Поиск и покупка авиабилетов по заданному маршруту. Выбор самых низких цен на авиабилеты из всего возможного. Оплата российскими картами. Сложные маршруты с пересадками и прямые рейсы
Аренда жилья напрямую у хозяев с гарантией Система бронирования Суточно защищает ваши интересы и деньги как в России так и за границей: в Турции, Черногории, Израиле и тд. Хозяин получает оплату только после вашего заселения в объект недвижимости"
Оформление страхового полиса онлайн для поездок за границу и для шенгенской визы. Калькулятор стоимости страхового полиса. Страховки для малярийных стран, горных лыж и дайверов
Простой и удобный способ добраться из пункта А в пункт Б в незнакомом городе/стране. Трансфер из/в аэропорт, из/в отель, между городами. Оплата российскими картами
Сама по себе идея круиза по Дунаю в нас жила давно и прочно. Прошли советские времена, когда из Измаила регулярно ходили круизники по Дунаю и многие,кто так путешествовал рассказывали о тех красотах. Но, ушло время, а с ним и украинский речной флот из Измаила. Сейчас осталось лишь несколько судов, все в чартере у немцев вот с ними и пришлось работать. Один товарищ с форума водных путешественников совершил такой прорыв и выложил полный отчет о поездке. Он и явился руководством к действию. Благо, с января в отпуске не были, и летом решили начать планировать осенний отпуск. Если кому будет интересен сам механизм поиска круизов, при чем, не только речных, а и морских, я отдельно расскажу, в итоге лишь скажу, что бронировал через немецкого туроператора, всю переписку с ним вел сам, всю организацию взял на себя. В случае через турагенство, подобный отдых мне обошелся бы на 160% дороже.
Итак, выбрано судно, выбран маршрут, выбраны даты. Остается решить вопрос транспортировки. Круиз стартует из южно-баварского немецкого города Пассау, длится всего 5 дней, и заканчивается в том же Пассау. По пути посетим Вену, Будапешт, Братиславу и долину Вахау. Обо всем подробнее ниже. Товарищ до Пассау добирался самолетом до Мюнхена, от туда поездом до Пассау, аналогично обратно. Меня сразу такой вариант разочаровал. Во-первых, не люблю таскать чемоданы, да еще и по неизвестной стране не зная немецкого вообще. Во-вторых, ограничения по весу багажа. А как же пиво и прочие подарки?! В общем, подумал я и решил убить сразу всех зайцев одним выстрелом - совершить круиз по Дунаю и автопробег по восточной Европе! На это смелое решение сподвигли расчеты, которые в теории показывали экономическую целесообразность по сравнению с вариантом самолета, но, главное, так мы увидим Европу из окна машины, а не из иллюминатора самолета на высоте 10 тыс км.
Немецкие визы дали без каких-либо проблем. Благо, все бумаги от немецкой турфирмы я получил во-время, все бронировки и подтверждения тоже были получены и посольство даже не задало никаких вопросов. Дальше было томительные 2 месяца ожидания.
Последний раз редактировалось haje 19 сен 2014, 15:03, всего редактировалось 1 раз.
как мы ехали по Европе я особо писать не буду, скажу лишь что без каках-либо проблем и приключений. все четко по плану и срокам. единственное, остановлюсь немного на Австрии. мне там очень понравилось...
Далее наш путь лежал через всю Австрию с востока на запад. И ближайшим и кротчайшим был путь по магистрали А1 через Вену. Но немного подумав мы решили, а что мы увидим с магистрали? Промчимся через всю Австрию за 3 часа и никаких воспоминаний. Поэтому, проложили маршрут вдоль Дуная, по Дунайштрассе, куда мы попали пересекая Дунай с юга на север в г.Мельк, и дальше по левому берегу Дуная аж до г.Линц, через маленькие городишки и деревеньки. И как мы оказались правы! Этот маршрут явился одним из главных наших воспоминаний о прекрасном. Какая там красота. Чистота и порядок, уют. Фотки тех красот я выложу ниже, где пойдет рассказ о самом круизе. Ну а пока мы не спеша катили по Австрии через деревеньки со скоростью не более 80 км/ч, я посматривал на расходомер и он меня приятно радовал. 5,8 л.100 км! Около 16 часов, мы въехали в г.Пассау. О самом городе напишу ниже, он нам тоже очень понравился. Поселились в отеле и пошли гулять по городу. А в 17:30 мы прибыли обратно в отель для доставки машины на парковку. Тут надо заметить, что город Пассау является пунктом начала многих круизных маршрутов по Дунаю, и не только, поэтому много туристов прибывают туда на своих авто, и многие отели организовывают трансфер из гаража до судна и потом обратно. Вот и наш отель предложил такой трансфер. Стоит это 40 евро за 5 суток стоянки. Мы проследовали вместе с еще 4-я машинами других туристов, за бусиком отеля, прибыли к подземному двухуровневому паркингу-бункеру и там оставили Кешу на отдых. Потом нас привезли в центр города, там мы вышли и продолжили прогулку по городу.
