Кажется здесь невозбраняются большие повествования, поэтому попробую оформить в отчёт старые письма друзьям с рассказами о нашем аляскинском путешествии не сильно их сокращая.
Это путешествие получилось у нас не совсем обычным (хотя какое из них можно назвать “обычным”, они все разные). Начну издалека может быть наш опыт кому-нибудь пригодится. В очередной отпуск 2008 года выбор у нас
стоял между, Амазонией и Пантатналом в Бразилии и Аляской. Победила Аляска потому что сын тоже изъявил желание туда съездить с нами. Бразилию отложили на потом. Изначально мы планировали полазать по ледникам, посетить фьорды, посмотреть на китов и другую живность Аляски и т.д.. Для этого собирались взять в прокат машину и проехать от столицы штата – Джуно (Juneau) до Анкориджа (Anchorage) с посещением несколькоих Национальных Парков. При первой же прикидке выяснилось что дорог на Аляске не так уж и много. Проехать от Джуны до Анкориджа впринципе можно, но с рядом паромных переправ и очень неудобно. В некотороые парки можно попасть только со стороны моря или самолётом. Тут-то мы и вспомнили свой опыт многочисленных круизов и решили использовать круизный лайнер просто как транспортное средство. С выбором круизной компании сомнений не было до этого мы уже многократно ходили на судах Royal Caribbean и имеем у них достаточно льгот и бонусов. Их недельный круиз из Ванкувера (Vancouver) в Сьюворд (Seword) с заходами в Кетчикан (Ketchikan), Джуну, Скагвей (Skagway), Ледяной Пролив (Icy Strait) и к леднику Хаббарда (Hubbard Glacier) нам в принципе подходил. Высадившись в Сьюворде мы планировали постоять там несколько дней с радиальными валазками, затем поездом или автобусом доехать до парка Денали (Denali NP) провести несколько дней там и улететь назад из Анкориджа. В основном, планированием всего путешествия занималась Оля. Она разыскивала в интернете интересные места, искала отзывы на форумах, заказывала экскурсии и согласовывала их время со стоянками корабля в портах, бронироавла гостиницы и т.д.. Забегая вперёд замечу, что её усилия полностью оправдали себя. Без соответствующей подготовки мы наверняка не увидели бы и малой части того что увидели.
Маршрут получился следующий:
Небольшое отступление, может кому-нибудь будет полезен наш опыт отмены всего при полностью самостоятельном планировании путешествия. Друзья советуют рассказать об этом на каком-нибудь форуме самостоятельных путешественников. Что я и делаю. Дело в том, что мы полностью осуществили всё задуманное, но только в следующем 2009 году. А в 2008, когда всё уже было спланированно оплачено и закуплено, за десять дней до выезда из дома Оля упала с велосипеда сломала ключицу, три ребра и повредила лёгкое и врачи категорически запретили ей летать самолётами на три месяца.
Итак, изначально с помощью телефона и интернета было спланированно и оплачено следующее путешествие для семьи из трёх взрослых человек:
1. Перелёт Baltimore(USA) –Vancouver(Canada); (United Airlines, через kayak.com -> cheapticket.com)
2. Круиз на Royal Caribbean’s “Radiance of the Seas”, Vancouver(Canada)–Seward(Alaska), 7 дней; (Непосредственно на сайте Royal Caribbean)
На время стоянок в портах были заказаны и оплачены:
3. Полёт на гидросамолёте в Misty Fjord; (Ketchikan, Alaska)
4. Экскурсия на поезде по дороге золотоискателей; (Skagway, Alaska)
5. Рент экипировки и проводник для похода на ледник; (Juneau, Alaska)
6. Катер с гидом для плавания в место скопления китов; (Icy Strait Point, Alaska)
7. Плавание на морских каяках; (Seward, Alaska)
Всё это было оплачено кредиткой, через интернет, непосредственно в конторах.
