Обзор флагманских судов главных круизных компаний начну с Norwegian Epic (далее Эпик).
Другие обзоры:
Что почитать по теме выбора круизного судна
Почему начинаю с Эпика? Абсолютно случайно. Просто по готовности материала для обзора.
1. Немного истории
Круизная компания Norwegian Cruise Line (NCL) основана во второй половине 60-х годов. История ее общедоступна в интернете. Наиболее яркий момент ее истории - это приобретение в 1979 году знаменитого французского лайнера France постройки 1961 года, на тот момент крупнейшего в мире пассажирского судна, которое простаивало без дела несколько лет. После беспрецедентной по масштабам перестройки (в два этапа) этого лайнера NCL стала оператором крупнейшего в мире круизного судна (под новым названием Norway) и оставалась в этом качестве до 1995 года, когда был спущен на воду Carnival Destiny - первое круизное судно, которое превзошло по тоннажу существовавшие до этого пассажирские лайнеры.
Еще одна историческая параллель в связи с Эпиком прослеживается от верфей Сен-Назера, где он был построен в 2010 году (в Сен-Назере были построены знаменитые в прошлом лайнеры Ile de France, Normandie, France и ныне здравствующая королева всех кораблей Queen Mary2), к пирсу 88 в Нью-Йорке, куда Эпик прибыл после первого плавания через Атлантику. Пирс 88 раньше обслуживал лайнеры French Line. У этого пирса погибла Normandie в 1942 году.
И еще одна деталь - почему название Эпик так хорошо ложится на слух.
Исторически две самые знаменитые в мире судоходные компании Кунард Лайн и Уайт Стар Лайн давали имена своим лайнерам следующим образом. У Кунард это были названия римских провинций с окончанием -ия (например, Mauretania), а у Уайт Стар это были прилагательные с окончанием... вы уже поняли... на -ic. Например...Titanic.
На этом славные параллели в истории Эпика заканчиваются. Строительство судна было связано со скандалом между круизной компанией и судоверфью. Контракт на строительство второго однотипного судна был разорван. На завершающей стадии строительства на Эпике произошла серия загадочных пожаров. Слухи ходили о том, что это саботаж в исполнении работников верфи, которые таким образом якобы пытались продлить время своего трудоустройства.
Фанаты NCL по другую сторону Атлантики захлебывались от ярости, обвиняя французов во всех бедах самого крупного предмета их обожания. Основной лозунг тех дней был "Вырвать Эпик из Франции, пока его не сожгли там совсем".
Другая беда приключилась на стадии ходовых испытаний. Вышел из строя один из дизелей, который пришлось заменить.
У меня к тому времени на столе лежало подтверждение бронирования на карибский круиз на Эпике. Поэтому я с практическим интересом следил за всеми перипетиями ввода Эпика в эксплуатацию.
Цепь неприятностей нарушила график, и Эпик начал инаугурационный вояж со строителями на борту, которые продолжали отделочные работы прямо в Атлантическом океане.
Но еще до этого, в ознакомительном мини круизе Амстердам – Саутгемптон оказалось, что на Эпике вышел из строя подшипник одного из двух гребных валов (на Эпике нет азиподов, два винта приводятся традиционными гребными валами). Судно серьезно потеряло в скорости, опоздало с прибытием в Англию, были сорваны торжественные мероприятия. В таком состоянии о переходе через океан не могло быть и речи. Под угрозой оказались первые круизы по Карибам. Вновь завыли фанаты с “горящими путевками”. К счастью, запчасти были аврально доставлены в Саутгемптон, и необходимый ремонт произведен.
2. Конструкция корабля
Эпик – гигантское судно длиной 330 метров и вместимостью 156 000 регистровых тонн (1 тонна = 100 кубических футов). Тоннаж судна – это не вес, это объем закрытых помещений. Данных о водоизмещении Эпика я не встречал.
Дизельные двигатели вырабатывают энергию для электромоторов, которые приводят в движение два гребных вала.
Эпик берет на борт примерно до 5000 пассажиров (4100 при размещении по 2 человека в каюте). В нашем круизе на борту было 4700 пассажиров.
Эпик – уникальное в круизного маркетинга судно, специально спроектированное по концепции «фри стайл 3.0» - самой последней версии фирменной концепции NCL.
В переводе на русский язык это означает проект, доведенный до уродства, до абсурда, до пренебрежения интересами пассажиров.
По слухам, «уникальность» Эпика не в последнюю очередь сказалась на отказе от строительства второго такого судна, а также на увольнении директора, ответственного за этот проект.
Силуэт судна нарочито коробчатый. Особую неуклюжесть судну придает огромный «чемодан» из виповских кабин, нахлобученный на носовую часть надстройки.
Но беда не в силуэте.
Проектировщики «фристайла» («свободного стиля», которым они называют отсутствие установленного времени для ужина в ресторане, а также необязательность появления там вечером в костюмах) с маниакальной тщательностью уничтожили все, что связано с романтикой морского путешествия – открытые прогулочные палубы, смотровые площадки.
Здесь могли быть смотровые площадки, но доступа сюда нет.