На следующее утро 13 октября, плотно позавтракав в отеле, мы передали наш багаж службе отеля, которая должна была его доставить не просто к борту судна, а прямо в нашу каюту. Скажу сразу что они тупанули и нам пришлось даже понервничать слегка, когда уже будучи на судне мы не обнаружили багажа ни в каюте, ни на судне, а отель заявил что привез багаж к борту и где он именно они не знают. Но ничего, пришлось на английском плотно пообщаться со всеми и багаж быстро нашелся- он сиротливо стоял на причале в составе 3-х мест. Возле него не было ни другого багажа, ни людей. То бишь, не прояви бдительность, вещички бы просто так и остались стоять на причале. Но до этого мы еще полдня побродили по этому чудному городу. Чистота и порядок удивляли. Толпы людей, среди них полно туристов с багажом и без, все куда-то торопятся. Вот несколько видов города
Побродив по городу, я бы себе не простил, что будучи в нем не послушать знаменитый орган в соборе св.Стефана, который является самым большим в Европе и третьим по величине в мире. Сам собор очень красив
Окинув взглядом город, мы прощаемся с ним не на долго. Пора идти на посадку на судно.
И вот, мы в каюте. Осмотрелись. Не большая. Но нам хватит. В ней только спать. Вид из иллюминатора напугал супругу. Казалось что чичас нас будет заливать водой
А вот и вид каюты
В путь!
С бора судна открываются красоты тех мест. Следует заметить, что в городе Пассау в одном месте сливаются три реки - Дунай, Инн и Ильц. Это по истине красивое зрелище, ибо Дунай несет в себе воду голубоватого оттенка, у Инн черный оттенок, у Ильца зеленоватый. После слияния образуется одна река- Дунай с водой коричневато-зеленого цвета. Так что, памятуя выражение про "Голубой Дунай", надо понимать, что речь идет от его истока до Пассау. Дальше голубизны нет Отчаливши, мы вывалили на палубу и любовались красотами
Первой диковеностью для нас стал первый же шлюз. Как оказалось, на своем течении Дунай имеет несколько высот и от начала течения и аж до Черного моря Дунай опускается вниз к уровню моря. Следовательно, уровень реки понижается. И для того, чтобы суда могли ходить по рекам, человечество придумало систему шлюзов. Вот первый на нашем пути был шлюз в Йохенштайне.
Весь прикол прохождения шлюза пришлось почувствовать чуть ли не собственной башкой. Дело в том, что высота над уровнем воды в шлюзе (air draft) четко ограничена в 7,7 метра. И ни сантиметром выше! Для этого судно опускает все свои антенны, опускает ходовую рубку и даже трубу. Все это уходит внутрь судна, при этом вызывая немой восторг публики. Управление судном ведется с бортовых дистанционных пультов на каждом борту. Смотрите как все это выглядит со стороны.
Опустившись вместе с водой, мы оказались почти на дне шлюза, ворота открылись и мы продолжили путь. Сразу скажу, с экипажем судна мы сразу подружились. Благо, весь экипаж был болгарским, а братушки спокойно говорят по-русски. Так что, языковой проблемы у нас не было. Узнали, что только до Вены от Пассау всего 7 шлюзов. Проход каждого занимает время. Я следил за первыми 3-я, далее уже стемнело и мне надоело- все по одной схеме делается.
