3...2...1 - отдать швартовы!
Примечание: собственно круиз начинается с главы 6.
Содержание (ссылки кликабельны).
Глава 2.
Глава 3.
Глава 4.
Глава 5.
Глава 6.
Глава 7.
Глава 8.
Глава 9.
Глава 10.
Глава 1.
Предкруизная шопингомания даёт себя знать – не успел забронировать пароход, как побежал выбирать самый дешёвый авиабилет до Милана. Ryanair мало-помалу осваивает барыжные примочки – стоимость провоза сумки 15 кг составляет уже 20 долларов, почти половина заявленной цены авиабилета до конфигурации всех опций (гитару не везу, страховку не желаю, приоритетную посадку тоже). Но есть и плюс – цена в одну сторону составляет ровно половину от билета туда и обратно, так что я подумал, что после схода с борта судна можно не мчаться в тот же аэропорт, куда прилетел, а отведать посадочной рутины в другом.
Выбор маршрута и судна дался тяжело. Чтение отчётов вкупе с просмотром шикарных фотографий в безмерном количестве вызывало слюноотделение и страстное желание мчаться сразу во все стороны. Хотелось в Антарктиду, на Карибы, в Трансатлантику… Новенькое судно Celebrity Reflection как раз удобно пересекает океан в период штормов с ураганами – заодно есть неплохой шанс ощутить все прелести качки и достоверно узнать о реакции организма на оную. Попутно задумал снять фильм о судне, благо количество дней в море располагает к изучению, съёмкам и собиранию отзывов. На круизкритике уже была тема Roll Call об этом переходе, и я практически решился составить им компанию, сравнивал предложения агентов… как все карты спутались наткнувшимся на сообщение глазом. Онлайн-контора ebookers.ie раздаёт круизы на Косте по ценам, от которых я чуть умом не тронулся (свежи воспоминания о ценнике оффлайн агентства на мой первый круиз с Костой). Дальше выбор осуществлялся между двумя маршрутами – Италия-Турция-Греция, и просто Италия-Греция. Длительное взвешивание плюсов и минусов обоих вариантов с трудом, но позволило вывести победителя. Имеется новое судно Costa Fascinosa (на момент бронирования ещё не сошедшее с верфей), имеются три греческих порта захода (первый вариант включал всего один греческий порт, Катаколон), имеется выход из Венеции. А надо заметить, что здесь, на форуме Винского, выход из Венеции на большом лайнере неоднократно описан как событие, без которого жизнь считается просто неполноценной, если не сказать напрасно прожитой.
Переговоры со Скруджиком и вербальные бои с жабой перенесли круиз с сентября на октябрь. Там цена падает как акции в 2008-м. Конечно, ebookers всё-таки малость омрачил радость, прикрутив доплату за пользование кредитной картой, но это действительно мелочь.
Общение по электронной почте не задалось. Ответ я получил только на одно из нескольких писем, который меня совершенно не устроил. Мне хотелось по возможности ввернуть свой номер Costa Club и сэкономить каких-нибудь 30-50 евро дополнительно (мелочь, а очень приятно), но при бронировании онлайн это невозможно. Надо звонить. В Ирландию. Как звонить, не имея телефона? Не идти же в таксофон, не покупать же телекарту. Остаётся скайп.
Скайп не сработал. Связь происходила, DTMF сигнал проходил корректно, автоответчик просил обождать, после чего меня томили музыкой. За минуту снималось намного больше, чем указано на сайте скайпа. Даже с учётом платы за соединение где-то раз в 8 больше. Это нервировало. Из десятка попыток дозвониться в течение двух дней только одна закончилась приветствием живого оператора. Однако, девушка сказала, что еле меня слышит, после чего скайп мудро оборвал соединение сам. Я посчитал недальновидным продолжать попытки – этак вся потенциальная скидка уйдёт скайпу в карман. Надо сказать, что для чистоты эксперимента был также задействован и скайп на андроиде – связь вообще не устанавливалась. Причём я точно знаю, что звонки на мобильные по территории Латвии возможны (хотя и дороги). С ирландским стационарным номером как-то не срослось. Ну и ладно. Бронирование онлайн прошло без сучка, без задоринки.