Гости не должны отвлекаться на такие глупости, как море, волны, ветер и прочее. Гости должны провести время на судне с толком, т.е. оставить побольше выручки в казино, барах и других платных заведениях.
Корма Эпика, как стена панельной многоэтажки - всё замуровано. На корму не выйти.
Даже верхняя палуба, где на самых "закрытых кораблях" пассажирам дают "послабление режима", т.е. хотя бы там можно выйти на открытый край, - и здесь на Эпике изгородь и нелепый здоровенный экран:
Маленький оазис - угол левого борта на 14 палубе:
Не забыли проектировщики и о внутренних помещениях. Они сделаны тесными, темными, с депрессивно низкими потолками.
Одно из узких мест - проход возле зала для цирковых представлений. Для 4100-местного парохода, прямо скажем, узковато.
Планировка (вид сбоку)
Три нижние палубы (5, 6, 7) – общественные. Отведены под едовые, питейные и развлекательные заведения. Палубы 5 и 6 занимают всю длину судна, палуба 4 – короткая.
Выше следуют этажи с каютами с 8 по 14 палубу, среди которых передняя часть 13 палубы – это мостик (есть смотровое окно для публики). 14 палуба смешанная: платное кафе La Cucina (вход через буфет на 15 палубе), каюты, детская зона, фитнесс и спа.
15 палуба – буфет, бассейны, водяные желоба.
Венчают конструкцию чудовищная надстройка с дорогими каютами в носовой части и две огромные трубы с примыкающей к ней сзади спортплощадкой ближе к кормовой части.
Лифты и лестницы сгруппированы в двух местах, что мало для такого огромного судна. Это увеличивает продолжительность хождения по коридорам. Лифты часто забиты народом.
Для сравнения – на Руби Принцесс (меньше по размерам) имеются три лифтовые станции, на Куин Мэри 2 (такого же размера) – четыре лифтовые станции.
На Эпике есть также потайные лестницы в корме по углам, о которых мало кто знает и в круизной суматохе не обращает внимания. Советую.
Поведение Эпика на волне оценить не удалось – море было спокойное.
Нос и корма чувствительно трясутся при работе подруливающих устройств.
3. Каюты
Да здравствует маркетинг!
Продаем перезревшие фрукты? Пишем: фрукты приобрели необыкновенный вкус.
Продавленные стулья? Пишем: точно повторяют форму тела.
Б/у автомобили? Пишем: проверены на практике.
Это шутка, это карикатура, это пародия. Это Петросяну читать со сцены.
Но самое удивительное, что примерно так работает реклама Эпика на самом деле. На полном серьёзе и на голубом глазу.
Мы просто вынуждены будем еще не раз вернуться к этому.
А что если вам надо увеличить количество кают на пароходе, и для этого сплющить их так, чтобы кровати пробили стены?
В этом случае волнообразным движением очерчиваем стены вокруг продавивших их кроватей и получившуюся загогулину называем, ну скажем…”волной раскрепощения”.
Этакий фристайл - теперь уже в дизайне интерьера.
Круто, модно, современно!
Обратите внимание, что в соседних каютах, которые делят общую изогнутую стенку, кровати расположены в одном случае возле балкона, в другом - возле унитаза. Преобладает мнение, что вариант с кроватью у балкона предпочтительнее, с чем лично я полностью согласен.
Кровать возле унитаза, сразу при входе, пожирает последние остатки свободного пространства в и без того тесной каюте.
Да вот ведь закавыка к этой загогулине!
Такая мелочь, как ванная комната, в р а с к р е п о сплющенную каюту физически не помещается.
Но, как учили советские песни, «нам ли стоять на месте, в своих дерзаниях всегда мы правы».
Не получается целиком, значит будем заносить по частям.
Унитаз в один угол каюты, поддон для душа - в другой. А умывальник? А умывальник будет перед кроватью.
Получается дизайн тюремной камеры со всеми удобствами «прямо тут».
Облагораживаем.
Унитаз и душ прикрываем сдвижной полупрозрачной ширмой.
Осталось дело за малым: как назовем сие?
Какое слово подберем, чтобы каждый слог звал в дорогу?
Я думаю, что нам не стоит волноваться. Маркетологи NCL, разумеется, справились и с этой лингвистической задачкой. Результаты можно посмотреть в рекламных проспектах.
Как это работает на практике?
На практике это никакая не Balcony Stateroom и не Balcony Cabin (как общее название для стандартных кают с балконом).
это каюта класса Balcony Studio (т.е. всё в одном объеме), хотя они так ее никогда не назовут. Конечно, они это называют Balcony Stateroom и продают это по цене как за Balcony Stateroom.
Кстати, на Эпике нет кают категории «с окном». Здесь бОльшая часть кают с балконом, меньшая – внутренние, т.е. без окна.
Небольшая часть из них (самые крошечные по размеру) продается как одноместные, что позволяет немного сэкономить путешествующим соло, если сравнивать с оплатой двухместной каюты одним человеком.