Чтобы понять, какое сильно течение на Дунае надо взглянуть на эту фотку
На подходе к месту стоянки мы прошли под 4-я мостами. Уникальность прохода состоит в том, что это самые низкие мосты на Дунае. Всем, кто стоит на верхней палубе в момент прохода по мостами требовалось сесть на кресла, ибо стоя точно снесет башку. За этим четко следит спец.обученный матрос и все по команде присаживаются. Выглядит комично и по детсадовки, но так надо
Ошвартовавшись, мы отправились в город. У нас была запланирована обзорная экскурсия по городу
которые возят по определенным маршрутам,которых несколько, купив билет или на одни маршрут, или на весь день, ты можешь выходить на любой остановке и снова садиться на следующий автобус, тем самым, можно хоть весь день кататься. Мы прокатились по красному маршруту, пролегающему через весь исторический центр города, все что хотели увидеть, увидели. Да, в автобусе есть наушники на каждом кресле и там на 10 языках (включая русский) увлекательно рассказывают о достопримечательностях и о стране/городе. Именно поэтому мы отказались от предложенных экскурсий на судне для всех пассажиров, потому что все пассажиры - это преклонного возраста немецкие пенсионеры и из русскоговорящих на судне были лишь мы с супругой. Мы об этом знали заранее и это было единственное неудобство, но оно таким нам даже не показалось. Основные фразы для приличия мы знали, со всеми здоровкались и благодарились, немцы к нам относились спокойно и с уважением. В общем, публика вся была как из дома престарелых на выезде. Но, скажу вам, так обстоят дела на всем туристическом направлении. Позволить себе путешествия могут или богатые молодых, которых в круизах почти нет, или пенсионеры. Что из себя представляется имперская Вена многие уже видели. Кто не видел, тем несколько фото
Покатавшись на экскурсии, отобедав на судне, мы отправились в знаменитое место в Вене - парк развлечений Пратер. Каких аттракционов там только нет!?
там же находится Венский филиал известного на весь мир музея восковых фигур мадам Тюссо. Ибо в Лондон еще не скоро, то решили посмотреть его в Вене
красиво сделано. все как живые. Затем, мы встретились с прекрасной парой, очаровательными людьми - нашили одноклубниками (по автоклубу) которые любезно дополнили наши знания о городе, о стране и провели с нами прекрасный вечер, подкинув нас перед отходом прямо к борту судна, за что им огромное спасибо!
На следующее утро, мы прибыли в маленький венгрский город Эстергом, в котором часть туристов сошла на берег и отправилась на экскурсию в Вышгород и еще куда-то там, а судно двинулось вниз по Дунаю по направлению Будапшта, куда мы прибыли в 13 часов. В Будапште мы тоже себе сделали экскурсию по Венской системе, тоже прекрасно покатались и все что надо увидели. Вот несколько фоток с борта автобуса
А вот вид на наш лайнер
Закончив эксурсию, мы пошли бродить по центру. Заранее зная куда идти, мы пришли на одну из интересных улиц в городе - улица имени Васи. Шо за Вася, не знаю, но улица красивая. Магазины, ресторанчики, бродячие артисты, все там есть
Прогулявшись, вернулись на судно и далее любовались видами ночного города с борта судна, когда уже пошли вверх по Дунаю, в обратную сторону
День следующий - 16 октября 2012 года
Далее на нашем пути была Братислава. И если южную, современную часть мы уже осмотрели, то на этот раз предстояло познакомиться со старым городом, благо судно должно было ошвартоваться очень близко. Но нам не повезло, нас поставили на другой берег и нам пришлось пилить через старый мост, который используется только для пешеходов и велосипедистов, испытывая сильное воздействие бокового ветра и дождя. Тут следует заметить, что только в этот день погода была плохой за все 10 дней путешествия. Все остальные 9 дней нам везло с погодой.
Тем не менее, мы в старом центре, под дождем бродим по красивым улочкам Натыкаемся на команду греческих мужчин, приехавших протестовать против политики Греции под стенами их консульства. Выглядело это спокойно и не возмутительно
увидели несколько интересных скульптур - папарацци возле одноименного ресторана
и рабочего сантехника
еще несколько скульптур
ну и вид улочек старого города
Ну а вечером, на судне, на ужине нас ждал сюрприз - пиратский ужин. Это когда все официанты одеваются как пираты и будто-бы они пришли на ужин. Все пассажиры, кто хочет, могут присоединиться к пиршеству. Такова идея ужина. Кстати, первым ее внедрил на пассажирском флоте еще мой отец в далеких семидесятых годах прошлого века, это переняли немцы, которые в то время были фрахтователями судна, ну и до сих пор используют в своих программах. На деле это выглядит так. На столе все разбросано, полный бардак. Официанты во время обслуживания ведут себя не как обычно, а...игриво-шутливо, иногда грозно. Тут уж у кого какая фантазия. Надо заметить, что все пассажиры с пониманием отнеслись к такому ужину, все улыбались и адекватно реагировали на шутки.
