Первый входит в 100 новых чудес света – есть такой рейтинг – как самый красивый остров Карибского моря, а второй… Когда-то давно я прочитал здесь, на форуме, рассказ Пилигрима о кипящем озере – в нём бурлит вода – есть мол такое на Карибах, но чтобы добраться туда, нужно идти целый день через джунгли и по горам, вдыхая серные пары. Озеро реально кипит – температура там почти 100 градусов и всегда окутано парами серы, поэтому купаться там не рекомендуется.
Так вот, это озеро как раз и находится на Доминике. Через какое-то время этот рассказ с форума канул неизвестно куда, но мне он запал в душу и я всегда помнил о нём.
Конечно, ни про какие круизы я даже не думал – это казалось мне несерьёзным – несколько часов на остров – считай на страну. Пусть даже они и небольшие. Но потом сопоставил площади – каждый остров – как 1 район Москвы – и подумал – а почему нет? Просто придётся двигаться быстро. В итоге так и получилось – галопом по островам.
Свои передвижения я распишу подробно – просто мне уже надоело рассказывать это устно. Мои друзья и знакомые задают мне массу вопросов после моих поездок – а после этой особенно. И чем повторять по 25 раз одно и то же - лучше 1 раз написать. "Я скину тебе ссылку" – магическая фраза, которая экономит кучу времени.
Большинство моих знакомых – особенно девушек - путешествовать не любят (как в общем-то и многие люди) - хотя думают, что любят. На самом деле они любят отдыхать. Чтоб рядом море, жара +30, олл-инклюзив, ну и что-нибудь посмотреть (только чтоб недалеко!) и сфоткать на память. И если для всего этого нужно лететь на самолёте, они уверены, что это и есть путешествие.
Круиз для них – очень хорошая альтернатива Турции и Египту, и этот рассказ – инструкция для тех, кто поедет так же, как я.
Виза.
Самый большой выбор круизов однозначно из Штатов – Майами, Пуэрто-Рико по количеству и разнообразию карибских маршрутов однозначно вне конкуренции. Стало быть нужна американская виза. Её у меня не было.
Но по этому поводу я не переживал – с визами у меня никогда не бывает проблем – потому что их можно купить. Но даже если нельзя – проблем всё равно не бывает.
Зашёл на сайт Пони-экспресс, посмотрел, что к чему – всё просто. Документы – все по минимуму - никакие справки о недвижимости, из банка, собирать не стал – я давно уже понял, что их никто не читает, и главный документ для них – это мой паспорт – там всё клеено-переклеено – визы-марки-штампики – места живого нет – это всегда производит впечатление.
В общем, я был сомонадеян и единственное, что меня беспокоило перед собеседованием - как бы побыстрей всё это провернуть - за час – от силы полтора. В итоге вся бодяга растянулась на 3 часа и – в общем, распишу по порядку. В нашей двадцатке (там в посольстве после снятия отпечатков собирают группы по 10 или 20 человек и отводят на 2-й этаж на собеседование) – так вот, передо мной стояли 4 одинаковых кавказца в одинаковой одежде. Окошки расположены близко друг к другу и стоя в очереди, слышишь, что отвечают стоящие перед тобой.
Вопросы у американцев одинаковые – только про работу. Ответы по идее разные – стоишь, слушаешь от нечего делать. А тут и ответы тоже одинаковые – только рассказчик меняется – окошко освободилось – следующий! – где работаете? – и пошло-поехало - Черкизон закрыли – вах-вах-вах! - нас перевели на рынок Москва – там сначала дела плохо шли, а теперь – хвала аллаху – уже лучше. – Следующий. – Черкизон закрыли…
В итоге троим дали визу на 2 года, а четвёртому на год. Он сразу, не мешкая, это решение оспорил, громко заявив об этом всей очереди.
Это выглядело смешно – я стоял, ржал вместе со всеми – слушал американца в пол-уха – мысленно эту визу я уже получил – отвечал скороговоркой – где работаете – кем – сколько лет – с чем связано ваше производство? – как вы говорите название полимеров? – мы не можем выдать вам визу – стоп!!!
Я даже повертел головой сначала – кому он это сейчас говорит? Мне или тому парню в смешной шапке, который всё никак не угомонится. Вот американец просовывает мне мой паспорт под стеклом … – Бл...!!! – кажется, я сказал это вслух – 2 или 3 головы повернулись в мою сторону – Что!!! Это!!!??? – Мы не можем выдать вам визу из-за характера вашей работы.