Правда, полученный на имейл номер бронирования был восьмизначным, а на сайте Косты сказано, что он должен быть семизначным. Я недолго сидел расстроенным – к моменту полной оплаты наверняка ситуация прояснится. Тем более, что из ebookers пришло личное письмо от агента (не автоматическое), в котором сообщалось, что со мной пытались связаться по телефону (действительному номеру, но – не моему) и подтвердить данные брони, однако как бы то ни было – номер брони подтверждён. Спустя некоторое время – аккурат в праздник (7-го ноября) – пришло письмо от Косты, с тем самым номером брони. Мол, помнят, верят и ждут. Теперь их сайт стал принимать мой восьмизначный номер брони.
(В виде отступления. Интересно, какие там выводы делаются на основе статистики? Ведь компания наверняка держит в базе данных кучу информации о пассажирах – кто, в каком возрасте, по какому маршруту на каком судне в какой каюте плавал, а раз вернулся, значит, уже вроде как лояльный клиент, то есть можно делать выводы о процентном соотношении возвращающихся путешественников и не возвращающихся, на отрезке времени в сколько-то лет. Кусков, например, на судах RCI намотал, наверное, морских миль больше, чем протяжённость экватора, и там аналитики в офисах поместили его досье в папочку «особо постоянный клиент». С примечаниями «что человека привлекает в отдыхе на судах нашей компании»).
Кстати, хотя я и зарегистрировался в Costa Club ещё на борту Costa Serena, и получил номер клиента на электронную почту, создать учётную запись на сайте всё никак не удавалось. Не один день пытался, всякий раз получая редирект на страницу с ошибкой без пояснения. А потом догадался, что это глюк браузерозависимый (пользовался Mozilla Firefox 7.0.1), попробовал пройти регистрацию через Internet Explorer 9, и всё сразу получилось. Сайт Косте следовало бы доработать и сделать менее глючным, это факт.
Заимев бронь на круиз, изучив расписание Ryanair на октябрь 2012-го по маршруту Рига-Милан (самые дешёвые тарифы на полёт в Италию, насколько мне известно на момент покупки билета), обзавёлся билетом на 10-е октября, при том, что Венецию лайнер покидает 15-го. Причина просто и прозаична – лучше прибывать загодя. Осень бывает нелётной, зато забастовочной. Хотелось также кое-куда съездить помимо Венеции.
Карту Италии я рассматривал не так, как это делают опытные путешественники. Мне, в частности, совершенно не хочется в Рим. Не был там и желания побывать нету. Зато взгляд упал на Римини – что-то знакомое. Почитал. Ага, это тот самый пляжный рай! Оказалось, в Римини не только пляжи, но и дельфинарий, и самый большой в Европе аквапарк. Из Милана в Римини ходят поезда. Больше того, ходят они через Болонью, а из Милана в Болонью ходит скоростной поезд! Поскольку ни разу в жизни на таких не катался, занёс в список первоочередного. Пересадка в Болонье практически неизбежна, а сам город, оказывается, не так-то прост. Там обязательно надо провести хотя бы несколько часов! В частности, имея рекомендацию отведать вкуснейшего даже по итальянским меркам мороженого. Да, рискованно осенью объедаться мороженым. Знаю. Ну так умру, объевшись итальянским мороженым.
Насчёт поездов я долгое время размышлял, покупать ли билеты на месте, или же загодя затариться ими в онлайне. Самостоятельные путешественники покупают на месте. Однако игнорировать возможность покупки билетов в Интернете тоже негоже. Поэтому было решено, что перемещениями на короткие расстояния (в частности, из аэропорта Бергамо в Милан) озабочусь на месте, а вот длинные отрезки для спокойствия оплачу заранее. Сайт Trenitalia был изучен на предмет стыковки поездов, с учётом того, что в Болонье надо хоть пару часов провести. Время отправления и стоимость билетов были переписаны на бумажку, после чего приступил к формированию «корзины заказа». Должен заметить, что в 2012-м году итальянские железные дороги не пинали вола в длинном ящике, а трудились в поте лица. Сайт Trenitalia ни разу не подвис, ничего не сглючило, не засбоило, оплата прошла с паролем Visa 3D Secure без сучка и заусенца. А ещё я прочитал, что на вокзале Venezia Mestre сданы в эксплуатацию десять отдельных веток, что наверняка обрадовало тамошних машинистов.
