Итак, круиз забронирован, билеты куплены, визы получены, программа в общих чертах обсуждена и утверждена.
Самолет "Чешских авиалиний" из родного города вылетел точно по расписанию и в 06.05 приземлился в Праге. 10-тичасовая стыковка была выбрана специально - хотелось очередной раз навестить любимый город.
Как оказалось, Прага зимой ничуть не хуже, чем весной и летом, 5-7 градусов тепла, солнце и слегка поредевшие в межсезонье толпы туристов.
gallery/image.php?album_id=10288&image_id=260115
Нас подстерегала только одна опасность -- увлекшись городом, шопингом и дегустацией темного пива опоздать на свой рейс. Однако, приложив героические усилия, мы все-таки прибыли в аэропорт Ружине за час до вылета самолета на Милан (благо, посадочные были распечатаны еще дома). Не успев взлететь, наш самолет пошел на посадку и благополучно приземлился в аэропорту Мальпенза. 30-минутное ожидание багажа (о счастье, наши чемоданы прилетели вместе с нами!), 7.5 евро за автобус до Milano Centrale - и мы в Милане.
Отель Idea hotel Milano Bicocca забронировали по привлекательной цене 88 евро за две ночи за DBL с завтраками. Планировали взять такси от вокзала - пешком там не близко (судя по карте около 2-х километров). Однако таксисты были глухи к нашим просьбам - забастовка! Машины стояли, водители толпились рядом и что-то громко обсуждали. Решили идти пешком, руководствуясь не слишком подробной картой, прилагавшейся к букинговому бронированию. Первый же попавшийся бомж на довольно приличном английском указал нам направление, добавив, что это очень далеко, пешком не дойдешь! Но мы конечно же дошли, катя за собой нелегкие чемоданы по пустынным миланским улицам, и прижимая к груди сумки с запасом наличности и недешевыми фотокамерами.
Зато первый приступ незапланированного счастья мы испытали, добравшись наконец до вполне приличного номера с удобными кроватями и огромным запасом полотенец!
Следующий день решили посвятить шоппингу - это же классика жанра, распродажи в Милане! И хотя распродажи впечатлили не сильно, вечер застал нас посередине Корсо Буенос Айрес, уставшими, нагруженными разнообразными сумками и пакетами. Магазины закрылись, улицы опустели, стремительно холодало. Такси по-прежнему бастовали! Два милых пожилых итальянца отвели нас к остановке автобуса, который - о, счастье! - шел практически до нашего отеля! Ехать пришлось зайцем - почему-то в итальянских автобусах невозможно купить билеты, а где их можно купить в 9 часов вечера - никто не знает (- возможно, в ближайшем баре, - а где, он, этот бар? - ну, в трех или четырех кварталах отсюда). Но удача сопутствовала нам - рабочий день у контролеров закончился.
Наступило долгожданное утро 14 января, день начала круиза. Мы паковали чемоданы, когда по итальянскому новостному каналу (русского ТВ в отеле нет) показали сверкающую огнями, накренившуюся, терпящую бедствие Косту Конкордию. Сложно описать и систематизировать мои чувства - именно на Конкордии у меня оплачен круиз для себя и дочери с 23 марта, и случилось это практически в тот день, когда мне надо отправляться в другое плавание. Посыпались звонки от родственников и друзей, которые знали, что мы собираемся в круиз, но когда именно, куда и на каком судне - не знали. Заверив всех, что мы в порядке, настроение, несмотря ни на что, отличное и наш корабль пока не затонул, застегнули чемоданы, взяли себя в руки и выдвинулись в дорогу.
Отель предоставляет по утрам бесплатный трансфер до ближайшей станции метро, от которой до вокзала - метров 700. Такси бастовали, но водитель трансфера за 5 евро любезно согласился подкинуть нас до Milano Centrale.
Выехав из не по-зимнему солнечного Милана, поезд попал в пелену сплошного тумана. Больше часа видимость за окном стремилась к нулю. Но на подъезде к Генуе туман рассеялся, солнце припекало, пальмы зеленели. "Эх, нам бы такую зиму!" - с оттенком недоброй зависти подумали мы.
Едва выйдя из здания ж/д вокзала Genova Piazza Principe (там главное найти правильный выход, как бы сразу от путей, не заходя в само здание вокзала, иначе получается приличный крюк), мы увидели нашу "Сплендиду"
(решили называть ее с ударением на второй слог, показалось, что так ей больше подходит). Внешне не сильно она меня впечатлила - огромная круизная "мыльница", без какой-то "изюминки". Сразу вспомнился анекдот: "А теперь со всей этой фигней на борту мы попробуем взлететь". Не спеша, минут за 25-30, с остановкой для фото себя любимых на фоне белого парохода, дошли до терминала.
