Разгромный отчёт Синьора Робинзона про Norwegian Epic перед поездкой я читал, пришёл к выводу, что описанные там недостатки для меня не критичны. В Эпике мне подошли даты, интересный для меня набор портов, и, самое главное, цена. Кроме того, из отчёта Синьора Робинзона я понял, что на Эпике идёт шоу Blue Man Group, про которое я уже слышал, и хотелось посмотреть.
По цене стоило, насколько помню, 800$ за семь ночей. Покупал через cruisedirect, сам процесс уже расписан. Надо учитывать классический американский прикол — заявленная на круиз директе цена идёт без налогов. Предлагаемую страховку (62$) покупать не надо — горячая линия доступна только для резидентов США. При регистрации на борт круизная компания заблокировала на карточке 300$ в счёт расходов на самом борту. Карточка должна допускать возможность блокировок (не только списания), насколько понимаю, visa electron этого не допускает. В дополнение компания выдала onboard credit 50$, это что-то вроде скидки.
Возможно вместо карточки при посадке внести депозит наличными на ту же сумму (300$).
Дополнительно взыскивался service charge 12$ в сутки.
Паспорт при регистрации не забирали.
Визовые моменты.
Круизная компания отказывается от всякой ответственности. В доках указано, что при посещении определённых стран могут потребоваться определённые визы, просьба заранее уточнить этот вопрос в соответствующих консульствах. При отсутствии необходимых виз вы не будете допущены к посадке на борт. Кроме того, при посещении определённых стран могут потребоваться справки о различных прививках (надеюсь, всё-таки это не на Карибском море). В моём случае были две страны: Ямайка (безвизовая) и Мексика (безвизовая при наличии действующей американской визы). К моему огромному удивлению, во всех портах паспортного контроля не оказалось совсем, так что проверять было нечего, и никаких штампов не добавилось. Задумывался ли кто-либо о визах при регистрации, я не понял. Скорее всего нет. Единственная виза, на которую обратили внимание, была американская, её обнюхали очень тщательно.
При возвращении на борт в портах безопасность уже самого корабля требует “ID с фото”. Как выяснилось, это даже не обязательно паспорт, американцы массово показывали водительские права. ID спрашивали только на Ямайке, в Мексике хватило корабельной карточки (при регистрации всех фотографируют, так что, когда безопасность прокатывает карточку, у них сразу появляется это фото, и можно определить, вы это или не вы).
При возвращении обратно в Майами потребовали паспорт и очень внимательно сверили фото, но саму американскую визу, к моему удивлению, никто не смотрел совсем. Соответственно, при отправлении из Майами никакого паспортного контроля не было (но его и при обычном вылете из Америки нет).
Регистрация
Norwegian предлагает трансфер из аэропорта Майами в морской порт на автобусе. Стоило 16$, что сопоставимо с поездкой на такси (фиксированная цена 24$). При регистрации фотографируют, также выдаётся корабельная карточка, которая одновременно является ключом в каюту и чем-то вроде внутрикорабельной банковской карточки. Номер самой каюты на ней не написан. По багажу: требуется заранее изготовить багажную бирку, что сделал по рецепту уважаемого пользователя Kuskow. Не совсем понял, почему круизная компания не может сделать этого сама, как делают авиакомпании.
Прикрепил бирку уже после прилёта в Майами, так что пришлось тащить с собой степлер.
Багаж по прибытии сдаётся, доставляется к дверям каюты через «икс» часов. В моём случае доставили только к вечеру.
По учебной тревоге. Вскоре после посадки в принудительном порядке проходит учебная тревога (пассажиров сверяют по спискам). В данном случае потребовалось лишь пройти в точку сбора и там посмотреть демонстрацию того, как правильно надевать жилет. Надевать его самому не требовалось, посадки в шлюпки тоже не было.
Корабль.
