Начнём с того, что паром это всё-таки не круизный лайнер, поэтому ожидать круизного сервиса тут не стоит. По этой причине я бы не рекомендовала такой вариант тем, кто в круизе уже был – разочаруетесь в отдыхе, а также тем, кто решил поехать впервые – разочаруетесь в круизах. Да что там, вообще никому бы не рекомендовала ☺ Теперь подробнее.
Регистрация и посадка на паром.
По прибытии в порт за пару часов до отплытия вы увидите полностью забитый туристами терминал и длинный хвост очереди. К очередям можно начинать привыкать ☺ На самом деле очередей на регистрацию штук пять, проверьте те, что левее. Возможно, там удастся зарегистрироваться быстрее, чем за полтора часа. Пассажиров с маленькими детьми регистрируют в комнате VIP лаунжа (справа за углом от стоек регистрации), но об этом вам никто не расскажет (кроме меня:)), потому что сотрудников, "работающих" с очередью, в зале нет. После регистрации – быстрый паспортный контроль и медленная посадка на паром (ещё одна очередь минут на 30), очередь стоит на улице (утепляйтесь). Свои вещи каждый поднимает по трапу самостоятельно (пожилым людям и пассажирам с детьми тяжеловато). К проносу на паром запрещены некоторые электроприборы – чайники, кипятильники, утюги и т.п. Забирают а входе и возвращают в конце поездки.
Паром.
На самом пароме развлечений достаточно (бары, караоке, шоу какое-то, дискотека). Есть магазин дьюти-фри, спа, салон красоты, детская комната. Можно заказать экскурсии. Расплачиваются на пароме на месте в евро (никаких "запишите на мой счёт"). На пароме есть обменник, рекомендую сразу купить там шведских крон для посещения Стокгольма (за день до прибытия туда они закончатся и придётся покупать в порту, что не страшно, но дороже).
Каюта.
При регистрации вам выдадут посадочный талон, который является ключом к каюте. Он часто не срабатывает (размагничивается или ещё что), дубликат выдают на респешен на палубе 6 (там же можно взять программу дня на пароме - расписание работы ресторанов и пр., а также карту города, куда прибывает паром завтра).
Обстановка каюты соответствует возрасту парома (30 лет), но довольно чисто (на сколько это возможно в этом возрасте). Розетка одна, имеет смысл брать переходник. В ванной есть мыло, туалетная бумага и полотенца, остальное берите с собой. Постельные принадлежности (матрас и одеяло) вообще вернули меня в милое студенческое прошлое в плацкарте Москва - Евпатория ☺, мешочек с ватой вместо подушки шёл бонусом. Но самая необходимая вещь для сна на пароме – беруши (очень сильный шум от мотора, сложно засыпать).
Питание.
На пароме несколько ресторанов (главный со "шведским столом", японский, итальянский и ещё какой-то микс). Завтрак "шведский стол", как правило, входит в стоимость каюты, ужин оплачивается дополнительно и тут есть выбор. Обедать тоже можно на пароме в ресторанах, кроме главного, но обычно это все делают в городе. К сожалению, ни в один ресторан, кроме главного, мы не сходили. Все потому, что при бронировании заказали там ужины (на сайте бронирования не было информации про опции), а изменить на месте уже ничего было нельзя. Еда нормальная, довольно однообразная (и точно не на 27 евро с человека). Голодными не останетесь, но и особого удовольствия не получите. Напитки входят в стоимость, из алкоголя есть пиво и вино. Дресс-код на пароме отсутствует от слова совсем. Шлепки и домашние тапочки за ужином обычное дело.
Wi Fi.
На пароме 1 час стоит 5$, но в море работает плохо, о чем сразу говорят (проверять не стали). Бесплатный вайфай есть во всех портовых терминалах (иногда не очень хорошо работает из-за большого наплыва людей).
Высадка в портах.
Это самая суровая часть путешествия:) Сейчас расскажу, как выйти в город с наименьшими потерями настроения. Эта информация для тех, кто предпочитает знакомиться с городами самостоятельно, потому как, если заказываете экскурсии, вас и так сориентируют (там будет несколько иной график выхода).
Во-первых, если у вас нет детей до 6-ти лет, даже не пытайтесь выйти сразу после швартовки. С детьми лучше приходить минут за 5-10 – у вас приоритетное право выхода. Остальным бы я рекомендовала выходить спустя час после прибытия (лучше сходите пока на 8-ю палубу и сделайте несколько панорамных фотографий города), потому что раньше чем через 40 минут вас выпускать все равно не начнут, а толпа скопится приличная. Эта рекомендация подходит для всех портов, кроме Риги, но о ней чуть позже.
Вообще странно, что я почти ничего не помню про посадку-высадку на двух других круизах (не St Peter Line) – все проходило совершенно незаметно, но здесь это оказалось одним из самых ярких впечатлений:)
После выхода с парома вас ждёт паспортный контроль (кроме Риги).
Таллин.
В Таллине самый медленный паспортный контроль (занимает около часа). В терминале есть второй этаж, там меньше пунктов контроля и нет вайфая, но зал попросторнее и очередь может быть поменьше.
Рига.
В Риге самая странная, но вместе с тем и самая удобная стоянка. Дело в том, что паром прибывает туда как бы полулегально. До терминала он не доплывает, высаживает пассажиров сразу в город, без какого-либо паспортного контроля. Это очень удобно, и идти на выход можно минут через 20 после прибытия. Выход через автопалубу (номер 3). Ни в коем случае не приходите заранее (тем более с детьми) – будете стоять в душном тесном коридоре среди обозлённых на ситуацию людей.
Стокгольм и Хельсинки.
В обоих портах ситуация примерно одинаковая. Тут нужно выходить спустя час после прибытия, а паспортный контроль пройдёте минут за 20 (реально быстро работают).
Очень печально, что работая в круизном режиме не первый год, St Peter Line никак не может решить простую задачу комфортной высадки пассажиров:(
На посадке обратно на паром очередей не было.
При подготовке программы посещения городов учитывайте также, что на пароме нужно быть за 1 час до отплытия.
У меня всё ☺ Чем заняться в городе, вы уже можете определиться сами, в зависимости от ваших предпочтений. Приятных вам впечатлений и побольше позитива в поездке ☺