наш официант
а это наши соседи по столу. милые старикашки. оба по 2 бокала пива за прием пищи заливали улыбаясь, я при этом скромно пил один бокал.
А теперь несколько слов и фоток о самом судне. Теплоход "София" был построен в Голландии в 1983 году для Болгарского речного пароходства. В 2006 году была произведено полное переоборудование судна под современные стандарты круизного флота. От суда остался лишь остов. Все было заменено. Внутренние помещение перепланированы, каюты модернизированы , в каждой есть санблок, и т.д. С этого года судно в чартере у немцев под их знаменем и цветом. Всего на судне могут путешествовать 160 пассажиров. В нашем рейсе было 151, это почти полная загрузка. Экипажа с обслугой всего 50 чел. Так выглядит ресторан
Это вестибюль перед рестораном и баром-Панорама
Это бар Панорама
В нем проводятся все вечера, играет живая музыка, распиваются напитки В один из дней экипаж показал пассажирам свою программу, типа самодеятельности, разные номера танцевальные и шутливые скетчи. Было интересно и весело.
поют песню на немецком, все туристы подпевают
Последний раз редактировалось haje 30 ноя 2012, 01:30, всего редактировалось 1 раз.
На следующий день, 17 октября, мы пришли в маленький Австрийский городок Дюрнштайн В этом городе мы взяли экскурсию вместе со всеми пассажирами. И не страшно, что она была на немецком, мы и так все поняли. Экскурсия проходила по долине Вахау, крае виноградарства и абрикос. Края, где на склонах гор выращивают разные сорта винограда, а в садах растят абрикосы, из которых потом делают ликеры, настойки, джемы и варенья. Не буду много писать, кому интересно почитает в гугле. Так вот, нас повезли в замок на горе, затем в чудный город Кремс и потом мы побродили по улочкам Дюрнштайна. Все замечательно там и красиво. Вот несколько фоток. Замок "Штифт"
Городок Кремс. Очень милый и уютный.
почему-то, мне не захотелось из него уезжать а хотелось там остаться навсегда. ну и сам Дюрнштайн. очень маленький. всего несколько улочек.
Это город, в который хочется возвращаться. И в Кремс хочется. И в Мельк. И в Линц. Как же там красиво.Там хочется жить. В Дюрнштайне есть остатки замка Ричарда Львиное Сердце. В честь него назван отель, это главная достопримечательность города. И примыкающая к нему голубая церковь. Вид на город с палубы уходящего судна
До свидания долина Вахау. Мы к тебе еще обязательно вернемся в этой жизни. Вечером нас ждал прощальный ужин. С нами попрощался Капитан и старшие офицеры, директор круиза
На ужине подавали изысканные блюда. А в завершение, на десерт, нас ждал сюрприз. Именно так называется торт и метод его преподнесения, придуманные моим отцом все в тех же 70-80-х годах прошлого века. В зале гаснет свет, на столах горят свечи. Из камбуза выходят официанты и несут на подносах торт. Торт горит огнем. Все выстраиваются в линию, туристы в шоке, все фоткают. Так это выглядит сейчас
Потом выстраиваются все повара и их пассажиры благодарят за вкусные блюда в круизе громкими овациями.
Ну а в первоисточнике, на наших пассажирских судах это выглядело веселее - торты выносили повара, а выносили они их в танце под музыку известной песенки "7-40". У меня в семейном архиве есть фотки на эту тему. Сам торт представляет из себя бисквитную основу, на которую наложены 2 слоя клубничного и ванильного мороженного, сверху это залито сливками и полито спиртом. Когда торт горит, это эффектно, особенно потом понимая, что внутри мороженное. Не уверен, но этот торт вроде тоже придумал мой отец.
Короче, отужинав плотно, посидев на прощание в барчике, пошли паковать вещички и собираться, утром на выход.
День последний - 18 октября 2012 года
Вот так быстро и пролетел наш круиз, эти 5 замечательных дней по реке и красивым местам. Утром мы вышли с судна последними, ждали своего шаттла для доставки в гараж Забрали Кешу с гаража. Он там стоял один на этаже, скучал. Примечательно, что когда ехали ставить в гараж, ехали под дождем. Когда забирали, машина была почти чистая. Грязи на дорогах нет.