Корабль огромный. Собственно палуб 15, в качестве надстроек есть ещё несколько. В нём имелись что-то около 10 ресторанов, несколько баров, два магазина дьюти-фри (из алкоголя к моему разочарованию почему-то не было вина), казино, спа-салон, театр и даже парикмахерская. На 15 палубе 3 бассейна, несколько джакузи, детская площадка, аквапарк с двумя горками и т.д.
На корабле имеется центральный проход, который тянется по трём палубам, но полноценного променада здесь нет. Соответственно, кают Promenade view (которых мы не любим) здесь нет, почти все каюты с балконами, есть какое-то количество внутренних. В моём случае достался «открытый» балкон (без крыши), на который открывался отличный вид с двух или трёх балконов сверху. Никакого privacy, что сильно не понравилось. Палуба была 9я.
На одной из палуб центральный проход идёт прямо сквозь казино. Лично меня это не напрягало. Чтобы кто-то в казино курил, этого не заметил.
Сама каюта понравилась, изгибы планировки не напрягали. Телевизор подключен к интерактивной системе, через которую можно следить за состоянием корабельного счёта, заказывать экскурсии, бронировать столики в платных ресторанах, смотреть их меню, и даже заказывать пиццу. Русского языка нет. Имеется набор платных фильмов по цене 10$. Смотреть их, я конечно, не стал. Спасался тем, что взял планшет с разъёмом HDMI. Как ни странно, он прекрасно подключился к телевизору (несколько раз сталкивался с тем, что в телевизорах с подобными интерактивными системами «лишние» разъёмы HDMI блокируют), и в течение всего круиза удалось насладиться просмотром на полноценном телевизоре 2го сезона «Карточного домика» и новым сериалом «True Detective».
Приятно удивило наличие в каюте европейских розеток, так что получилось подключить зарядки без переходника.
Очень сильно не понравились бассейны. Они реально маленькие и их заметно не хватает. Народу в них обычно столько, что плавать не получиться, можно только неподвижно висеть на месте. Шезлонгов также иногда бывает недостаточно. В правилах указано, что запрещается «резервировать» места своими полотенцами и личными вещами. Через 60 минут простоя они будут принудительно убраны. Насколько строго это соблюдается, не знаю.
Вид с кормы 15 палубы перегорожен огромным экраном. Лично меня это не напрягало. По вечерам на этом экране показывали фильмы (был Форсаж 6, Железный человек 3 и ещё что-то). Вместо шезлонгов поставили стулья, получился амфитеатр.
Питание.
В цену включены несколько «бесплатных» ресторанов. В части из них действует «шведский стол» (буфет), в части есть официанты, и меню (без цен). Действует система фристайл (приходи, когда хочешь). Основной, видимо, является столовая (здесь лучше всего подходит это слово) Garden на 15 палубе. Здесь шведский стол, т. к. столовая рядом с бассейном, здесь зачастую мест не хватает. Заметен уклон в гамбургеры и пиццы, но в целом нормальную еду тоже можно найти. На ужинах есть небольшой уголок индийской кухни (не понравилось) и китайской кухни. Иногда на ужинах появляется что-то интересное, например в один день было представлено несколько блюд луизианской кухни. Исполнение, правда, может оказаться не совсем аутентичным.
Приятно удивило обилие лосося. Мы тут в Питере избалованы финской рыбой, но мне понравилось.
Синьор Робинзон писал, что десерты «халтурные, невнятные». Поразмыслив, соглашусь.
Кроме этого, есть также «бесплатные» Манхеттен и Taste, это уже полноценные рестораны с официантами. Они понравились, правда меню тут меняется очень мало, кроме того, у обоих ресторанов оно практически полностью совпадает.
В дополнение, есть довольно много платных ресторанов. Как правило, здесь действует система: вы платите за вход (cover charge), и за эти деньги набираете что хотите по меню без цен. За некоторые блюда может быть дополнительный cover charge. Обычное меню с ценами есть только в одном месте, noodle bar.