Это ввергло меня в настоящий ступор. При чём тут работа? Нет, не верю. По идее сейчас он должен был сказать: улыбнись, друг, это шутка такая – ловко мы тебя развели? – держи свою визу. Но вместо этого он сказал: - На этом этаже направо – окно номер – уже не помню какое – вам там всё объяснят. Следующий.
Тётка в окне выдала мне анкету – и дала задание – расписать на английском языке всю мою жизнь после школы – все места работы и учёбы максимально подробно: - Пришлёшь её по эл. почте на адрес посольства, мы рассмотрим в течение 20 дней и тогда решим. Если сегодня отправишь, через 3 недели жди звонка. Гуд бай.
С этого момента у меня появилась цель – я понял, что из кожи вылезу, но визу получу, и неважно, чего мне это будет стоить.
Прийдя домой, я подробно расписал в черновике всю свою трудовую жизнь – всё, как есть – с указанием должностей, чем занимался и сколько лет и очень подробно – чем занимаюсь сейчас – названия полимеров, виды сырья, оборудование и даже производственные процессы.
Закончил, сверил ещё раз со словарём все научные термины, перечитал напоследок от и до и … стёр. Весь 3-х часовой труд. Потому что понял: это ещё хуже того, что я говорил – там, в посольстве – и если там это вызвало вопросы, то с какой стати прокатит сейчас? Нужно говорить то, что они хотят услышать.
Я просто взял и с чистой совестью переписал всё заново. О том, как работал на стройке, потом лаборантом, а сейчас менеджером. А ещё – я несколько лет торговал на рынке – вся эта ахинея должна прокатить – я чувствовал это – это же всё простые понятные вещи – какие тут ещё вопросы? К тому же – как они всё это проверят? Да и не будут. Напоследок перечитал, сделал максимальное количество ошибок и с лёгким сердцем отправил. "3 недели", – вспомнил я слова тётки из посольства.
Утром на следующий день звонок – время – 8-03. Так рано мне звонят только с работы – сообщить, что там неприятности. Заранее проклиная их, беру трубу. – Здравствуйте, это из американского посольства. Принято решение дать вам визу. Вам необходимо передать нам паспорт через Пони-Экспресс. Всего хорошего. Всё, отбой.
Вот так. Как говорится, занавес!
Выбор круиза.
Маршрут круиза сложился сам собой: из всех островов мне интересны 2 – Аруба и Доминика. Со мной едет мой друг Стас – ему вообще всё равно – какие острова.
Итак, оставалось найти маршрут, где есть оба острова. В интернете есть куча турфирм, которые продают круизы. Я пользовался http://www.cruisedirect.com. Самые интересные маршруты стартуют из Сан-Хуана (Пуэрто-Рико). Я искал с максимальным количеством портов и нашёл вариант – Caribbean Princess – 6 портов при 7-дневном круизе, 1 день в море. Но дальше вышла заминка – оплатить круиз можно только гражданам США и Канады, всех остальных отправляют в чат – переписываться с работниками турфирмы или звонить им. Самое интересное, что тут же, на этом же сайте оплатить круиз Карнивала можно без всякого чата – и неважно, американец ты или нет, а круиз Принцесс – нет. Чтобы не терять времени на всю эту дребедень, я зашёл на другой сайт - http://www.cruise.com и быстренько всё оплатил картой без чатов и звонков по тем же ценам – 470$ - со всеми накрутками и налогами – они проявляются не сразу, а постепенно – по мере заполнения всяких данных на сайте.
К слову, существуют разные цены на разные категории кают – с окном, с балконом или без всего – внутренняя. Но и в каждой из этих категорий есть ещё свои градации – и все по разным ценам – может быть по 10 разновидностей в каждой категории. Разобраться в этом невозможно (ну, лично для меня), поэтому я просто выбрал самую дешёвую каюту из всех свободных на тот момент.
По числам получилось - первая неделя февраля, с воскресенья по воскресенье.
Оплату сразу подтвердили, а дальше всё просто. Билеты до Нью-Йорка, от Нью-Йорка до Сан-Хуана и бронь отелей.
