Путевые заметки были сделаны во время круиза в конце каждого круизного дня и как то отложены в сторону. Просматривая круизный раздел форума обратил внимания, что нет ни одного отчёта по круизам с HAL корабль Statendam. Возможно отчёт будет кому нибудь интересен или полезен. Поэтому решив что лучше позже чем никогда собрался и оформил заметки в виде отчёта по прошлогоднему круизу.
27.07.2012 полёт из Тель-Авива в Ванкувер.
Летел с Air Canada. Тель-Авив – Торонто 12.20 часов, Торонто – Калгари ещё 4.5 часа и завершающий участок Калгари – Ванкувер – ещё немногим больше часа. В воздухе 18 часов. С учётом пересадок и ожидания в промежуточных аэропортах, так сказать от посадки в первый самолёт до выхода из третьего самолёта прошло больше 27 часов. В Калгари запомнился необычно оформленный аэропорт.
Прилетел в Ванкувер рано утром и поехал в гостиницу (отель Burrard). Check in в гостинице в 16.00 но договорился о вселении после 12.00.
Оставил вещи на ресепшине и пошел погулять по городу где приходилось до этого бывать лет пять назад. К 12 часам вернулся в отель и вселился. Сходил в греческую таверну поблизости от отеля, где готовят неплохое клефтико из баранины, вернулся в отель и видимо из-за джетлега отрубился. Вечером часов в 10 проснулся от шума на улице, выглянул в окно и увидел нескончаемый поток людей который валил валом в сторону моря на праздник. В эти дни в Ванкувере проходили празднества посвящённые 200-летию войне 1812 года. Имеется в виду Англо-американская война 1812.
18 июня 1812 года Конгресс объявил войну Британии. Канада оказалась самым удобным местом для того, чтобы американцы могли нанести первый удар по британцам. Как ни странно, американцам везло больше на воде в сражениях против хваленого британского флота, чем на суше в сражениях против канадцев.
На следующий день джетлег немного отступил и я понемногу стал чувствовать себя человеком. Так как было время до 12 дня когда надо было выписываться из отеля и направляться в порт, решил пройтись пешком в китайский квартал. Китайский квартал особенно не впечатлил.
В отель возвратился по красивому туристическому району, по Cordova street, там, где находятся паровые часы.
По возвращению в отель выписался и через 10 минут и 10 долларов на такси подьехал к Canada Place где через подземный выезд такси подьезжает к месту начала процесса регистрации на круиз. Тут есть маленькая но важная тонкость. После прохождения просветки и прозвонки службы безопасности в круизном порту Ванкувера – никаких Duty Free нет (в отличие от круизного терминала, скажем, в Барселоне и таким образом уходишь в рейс с оставшимися канадскими долларами не отоваренными в несуществующем Duty Free).
В порту Ванкувера, откуда отходят круизные лайнеры, открывается красивый вид с борта корабля на акваторию порта, на залив где достаточно часто взлетают и садятся на воду гидросамолёты.
При оформлении посадки, уже в терминале, проверяется наличие американской вьездной визы и заполняется иммиграционная карточка для вьезда в США. Проверяется наличие брони в гостинице на первую ночь после круиза где человек предполагает ночевать в случае если после окончания круиза он не улетает в тот же день. Если вылет не в тот же день и не забронировано место ночёвки, то тут же её оформят.
При бронировании круиза заказал гарантированную каюту с окном с ограниченным видом. За неделю до круиза на сайте компании увидел, что назначили каюту “picture view”, то есть смотри не хочу. Смысл этого окна в общем то не в том чтобы смотреть в него на волны, а в том, что бы в каюту проникал естественный свет.
Было интересно сравнить круизную компанию HAL, с другими круизными компаниями, на кораблях которых бывал в круизах, а именно: Costa, NCL, RCL.
И начался 1-й день круиза (29.07.2012)
Первый день круиза ничем особо не запомнился. Корабль меньше чем NCL JADE и само собой RCL.