В целом заведения пользуются спросом, рекомендуется бронировать столики заранее (хотя это может и не понадобиться). В моём случае сходил только в Le Bistro, всё понравилось. Бронировал за 1 день, когда пришёл, народу было много, но свободных мест тоже было много. В правилах также указано, что при опоздании более 10 минут (или 15, не помню точно), бронирование аннулируется, и с вас принудительно взыскивается cover charge.
В шураскарию не ходил, так как понял, что это не тот формат, если нужно сбрасывать вес.
Экскурсии.
Предлагается довольно много экскурсий. Можно бронировать их заранее через сайт (также оплатив заранее), можно заказать на месте через интерактивную систему в телевизоре (билет в течение дня доставят в номер), можно сходить ножками на service desk. Я заранее оплатил экскурсию по Майами, к большому разочарованию, она была отменена, т. к. не набралось достаточно клиентов. Судя по всему, это была далеко не единственная такая экскурсия.
На месте брал экскурсию к музею Боба Марли (Очо Риос, Ямайка) и beach getaway (Коста Майя, Мексика). На Козумеле уже поступил проще, нашёл на месте такси, и поехал на первый попавшийся пляж, по деньгам вышло так же, как и beach getaway в Коста Майе. Из мексиканских портов предлагались также экскурсии к руинам майя, не брал.
Поблизости от пирсов в Очо Риос и Коста Майя замечено что-то вроде пляжей, в Козумеле такого уже не было, там до пляжей (их несколько) уже надо ехать. Во всех трёх случаях поблизости от пирсов великое множество магазинов с сувенирами, алкоголем и прочей подобной продукцией. Везде поголовно принимались доллары, в результате не только в паспорте не добавились местные штампы (из-за отсутствия паспортного контроля), но даже осталось неизвестным, как выглядят местные деньги.
Имейте в виду, что на месте лучше платить наличными. В Мексике теоретически терминалы у продавцов были, но все они не работали из-за отсутствия связи. На Ямайке может уже и терминалов не оказаться.
Шоу.
Предлагается несколько различных представлений. Насколько понял, у народа пользовался популярностью цирк, но я на него не пошёл. Ограничился шоу Blue Man Group. Оно включено в стоимость, в Нью-Йорке, например, это шоу само по себе стоит 100$. Представление понравилось. Из круизных кораблей идёт только на Norwegian Epic.
Jogging track
Как и писал синьор Робинзон, на одной из палуб выделена дорожка для бега. Можно сказать что да, она проходит в месте технически довольно захламленном. С одной стороны висят шлюпки (если ЭТО, конечно, можно назвать шлюпками, скорее это катера человек на 300 каждый), с другой доносятся кухонные выхлопы. Выхлопы временами пахнут хорошо.
Norwegian Dawn.
На обоих стоянках в Мексике рядом с нами вставал Norwegian Dawn, который разглядел довольно тщательно. Как мне показалось, он заметно меньше, чем Эпик, «открытых» балконов нет. Jogging track выглядит нормальной, а не как на Эпике, и бассейн заметно больше. Шезлонгов на первый взгляд меньше, но тут и сам корабль меньше, так что должно ли их хватать, сказать сложно.
Итоги.
В итоге для себя сделал вывод, что скорее всё понравилось, но на Эпике я больше не поеду. Нельзя сказать, что всё было плохо. Скорее всё было хорошо, хорошая еда (даже слишком, есть риск обожраться и набрать вес), хороший сервис (хотя вот тут были вопросы), интересный набор шоу (в стоимость включён Blue Man Group, который, повторюсь, сам по себе стоит порядка 100$), интересный выбор баров и ресторанов, был даже ice bar. На недостаток видов на море я бы не жаловался, море было видно хотя бы с балкона. Но очень сильно не понравился микроскопический размер бассейнов. Слово «лоханка» подходит точно. Тут уж можно сказать, что бывают недочёты косметические и легко устранимые, а бывают недочёты системные. Ещё не понравилось отсутствие полноценного променада, но лично мне это уже показалось не таким сильным недостатком. В целом можно сказать, что Эпик свои деньги отработал.