Сперва я собирался оплачивать каждый рейс по отдельности, поскольку такой фишки, как «корзина», на сайте не обнаружил. Но она есть, просто называется иначе – Add Travel. Исходя из своего расписания, накидал пять поездов в список, при этом наверху висит напоминание, что «вы можете оплатить выбранные маршруты в течение 15 минут». Невзирая на склонность отвлекаться, в выделенное время я уложился. Билеты оплачивались за месяц до поездок, и мне пришлось править расписание, поскольку на некоторые поезда уже дешёвых мест не было (sold out). Неоднократно читал, что в итальянских поездах надо ездить только первым классом, либо вторым – но в сопровождении калабрийских товарищей. В итоге для разнообразия были выбраны билеты как второго, так и первого и даже бизнес-класса. Будет возможность сравнить. Бизнес-класс попал в мою «корзину» несколько неожиданно; дело в том, что участок Милан-Болонья я решил пролететь как птица, первым классом, за 29 EUR. Но в том же самом поезде в то же самое время было и местечко в бизнес-классе, за те же 29 EUR. Подумав, что лично для меня разницы между economy и super economy нет, цена одинаковая, а класс вроде как покруче – помчусь бизнес-классом. Если пустят в вагон, конечно. Костюма от Версаче на мне не будет, так что по дресс-коду не канаю за бизнесмена. Кроме того, ни разу в жизни ни с каким бизнес-классом дела не имел. Надо позырить! Если бы заказывал все билеты пораньше и только вторым классом, мог бы уложиться в 45 EUR на все пять поездов.
Все билеты стали электронными. Чтение ЧАВО не развеяло моих сомнений насчёт необходимости что-либо сувать в жёлтые ящички, но поскольку приписка electronic ticket имеется на всех билетах, и сказано, что работники поезда будут смотреть только на PNR, то решил пойти ва-банк. Залезу в поезд без всяких штампов. Ну, высадят в чистом итальянском поле, всего делов-то. Кстати, PNR одинаковый на всех билетах. На почту прислали два PDF файла, один с тремя билетами, другой с двумя. Поблагодарили за экономию двадцати двух килограммов углекислого газа в каждой предстоящей поездке.
Также загодя запасся проездным по Венеции. Тут уж между «буду покупать на месте» и проездным выбирать не пришлось. Проездной на 48 часов на все виды местного транспорта, автобус и водный (с исключениями в виде транспорта в аэропорт и т.п.), обошёлся в 30 EUR. То есть двое суток катайся – не хочу! Опять же, высокие технологии – покупаешь, сидя дома, потом приезжаешь и получаешь в автомате. Вообще, изнутри задворок цивилизации, где я сижу, все эти итальянские электронные навороты кажутся явлениями из какого-то другого мира. Билеты на поезд по Интернету! Обалдеть! Немыслимая степень интеграции и взаимодействия между разными службами и компаниями, чтобы предоставлять единый проездной билет. В том, что касается маркетинга, у итальянцев определённо стоит поучиться. Они не живут с туризма. Они трудятся для туристов.
Римишные дельфинарий и аквапарк в октябре, увы, не работают, но это не повод не ехать в Римини. Там поблизости есть Сан-Марино – тоже что-то в памяти крутится как знакомое. А потом обратно через Болонью и в Венецию.
Венеция при более пристальном изучении не переставала удивлять и после прочитанных отчётов. Это остров! Хотя есть и материковая Венеция.