За неделю круиза в течении которого было 3 порта и 3 дня в море, было предусмотрено 2 формальных ужина, 2 формальных чаепития в датском стиле и в индонезийском.
В первый же день заказал экскурсии в Кетчикане и в Джуно.
2-й день круиза (30.07.2012)
Начал осваивать тренажёрный зал, бассейн и джакузи.
В этот день был первый формальный вечер. Достаточно интересно прошло приветствие очень харизматичного капитана.
Насчёт кухни скажу так: были блюда которые удались, а были что нет. Например в круизе с RCL Liberty of the sea, был потрясающий крабовый пирог. Тут был дважды но совершенно не впечатлил, но была потрясающая баранина на гриле.
Вечернее шоу тоже своеобразное. Добротно исполняемое, но рассчитанное на более старшую возрастную категорию. Если опять же сравнивать, самые яркие шоу были у норвегов (NCL Norwegian Jade) и на RCL.
Но как неоднократно в своих отчётах по круизам с HAL отмечали форумчане, HAL часто привлекает маршрутами. Завтра начинается Аляска и первый порт Ketchikan.
День 3-й (31.07.2012)
На третий день корабль пришёл в Кетчикан.
Город был основан и развит на основе рыбного промысла.
Огромное количество туристов в период навигации с мая по конец сентября вызывает к жизни в этот период большое количество бизнесов. Как правило привлекаются для их реализации работники со стороны, со всей Америки и не только.
Взял экскурсию “Alaska Bear Adventures by Floatplane”. Продолжительность экскурсии 3 часа. Стоимость $365.
Вспомнив фото витрины из одного отчёта по Аляске с подписью “There is nothing made in China”, прошелся по магазинам и лавочкам Кетчикана перед экскурсией. Большинство товаров “made in China”.
В 9 утра автобус забрал группу и отвёз её за несколько километров от порта, где находится офис туристической компании – организатора экскурсии и пирс к которому подруливают маленькие самолёты человек на восемь.
После просмотра ролика по техники безопасности пилот в соответствии с весом участников полёта рассадил всех с учётом балансировки, влез на своё место и сказав нечто вроде “поехали” повёл гидросамолёт на взлёт. Минут через двадцать самолёт приводнился около участка леса, где протекает порожистая река по которой лосось рядами и колоннами идёт на нерест и куда медведи приходят на охоту за лососем. Когда вылезли из самолёта к нам подошёл рейнджер, возвративший предыдущую группу, посадил нашу группу в машину и повез нас в лес. Через несколько километров машина остановилась и мы все пошли по проложенной среди нетронутого могучего леса тропе. На очередном повороте рейнджер и идущий непосредственно за ним турист резко остановились и рейнджер дал знак остановиться остальным. На дороге метрах в 15-ти впереди был медведь с лососем, которого он взял на перекате ниже по ходу метрах в двадцати. Медведь оставил лосося на тропе и нырнул в лес. Лосось был около 60-ти см длиной со следами медвежьей хватки около головы. Перешагнув через медвежью добычу мы продолжили свой путь и почти сразу дошли до смотровой площадки, которая устроена сбоку над порогами.
Тут хотелось бы добавить насчёт погоды на Аляске и конкретно в районе Кетчикана.
Согласно информационному щиту, в районе Кетчикана выпадает порядка 12 – 12.5 футов осадков в год. В течении дня дождь неизвестное число раз может начаться, кончиться, смениться солнышком и снова дождём. К тому же медведи на охоту за свежей рыбой выходят не по расписанию. Поначалу была мысль, что не видно медведей потому что нет рыбы. Потом присмотревшись увидели, что рыба постоянно идёт и с большим трудом пытается прорваться и прорывается против весьма бурного потока вверх по течению, через бурлящий поток по камням. Вообще не видя этого, трудно представить как лосось идёт на нерест.