Для кают "соло" доплата за одиночное размещение колеблется в пределах 70-80% от цены одного места во внутренней каюте при двухместном размещении.
Каюты "соло" географически сгруппированы в анклав со своей кают-компанией, тоже без окон.
Но вернемся к студиям с балконом.
Небывалая теснота (противоположные стены в районе дивана можно достать руками).
Через полупрозрачные сдвижные ширмы видно и слышно все, что происходит в туалете и в душе.
Вакуумный хлопок унитаза обеспечит всем ночную побудку, если кто-то решит воспользоваться туалетом в столь неподходящее время.
За загородкой туалета нельзя помыть руки. Для этого нужно выйти из-за ширмы и воспользоваться умывальником в комнате.
Если у кого-то по состоянию здоровья есть причины для более сложной и продолжительной связки туалет-умывальник, то такой дизайн превращается уже в издевательство.
Это дипломатично сказано.
А если проще, то не всем понравится голышом с недомытой жопой шастать по каюте.
Позволил себе употребить это слово следом за великой Фаиной Раневской, которая говорила примерно следующее: "Как же так, жопа есть, а слова нет?"
Что это за дверь между унитазом и душем?
Это входная дверь в каюту!
После умывания готовьтесь вытирать воду повсюду вокруг умывальника (чаша умывальника не только по дизайну, но и по размеру напоминает тарелку для собаки).
Поскольку умывальник установлен посреди комнаты, отсутствует традиционное большое зеркало, которым мы обычно пользуемся в ванной комнате. Освещение в каюте тусклое.
Кровать после сплющивания каюты тоже слегка укоротилась.
Спинка твердого, как камень, дивана повторяет закругление стенки. Сидеть на нем неудобно.
В спальной конфигурации диван выдвигается, занимая все свободное пространство, практически не оставляя места для прохода.
В каюте есть кофеварка.
Разумеется, присутствуют холодильник и сейф.
Телевизор хорошего качества (панель PVA), но по нему практически нечего смотреть, кроме состояния вашего бортового эккаунта и информации о продвижении судна.
Фильмы - за дополнительную плату. Это интерактивный экран: бронируйте рестораны, экскурсии, играйте в азартные игры с казино.
Ёмкость шкафов приличная. Есть выдвижные емкости под диваном. Спинка дивана открывается, предоставляя некоторый дополнительный объем для постельных принадлежностей для 3-4 пассажира.
А вот шкафчик для туалетных принадлежностей шуточный. Если вы привыкли к выставке всяких флаконов и баночек, то все это хозяйство вместо ванной комнаты, которой нет, будет у вас на виду в комнате.
Многих ввела в заблуждение недобросовестная реклама.
В компьютерной рекламе каюты выглядят гораздо просторнее, чем на самом деле.
Слева фейковая реклама, справа Эпик:
Если присмотреться к планам палуб, можно определить положение кровати в каюте и не нарваться на связку кровать-унитаз:
Планировка Эпика с точки зрения выбора удачного расположения балкона максимально запутана.
Часть балконов открыта (без крыши), какие-то балконы смотрят на шлюпки или на другие открытые балконы.
Некоторые балконы на косых выступах надстройки оказываются более просторными за счет глубины.
Шлюпки на Эпике установлены самым неуклюжим образом: портят вид с балконов 8 палубы, блокируют вид с прогулочной палубы 7, если это вообще можно назвать прогулочной палубой (нет, нельзя) и внешне дополнительно уродуют вид парохода:
Балконы на углах выступов надстройки:
В носовой части, которая наиболее подвержена ударам волн в штормовую погоду, часть балконов представляет собой т.н. "защищенные" балконы. Это вырезы в стальном борту, как большое окно.
Это тоже советую учесть при выборе каюты.
Какие каюты не брать на Эпике?
В качестве профилактики неприятных открытий исключите 8 и 9 палубы. Берите от 10 палубы и выше.
Балконы, смотрящие за корму, препятсвий для обзора не имеют.
Что такое mini-suite на Эпике?
Если вы "прочувствовали логику: создателей Эпика, то вы уже понимаете, что mini-suite на Эпике - это все что угодно, только не mini-suite.
Это очередной маркетинговый трюк. По-нашему это "разводка на бабки".
То, что продается на Эпике как мини-свит, это та же самая узкая "стандартная" каюта-студия, удлиненная примерно на 1 метр с четвертью.
В этих каютах кабинка для душа продолговатая, добавлены шкафчики, умывальник перекочевал на противоположную сторону. Вот вам и мини-свит!
В некоторых каютах с такой планировкой (категории с большей наценкой) вместо продолговатого поддона для душа может быть установлена маленькая ванна.
Нестандартный удлиненный балкон каюты 14118, единственный в своем роде на Эпике:
Да что это мы так подробно о каюте. Ведь мы там «проводим так мало времени»!
NCL придерживается такого же мнения.
Поэтому не будем допытываться кто, зачем и в здравом ли уме всё это придумал, а просто, раз уж решили ехать, заплатим за эту фристайловскую разводку, как за настоящую каюту и пойдем дальше.
Продолжение следует.
Этот пост будет редактироваться.