8. Гостиница в Seward; (кредиткой, на сайте гостинице)
9. Автобус Seward-Anchorage; (кредиткой, через гостиницу в Seward, но отдельной транзакцией)
10. Ресорт в Denali National Park (Alaska);
11. Перелёт Anchorage(Alaska)–Baltimore(USA); (United Airlines, через kayak.com -> cheapticket.com)
Здесь перечисленно только то, за что деньги уже были сняты с кредиток. Например, автомобиль был зарезервирован, но деньги сняты не были. Так же деньги не были сняты за ряд экскурсий и других activities. Это всё опущено.
Путешествие не было застраховано, хотя Royal Caribbean и United предлагали страхование. По условиям страховки Royal Caribbean – возвращается 75% стоимости круиза в случае его отмены без объяснения причин и не позже чем за неделю до начала. Стоимость - ~$300 с человека. Условия страховки United – точно не помню. Везде, где деньги с кредиток снимались заранее, было оговорено что их возврат не предусмотрен. И тем не менее....
За девять дней до начала круиза, по медицинским причинам у одного из участников, мы начали всё отменять. На отмену практически всех activities и ресорта хватило по одному телефонному звонку и объяснения проблемы. Вернули на кредитки по 100%, втечение 3-х дней. С гостиницей пришлось связываться несколько раз, т.к. они разбирались с автобусными билетами и в конце-концов удержали 10% стоимости их резервации. Два звонка пришлось сделать для отмены катера. Просто при первом звонке не было на месте хозяина, а девочка не захотела брать на себя ответственность. Вернули 100%. Royal Caribbean – попросили факсануть какую-нибудь бумагу от врача, после чего вернули на обычную кредитку 50% стоимости самого круиза и все сопутствующие сборы. Плюс, оставшиеся 50%, конвертировали в кредиты Royal Caribbean, которые могут быть использованны для покупки у них следующего круиза втечение года. Возможно здесь сыграло роль то, что это наш не первый и не второй круиз на Royal Caribbean и у нас там есть свой счёт на который они этот остаток и перевели. Хуже всего (в процентном отношении) с авиабилетами. В принципе, United вернула 100%, но на наш счёт у них, и с условием использоваания втечение года. Но как-то странно предупредили, что при их использовании будет удержано по $100 за каждый билет. Никаких подтверждений от врача не просили. Кроме того cheapticket.com удержал свою долю по $50 за билет, но через месяц при покупке одного билета, уже в Европу, и факсе им бумаги от врача (просто на всякий случай) эти $50 простили, то есть учли в стоимости нового билета. Про $100 - забыли или как, но их не удержали, а всё учли при покупке билета. С остальными билетами, на следующий год получилось так же.
В результате безвозвратные потери составили ~5% уже снятых с кредиток денег.
Ну а теперь о собственно круизе и наших последующих вылазках. Да-а, на следующий год в нашем составе произошли изменения. Работа и личные дела не позволили сыну поехать с нами (но Аляска уже была спланированна, а Бразилия врезультате перенеслась ещё дальше на потом), зато присоединилась семья друзей из двух человек. Кроме того мы отказались от автобуса из Сьюворда в Денали, а рентовали для этого машину. Также вместо гостиницы в Сьюворде и ресорта в Денали, и там, и там арендовали дома. Сьют на троих на судне был заменён на две обычные каюты рядом. Всё остальное было точно по плану разработаному год назад. Мы воспользовались теми же кампаниями что и год назад. Большинство аляскинцев у которых мы делали и отменяли резервации в предыдущий год, как оказалось помнят нас и наши приключения.
Перелёт Балтимор (Baltimore) – Ванкувер прошёл совершенно обычно и останавливаться на нём нет смысла. Единственно, аэропорт Ванкувера произвёл очень приятное впечатление своим оформлением. Сразу же на выходе из самолёта и дальше везде чуствовался дух Канады. К сожалению фотографий из аэропорта привести не могу.