Тут наступает последняя фаза путешествия - поездка в Прагу. Я снова выбрал маршрут не по автобанам а по проселочным дорогам. Чтобы у нас такие дороги были между городами, как у них между деревнями! Дороги - стекло. Везде разметка. Полная информативность. Навигатор находил дороги по самым заветным местам. Идеальное состояние полей. Все убрано, сложено. Никакого мусора или бардака.
Дальше мы спокойно добрались до Праги, провели там незабываемый вечер, переночевали в приличном отеле и по утру двинули домой. Решив скоротить путь домой, решили не ехать через Венгрию, а через Польшу. И поскольку это решение быть непродуманным и быстро принятым, мы потом о нем пожалели. Сильно пожалели такому решению. Все маршрут был досконально рассчитан и по средствам и по времени. И не хочу хвастаться, но я не ошибся в расчетах ни с чем. В жизни больше в Польшу не поеду! Дебильная дорожная система. К Евро 2012 так готовились, что половину дорог не доделали. Часть и не делают, просто бросили. Почти все трассы лежат через маленькие города и деревни. Однополосная дорога - это евро трасса Е40. На путь по Польше вне автострады А4, за которую надо платить дважды за 2 ее участка, у нас ушло 3 часа, это всего на 120 км,и выехав из Праги в 9 утра мы прибыли на границу в п.Краковец в 21 час. Тобишь, 12 часов на отрезок в 790! И что бы вы думали мы увидели на границе? Хвост очереди длиной в .. 6 км! Ага, 6 км очереди из фур и параллельно с ними легковыми. Я даже не знаю, сколько времени там надо стоять? День или два. Бедные люди. Ну а учитывая, что я рассчитал бензин до границы, туда я прибыл с горящей лампочкой и остатком а баке на 52 км. И шо дальше делать? И было принято соломоново решение - валить оттуда и побыстрее! Прежде всего, на заправку. А она там в 30 км и я не помнил точно ее расположение. Ну, благо нам повезло и я нашел ту заправку, кстати, там ближе к границе много заправок Орлен, бензин что сейчас у нас в Украине, так безнз зачетный. Правда, цена на него ок.1,6 евро, а у нас 11,24 грн. Ну и как такое возможно, кто мне объяснит!? Да, помимо расхода вдоль Дуная в 5,8 л/100 км, во всех остальных случаях расход у меня не превышал 7 л/100 км, двигаясь с макс скоростью 130 км\ч на автобане в Польше, Чехии. А на Украине, на том же польском бензине расход поднимался до 8 л, правда потом опускался до 7,8, но это уже на меньшей скорости.
В общем, заправившись там 30 л, мы поехали на другой погранпереход - в Пшемысль. Там всего 20 км между ними разница, но, блин, граждане, там всего то 1 км хвост очереди! Решили там остаться. Теперь внимание, 1 км очереди мы стояли ровно - 5 часов. и около 3-х часов утра попали на границу. Поляки работают быстро, у них проблем нет. А вот в незалежной никто никуда не торопится. Много машин. Очень много. Бусиков, легковых, про грузовики ваще молчу. И вся эта толпа рвется в Украину. Короче, больше я через Польшу вряди поеду (так я говорил тогда. сейчас планирую новый маршрут и как ни крути, приджется ехать через Польшу) Не понравилась мне ни страна,ни дороги, ни люди. При первой же возможности хотят обмануть. Проскочив границу, с полузакрытыми глазами было принято решение о ночлеге в первом же мотеле, который мы легко нашли ни Львовской окружной трассе.
Эпилог
Выспавшись и позавтракав, в 10 утра 20 октября взяли курс домой и в 19 часов благополучно прибыли домой.
В итоге (опять кому интересно) фактические расходы полностью совпали с планируемыми: Всего дней путешествия - 10 Пройдено км - 4230 Средний расход топлива - 7 л/100 км Затрачено на бензин, грн - 2200 Затрачено на бензин, евро - 190 Затраты на всю поездку, включая круиз, бухалово на борту ( не включая личные расходы и шоппинг) - 2200 дол
Вывод - так отдыхать можно! Хоть и галопом по Европам получилось, но шо делать, если большого отпуска никто не дает, и так еле выкроил 10 дней.
