагодарите Будду за его учение. Подойдите к кратхану (место, где ставят благовония и свечу). Обратите внимание, если рядом будут сидеть люди, то слегка пригнитесь, проходя мимо них. Зажечь свечу и благовония можно от уже горящих свечей. Положите цветы на чашу для цветов (увидите, где лежат все цветы).
Отходя от кратхана, не поворачивайтесь к нему спиной, это невежливо. Отходите назад, оставаясь лицом к статуэтке Будды, слегка пригнувшись.
После этого следовало бы правильно попрощаться. Это тройной "крап", Будде, Учению и Сангхе. Но без тренировки это сделать правильно все равно не получится. Поэтому можно просто посидеть немного или сразу выйти из храма.
Если хотите получить благословение монаха, купите у входа в храм "сангкха тхан" - ведерко с хоз.принадлежностями и едой. Оно стоит от 100 до 200 батов. Можете дополнительно пожертвовать храму деньги. Для этого возьмите там же, где и ведерко, конверт, положите туда деньги (100, 200, 300 батов), напишите на конверте свое имя, после чего зайдите в помещение для благословений (это может быть тот же пхра убосот или вихан, где стоит основная статуя Будды) и дождитесь своей очереди сидя (не забудьте снять обувь). Когда подойдет очередь, на четвереньках приблизьтесь к монаху, толкая перед собой ведерко. Конверт опустите в ящик для пожертвований (он должен быть тут же рядом; если его нет, то просто положите конверт сверху на ведерко). Монах расстелит перед собой специальное полотно "пха сабонг", на которое надо поставить ведерко. От мужчин монах принимает это подношение практически из рук в руки. От женщин - только после того, как ведерко окажется на полотне, а женщина уберет руки.
После этого отодвиньтесь немного назад, примерно на метр-другой, не поворачиваясь к монаху спиной. Тут стоит сделать "крап" трижды. Если не умеете, просто слегка наклоните голову и ждите. Монах начнет читать сутты, надо поднять сомкнутые ладони ("крап вай") так же, как написано выше, вполголоса повторять слова за монахом, это несложно. После этого он окропит присутствующих водой - символ очищения. После этого можно попросить его повязать веревочку удачи на запястье. Потом следует сделать трижды "крап" (или хотя бы просто поклониться), встать и аккуратненько и ненавязчиво, легко так спиной вперед выйти. ))
Последний раз редактировалось AlexMF 11 ноя 2008, 16:54, всего редактировалось 1 раз.
เที่ยวให้สนุก
Аватара пользователя
AlexMF
Старожил
 
Сообщения: 2021
Регистрация: 03.10.2006
Город: Thailand
Благодарил (а): 19 раз.
Поблагодарили: 135 раз.
Возраст: 57
Страны: 25
Отчеты: 6
Пол: Мужской

Сообщение: #9

Сообщение Олаф » 11 ноя 2008, 14:30

Спасибо...
Это, действительно, знать не мешает.
Аватара пользователя
Олаф
полноправный участник
 
Сообщения: 252
Регистрация: 20.01.2007
Город: Челябинск
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 55
Отчеты: 1

Сообщение: #10

Сообщение oldgame » 11 ноя 2008, 16:59

AlexMF, большое спасибо (я даже распечатал Ваш ответ).

Ни разу не видел, чтобы перед храмом можно было взять подобные предметы для пожертвований. Может это бывает только в определенные часы или не перед всеми храмами?
Аватара пользователя
oldgame
участник
 
Сообщения: 131
Регистрация: 17.11.2007
Город: Москва
Благодарил (а): 5 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Возраст: 50
Пол: Мужской

Сообщение: #11

Сообщение roos » 11 ноя 2008, 18:53

Хотелось бы добавить два уточнения
1) Сидеть можно как угодно (ноги в сторону от Будды), но пятки должны быть закрыты
2) Если в Японии считается нормальным снять обувь и остаться в храме в носках, то в Тае ноги должны быть босы. Раз забыл снять носки, на меня все смотрели улыбаясь, типа farang, что с него взять, но не "шикали", как у нас. А тайка после выхода тыкала на носки и раз 20 повторила "No good".
It ain't the roads we take: it's what's inside of us that makes us turn off choose the roads
Аватара пользователя
roos
активный участник
 
Сообщения: 946
Регистрация: 10.05.2007
Город: Люберцы
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 72 раз.
Возраст: 57
Страны: 13
Отчеты: 9

