Круиз для нас первый и, разумеется, мы в восторге от этого вида отдыха. Немаловажную роль сыграло то, что у нас за столом сложилась интересная компания.
Не подтвердилась некоторая негативная информация, почерпнутая из отзывов за предыдущие годы.
- Сейчас вода со льдом, кофе, чай бесплатны на шведском столе в кафе Бора-Бора с утра до ночи. Соответственно, и перекусить можно в любое время. Меняется только ассортимент блюд: максимальный - в обед и минимальный (только пицца) в 23-30 (позже не бывал).
- Уровень театральных представлений, вопреки ожиданиям, вполне профессиональный, приятно удивил разнообразный репертуар. Прекрасный вокал.
- Обслуживание в каюте и ресторане супер. Повезло с официантом - Хасаном. Он очень профессионален, внимателен, улыбчив и весел, как все индонезийцы. Мы тут же вспомнили весь словарный запас, почерпнутый в свое время на Бали, и старались общаться к взаимному удовольствию на индонезийском, приводя порой в ступор окружающих. Если добавить, что администратор в ресторане у нас был хорват, немного говорящий на русском и не упускающий возможности потренироваться в произношении русских шуток и пословиц, посещение вечером ресторана стало для нас ежедневным приятным ритуалом.
Что не понравилось:
- Прежде всего, питание. Итальянский повар в ресторане нас разочаровал. Может быть, сказалось, что мы не в восторге от итальянской кухни вообще. Оформлялось, все конечно с претензией, но вкусно не было. Правда, это не касается десерта. Десерты - объедение. Удивил - маленький выбор морепродуктов. Не понимаю, с чем это связанно. В отелях Испании на ужине все ломится от устриц, креветок, всяких моллюсков... В общем, в ресторан мы ходили, главным образом, для общения и веселого времяпровождения. Питаться нам больше нравилось на шведском столе. Справедливости ради, надо сказать, что всем нашим соседям за столом (две молодые пары) питание нравилось. Так что наше мнение – сугубо индивидуальное.
- Недостаток шезлонгов, когда судно весь день в море (у нас был только один такой день). Мы поднялись на палубу примерно в 9-30 и потратили много времени, чтобы раздобыть один шезлонг.
- В этот же день утром заказали завтрак в номер, но тоже не получили. Как потом нам объяснили - было много заявок в этот день. В остальные дни по утрам были заходы в различные города, и было уже не до «кофе в постель».
- Абсолютно никакой справочной информации по портам захода .
- Достаточно дорогие фотографии. Правда можно торговаться, но скидывают немного и неохотно .
Совет, если берете каюту с балконом, старайтесь взять с левого борта. Во всех портах мы причаливали левым бортом (может быть, так происходит на всех кораблях?). Очень удобно, не надо бегать по утрам на палубу, чтобы делать фото в портах захода. Вообще, каюта с балконом – это песня. Кто путешествует первый раз, не пожалейте денег, будете в восторге.
Везде мы путешествовали самостоятельно. В Ла-Гулетте идею передвигаться на электричке я отмел сразу. При 35 градусах как-то не тянуло ходить пешком. Обычно туристы посещают Карфаген, деревушку Сиди-Бу-Саид и Мдину (Старый город). Прямо в новом терминале предлагают такси: 40 евро поездка в любые два пункта, 60 - три пункта. Все очень цивилизовано, ни толкотни, ни очередей. Был приятно удивлен.
Можно выйти за территорию терминала и взять такси на 10-20-30 евро дешевле - как договоритесь. После событий арабской весны 2011 мы решили не рисковать и не экономить на безопасности. Взяли официальное такси. Добавили четвертый пункт - музей Бардо. Это стоило 70евро за 5 часов поездки. Мы получили на руки квитанцию с номером такси и маршрутом. Оплачиваете такси после возвращению в порт. В пути таксист должен приобретать вам воду.
Опытный таксист решил начать маршрут с Карфагена и Сиди-Бу-Саида, но я настоял на Мдине и музее Бардо. Потом мне стало ясно, что начинать утром пока не наступил зной, конечно, надо было с Карфагена. А Мдина - Старый город - это фактически большой рынок, узкие, часто перекрытые улочки, «шопинговать» в котором надо было напоследок. Еще одно разочарование - музей Бордо. По дороге пришлось довольно долго добираться, стоять в пробках, а когда добрались, выяснилось, что добрая треть (лучшая) музея на реставрации. Правда за евро охранник, делая вид, что страшно рискует (пришлось на выходе дать еще евро), впустил нас в реставрируемую часть музея, но среди стропил и драпировок впечатление было уже не то.
В Карфагене побывали на холме Бирса, амфитеатре, римском театре, термах Антония. Римский порт решили не посещать, довольствуясь фотографиями общего плана с обзорных площадок. На все достопримечательности нужен только один билет, который покупается на холме Бирса или на термах. Таксист иностранными языками не владел, только несколько слов - названий туристических объектов, но этого было вполне достаточно. Он сам подвозил к достопримечательностям, показывал, где вход, где покупать билеты и т.д.
Хочу предупредить о возможной ошибке. Я где-то прочитал, что с крыши собора Святого Людовика на холме Бирса можно сделать прекрасные снимки и, ничего не разузнав, посетил его. Мало того, что билет в собор стоит, как за весь археологический комплекс, и смотреть в нем абсолютно нечего, но оказалось, что все выходы на крышу собора закрыты. При этом ни одной предупреждающей таблички не было, хотя все проходы, ведущие к винтовым лестницам, были открыты. Весь мокрый и злой после нескольких безрезультативных попыток попасть на крышу я покинул собор. Так что любуйтесь собор со стороны. Правда, в помещении кассы через люк можно увидеть в подземной галерее большую античную скульптуру, которую не стали поднимать на поверхность. В отверстии видны скульптура сверху и большое зеркало, в котором скульптура отражается во весь рост. Получаются довольно оригинальные снимки.