Чтобы почувствовать Америку с разных сторон, я забронировал 2 ночи в Нью-Йорке в разных отелях – первую ночь на Манхеттене в люксовском номере Хилтона на верхнем этаже с панорамным обзором города, а другую – в хостеле с туалетом на этаже.
Нью-Йорк.
В Нью-Йорке хотелось чего-то особенного. Чтобы все атрибуты - вид на Гудзон, небоскрёбы, Статуя Свободы… Всё так и вышло. Мы прилетали поздно вечером, поэтому ничего толком поглядеть не успели. А утром – я увидел город с высоты 40 этажа, чуть-чуть опередив рассвет. Я стоял у окна и смотрел, как внизу подо мной прорисовываются дома, дороги и залив вдалеке.
После такого знакомства все остальные впечатления от Нью-Йорка – конечно же восторженные: Гудзон, парящие решётки метро, хот-доги на ходу, кучи снега на тротуарах – совсем как у нас и плавающий лёд в заливе.
У нас было несколько часов до вылета – мы прошли пешком на южный мыс Манхеттена – там всё рядом, сели на кораблик и отчалили к Статуе Свободы – часа 2 на всё про всё – этакая разминка перед круизом.
На обратном пути – приятный бонус – встреча с белками. Я их люблю и подкармливаю везде, где бываю – по всему миру. Но нью-йоркские белки – это что-то! Я угостил их аэрофлотовским печеньем в шоколаде – для людей оно так себе, а для белок – в самый раз. Распробовав его, они бросили остальных людей – я оказался в центре внимания, пока они не съели всё.
В аэропорт ехали на метро.
Метро в Нью-Йорке работает круглосуточно. Это большой плюс. Больше плюсов у него нет. Нигде не встречал такой запутанности и неразберихи с поездами. Карту подземки нужно не смотреть, а именно изучать – вдумчиво и долго. Но проще спрашивать у местных. Приятно удивило то, что нью-йоркцы не отмахиваются от тебя, как от назойливой мухи, а совершенно искренне пытаются вникнуть и помочь. После Москвы это кажется невероятным.
В Сан-Хуан мы летели авиакомпанией American Airlines. Багаж там в стоимость билета не входит и нужно платить 25$ за каждое место. Но мы не платили, т. к. у нас с момента прилёта в Нью-Йорк прошло меньше суток. Чтобы доказать это, я предъявил свой посадочный талон Аэрофлота и с нас ничего не взяли – вроде как транзит получился.
Так что если у вас подобная ситуация, не выкидывайте посадочные – можно сэкономить немного денег.
День 0. Сан-Хуан, Пуэрто-Рико.
Самый лучший способ ощутить всю прелесть тёплого климата - прилететь оттуда, где холод и снег. Выходишь в аэропорту и понимаешь – вот он, кайф!
Мы заселились в Condado – это район, вытянутый вдоль моря со всеми курортными атрибутами, отелями и туристами. Погода – лучше не придумаешь – градусов 30, и солнце не жарит сильно – ныряет время от времени в облака.
Про пляж в Кондадо даже не знаю, что написать. Так, ничего особенного. А хочется как раз особенных вещей.
Достопримечательность №1 в Сан-Хуане – это конечно форт. Точнее, их 2 – San Cristobal и San Felipe del Morro, или по-простому Эль Морро. Форт, конечно потрясает – даже если вы не интересуетесь фортами. Испанцы строили его больше 200!!! лет, он много раз показал себя в деле - отразил огромное количество атак – и голландцев, и североамериканцев и даже пиратской флотилии Дрейка.
Там одни стены 6 метров толщиной и в высоту больше 40.
Эта крепость считается лучшей в Карибском море и самой величественной. Это легко проверить самому – просто сравните её со всеми фортами всех остальных островов – они есть (хотя бы один) в каждом порту, куда вы будете заходить.
А ещё обязательно пройдитесь по Старому городу. Он весь – как средневековая картина – выложенные булыжником мостовые, балкончики с коваными решётками, увитые растениями стены и даже провода. И дома в испанском колониальном стиле – есть 15-16 веков.
Вообще, чем больше остров, тем больше там интересного. На маленьких островах почти все достопримечательности высосаны из пальца. Можно взять обзорную экскурсию и не увидеть ничего. Что нами и было проделано в дальнейшем.