А подскажите, что включено в стоимость круиза и какие дополнительные расходы на борту? Сколько стоит алкоголь на борту, есть ли какие-то пакеты и можно ли пронести с собой с берега? И еще - можно ли сделать фотографии побольше, уж больно мелко.
в стоимость круиза, а в нашем случае это было 399 ев/чел, включено проживание/питание/развлекаловка на борту. алкоголь стоит - коктейль 4-5 ев, пивасик - 3 ев, винчик -3 ев. демократично. кормили очень прилично 5 раз в день (включая 2 буфета днем и ночью). никаких пакетов нет. проносить с собой можно хоть слона, никто никого не проверяет вообще!
фотки на самам деле большие. просто они автомаштом ужаты для формата форумов. не удачное решение, но поскольку этот отчет был уже раз написан с этими фотками, мне реально было лень перезаливать фотки на другой ресурс, честно да и сами фотки не особо профессиональные, фоткал для себя. а по приезду решил отписаться... я из дому посмотрю, может перелью фотки большего размера, если получится.
Как хорошо, что мне попался на глаза Ваш отчёт. Как раз вчера только забронировала этот же маршрут , на этом же теплоходике, и даже в тоже самое время в середине октября -только следущего 15 года. Думала-гадала, надо-не надо, пароходик совсем старенький, но, понравился маршрут и привлекла цена ( совсем бросовая) и...решилась -забронировала. Ещё и соседскую пару привлекла для компании А сегодня ещё и отчёт прочитала Ваш. Спасибо. Вроде и не плохо, и виды хорошие..Буду пробовать речные круизы.
да ради Бога! -) для начала круизной карьеры вполне сойдет пароходик. на след год тоже думал о речном, по Рейну и Мозелю, потом решил машиной по тем местам, по деньгам значительно дешевле, впечатления почти те же, возможностей больше.
От увидел фотки Будапешта,почти родной Ваци-жил там в конце 80-х. Не был там уже с начала 90-х,приятель зовет в гости, а все не соберусь. Не был уже столько же и в Братиславе. Может круиз будет вариантом вернуться в места молодости. А на судне потчевали какой кухней?
Отчёт супер!!!!Главное очень информативно.Давно засматриваемся с мужем на речные круизы и так же как вы с поездкой на машине.Только всегда что-то другое подворачивается то морской круиз ,то поездка на мыс Рока,вот и этим летом был опять морской круиз.Очень ценная информация по парковке машины на время круиза.А виды на фото просто замечательные.Спасибо ВАВА ,что отыскали отчёт.Спасибо haje за отчёт.
haje[ Скажите, а каюта там типа купе , с откидными полками? И не очень поняла с сан. узлом. На фотке виден только умывальник, и то так выглядывает , как будто из шкафа- купе А как там с этим делом, шоб " помыться, уколоться и забыться(с)" -есть такие услуги в каюте?
у нас была такая категория каюты, в ней откидные полки. на верхней палубе в каютах кровати обычные. в нашей днем кровати красиво собраны, вечером откинуты и готовы ко сну. все за вас делает персонал,и убирает и складывает и раскладывает. кровати удобные.
умывальник виден, потому что в санузле его нет. там только унитаз и душ. в душе дозаторы с 2-я жидкостями.
Да 4 часа в Братиславе конечно маловато будет. И каюта мне показалась совсем уж спартанской. Я в Венеции заглядывал в стоящие суда и там были хорошие каюты,но очевидно дорогие. А где ваш отец работал-в ЧМП ?
SLAVACOKOLOV писал(а) 29 сен 2014, 11:07:Да 4 часа в Братиславе конечно маловато будет. И каюта мне показалась совсем уж спартанской. Я в Венеции заглядывал в стоящие суда и там были хорошие каюты,но очевидно дорогие. А где ваш отец работал-в ЧМП ?
повторюсь, каюты есть разных категорий. у нас самая дешевая, поэтому спартанская. лично нам пофиг. но бабушкам и дедушкам немецким может и было не комфортно, не знаю.
Каюта и точно только для сна,на морских судах самые простенькие все одно несравненно лучше. Там хоть было где сидеть двоим,виден лишь один стул? Что делать же вечером? Какие чаевые? Да, помню как хорошо,для тех времен, готовили на судах ЧМП...