Ванкувер
Вероятно мы слишком многого ждали от Ванкувера, поэтому особо сильного впечатления он на нас не произвёл. Понравился, но не больше. Надеемся что это только пока и при следующем посещении мы узнаем город получше. В этот же раз у нас было всего чуть больше суток. Прилетели мы утром 2 Июля, а уже после обеда следующего дня должен был начаться наш круиз. Интересно проходил таможенный контороль в аэропорту Ванкувера, сначала мы заполнили все бумаги, прошли границу и таможню, и лишь потом получили свой багаж. Чудны пути твои господи. Негр таксист был критически настроен к США и оказался знатоком ситуации в России. Нас больше интересовали достопримечательности города и как до них добираться, а он всё переводил на обсуждение социальных и политических вопросов. За таким вот разговором незаметно доехали до нашей гостиницы, расположенной прямо через дорогу от входа на стадион готовившийся принять через полгода Зимнюю Олимпиаду-2010. Большая любительница садового творчества Оля, как всегда провела подготовительную работу и всё расписала по минутам. Бросив вещи мы побежали в классический китайский сад Доктора Сунь Ят-Сена.
Как и большинство китайских садиков, котрые мы видели этот тоже маленький и уютный.
Собственно весь сад расположен на берегах небольшого озерца.
Раз в 2 часа там проводят настоящую китайскую чайную церемонию. К сожалению мы подошли туда как раз когда она только началась и в этот раз мы пролетели мимо. Район, в котором расположен китайский садик, не внушил нам особого доверия и мы двинулись на другой конец города, в Стенли Парк (Stanley Park) целиком занимающий одноимённый полуостров.
Замечательное место для прогулок, особенно на велосипедах. В парке мы познакомились с двумя немками-сёстрами и их мужьями. Одна сестра живёт в Германии, а другая - в Сиэтле, но каждый год они встречаются семьями в Ванкувере. На правах знатоков они порекомендовали нам греческий ресторан, где мы и посидели. Тем временем начало смеркаться и мы потихоньку двинулись через центр города в гостиницу
По всему пути нам встречались разнообразно раскрашенные скульптуры парящих орлов.
Что это означало - осталось для нас загадкой. Прошли местный аэропорт на закате
и с набережной перед Vancouver Conventional Center
посмотрели на вечерний город
Половину следующего дня, до посадки на Radiance of the Seas мы просто гуляли по городу.
Городская библиотека стлизованная под римский Коллизей.
Понравилось что на крышах большинства домов от одноэтажных до высоток разбиты сады.
Удивило что практически в центре города, на берегу работает строительный комбинат и очевидно чтобы как-то вписаться в городской пейзаж его бетоновозы раскрашены под овощи и фрукты
Интересно было посмотреть и пройти вдоль плавающей улицы.
Все дома которой синхронно опускаются и поднимаются во время отливов и приливов потому что раположены на понтонах. Вот здесь слева внизу видны сваи, вдоль которых опускаются и поднимаются дома на плавающей улице.
Возвращаясь после обеда в гостинцу взглянули со стороны на олимпийский стадион рядом с которым провели ночь. На этой фотографии видна его полусферическая крыша.
Radiance of the Seas
В пятницу вечером, 3 Июля мы погрузились на круизный лайнер кампании Royal Caribbean – Radiance of the Seas. (На фотографии Radiance of the Seas в Ледяном Проливе на якорной стоянке. Хорошо видна стеклянная стена основного атриума по левому борту.)
Основные порядки на корабле были нам уже известны и мы чувствоввали себя вполне свободно. После дневной прогулки по Ванкуверу, первое что мы сделали, бросили вещи в каюте и пошли пообедали. Вечером, на ужине нам должны показать наш постоянный стол в ресторане и познакомить с официантами которые будут обслуживать нас втечение всего плавания. Но помимо ресторана есть ещё несколько кафешек которые все вместе позволяют питаться 24 часа в сутки. Традиционно, на кораблях Royal Caribbean самое популярное - Windjammer Сafe, обычно расположенное в корме судна с панорамным видом в океан.
Как говорит один наш хороший знакомый, про буфеты типа шведского стола: - Главное, это не потерять там человеческий облик. Действительно, удержаться и не попробовать все предлагаемые вкусности очень, очень трудно. Меню довольно разнообразное, за семь дней плавания мы так и не смогли перепобовать всех видов предлагаемых блюд.