Сообщение: #12

Сообщение BalmaaR » 11 ноя 2008, 23:28

а женщина должна голову прикрывать или нет?
Аватара пользователя
BalmaaR
новичок
 
Сообщения: 25
Регистрация: 11.11.2008
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 38

Сообщение: #13

Сообщение pups » 12 ноя 2008, 04:07

нет.
То есть может быть в головном уборе\без него - не имеет значения.
Аватара пользователя
pups
Навечно в списке
 
Сообщения: 12383
Регистрация: 20.10.2004
Город: Москва - Pattaya
Благодарил (а): 417 раз.
Поблагодарили: 1203 раз.
Возраст: 66
Страны: 74
Отчеты: 49
Пол: Мужской

Сообщение: #14

Сообщение pups » 12 ноя 2008, 07:46

roos писал(а):Хотелось бы добавить два уточнения
2) Если в Японии считается нормальным снять обувь и остаться в храме в носках, то в Тае ноги должны быть босы. Раз забыл снять носки, на меня все смотрели улыбаясь, типа farang, что с него взять, но не "шикали", как у нас. А тайка после выхода тыкала на носки и раз 20 повторила "No good".


Думаю, просто недоразумение вышло, недопоняли чего-то.
Можно в носках заходить в ват. Сегодня был в вате и специально посмотрел - человек 5-6 посетителей и даже служка (человек, торгующий и убирающийся в храме) были в носках.
Аватара пользователя
pups
Навечно в списке
 
Сообщения: 12383
Регистрация: 20.10.2004
Город: Москва - Pattaya
Благодарил (а): 417 раз.
Поблагодарили: 1203 раз.
Возраст: 66
Страны: 74
Отчеты: 49
Пол: Мужской

Сообщение: #15

Сообщение Alex_ka » 12 ноя 2008, 11:31

Это смотря какой храм. В Мьянме, например (тхеравадский буддизм) носки в храмах снимать надо, даже надписи висят, во всяком случае в самых главных: очень неуютно. А в Таиланде такой проблемы у меня не было.
Аватара пользователя
Alex_ka
Старожил
 
Сообщения: 4870
Регистрация: 17.11.2006
Город: Маале Шомрон, Израиль
Благодарил (а): 620 раз.
Поблагодарили: 1035 раз.
Возраст: 75
Страны: 115
Отчеты: 57
Пол: Мужской

Сообщение: #16

Сообщение Kock666 » 12 ноя 2008, 16:15

носки снимать нужно чтоб ноги не воняли
Аватара пользователя
Kock666
полноправный участник
 
Сообщения: 271
Регистрация: 23.02.2008
Город: здесь столько старпёров?
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 85

Сообщение: #17

Сообщение salve » 13 ноя 2008, 19:49

Kock666 писал(а):носки снимать нужно чтоб ноги не воняли


ну если делаете это не каждый день, то хотя бы перед посещением храма ноги можно и помыть, после одеть чистые носки (при отсутствии оных, купить накануне)
salve
участник
 
Сообщения: 123
Регистрация: 13.12.2006
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 49

Сообщение: #18

Сообщение Alex_ka » 13 ноя 2008, 20:08

Носки должны быть по возможности максимально плотными и толстыми, так как они должны защищать ваши ноги от:
1) жары раскаленной дорожки, которая ведет вас к храму, особенно если эта дорожка выложена кирпичом;
2) мелких неровностей: та же дорожка может быть покрыта мелкими камешками и даже щебнем;
3) грязи в виде обезьяних испражнений и пр.;
4) потенциальных грибков и микробов.
Стирать носки не обязательно, особенно после пункта 3. Проще выбросить и надеть новые.
В Таиланде, Лаосе и Индии местные жители против носков не возражали, в Мьянме в центральных храмах необходимо было их снимать.
Аватара пользователя
Alex_ka
Старожил
 
Сообщения: 4870
Регистрация: 17.11.2006
Город: Маале Шомрон, Израиль
Благодарил (а): 620 раз.
Поблагодарили: 1035 раз.
Возраст: 75
Страны: 115
Отчеты: 57
Пол: Мужской