Мой первый морской круиз состоялся в далеком уже 2008 году на довольно древнем греческом судне, название которого, к сожалению, не помню. Компания называлась MONARCH CRUISES. Но первый круиз, как и первая любовь, безупречен и сравнениям не подлежит. А вот совсем недавно, в сентябре 2011 года, я была в 6-дневном средиземноморском круизе на COSTA DELIZIOSA. Поэтому, вольно или невольно, приходилось все время сравнивать корабли и компании, и не всегда это сравнение было в пользу COSTA, хотя на форуме репутация у MSC явно похуже.
Итак, день первый
Посадка. Подошли к терминалу, к нам сразу подбежал грузчик с тележкой, посмотрел наши бумажки и быстро принес красивую книжечку с нашими фамилиями и багажными бирками. Прицепил бирки к чемоданам и увез их, а мы направились внутрь терминала. Официальное время начала посадки - 13:00, и хотя не было еще и 12-ти, народ активно регистрировался. Я заранее сделала on-line chek-in и получила невразумительную бумажку формата А4, однако эта бумажка нам очень помогла. Для зарегистрировавшихся пассажиров работала отдельная стойка, нам вручили специальный номер очереди, и не успели мы пройти в зал ожидания, наш номер уже объявили. В сентябре при посадке на Косту он-лайн регистрация не дала нам никакого преимущества и мы ждали посадки в порядке общей очереди, около 1.5 часов. Так же непосредственно при регистрации надо было внести депозит или зарегистрировать карту (на Косте это делалось уже на корабле и заняло приличное количество времени), сдать паспорта (на Косте опять же сдавали отдельному человеку в отдельной очереди), сфотографироваться и получить карточки. Все вместе заняло не больше 10 минут. Почему-то не было листочков с опросом по поводу птичьего-свиного гриппа.
Далее - стандартная процедура досмотра, фото со штурвалом и вот мы на корабле. При входе нам был выделен специальный человек, который проводил нас до каюты (с греками такое было, с Костой - нет).
Первое впечатление - корабль очень красивый, приятный благородный дизайн, качественные материалы. Все-таки интерьер COSTA DELIZIOSA, что называется, на любителя, сочетания цветов весьма неоднозначные, ощущение какой-то декорации присутствует, а не настоящего круизного лайнера.
Каюта понравилась, большая, гораздо больше, чем на Косте
(хотя и там и там внутренняя, здесь категория была выше, может быть это имеет значение). Чистота как в каюте, так и на всем судне безупречная (разве что под кроватями немного пыли обнаружила в последний день, когда вещи собирала). Зашел стюард-индиец, представился, спросил, все ли в порядке. Мы сказали, что все ОК и попросили SEPARATE BEDS, PLEASЕ, что он к вечеру и сделал. В дальнейшем, заметив, что многие пассажиры щеголяют у бассейна в халатах, попросили принести халаты и нам, на что получили ответ, что это невозможно, INSIDE CABIN NO. Однако, после небольшой премии невозможное стало возможным и халаты у нас появились. Убирался хорошо, всегда дожидался, когда мы уйдем из каюты, открывал нам контрабандные бутылки вина (по две бутылки в каждом чемодане были без вопросов доставлены в каюту). Обслуживанием в каюте мы остались довольны
Осмотревшись, конечно же пошли на обед в ресторан-буфет на 14 палубе. Тут выяснился первый и единственный недостаток нашей каюты - она была в самом носу. Длина лайнера 333 метра, все ресторанные заведения находятся в корме. Вообщем, занятия фитнесом были нам обеспечены.
Напишу сразу общее впечатление о еде и ресторанах. Питание поначалу разочаровало. Буфет огромный, но и пассажиров немало, места находили с трудом. Очередей больших не было, мест раздачи много. Но ассортимент ближе к фаст-фуду, чем к ресторану. На Косте в сентябре в буфете всегда был приличный выбор и вкусная пицца, а рядом работал гриль-ресторан в котором и подавали бургеры, колбаски, фри и т.д. Здесь же пицца не понравилась совсем, ассортимент мяса был представлен бургерами, колбасками (вкусными), и сосисками (средними). Также на обед была рыба (жирная) и курица (не пробовала), но их надо было искать, не на каждой раздаче они присутствовали. Суп одного вида, однажды был и перловый , но в остальные дни - вполне съедобный, даже морепродукты попадались. Паста - спагетти с соусом, лазанья - ничего, есть можно. Напитки в буфете - круглосуточно чай, кофе (отвратительный, на Косте в буфете был гораздо приличнее), вода, лед. За завтраком добавляется сок из автоматов. Ассортимент еды в буфете день ото дня практически не менялся, разве что рыбу и пасту по-разному готовили. Гарниры - фри, картошка печеная, листья салата, различные сырые овощи. Фрукты - арбуз, дыня (нормальная), ананасы (невкусные), яблоки (очень вкусные), хурма (хорошая). Десерты - в основном в виде бисквитных тортов с кремом.