Только мы успели поесть, как услышали сигнал на учебную тревогу. Это обязательная процедура на всех круизных судах проводящаяся перед отплытием. Если к ней отнестись с юмором, то она проходит довольно безобидно. Сразу после тревоги корабль отвалил от причала и все высыпали на верхние палубы фотографировать отход.
Покидаем Ванкувер мимо Stanley Park
На выходе из залива лоцманский катер выписывает перед нами замысловатые фигуры
Уходим
Когда Ванкувер скрылся за горизонтом мы пошли знакомиться с особенностями Radiance of the Seas. Характерным для того судна являеется обилие стекла в конструкции и оформлении. Например, полностью стеклянные лифты пронизывающие 10 палуб по левому борту.
Вид вверх в основном атриуме
Вид вниз в основном атриуме
Стекло в оформлении Radiance of the Seas
Ещё на Radiance of the Seas стоят гиростабилизированные бильярдные столы, на которых можно было играть шарами даже во время качки. Schooner Bar, Windjammer Café, Portofino Restaurant, Aurora Theater, Country Club всё это, как мы поняли, стандарт на судах Royal Caribbean.
Метродотелем в ресторане оказалась русская девушка, Наташа из Ростова. Она рассказала что на круизных судах Royal Caribbean ходит уже семь лет.
Наш ресторан
Наташа посадила нас за стол с компанией из двух семей, из New Jersey которые, кажется, вывозили своих детей после окончания школы. Оказались неплохими ребятами немного “реднековского” типа. Они полностью игнорировали все официальные приёмы, объясня это нежеланием одеваться “формально”, и были не против немного выпить. По окончании круиза они совершенно неожиданно выставили нам в подарок бутылку калифорнийского красного.
Соседи по столу
Весь следующий день мы шли на север вдоль побережья Канады. Это был единственный день целиком проведённый в океане. Он был посвящён знакомству с кораблём, его экипажем и традициями и официальному капитанскому приёму. В ресторан на ужин нужно было являться “формально” одетым. Специально для этого случая Оля тащила с собой полу-вечернее длинное платье, а я взял мой “разъездной” пиджак. Галстука к нему, к сожалению, не оказалось. Эту форму нам пришлось использовать позже ещё раз когда мы с Олей, как заслуженные путешественники на судах Royal Caribbean, были приглашены на закрытый приём с капитаном в Country Club.
Капитан Radiance of the Seas
Помимо выпивки и блюза, там в основном расказывали о новом судне Royal Caribbean – Oasis of the Seas, которое должно быть спущено в Ноябре, и станет самым большим круизным кораблём в мире. Интересный проект, но нас больше поразил конкурс – “Кто больше всех был в круизах”. Его выиграла пара, чуть постарше нас, которая совершила 110 круизов только на судах Royal Caribbean. Это больше двух лет непрерывного плавания. Есть у людей время. Правда несколько лет назад, во время круиза на Багамы, к нам подсела пенсионерка из Флориды и рассказала о своём образе жизни. Она сдаёт квартиру в Fort-Lauderdale, а сама проводит время с подружкой непрерывно пересаживаясь с одного круиза на другой. Сказала что ей это экономически выгодно и интересно.
Ещё несколько снимков с Radiance of the Seas для ценителей
Внутренние бассейны
Открытый бассейн
Театр
Ketchikan, 07/05/09
Ketchikan – наш первый заход на територии Аляски, но швартовку мы проспали. Хотя мы и проснулись в 7 часов утра, корабль в это время уже стоял у пристани
Radiance of the Seas у причала в Кетчикан
За бортом было сплошное молоко. Город едва просматривался. Это нас абсолютно не радовало. Главным пунктом нашей программы в это день должен был быть полёт на гидросамолёте в Misty Fiords National Monument, а в такой туман об этом не могло быть и речи. Ещё в Марте Оля списалась с владельцами SeaWind Aviation насчёт полёта в Misty Fiords, а перед самым отъездом из дома несколько дней утрясала с Lesley по телефону время и условия полёта. Во время завтрака мы позвонили в SeaWind Aviation, Lesley подтвердила все договорённости и сообщила, что самолёт уже улетел в Misty Fiord, а по возвращении она узнает погоду там и сообщит, летим мы или полёт отменяется. Народ уже сходил на берег, а по трансляции непрерывно передавали, что сейчас выход на второй палубе, но он будет меняться втечение дня между второй и пятой палубами в зависмости от высоты прилива. До полёта оставалось часа три и мы пошли осматриваать город.
