День 7. Сортланд (Sortland).Начиная с этого порта, я понял, что всё, «расслабон» закончился ((С) Sermen), придется отдыхать по-настоящему. Сразу три серьезных точки, экватор круиза – надо было сделать всё так, чтобы не было потом мучительно больно о потерянном времени (это, кажется, (С) Павки Корчагина). В Сортланде и Лекнесе мы заказали автомобиль (спасибо Александру (Goru), все заботы, связь с агентами, оформление и оплату взял на себя), в Нарвике планировали подъем на фуникулере.
При выходе с корабля сразу пошли на заправку Esso, там находится офис прокатной конторы. Автомобиль нам достался ярко-красного цвета, какой марки было уже не важно (Пежо какой-то).
План поездки был такой:
https://www.google.com/maps/embed?pb=!1m56!1m12!1m3!1d739479.8795336199!2d14.039780138784941!3d68.77719723797026!2m3!1f0!2f0!3f0!3m2!1i1024!2i768!4f13.1!4m41!3e0!4m5!1s0x45dc45eb42d32861%3A0x72de21f5bda48f38!2zRXNzbywgSGF2bmVnYXRhIDQ0LCA4NDAwIFNvcnRsYW5kLCDQndC-0YDQstC10LPQuNGP!3m2!1d68.704985!2d15.413984!4m5!1s0x45ddaa63677f4cc7%3A0x65f65882802a084a!2sNyksund%2C+Norge!3m2!1d68.9944469!2d15.012498599999999!4m5!1s0x45dc34f9f676303d%3A0x50e781aafeec061!2sHurtigrutemuseet%2C+Markedsgata%2C+Stokmarknes%2C+Norge!3m2!1d68.570197!2d14.910604999999999!4m3!3m2!1d68.7295621!2d15.5263022!4m5!1s0x0%3A0x5f245c2cfcf7418d!2sReindeer+Farm+%26+Saami+Culture!3m2!1d68.720265!2d15.507942!4m5!1s0x45dc45e80bf2d40b%3A0xc09b30162c3b7be4!2sVinmonopolet+Sortland%2C+Strandgata%2C+Sortland%2C+Norge!3m2!1d68.694245!2d15.416125999999998!4m5!1s0x45dc45eb42d32861%3A0x72de21f5bda48f38!2zRXNzbywgNDQgSGF2bmVnYXRhLCBTb3J0bGFuZCA4NDAwLCDQndC-0YDQstC10LPQuNGP!3m2!1d68.704985!2d15.413984!5e0!3m2!1sru!2sru!4v1436378810247
Первая точка – деревня
Нуксунд (Nyksund).
В описаниях экскурсиях от Косты было написано, что это рыбацкая деревушка, в начале XX века играла большое значение, но с развитием рыболовных катеров, повышением их дальности действия, значение Нуксунда как рыбацкой деревни стало уменьшаться и, в конце концов, она опустела. Но потом умные норвежские маркетологи решили превратить деревню в туристический аттракцион. И народ потянулся. Мы тоже, как муравьи, решили не отставать от туристического тренда и поехали в Нуксунд.
По дороге № 820Надо сказать, что сама дорога – это уже туристический аттракцион. Такие виды открываются! Но как обидно, стоит остановиться для фотосессии, так откуда-то появляются кусты, горы пропадают, ракурс уже не тот. Поэтому много фотографий из окна машины во время движения.
По дороге № 821Где-то до поворота с трассы Fv935 на дорогу Fv938 дорога была идеальной, потом все хуже и хуже. Щебенка, выбоины, потом ямы – все напомнило российскую глубинку где-то за МКАДом.
Мы видели и похуже дороги, но не в НорвегииНо, с ухудшением качества дороги виды за окном только улучшались пока, наконец-то, мы не увидели её: сушеную треску! Вернее такой огромный шалаш из жердей, на которых висит и сушится вобла (зачеркнуто) треска.
Тут же остановились и пошли смотреть и нюхать. Хотели взять одну и попробовать, благо никого не было в округе, но моя супруга, заразившись законопослушием от благочестивых сокруизников из Германии, Франции и прочей культурной Европы, не дала нам этого сделать. Правда, более весомый был её второй аргумент: «фуууу, она так противно пахнет!».
Да, запашок еще тот!Чуть дальше по дороге тоже сохла треска, но уже только головы. Там шло оживленное производство – головы грузили в трейлеры. Мы помахали рукой суровым норвежским морякам – они в ответ тоже!
Деревня Нуксунд расположена на двух островах, вернее немного на одном и в, основном, на другом, маленьком. Соединены острова 65-ти метровой дамбой. Чуть раньше нас приехали большие туристические автобусы, заняли всю дорогу, пришлось парковаться на обочине дороги, хотя на легковой машине можно заехать в саму деревню. Правда, пришел один из водителей автобуса, сказал, сорри, через пять минут мы дорогу освободим, но мы уже рвались в деревню! Сразу открывается прекрасный вид на деревню.