Однозначно, Сан-Хуан – самый интересный порт из всех увиденных. Это второй из самых старых городов Америки (первый – Куско в Перу). А ещё – самый загруженный порт Карибского моря - одних круизников отправляется больше миллиона в год. Именно поэтому лучше стартовать отсюда – самый большой выбор маршрутов и кораблей.
Если у вас есть время, в старый город можно пройти из Кондадо пешком, перейдя через длинный мост. Мы так и сделали. И дальше, идя вдоль дороги направо – той, что тянется вдоль моря – после стадиона и зелёной лужайки вы попадаете на лучший пляж Сан-Хана – El Escambron. Или Эль Камбрио, как называют его местные. В воскресенье народу было полно.
Отсюда уже виден форт Сан Кристобаль. Входные билеты туда потом не выкидывайте – они действительны во второй форт – Эль Морро. Именно туда и надо идти обязательно. Или ехать – между крепостями ходит бесплатный автобус. Мы его обогнали пешком – там бывают нереальные пробки – хоть это и звучит смешно.
Прямо перед фортом – большое зелёное поле. Когда подходишь к нему, кажется, что ты попал на праздник. И что вся детвора Сан-Хуана сейчас именно здесь. Идёшь по этому полю, задрав голову в небо, и прямо чувствуешь весь этот детский восторг – и вокруг себя и внутри себя.
Всё-таки здорово они это придумали, с этими змеями.
От форта вниз, на юг идёт пешеходная дорога вдоль крепостной стены. Она доходит до фонтана и поворачивает налево, на Paseo de la Princesa. Там, прямо на дороге под деревьями проходят танцы.
Мы пошли на посадку, как только начался дождь. Вход на корабль – через огромный ангар в порту, там регистрация, выдают корабельные пластиковые карты – потом дьюти фри, и вперёд, на поиски каюты.
Корабельная карта – вещь просто незаменимая. Это ваш паспорт, пропуск, ключ от номера и кредитка одновременно. При первом заходе на корабль вас фотографирует встроенная камера и потом ваше фото появляется на дисплее, когда вы сходите на берег или возвращаетесь на борт. Удобная система.
Первый день – это такая всеобщая суета – везде люди с сумками – ищут свои каюты, обустраиваются, осматриваются.
Отплытие у нас в 11 вечера. Осталось несколько минут. Уже совсем темно и весь берег выглядит как длинная разноцветная гирлянда. Дождь уже перестал, мы на верхней палубе – там живая музыка, кто-то танцует, а большинство просто стоят с напитками – все ждут. Ну может быть не все – но я так уж точно ждал этот момент – когда нас качнёт и палуба уйдёт из-под ног – я представлял всё примерно так и именно этот момент я пропустил – просто ничего не почувствовал – только заметил, как люди бросились с танцпола к бортам корабля и береговые огни ушли вбок. Это очень сильное впечатление. Когда махина весом 115 000 тонн и 300 метров длиной приходит в движение. Всё происходит на удивление плавно – и кажется, что это берег с домами начинает двигаться, а потом корабль набирает ход и выходит из гавани – всё, мы в пути.
День 1. Сент-Томас (Saint Thomas).
Порт прибытия – Шарлотта-Амалия (Charlotte Amalie) , площадь острова - 81 км² (для сравнения – площадь Москвы – 1081 км²).
Я проснулся от стука. Как будто стук в дверь. Вскочил и распахнул – никого.
На часах – 5-30 утра. Стучали вешалки – друг о друга – у нас в шкафу и в соседних каютах тоже. Ну вот, моё первое знакомство с качкой. Я оделся и вышел. Одеваться – одно удовольствие – всего 3 движения – шорты – майка – шлёпки – всё, я готов!
Я иду на нос корабля. От нашей каюты туда – 15 шагов. Открыл дверь – и её просто вырвало из рук – ветер был такой, что я схватился обеими руками за деревянный поручень – ещё чуть-чуть, и у меня из карманов выдует корабельную карту и все деньги – я зажал их в кулаке. Ещё темно, впереди – очертания острова. Или нескольких островов – пока не разобрать. Мы держим курс как раз на них. Сейчас будет рассвет – не пропустить бы – я бегу в каюту за фотоаппаратом и поднимаюсь на одну палубу вверх – там спортзал, и сбоку от него есть проход, защищённый от ветра стеклянным экраном. Но он мало спасает – ветер такой, что меня прижимает спиной к стёклам спортзала. Сделать фото вообще нереально – на ногах бы удержаться.