Вдруг все засуетились с фототехникой. Это из зарослей как –то как само собой разумеещееся, вышел медведь. Не очень крупный. Где-то за минуту выловил себе рыбину и исчез в зарослях. Я предложил рейнджеру глянуть как там рыбина на дороге и устроить фотозасаду на медведя, который вряд ли решил просто бросить добычу. Глянули. Оказалось пока группа отслеживала возможное появление медведя на порогах, другой медведь (а может тот же самый) уже забрал рыбу с дороги.
В общем видели мы только одного медведя который реально у нас на глазах добывал лосося. В течении часа. Под дождём. По рассказу рейджера, бывали экскурсии где видели целые группы медведей как в рекламном ролике, бывало, что не видели ни одного медведя.
Далее возвратились пешком до машины. На машине до гидросамолёта, двадцать минут полёта, потом от офиса до корабля и быстрей, быстрей в горячее джакузи.
В общем кому как. Наверное в тёплый летний день пройтись по реликтовому лесу, освещаемому солнышком, посмотреть как 5 – 10 и более медведей резвятся на порогах ловя открытой пастью пролетающего лосося это и впрямь здорово. А так за свои 365 USD вымокнуть как последняя сволочь, простоять на холодном ветру и возможно не увидеть никого, это ИМХО перебор. Можно конечно рассказывать себе о приобретённом жизненном опыте полёта на гидросамолёте на малых высотах.
Вечером на ужине в ресторане Lido (самообслуживание) был сильно удивлён когда стали подходить и записывать номер каюты. Видно для того, чтобы клиент случайно не поужинал дважды, зайдя к примеру через часок в ресторан с официантами. Такого не было ни у RCL, ни у NCL, ни у Costa. Хотя может тоже уже додумались.
Интересный момент. В Кетчикане возникла мысль позвонить по телефону автомату по купленной в Ванкувере предоплаченной телефонной карте. Телефонный аппарат общественного пользования найти не удалось. Местные жители, кого спрашивал, тоже не смогли припомнить чтобы таковой видели на улицах города.
4-й день круиза (1.08.2012), Juneau (Джуно)
В этот день пришли в порт в 10 утра и первое, что приятно удивило, это хорошая погода, около +15° С и без дождя.В Джуно была заказана экскурсия “Taku Lodge, Feast & Flight by Floatplane”. Продолжительность экскурсии 3.5 часа. Стоимость $320. До экскурсии, которая была запланирована на 14.30 было время пройтись по Джуно. Город, а несмотря на размеры и население, это не только город но и столица Аляски, представляет собой, как уже упоминалось в отчётах людей бывавших на Аляске в круизных портах - сплошной магазин. Преимущественно ювелирных и везде рекламируют камень “Северное сияние”, который по другому, как мне сказали в одном магазине, называется – Топаз. По видимому название “Северное сияние” должно способствовать желанию быстро купить. В других магазинах полно товаров китайского производства, которые если бы не этот факт, могли бы быть неплохими сувенирами с Аляски. Из экзотики можно попробовать King Alaska Crab, нога краба - $25.
В 14.30 состоялась экскурсия. Я действительно поставил бы её на №1, как и было в рекламе на корабле. Сначала на гидросамолёте, где каждый сидел у окна, слушал разьяснения гида и имел возможность фотографировать,
летели минут двадцать над лесистыми склонами, долинами и ледниками.
Было очень красиво и впечатляюще. Приводнились около лоджа и поднявшись по склону оказались , можно сказать, в гостях у сказки.
Сначала все крутят головами, типа того, ну и где здесь медведь?
Вдруг кто-то заметил в метрах 15-ти от места где на гриле жарят лосось, на дереве сидит медвежонок.
Потом, вдруг на прогалину, метрах в 30-ти вышла медведица с двумя медвежатами. При этом нам конкретно посоветовали по одному в лес не ходить и не лезть вперёд батьки в пекло. А именно не заходить вперёд, ну в крайнем случае не высовываться больше чем на метр за линию на которой находится мужик со здоровенным дрыном,
а если медведь подходит близко (метров 10), то подсоединяется ещё один мужик с таким же дрыном. И надо сказать медведи, чёрные и не очень крупные, очень с пониманием к ним относятся. Такое чувство, что все соблюдают статус кво. Когда готовую рыбу забирают с гриля и относят внутрь домика туристам, можно через окно видеть как через какое-то время, видимо когда гриль остынет, притопывает медведь к грилю, залезает на него и вылизывает решетку гриля.