Выбор отелей для размещения занял довольно много времени, ибо дело для меня не очень привычное. Сайтом booking.com всего раз пользовался, так что чтение отзывов заняло немало часов. Попутно проверял на картах Гугла пешкодральный способ прибытия в отель от железнодорожной станции. Транспорт – это хорошо, но в конечном итоге доверяю я только собственным ногам. Заодно дополнительный стимул упаковаться грузом по минимуму. Хоть и в прошлый раз я не перестарался, упустив из виду только одну мелочь (HDMI кабель, пригодился бы в номере отеля слушать музыку через динамики телевизора), однако в новом путешествии обязательная программа включает доставку из Греции минимум трёх бутылок Метаксы. С собой на борт самолёта их не взять, а значит, необходимо упаковать драгоценные стеклянные ёмкости в рюкзак максимально гарантирующим их сохранность способом. Гора пупырчатой почтовой плёнки – наш помощник! Для бутылок необходимо зарезервировать место.
Благодаря тому, что октябрь – не сезон, в Римини нашёлся отель за 42 евро на две ночи. Судя по отзывам, он недавно открылся, поэтому хозяева стараются изо всех сил, чтобы заработать побольше хороших отзывов. С Венецией так сразу не получилось – всё-таки специфика сверхпопулярного у туристов места, не имеющего возможности прирасти хотя бы одним квадратным метром сухопутной территории, делает количество койкомест относительно нерезиновым, а отсюда и цены. Приглянувшийся мне отель выкатил ценник в районе трёхсот евро, и Скруджик пригрозил продать монитор, дабы я в него не глядел. На такие-то цены. Совершенно нормальные для Венеции цены. Однако, узнав, что в Венеции есть не только Санта-Лючия, но и Местре, я переключился на исследование отелей в материковой части, и вот там-то ценник в 110 евро за две ночи не был редкостью. Впрочем, я отложил чтение отзывов на потом, за что опять же был вознаграждён – вдруг подвернулся номер за 98 евро на две ночи в отеле, имеющем 8+ из четырёх с лишним сотен отзывов. Местре меня устраивает даже больше. Это повод купить проездной на двое суток, позволяющий перемещаться автобусами и водными видами транспорта (за исключением некоторых направлений, вроде аэропорта Марко поло, но мне туда и не нужно). То есть больше покатаюсь. Общественный транспорт – одно из лиц страны!
В июне, помня о том, что где-то в Ирландии уже неспешно готовятся выкатывать мне финальный счёт за бронирование круиза, я сходил на сайт ebookers и с удивлением обнаружил, что моя учётная запись тю-тю. Не признаёт не только пароль, но и отказывается высылать новый на электронный адрес, поскольку и электронный адрес не признаёт! Как и подобает опытному всепросральщику, я немедленно развил теорию «меня развели на сто фунтов и кинули как последнего лоха». Да ещё и сайт Косты упорно кидал меня с одной страны на другую, не желая демонстрировать данные брони. Как-то это начало меня напрягать. Тем не менее, я собрал терпение в кулак и сел ждать. Ждал не зря. Во-первых, ebookers вспомнил, что я им денег должен, и прислал напоминание. Во-вторых, пропавшая было учётная запись вдруг восстановилась в своём былом виде, со всеми моими данными. Это обрадовало! А расстроило то, что принять финальный платёж они могут только по телефону. Делать нечего, покорпев над письмом, попросил звонить во вторник 17-го июля с девяти до полудня по их времени (крайний срок оплаты – 20-е июля). В этот промежуток времени позвонили, но не из ebookers, а из полиции, и поинтересовались, давно ли у меня этот номер телефона и знаком ли я с Ириной Нестеренко. Из ebookers позвонили в шесть вечера. Формула разговора, предложенная Кусковым (отвечать yes, okay на всё и завершить трёхзначным кодом безопасности), не проканала – женский голос сообщил, что мой номер карты они не знают, и попросил назвать весь номер карты, её тип (Visa, Mastercard, debet/credit), владельца, срок годности и те три цифры. Совместными усилиями мы номер прочитали раз пять, но зато ошибок не произошло. Насчёт того, кредитная карта или дебетовая, я сомневался и продолжаю сомневаться. Так-то кредитная. По идее. Но так-то дебетовая. По факту. Однако выяснять сей вопрос на английском я был не в состоянии, поскольку сформулировать его и на русском не могу. Сказал, что кредитная. За что мне впаяли тринадцать фунтов надбавки. Сперва мне послышалось «три тысячи», я покрылся холодным потом, прирос к дивану и попросил повторить. Не, всё-таки у страха глаза велики. Девушка попалась вежливая и терпеливая, так что мило поболтали. Тем более, что звонит она мне, а не я ей – то есть за это с меня денег не возьмут.