Пообедав, решили пойти поменять смену питания, нам хотелось вторую, а на карточке была проставлена первая. На корабле два основных ресторана, LA REGGIA и VILLA VERDE. В VILLA VERDE, по видимому, ужинали пассажиры сьютов, он небольшой и с панорамными окнами. Обедать можно в любом.
Смену поменяли без проблем, но, как выяснилось вечером, посадили нас за столик с немцами. И сам столик был не слишком удачный - около станции официантов и какой-то колонны.
Чтобы закончить тему еды, напишу сразу об ужинах. Первая смена начиналась в 18:30, вторая в 20:30. С 19:00 до 20:45 работал "альтернативный буфет" на 14 палубе, ассортимент - то что осталось от обеда. Еда в основных ресторанах сначала не очень понравилась (хотя лучше, чем в буфете), сервис также уступал COSTA. Но голодным, конечно, невозможно остаться, и невкусных блюд не было. А потом и сравнивать перестала! Кстати, все напитки в этих ресторанах, в т.ч. простая вода "из-под крана" платные. Многие пассажиры были возмущены этим обстоятельством.
В 16:00 наш теплоход отчалил от освещенной вечерним солнцем Генуи
(зря они все-таки не включают "Прощание славянки", в следующий раз скачаю себе на телефон и буду слушать). Постояли немного на палубе, замерзли и решили пойти в джакузи, где нас и застала тревога. На тревогу никто никого не выгонял, так мы ее в джакузи и "просидели" (потом сами соориентировались, куда бежать в случае чего - на карточке указано место сбора, а на двери в каюте - кратчайший путь к этому месту).
За ужином обсуждали с немцами тему "Конкордии". Думаю, в этот вечер ее обсуждали за всеми столиками и во всех барах корабля. Очень утомились от "немецкого английского" и заказали по пиву "FRANZISCANER", чем вызвали необыкновенное оживление среди немецких мужчин. Так и осталось "круизной загадкой", что же в этом пиве такого необычного - может быть, в Германии его только мужчины пьют?
После ужина прогулялись по кораблю, послушали музыку - в нескольких барах присутствует живая музыка, нам понравился пианист, который играл на рояле, украшенном стразами Сваровски, и певец в другом баре, исполнял известные песни, душевно. Спать пошли рано, все-таки день нелегкий выдался (морально).
2 день. Барселона
В Барселону пришли в 12:00. Бортовая газета обещала 12 градусов тепла и переменную облачность. MSC предлагала шаттл за 8 евро с человека,мы поехали на портовом бусе (2.5 евро в одну сторону, 3.5 евро туда и обратно). Сейчас портовый автобус довозит прямо до Плаза де Колон, остановка напротив Рамблы (в сентябре почему-то вез только до Плаза де Карбон, это метров на 200 не доезжая Колумба). Так как в Барсе уже не в первый раз, просто погуляли по Рамбле, побродили по Готическому кварталу, пообщались с симпатичным продавцом, мечтающим выучить русский язык и купили у него шарфик.
Вернулись на корабль.
В этот день в бортовой газете прочитали про встречу синглов и решили на нее сходить. Мы, конечно, вдвоем, но интересно было посмотреть. Пришли с небольшим опозданием. Кроме нас никого не было (уже? еще?), потом подтянулся шотландский дедушка, который пригласил "юных леди" поужинать с ним вместе.
Это была "судьбоносная" встреча! Метрдотель посадил нашу компанию за чудесный столик на 4-х, с диванчиком, фонариком, в углу зала, где мы могли видеть все происходящее в ресторане, но мимо нас никто не ходил, подносы не носил и т.д. Дедушка жаловался, что еда terrible, обслуживание terrible, что за все его сто и один круиз этот самый худший. А нам только начинало все нравиться! В середине ужина он решил идти в платный ресторан, а мы решили остаться в этом. Дедулю мы так больше и не видели, а замечательный столик любезный метрдотель закрепил за нами на весь круиз!
В этот вечер проводился конкурс "Mister Made in Italy". Вне конкуренции оказался пожилой импозантный француз, самозабвенно танцевавший стриптиз. Мероприятие проходило в ночном клубе "33 Disco" на 16 палубе (очень приятное место с панорамным остеклением). После началась дискотека. Дискотека весьма порадовала, музыкой и контингентом (взрослым). У подростков, которых было довольно много на корабле ( школьные группы или команды), была своя дискотека, в каком-то другом месте (мы туда не ходили ). В каюту пришли в 2 часа ночи. Жизнь налаживалась.
3 день. В море.