Там было больше чем одно семейство медведей. Был момент когда около дерева болтался медвежонок и подошла другая медведица, было для всех большой неожиданностью с какой скоростью и сноровкой медвежонок рванул с земли вверх по стволу дерева.
Было интересно смотреть, как молодой медведь, 3-4 лет, забравшись на дерево на высоту порядка 3-х метров, полез дальше по крупным ветвям в сторону от ствола и ветви держали его когда он устраивался на лежбище.
Насмотревшись на медведей, перекусив лосося на гриле, выпив аляскинского пива Амбер, прогулявшись по лесу
и нафотографировавшись вернулись к лоджу.
А тут и самолёт прилетел с новой группой. Взял нас на борт и полетел назад в Джуно к кораблю над ледниками рядом с прогалиной куда выходит язык ледника
где лёд обламывается и цвет ледника синий-синий.
В общем день удался.
По поводу телефона автомата. В Джуно зашёл на почту и спросил где можно позвонить по телефону автомату. Сотрудница почты вышла со мной на улицу и показала, что если пройти по улице и дойти до такой-то гостиницы, то там в лобби есть телефон с которого можно позвонить. Что и было сделано.
5-й день круиза. (2.08.2012), Skagway (Скагвей).
В Скагвей экскурсию не брал. Название города связано с сильными ветрами которые почувствовались сразу при сходе с корабля. Если не брать экскурсию то делать в городке в общем-то нечего. Вдоль главной улицы – Бродвея расположена не прекращающаяся череда магазинов, в основном ювелирных, магазинчиков с ассортиментом типа футболки, сувениры (большей частью китайского производства), магазины продающие ножи и ULU -аутентичный эскимосский нож и иногда туристические бюро.
Да и с телефонами автоматами дело обстоит получше. Видел несколько.
6-й день круиза (3.08.2012), Glacier Bay (ледниковый залив Глейшер-Бей)
В зону ледникового парка корабль подходит в 7 утра, заходит в залив Glacier Bay и проходит по самым интересным с точки зрения зрелищности местам. С раннего утра все стали собираться на прогулочных палубах и ожидать появления льдин, китов и т.д. и т.п. Но сначала был только туман и острова окутанные туманом и низкой облачностью. Температура воздуха была наиболее прохладная за весь круиз –около 9...10°С.
После завтрака в театре было интересное выступление о жизни на Аляске местного населения в наше время “Native Voices of Glacier Bay”. Выступала с рассказом сопровождаемом слайдами женщина из индейского племени. В 10 утра около бассейна был организован традиционный горячий Датский гороховый суп, который в соответствии с традицией подают на кораблях HAL во время нахождения корабля в зоне Glacier Bay.
Корабль зашёл в зону парка в районе “Point Gustavus” утром и двигался далее по проливу Glacier Bay до захода в Queen Inlet, далее зашёл в Rendu Inlet и подошёл к Rendu Glacier, к леднику исходящему языком в пролив.
Корабль подошел на расстояние 150-200 метров к леднику. Видели северных орлов, которые прилетели и сели отдохнуть на льдине.
Несколько раз откалывались куски льда от языка но ничего драматичного при нас не было. Потом корабль подошёл к другому леднику - Grand Pacific Glacier. Ледники завораживают, зрелище очень впечатляющее. Видели несколько каяков с туристами проплывающими ближе к ледникам.
Три раза были замечены некрупные киты. Учитывая, что большинство людей находилось на палубе, горячее какао, было очень кстати, что и было организовано.
В этот день был второй формальный ужин. Торжественный ужин порадовал эскарго и лобстером. Чтобы добавить ощущения праздника заказал бокал “Вдова Клико”. Понял, что то, что называют шампанским в повседневной жизни имеет отношение к настоящему шампанскому несколько относительное.