Положив трубку, я явственно расслышал шум волн и почуял запах моря. Воображение – великая сила. Ещё на один шаг ближе к круизу! Ёкарный бабай, меньше трёх месяцев осталось! На десктоп немедленно была водружена обоина с грациозной Costa Fascinosa, вспенивающей гладь синего моря. Разрешение обоины в разы больше разрешения монитора. Загляденье!
В сентябре я снова начал сортировать подозрения по степени обоснованности. Как насчёт web check-in? Костовский сайт явно не получит премию за дружественность к пользователю. Дотошно следуя советам форумчанина LaSer61, я одолел онлайн-регистрацию, правда, биться со всплывающим окошком для распечатки уже не стал. Ну нафиг, и так пара часов угроблены.
Дни идут, а Коста молчит. 18-го сентября поглядел в календарь, посчитал – до отплытия как раз три недели остаётся. Про меня забыли!
Спустя полчаса почтовый клиент Thunderbird сообщил, что мне пришло письмо от Косты.
Без изысков, HTML-дезигна и логотипа. Не кликабельная ссылка, пришлось копировать и вставлять в адресную строку браузера. Сердце стало биться чаще. Что-то там откроется?.. Или не откроется. Ничего не открылось. Браузер предложил загрузить PDF. Тарам-тарарам, это ж посадочный билет! С цветными бирками! На первой странице указан номер Costa Club и название членской карты Aquamarine. Ну, глядите, если мне синюю карточку не положите на кровать по прибытии, я вам… а что я могу им сделать из мести? Хм.
Полюбовавшись на билет, отметился в ветке «Календарь круизов» - подготовка требует обстоятельности, а собственно круиз для меня начинается именно с наличия билетов. Без них лайнер как-то неосязаем, словно в мареве спрятан. Вроде есть, а вроде мираж.
(Добравшись до отеля в Местре, разузнал у Джорджии, что Costa Fascinosa произносится как Коста Фащиноза, а никакая не Фасциноза и не Фашиноза, так что здесь и далее – транслитерированное написание, фонетически приближённое к оригиналу).
Началась поездка бодренько. Едва не опоздал на поезд. И не потому, что поздно встал, а что-то мне приспичило с утречка посуду помыть. Увлёкся… в вагон вскочил взлохмаченный, билет в кармане промок от пота.
В рижском аэропорту Ryanair подготовил «сюрприз». После сдачи багажа меня не допустили на посадку. Дескать, на вашем билете нет отметки об уплате security fee в размере 7,00 EUR. Я разъяснял про правила, вступившие в силу 1-го января, что они не касаются билетов, купленных ранее, но тщетно. «Ничего не знаю», - ответствовало лицо. Пришлось переться в окошко за углом, где эти штампы собачат. Кому-то приспичило у окошка сумки перепаковывать, полез через спины и головы. Девушка проверила дату покупки билета и поставила штамп бесплатно. В связи с чем возник немой вопрос: если штамп об уплате security fee можно получить бесплатно, то зачем он вообще нужен? Как эта нашлёпка на бумаге делает полёт безопаснее?..
Самолёт был полон. Ни одного свободного места. Ясно, почему Ryanair может себе позволить любые выкрутасы, сколько б его ни ругали, популярность авиакомпании от этого не страдает.
Продолжение следует, однако