Карта-схема Кетчикана
Сейчас в Ketchikan постоянно живут около 10000 жителей. Их дома разбросаны в лесу, среди гор. То что можно назвать собственно городом помещается в полуокружности с центром на месте нашего корабля и радиусом полкилометра.
Вид на Кетчикан с кормы Radiance of the Seas
Город был основан в 80х годах XIX века лесорубами и рыбаками. Одно время он даже назывался «мировой столицей лосося». Рыболовство и сейчас там существует, как комерческое, так и спортивное. Значительная часть народа с нашего корабля отправилась на местных чартерах ловить лососей. Другая часть, том числе и наши соседи из New Jersey, отправились на «Шоу Лесорубов».
Выход в город
Схема основной туристической улицы города (обратите внимание на заголовок, «spawn» - можно перевести как размножаться)
Сейчас, в летний сезон обслуживание туристов – основное занятие населения. О былых нравах суровых парней расказывает историческая улица «красных фонарей» - Creek Street, расположенная на деревянных набережных речки в которой нерестится лосось.
Основная туристическая улица
На ней сохранился старый бордель, теперь работает как музей «Dolly’s House» - дом самой известной местной «леди».
Окно «Dolly’s House»
Остальные дома - это специфические сувенирные лавки. Сувениры отражают местные особенности.
Прогулявшись туда-сюда по Creek Street, мы поднялись на фуникулёре на гору и отправились в Deer Mountain Hatchery and Eagle Center.
Фуникулёр в Кетчикане
Мы ожидали, что это будет место, где нерестятся лососи, а об орлах даже не задумывались. Ну, в принципе, мы оказались правы, там в нескольких железных танках разводили лососей и выпускали их в реку. Мы проследили весь процесс от оплодотворения икры, до выпуска в реку лососей сантиметров по 30-40 в длину. Кроме того мы увидели двух раненых орлов, которые не могут летать и уже несколько лет живут в вольере. Это были первые полудикие орлы увиденные нами на Аляске и все с энтузиазмом их фотографировали. Позднее мы вдоволь насмотрелись настоящих диких орлов.
Гордый орёл не хочет позировать туристам
Уже на горе было понятно, что туман рассеивается. После Hatchery мы спустились вдоль реки опять в центр городка. По дороге назад нам позвонила Lesley и сказала, что в Misty Fiords туман тоже рассеялся и можно лететь. Она подъедет и заберёт нас из центра города.
В компании с нами оказались две немки, мать и дочь, тоже с нашего корабля. Пока мы минут пять ехали до причала SeaWinds Aviation, Lesley расказала нам, что семья Steve’а в начале двадцатого века приехала на Аляску из Англии и до сих пор живёт в Ketchikan, а сама она из Seattle. SeaWinds Aviation – это их со Steve’ом семейное предприятие. Они владеют одним самолётом, используют его для чартерных рейсов и возят туристические экскурсии. Насколько я понял гидросамолёты это одно из основных транспортных средств на Аляске. Их движение вдоль пролива было очень оживлённым. Пока один самолёт выруливает, другой садится, а третий взлетает. И всё это одновременно.
У Steve и Lesley оказался классический Dehavilland Beaver DHC-2. Я про него знаю ещё со времён авиамодельного кружка в школе. Они выпускались в Канаде с 1947 по 1967 года и всего было выпушено ~1600. Большинство из них продолжает летать до сих пор на севере Америки, на Гавайах, в Австралии и Новой Зеландии. Beaver DHC-2 в хорошем состоянии сейчас стоит ~500000$.