После ужина было шоу “Encore”.С учётом того, что зал “Show at the sea” в несколько раз меньше чем скажем, на RCL, то и композиционное построение концерта здесь иное. Сказывается очевидно при выборе репертуара и возрастной состав основной массы отдыхающих. Шоу составлено в основном из популярных классических композиций в исполнении великолепных артистов оперного жанра и в дополнении с танцевальными номерами было очень хорошо оценено зрителями. После шоу в 22.00 был шоколадный буфет Extravaganza.
7-й день круиза (4.08.2012), в море
В общем то ничего интересного. Разве что в кинозале показали фильм “Голодные игры”.
Было в течении круиза много рекламы о проведении лотереи во время аукциона картин и в ювелирно – часовом магазине. В общем много шума и много профанации. Например во время аукциона картин от галереи представляющей картины современных мастеров проводился розыгрыш призов. Я подошёл к организаторам узнать как в реальности обстоят дела, если какой-либо счастливчик выиграет картину. Оказалось, что реально призы на корабле не выдаются. Клиенту осуществляется пересылка выигранного или приобретённого во время аукциона произведения искусства за его счёт (оплата взимается на корабле при оформлении) на домашний адрес. А дома возможно он ещё дополнительно имеет дела с таможней.
8-й день круиза Прибытие в Seward (Сьюард)
В этот день утром корабль пришёл в Сьюард.
Накануне я купил экскурсию “Portage Lake And Glacier Cruise”. В соответствии с программой этой экскурсии нас посадили в автобус вместе с багажом и повезли на озеро Portage, на озере которое образовано тающим ледником был круиз,
а далее нас отвезли в Анкоридж в аэропорт.
А дальше был достаточно утомительный перелёт по маршруту Анкоридж – Сиэтл – Нью Йорк – Тель Авив. Обратный перелёт из Анкориджа проходил с компанией United Airlines. Согласно билетам в Сиетле планировался й час между самолётами, реально проторчали ночью в аэропорту Сиэтла часов пять. В Нью-Йорке самолёт прилетал и улетал в Нью Джерси, аэропорт (Newark). Учитывая, что в Нью Йорке был целый день, встал вопрос с камерой хранения в аэропорту. После долгих поисков в интернете с фонарём и собаками, удалось найти, указание на столик с сидящим за ним сотрудником камеры хранения около карусели на которой получают багаж. Реально, если знаешь, оказалось очень просто. Получив багаж, подошел к столику, за которым находился ничем не примечательный сотрудник, отдал чемодан, получил квитанцию и он сразу отвёз чемодан за ближайшую стенку, где оказалась большая камера хранения но без толпящейся очереди. Когда пришёл к самолёту, подошёл к месту выдачи и получил чемодан. Время в полёте 20 часов, с учётом пересадок и ожидания в промежуточных аэропортах от посадки в первый самолёт до выхода из третьего самолёта прошло больше 36 часов.
Краткие выводы
По кораблю.
Корабль староват и скучноват. Ориентирован на старшую возрастную категорию. Если буду брать круиз с HAL, то буду ориентироваться на Eurodam или New Amsterdam.
Если сделать краткие сравнительные выводы по круизным компаниям и маршрутам в которых мне довелось бывать (Costa–Норвегия, фьорды; NCL–средиземноморский круиз из Барселоны; RCL - средиземноморский круиз из Барселоны; HAL–Аляска; RCL - средиземноморский круиз из Рима я мог бы сказать так, что на мой взгляд:
Самые умелые и обходительные официанты были из Индии и Шри Ланка в круизах с Costa и RCL.
Самые крутые шоу были на NCL.
Самый насыщенный приятными прибамбасами из кораблей с которыми довелось быть в круизе был RCL Liberty of the seas.
Подводя итог по круизу сказал бы так, Аляска – это здорово, когда нибудь побывал бы ещё раз, но добавил бы сухопутную часть путешествия в Денали парк, как сделали многие из участников круиза.
Если будут вопросы – обращайтесь.