Ладно, спускаюсь вниз. Быстрые сборы и завтрак - высадка у нас в 7. Всё, мы готовы.
Мы спустились на 4 палубу и вышли на берег… Вместе с нами вышло солнце, и с этого момента остров заиграл красками и очаровал нас. Весь в зелени, очень живописный – вид сверху – просто как картинка – плюс к этому здесь лучшая глубоководная гавань в Карибском море – и поэтому огромное количество туристов-круизников – кроме нашего было ещё 2 корабля.
Осмотр мы начали со столицы – Шарлотта Амалия – едем в центр - из порта туда ходят – да и не только туда – по всему острову - этакие полутакси-полумаршрутки – размером с автобус, а ценой как за такси. Вышли на дорогу, тормознули и поехали.
Когда-то этот остров был пристанищем пиратов, и тема пиратства здесь – номер 1.
В 16 веке сюда высадился Френсис Дрейк. На острове даже есть место под названием Drake's Seat – откуда он наблюдал за прибрежными водами. Вообще имя Дрейка упомянается здесь часто и как минимум с почтением.
В 18 веке на этот остров захаживал сам Бартоломью Робертс – легенда пиратского мира - человек, который захватил, потопил и сжёг 460 судов. Всего-то за 3 года – век его был недолгим, но ярким.
Мы сходим у форта Кристиан – он закрыт на реконструкцию, обходим его и поднимаемся вверх – по лестнице "99 ступенек" к замку Блекберд. Замок стоит на горе, и это целый комплекс построек, объединённых одним входным билетом за 12$. Скайтсборг – второе название замка – оттуда, сверху – шикарный вид на гавань – а внизу – 2 музея, отель "1829", ещё постройки и статуи пиратов, с которыми все фотографируются.
Пираты выбраны самые известные – реальные исторические персонажи, под каждым на табличке – краткая биография. Оказывается, некоторые из них умерли своей смертью.
Больше всего удивила фигура Джека Воробья. Он-то как сюда попал? (Только сейчас до меня дошло – там же на табличке всё написано - нужно было просто прочитать – вот я тормоз.)
Садимся в гигантское такси и едем на Magens bay.
Про него я читал в интернете – он признан одним из самых романтических пляжей мира. Говорят, у него очертания в форме сердца – но видно это только с высоты. По мне – так ничего особенного в нём нет. Только неестественно голубая вода и пеликаны. Наблюдать за ними – одно удовольствие. Они ловят рыбу, не обращая никакого внимания на людей – вода прозрачная нереально, и рыбу видно с большой высоты – они складывают крылья и падают вертикально вниз - как небольшой снаряд.
Я снимал их 40 минут, запорол около 200 фоток, но всё-таки заснял то, что хотел.
Вместе с пеликанами охотятся чайки. Чайки перед входом в воду вытягиваются в струну и прошивают её как игла – почти беззвучно. А пеликаны просто плюхаются с разгону с кучей брызг – на людей вообще ноль внимания – плывёшь, а у тебя за спиной – шарах! – как будто кирпич кинули – оборачиваешься – пеликан рыбу поймал – и тут же другие в то же место – плюх-плюх-плюх..
В целом пляж не впечатлил – для такого количества народа слишком узкая полоска песка. Но если убрать оттуда всех людей и оставить одних пеликанов – место приобретёт тот самый романтический колорит, за которым туда все люди и едут.
И ещё – совет по выбору места: лучше сразу уйти влево – чем дальше от цента пляжа, тем больше пеликанов и меньше людей. Пеликаны – это нечто! Ради них туда и надо ехать.
Мы едем на Coki beach – второй по популярности пляж на Сент-Томасе. Там есть кораллы и можно покормить рыб – прямо с рук.
Я всегда беру с собой что-нибудь съестное. Сегодня у меня был хлеб – мы взяли его из ресторана специально для игуан, но для рыб это тоже лакомство. Вообще хлеб – это универсальное средство для того, чтобы подружиться с животными. И он всегда у меня в рюкзаке – во всех путешествиях – вместе с шоколадом, конфетами из самолёта и леденцами от кашля. Приятно сознавать, что многи звери и птицы в разных странах попробовали все эти деликатесы благодаря мне.