Вид на Нуксунд со стоянкиПеред въездом на дамбу, ведущую в деревню, был какой-то непонятный знак. Текст я попробовал дома перевести с норвежского, что-то про запрет проезда автодомов или кемперов, дальше непереводимая игра слов. Может быть, знатоки норвежского языка и правил дорожного движения нам объяснят?
Детям не показывать!Решив, что этот знак нас не касается, пошли вслед за пассажирами из пяти туристических автобусов в деревню. Люди там, кажется, живут, но видно их почти не было. Опять загадочный знак, уже про детей, таскающих за собой улиток на роликах. Прямо квест какой-то.
Детям уже можно показыватьДеревня на самом деле фотогеничная, каждый домик, лодочка, причал – так и просятся в кадр. С дамбы между островами открывается шикарный вид на океан. На маленьком острове Ungsmaloya есть магазинчик сувениров, кафешка, почтовый ящик.
Мы купили открытку, марку и послали сами себе домой на память.
В деревне мы были час с небольшим, вполне хватило.
Купили НаписалиСледующая точка –
Стокмаркнес (Stokmarknes) – музей паромной компании
Hurtigruten. Важен не сам музей, а просто дорога на остров Hadseloya, опять через Сортланд, по живописным дорогам, изогнутым мостам с острова на остров. Чем не Атлантическая дорога?
Сфотографировали стоящий на приколе паром «Finnmarken, зашли в здание музея, смотреть экспозицию не пошли. Я спросил у девушки на кассе про туалет, она сказала – на 2-м этаже. Поднялся, а там красивое помещение, напоминающее атриум корабля. Походил, еще пофотографировал.
После легкого перекуса поехали обратно в Сортланд. Идея была такая: проехать по красивому мосту Sortlandsbrua, рядом с которым стоит neoRomantica, переехать на остров Хиннёйа (Hinnoya), затем еще по одному мосту Lilandveien, сразу за мостом развернуться и поехать назад в Сортланд. Так и сделали, но по дороге на второй мост я заметил указатель «Reindeer Farm & Saami Culture» и там стояли автобусы с эксурсантами с Косты. Решили на обратной дороге обязательно заглянуть, что это за Саамская культура такая.
После моста, пытаясь найти разворот, мы заехали в какой-то дачный поселок (как мне показалось) с милыми домиками на берегу фьорда. Остановились и решили погулять по берегу. Тишина, вода плещется, красота! Попробовали на вкус – солёная. Под ногами мох, березки скрученные, как наши карельские, раковины красивые валяются. Отдохнули немного и поехали в деревню Саамов.
Березки почти карельскиеОставили свою машину около автобусов и пошли догонять костовскую группу. К нам подошел мужчина в национальном костюме, спросил – мы на такси приехали. Я говорю, нет на машине. Он что-то еще стал говорить, я ответил, что мы тоже с Косты. Тогда, говорит, догоняйте свою группу, здесь надо ходить группой. Группой, так группой. У нас коллективизм с детства воспитан.
Ворота в деревню Современные олени саамов! А это обычные олениДеревня эта точно туристический аттракцион. Несколько очень грустных оленей за загородкой, домики в виде чума, но из толстой доски и главная достопримечательность – туалет системы «нужник». Туристы из цивилизованной Европы, наверное, таких сроду не видывали, поэтому сразу рванули осматривать и пробовать в действии, выстроив очередь. Я немного повеселил фройлен, сказав, что мне по основному назначению не надо, я просто сфотографировать хочу, поэтому очередной посетитель мне не помешает, пусть только дверь не закрывает.
Потом бедных туристов повели в главный чум на песни и пляски а-ля шамана. Я заглянул и выскочил быстрее на свежий воздух. Саамская хозяйка, не очень полагаясь на навыки шамана по разведению огня, так щедро сдобрила дрова жидкостью для разжигания, что продохнуть было невозможно. Но песни шамана, после этого, стали намного проникновеннее, наверное. Попробую как-нибудь на даче, если друзья не побьют. Хорошо, что мы заглянули сюда мимоходом и не заплатили никаких денег за экскурсию. Развод полный.
После таких впечатлений осталось посмотреть на центр города, оценить магазины, найти туристический центр с Wi-Fi интернет и сдать машину. Что мы и сделали. Только в туристическом центре интернета не было, подсказали, что совсем рядом есть большой торговый центр с интернетом в придачу. Там, кстати встретили Ханну, сотрудницу с неоРомантики, тоже бесплатным интернетом отоваривалась.
В синем городеМашину привезли опять на заправку Esso. Заправили, отдали ключи и спросили служителя – не мог бы он нас подвезти к кораблю. Нет проблем, так нас еще и почти к трапу доставили.
С верхней палубы Потом, когда пошли в Нарвик, наблюдали с корабля дорогу, по которой ехали в Стокмаркнес.
Итог поездки: очень понравилось. Дорога живописная, деревня Нуксунд – прямо так и просится на холст, траффик умеренный, местами до полного отсутствия. Полиции ни разу не встретили, а жаль, сын просил сфотографировать полицейскую машину (кстати, так до конца круиза и не удалось выполнить эту просьбу).