Сообщение: #19

Сообщение AlexMF » 14 ноя 2008, 06:02

roos писал(а):Хотелось бы добавить два уточнения
1) Сидеть можно как угодно (ноги в сторону от Будды), но пятки должны быть закрыты
2) Если в Японии считается нормальным снять обувь и остаться в храме в носках, то в Тае ноги должны быть босы. Раз забыл снять носки, на меня все смотрели улыбаясь, типа farang, что с него взять, но не "шикали", как у нас. А тайка после выхода тыкала на носки и раз 20 повторила "No good".
Пардон, но я не понял, как можно закрыть пятки и оставаться при этом босиком. )))
Пятки тут ни при чем. Это на территории королевских дворцов должно соблюдаться условие - закрытая одежда и обувь. Т.е. надо просто быть прилично одетым и обутым. Храмы тут ни при чем.
В носках можно заходить в храм, носки - не обувь (если вы не ходите в них по улице и носки свежие). Если носки воняют, то будут вонять и ноги, а в таком случае лучше воздержаться от похода в храм, ибо сидящим рядом с вами в храме людям будет неприятно нюхать все это дело.
Смысл тут простой: стопы - самая грязная часть тела, поэтому обращать их в сторону не только статуй Будд, но и простых людей крайне невежливо. Грязнее стоп у нормального человека может быть только обувь. Если стопы не оставить за порогом храма, то с обувью можно легко проделать эту процедуру, чтобы не тащить в храм грязь. Больше никаких сакральных смыслов в этом нет. ))

Ни разу не видел, чтобы перед храмом можно было взять подобные предметы для пожертвований. Может это бывает только в определенные часы или не перед всеми храмами?

Осмотритесь хорошенько. Если храм действующий, а не просто памятник архитектуры, то рядом должен быть павильон, где продают наборы для монахов. Определенных часов продажи нет, такой регламент никчему. Продают все время.
เที่ยวให้สนุก
Аватара пользователя
AlexMF
Старожил
 
Сообщения: 2021
Регистрация: 03.10.2006
Город: Thailand
Благодарил (а): 19 раз.
Поблагодарили: 135 раз.
Возраст: 57
Страны: 25
Отчеты: 6
Пол: Мужской

Сообщение: #20

Сообщение AlexMF » 14 ноя 2008, 08:04

Сподвигнулся я таки показать вам крап.
Есть мужской и женский виды крапа. Отличаются они способом сидения.
Начнем с женского типа ритуала крап, он выполняется в следующей последовательности:

Как следует себя вести в храмах?Как следует себя вести в храмах?Как следует себя вести в храмах?Как следует себя вести в храмах?Как следует себя вести в храмах?

Обратите внимание, как должна сидеть женщина, это вежливый, культурный стиль. Спину держать прямо.
Далее:
1. сделайте ладошки "бутоном лотоса" и поднимите их до уровня груди, локти должны быть прижаты к телу;
2. сомкнутые "бутоном лотоса" ладони поднимайте до уровня лба, слегка склонив голову, спину держать прямо;
3. опускайте руки перед собой, корпус наклоняется вслед за руками;
4. опустите ладони на пол, не расставляя их широко (лучше вообще держать их рядом друг с другом), и коснитесь их лбом;
5. верните корпус в первоначальное положение, опираясь на ладони, после чего верните руки на уровень груди, сомкнув их "бутоном лотоса".
Это один крап. Всего надо сделать крап трижды - Будде, Учению и сангхе.

Мужской крап выполняется так же, только мужчины должны сидеть на обеих ногах:
Как следует себя вести в храмах?

Когда просто сидите в храме, не выполняя ритуал или просто слушаете сутты или наставления, в этом случае мужчины могут сесть расслаблено:
Как следует себя вести в храмах?

или принять вежливую женскую позу:
Как следует себя вести в храмах?

Этот вид крапа предназначен для монахов и изображений Будды.
Есть другая разновидность крапа для членов королевской фамилии, для родителей и почитаемых людей. В этом случае ладони не раскрываются и не кладутся раскрытыми на пол, а надо опереться основаниями сомкнутых в "бутоне лотоса" ладоней в пол и коснуться лбом больших пальцев.
Есть еще высокий и медитативный виды крапа.
Ну и несколько разновидностей вай.
เที่ยวให้สนุก
Аватара пользователя
AlexMF
Старожил
 
Сообщения: 2021
Регистрация: 03.10.2006
Город: Thailand
Благодарил (а): 19 раз.
Поблагодарили: 135 раз.
Возраст: 57
Страны: 25
Отчеты: 6
Пол: Мужской

След.



Список форумовАЗИЯ форумТАИЛАНД форумИстория и культура Тайланда



Включить мобильный стиль