Вот чем оказался плох день в море - потом не могли вспомнить, чем же весь день занимались. Поели, поспали, снова поели. На верхних палубах холодно, бассейн под сдвижной крышей тоже оказался прохладным. В джакузи замачивались немцы, причем весь день одни и те же. В разных местах на корабле проходили какие-то конкурсы, урок итальянского языка, урок резьбы по фруктам и т.д. и т.п.
Походили, посмотрели, пошли готовиться к капитанскому вечеру.
Шоу для пассажиров второй смены питания проходит до ужина, в этот день перед шоу был капитанский коктейль, на который мы по своей привычке опоздали, пришли, когда капитан и команда уже уходили. Больше мы ни капитана, ни офицеров за весь круиз не видели (видимо, они не отрывались от управления кораблем и все время проводили на мостике). Посмотрели шоу, понравилось, профессионально, интересно. На COSTA в сентябре на шоу я всегда засыпала, скучновато и самодеятельно.
За ужином начало качать - мы входили в Гибралтарский пролив. Обслуживали очень быстро, наверное стремились побыстрее всех накормить, пока у пассажиров не началась морская болезнь. Аниматоры приглашали всех на конкурс MISS SPLENDIDA, который проходил в AFT LAUNGE на седьмой палубе. Дамы зажигали не по-детски, победила испанка. После конкурса начались "групповые танцы" - так это было обозначено в газете. Оказалось очень весело - аниматоры показывали движения, народ танцевал, мы присоединились... Потом продолжили на дискотеке, качало уже так, что люди держались друг за друга, это очень сближало... Корабль шел по Гибралтарскому проливу, с двух сторон огни, на улице сильно потеплело. В наши души проникало ощущение счастья. Но хорошо было не всем: многим пассажирам пришлось воспользоваться пакетиками, разложенными на видных местах и часам к 2-м дискотека опустела.
Выяснили, что качку легче переносить лежа, к тому же на Сплендиде какие-то необыкновенно удобные амортизирующие кровати, они гасят колебания и кажется, что качает меньше.
4 день, Касабланка.
Утром по-прежнему качало, пока корабль не пришвартовался в порту Касабланки. Позавтракали, заготовили с собой пару бутербродов и двинулись в путь. На Касабланку мы возлагали большие надежды, думали даже съездить в Рабат на поезде, т.к. стоянка там была с 8:00 утра до 8:00 вечера. Сразу у трапа нас атаковали таксисты, цены начинались от 10 евро "до выезда из порта". Мы гордо пошли пешком. Таксист на белом Мерседесе 70-х годов выпуска упорно следовал за нами, и метров через 100 его цена упала до 5 евро "до Мечети", мы радостно согласились. И то, я думаю, сильно переплатили. Но в Касабланке нигде не принимают монеты, так что совет будущим путешественникам - берите с собой бумажные однодолларовые банкноты.
Вышли у мечети.
Мечеть, конечно, впечатляет, но я не очень люблю арабскую архитектуру. Зато мне понравились волны, они с равномерным гулом накатывались на берег, кричали чайки, пахло морем и рыбой.
Распечатанную карту Касабланки я успешно забыла дома, а MSC, в отличие от COSTA, никаких карт не предоставляет. Таксист, перед тем как уехать, показал нам приблизительное направление "в центр", туда мы и пошли. И забрели в какое-то хитросплетение улиц, состоящих из глинобитных домишек, с вонючими ручейками, вытекающими из переулочков. Здесь торговали всем подряд, катили тележки, уворачивались от скутеров и не понимали ни слова на английском.
Что это было, просто бедный квартал, или окраины медины, я до сих пор не знаю. Но ощущения опасности не возникало, хотя мы привлекали к себе столько же внимания, сколько вероятно мог привлечь афроамериканец, вдруг очутившись в колхозе "Слава Ильича" в 50-х годах прошлого века. Однако все хорошее когда-нибудь заканчивается, и мы вышли из этого "ужас-ужас" на просторные, хотя неухоженные и пыльные центральные улицы Касабланки.
Около собора увидели парк, решили закусить "пароходными" бутербродами. Взять их с собой оказалось очень правильным решением, ни одно из встреченных нами едальных заведений в Касабланке не внушило нам доверия, фрукты на рынке нам отказались продать за железные евро, а обменника мы не нашли (хотя и не сильно искали, если честно). Мы расположились на скамейке и стали свидетелями удивительного зрелища - в парке мужик дрессировал овцу. Овца бегала, давала лапу, вела себя как собака.
Перекусив, прогулялись по центральным улицам.
Дошли до входа в новую медину, но внутрь не заходили, хватило экзотики. Взяли такси и поехали на корабль, в Рабат как-то уже не хотелось
Интересный факт - сделанные нами фото Касабланки оказались гораздо привлекательнее оригинала - яркие, красочные. Грязи не видно, а экзотика осталась.
Продолжение будет.