Наш гидросамолёт
Полетели
Вмесе со Steve’ом и немками нас получилось 7 человек. Это как раз полная загрузка Beaver’а. Меня как обладателя самого большого фотоаппарата посадили в самый зад, одного, на маленький диванчик. Там я смог разложить свои объективы, а главное – свободно фотографировать по обоим бортам. Все остальные сели парами. Мы надели наушники с микрофонами и сразу взлетели. Всё произошло так просто и быстро, как будто сели в такси и поехали. Я только успел увидеть как паралельно нам садился другой гидросамолёт. Перед полётом Оля побаивалась лететь на маленьком самолётике, а после призналась, что за всё время полёта ни разу не вспомнила о своём страхе. Открывшиеся с высоты виды настолько захватили нас, что никаких чуств кроме восторга не было.
Аляска с высоты птичьего полёта
Все два часа полёта Steve непрерывно что-то рассказывал, но често говоря, я ничего не запомнил, потому что непрерывно фотографировал то с одного, то с другого борта. Сверху отчётливо видно как Земля здесь изрезана фьордами и проливами. Верхушки гор покрыты снегом который тает и образует множество водопадов. Порой казалось, что наш самолёт вот-вот и заденет шапку снега крылом.
Где-то через час полёта, мы начали спускаться для посадки вглубь фьорда. Вода и горы оптически сильно скрадывают расстояние. Казалось что горы по бокам практически закрыли небо, а до водопада можно дотянуться рукой из илюминатора. А когда самолёт стал разворачиваться для посадки и направился перпендикулярно к стенке фьорда было полное ощущение, что аварии не избежать.
Но мы благополучно приводнились. Steve заглушил мотор и от тишины зазвенело в ушах. Он сказвал, что утром, в предыдущем полёте, видел на берегу медведей, поэтому и приземлился здесь. До берега было метров 10-20. Мы выбрались на поплавки и стали подгребать поближе к берегу. К сожалению в этот раз медведей там уже не было.
Steve
Насладившись тишиной минут через 15-20 мы отправились в обратный путь, немного другим маршрутом так, что в результате получилось что мы как бы описали круг и вернулись в Ketchikan.
. На обратном пути с воздуха были видны лесные разработки, так что не только рыбаки, но и лесорубы продолжают свою деятельность в Ketchikan’е. Кроме этого, мы заметили несколько кэмпграундов, и Steve сказал, что много народа приезжает сюда своим ходом летом на отдых, но добираться до них нужно либо гидросамолётом, либо по воде.
По возвращении из полёта у нас осталось ещё время посмотреть парк тотемов Saxman Native Village. Lesley предложила подвезти нас туда, но предупредила что высадит чуть-чуть не доезжая, потому что местные собирают дань со всех при въезде на территорию парка. Действительно, как только мы вышли из вэна, к нам подошёл толстый индеец и потребовал по 3$ с человека. Выдал нам какие-то маленькие билетики, тут же сел на рейсовый автобус и уехал. Случай был класический - «На провал, чтобы не сильно проваливался». Нас это настолько поразило, что кроме смеха никаких других эмоций небыло. Весь парк представляет из себя поляну размером вполовину футбольного поля на которой стоят 14 раскрашеных тотемов и в углу боьшой сарай где их строгали. Всё было отлично видно с того места где мы выщли из машины. Минут пятнадцать мы ходили между этими тотемами. Затем сели в автобус и вернулись в Ketchikan. Ещё раз прошли по Creek Street и отправились ужинать на корабль. Наше пребывание в Ketchikan завершилось.
Saxman Native Village
Непонятный знак на остановке автобуса
После ужина у нас хватило сил посетить вечерний концерт. Ещё Оля обнаружила, что после 10 вечера в закрытом бассейне никого нет и можно вдоволь поплавать. Там она и проводила по часу перед сном все оставшиеся вечера.
Дальше предполагается рассказать о походе на ледник в Джуно, морских воротах Золотой Лихорадки – Скагвей и плавании к китам на катере в Ледяном Проливе.