В Старом городе к вам будут подходить (якобы случайно) всякие помогайки, стремящиеся завезти вас под разными предлогами в лавки, от хозяев которых они получают откат. Как правило, они немного говорят по русски. Мы воспользовались услугами только одного из них (3 евро). Он предложил нам посетить один из домов-музеев, чтобы осмотреть комнаты с арабским бытом и сделать снимки Старого города сверху. Сами бы мы, разумеется, этого не нашли. Когда петляли по улочкам, было немного не по себе, но я читал раньше о таких помогайках, и это помогло преодолеть опасения. В результате, посещение Старого города получилось одно из самых запоминающихся в Тунисе.
Хотя наше путешествие заняло без малого 6 часов, дополнительных денег в порту таксист с нас не потребовал, видно запись в квитанции про 5 часов носит условный характер (или нам попался покладистый дядька?). Наши друзья брали частника за пределами терминала - 50 евро. Очень его хвалили, он сносно разговаривал на английском, все показывал, сам везде водил и т.д. Но когда я спросил, сколько у них заняла поездка, выяснилось, что чуть больше 2 часов. Если учесть, что все переезды занимают, как минимум, 40-50 минут, я не представляю, как они могли все посмотреть за это время. Скорее всего, «любезный» таксист «прогнал» их по маршруту, не дав толком ничего рассмотреть.
Ла-Валлетта. Мы решили с утра проехать по острову и посетить старую столицу Мальты – Мдину, а после обеда погулять по Ла-Валлетте. При выходе из портового терминала вам предлагают билеты на туристический автобус по острову. 2 маршрута через Мдину – короткий (1час) и длинный вдоль северного побережья на обратном пути (более 2 часов). Выбрали короткий. На обратном пути из Мдины решили посетить единственный в мире музей военной авиации. После посещения музея сели в автобус, почему-то не поинтересовавшись, по какому маршруту он идет. Все ринулись занимать места на крыше! Позже выяснилось, что мы едем по длинному пути. Я получил большое удовольствие: объехали пол-острова и сделали массу фотографий, - но женская половина нашей группы на несколько часов возненавидела меня, потому что, как оказалось, это я!? сорвал им обед на судне, предложив посетить музей!! Всех примирил Караваджо в Кафедральном Соборе Ла-Валлетты.
Маленькое замечание. Конечная туравтобуса находится в пригороде Ла-Валлетты – Слиме. Большинство людей здесь выходит. Даже если данный автобус дальше не идет, вы просто пересаживайтесь на другой автобус и он подвезет вас к центру Ла-Валлетты и дальше – к портовому терминалу, где вы садились.
Мессина. Решили побывать в Таормине - городке, в котором, по мнению Гёте, "самые превосходные виды в мире" Я почти не верил в успех, так как мы прибывали в Мессину 7-30, а поезд в Таормину уходил в 8-00 (следующий в 9-10). Благо, я знал, что вокзал где-то недалеко. Из Таормины обратно надо было выезжать в 12-30, чтобы успеть к отходу судна 14-30. Если учесть, что время в пути поезда 1ч-15мин, а от железнодорожной станции до собственно городка Таормина надо потратить вместе с ожиданием по 20-30мин туда и столько же обратно, становится понятно, что поезд в 9 -10 нас не устраивал категорически.
Представьте наше состояние, когда выходы в город открыли с задержкой - в 7-40. Тем не менее, мы рванули, на ходу выясняя, в какую сторону бежать (почему-то ж/д вокзал оказался налево от терминала, совсем не в той стороне, где я предполагал - может судно встало на другом причале?). В 7-55 мы влетели на станцию Мессина-Марина, оказалось, что поезд стоит на станции Мессина -Центральная. Благо, что это единый комплекс и между станциями метров 300-400. Подлетели к кассе в 7-59. Кассир судорожно выписала билеты и, мне показалось, перекрестила нас вдогонку. Мы выбежали из подземного перехода в 8-01 (6 путь - направо), поезд стоял!!! Тронулся в 8-02. До сих пор не понимаю, или я не разобрался с расписанием (выписал время прихода, а не отхода), или поезд просто задержался нам на радость.
Автобус в Таормину останавливается прямо у выхода с вокзала. Время в пути минут 15. При желании, можно подняться в Таормину (а потом спуститься) на фуникулере, но нам из-за лимита времени было не до экспериментов.
Надо сказать, что Таормина стоила наших нервов, но чтобы «проникнуться ее очарованьем» надо посвятить ей, по меньшей мере, целый день, а не два часа. В каком чудесном месте мы побывали, нам по настоящему стало понятно по дороге назад, изучая приобретенные буклеты и путеводитель. К сожалению, была дымка, и Этну с обзорных площадок не было видно. Что ж, есть стимул побывать в этом прекрасном уголке Сицилии еще раз.
Через полтора-два часа после выхода из Мессины по правому борту мы проплываем действующий вулкан Стромболи. Чудесные виды – не пропустите. Когда мы начали удаляться от острова, вулкан на прощанье выбросил из кратера клуб черного дыма, как прощальный салют. Получилось очень эффектно.