Если кто-то кормил хлебом рыб в Египте – здесь примерно то же самое – только большие рыбы не приплывают – ну, может быть только рыбы-попугаи – щиплют за пальцы.
Мы сидим в тени под деревьями перед входом в Coral World – это морской парк прямо на Coki beach – с подводной обсерваторией и всякими животными. У нас есть время и мы не торопимся заходить – едим мороженое и обсуждаем планы – куда бы ещё сгонять. Я смотрю на часы - уже 3 – пора в парк – иду за билетами и касса захлопывается прямо перед моим носом. - Что за ерунда? – Мы больше не продаём билеты. Остался час до закрытия парка. – Пустите нас! Нам хватит часа! – Мы не можем. Таковы правила. – Да мы специально в ваш парк приехали. А потом сразу на корабль. – Так вы с корабля? Сейчас позову управляющую.
Управляющая – добродушная полная тётушка рассудила всё как надо: - Вы точно всё успеете посмотреть за час? – Да конечно успеем. – Ладно, проходите. Деньги можете мне отдать. Вместо 20$ с каждого по 10. Идёт?
Огромные неповоротливые черепахи, маленькие акулы, игуаны и попугаи – вот собственно и все обитатели.
Попугаи почти ручные – за 3$ для них можно купить специальный сироп – и они это оценят – будут вашими верными друзьями, пока сироп не кончится.
Идём в подводную обсерваторию. В принципе ничего особенного – но там внизу хорошо так, прохладно – стоишь, смотришь на рыб и уходить не хочется.
Ровно в 4 нас выпроваживают. Остаётся чувство какой-то неудовлетворённости – всё-таки первый день круиза, хочется праздника – берём такси – поехали куда-нибудь – всё равно куда. Покажи нам приятель самые интересные места. Едем вдоль Smith bay – любуемся видами не торопясь – а вам на корабль не пора? – вообще-то пора.
На корабле нам надо быть за пол-часа до отплытия – в 16-30. Отплытие стало быть в 5. - А сколько до порта ехать? – 25 минут – если без пробок. Эта фраза нас рассмешила – какие тут, на острове, могут быть пробки? Это ж вам не Москва. И расстояния смешные – с горы спустился – и уже в порту.
В пробку мы попали, как только выехали на дорогу, ведущую в порт. Объездных там никаких нет, по встречке ездить не принято – просто тупо стоишь и ждёшь. К пол-пятому мы не успевали – это было ясно – весь вопрос, успеем ли к пяти. К причалу подъезжали в какой-то зловещей тишине – куда делись все эти толпы народа, которые были с утра? Ни одной живой души.
На пирсе мы были в 4-52. Он был пуст. Только один человек вдалеке махал нам руками и что-то кричал. Что он кричал, было ясно и так. Мы припустили бегом.
Ждали только нас. Мы поняли это, когда услышали шум и крики. Сверху, с балконов и открытых палуб свешивались люди – они аплодировали нам, свистели, орали и улюлюкали - мы бежали по пирсу под этот рёв – по громкой связи на корабле объявили, что мы опаздываем и они уходит без нас. Но мы успели. Вбежали по трапу за 5 минут до отплытия.
Команда у трапа смотрела подчёркнуто строго. Нам сразу прочли нотации по поводу опоздания, а потом…. Потом нам вручили наши паспорта. Оказывается, в наше отсутствие дежурный офицер открыл нашу каюту, вскрыл сейф и изъял оба паспорта. Через 5 минут он должен был передать их в наземную службу и отчалить без нас. Но так как мы успели, паспорта нам вернули.
Самое смешное произошло потом. Оба паспорта были Стаса. У него их 2 – новый – только что полученный и старый, с американской визой. Мой они впопыхах не заметили. Интересно, что бы я делал на острове без документов? Впрочем, это риторический вопрос. Чтобы на него ответить, нужно остаться.
Завтра у нас Доминика – главная цель поездки – кипящее озеро. Будем идти по горам вглубь острова – идти будем быстро - может, и бежать придётся – у нас мало времени и нужно обязательно успеть вернуться – за пол-часа до отплытия.
В общем, я волнуюсь, однако. Как-то здесь, в круизе, всё поджато по времени. Ладно, там будет видно.