Размещены в тексте с согласия владельцев.
МЕЧТЫ ДОЛЖНЫ СБЫВАТЬСЯ!
Была у меня одна давнишняя мечта – очень я хотела попасть на Диксон. И не просто там как-то тривиально попасть, купив билет на авиалайнер…, а примерно так: подняться по трапу на ледокол под «Прощание Славянки», помахать платочком провожатым, поправить на лбу белую почти капитанскую фуражку, и вперед,- к мечте! Ну, или что-то типа того…
Сижу, бывало, рассматриваю карту, а там, на берегах Карского моря отмечена одинокая точка «Диксон» (пограничная зона), а вокруг - снега, да льды, чуть выше – Ледовитый океан, да Северный Полюс и больше ничего. И почему-то страсть как манит, завораживает меня это слово, похожее на название далекой звезды. Диксон…
Я долго шла к своей мечте. Я не сидела, сложа руки. Я заводила знакомства на погранзаставе, завязывала связи в транспортной милиции, учила Ф.И.О. всех капитанов атомных ледоколов и даже один раз мне удалось обползти по-пластунски пропускной пост на территорию порта и пробраться на судно. Но, увы, судно шло мимо Диксона – пришлось также по-пластунски отползать от мечты.
И вот удача – звезды сложились, как надо – на горизонте забрезжил лучик надежды! Я взяла отпуск, рюкзак за плечи, встретила Его и мы вместе направились в неизведанные дали…
Мела пурга. Сначала откуда-то сверху, как будто с самого неба, снежную стену разрезали лучи прожекторов, а потом медленно, постепенно возникая из темноты, появился Он.
Он шел гордо и спокойно. Высясь громадиной, весь в огнях Он вызывал восторг и трепет. Льды расступались перед ним, не сопротивляясь, а лишь тихо шурша. Рядом с Ним я чувствовала себя маленькой и слабой.
Прошел мимо и растворился вновь в облаке снежной пыли.
А я осталась ждать нашей следующей встречи.
Вайгач из тумана
Все это произошло за 2 дня до моего путешествия. Я с группой французских журналистов на вездеходе выехала к фарватеру, чтобы снять подход ледокола к порту, а затем его швартовку. Так произошла наша первая встреча.
Долгожданный день настал! Под завывания вьюги я поднялась по трапу на борт ледокола. Но так как начало всех моих путешествий не обходится без недоразумений, то и здесь без них не обошлось. Помощник передал мне команду капитана вернуть меня на берег, но, добившись личной аудиенции, мой жалостный монолог он подытожил фразой: «Ну и что Вы будете делать у нас на ледоколе?». И я поняла – меня взяли!!!
Атомный ледокол «Вайгач».
Получил свое название в честь острова Вайгач в Карском море, площадь которого 3,4 тыс. кв. км.
Проводит суда по Северному морскому пути. В зимний период работает преобладающе на реке Енисей, в Енисейском заливе и Карском море.
Суда из Мурманска в Дудинку проводятся двумя путями: через Карские Ворота или Мыс Желания.
Капитан. Не то, чтобы раньше я часто видела капитанов, но я много читала и с раннего детства воссоздала в своем воображении ясный образ. Капитан должен быть высоким, статным, с баритоно-басовым тембром голоса, непременно курящим, спокойным, благородным и уверенным, сказал – как отрезал. Так вот, капитан атомного ледокола «Вайгач» оказался именно таким – самым настоящим капитаном.
Чтобы не показать свою абсолютную некомпетентность в вопросах судоходства, я про себя повторяла, что нужно говорить не «плывем», а «идем»; не «смена», а «вахта»; не «корабль», а «судно»; «приятного аппетита» нужно говорить, когда входишь и выходишь из кают-компании.
«Вайгач» накренился, качнулся и задрожал – мы начали движение. Лед трещал и ломался, уступая дорогу, а со стороны казалось, что мощному ледоколу такая работа не оставляет никаких усилий – так плавно и ровно шел он вперед, оставляя за собой дорогу из искромсанного льда, перемешанного с водой. За кормой идет сброс горячей воды. Она бурлит и кружит ледяные осколки, которые, отстав от ледокола, вновь смыкаются. Это одна из причин, по которой ледокол проводит судно на тросе. Поэтому ведомое судно может идти только на одном двигателе.
Ледокол сначала пробивает фарватер. Затем суда встают рядом, с ведомого судна сбрасывается веревка, к концу которой привязывается металлический трос, продетый через большое звено. За веревку трос поднимают на борт судна.
Мы ведем судно «Капитан Ман» (названное так во Владивостоке в честь мурманского капитана), чтобы передать его ледоколу «Арктика», который поведет его через Мыс Желания дальше – в Мурманск. В свою очередь мы примем у «Арктики» другое судно – «Капитан Чухчин», которое поведем в Дудинку. Передача пройдет в Енисейском заливе.
Обычно такой путь проводки занимает около 3-х дней, но в этот раз была задержка с загрузкой судна в Мурманске, поэтому наш рейс длился почти 6 дней.
Проводка
В то время как в Дудинке уже встретили праздник Хэйро и к полудню начинало рассветать, а в обед солнце уже красило багрянцем линию горизонта, вскоре прячась за ним до следующего дня, на большем участке нашего пути его не было. И чем дальше ледокол уходил на север, тем ближе мы были к полярной ночи. Солнце, конечно, появится и здесь через несколько недель, но нам увидеть его на этих восьмидесятых широтах не посчастливится.
Команда ледокола «Вайгач» состоит из 98-ми человек, набрана из мурманчан, питерцев и москвичей. Все члены команды очень любят свой ледокол, говорят о нем ласково и с трепетом. Вахту держат 2 раза в день по 4 часа с промежутками между вахтами в 8 часов. На ледоколе есть конференц-зал, библиотека, сауна с бассейном, спортзал, тренажерный зал. Я переживала, что не буду знать, чем заняться почти неделю пути, но время между съемками, чтением, общением, плаванием в бассейне с водой из Ледовитого океана и 4-х разовым питанием пролетело незаметно!
Вайгач
На пульте управления сплошные приборы и схемы в сигнальных лампах. По секрету мне показали, где находится красная кнопка! Двери в особо важные отсеки полуметровой ширины. Дверь в атомный отсек один человек открыть не сможет – действует правило 4-х рук. Атомный реактор сверху похож на паука. В центре расположены стержни для управления реакцией – для гашения реакции они опускаются. Сам реактор не видно – его высота около 5-ти метров и он расположен в самом нижнем отсеке.
Вот как я поняла принципы работы ледокола:
Ядерный реактор работает как большой кипятильник – греет воду, пар подается на турбины. Парогенератор вырабатывает электроэнергию, которая распределяется на винты, которых у ледокола три. У каждого винта своя ручка управления. Управление движением ледокола происходит путем изменения скорости и направления вращения каждого винта. За средним винтом расположен руль, к помощи которого прибегают, когда ледокол идет на большой скорости и на него направлены потоки воды, выбрасываемые средним винтом.
Штурвалы расположены в рубке рулевого управления и смотрятся очень миниатюрно. Их команды передаются в нижний трюм на махину из стержней, движимых гидравликой, которые в свою очередь поворачивают винты. Каждый винт в диаметре около 6-ти метров.
Дорогу ледоколу освещают четыре мощных прожектора. Установленные в них лампы особенные. Есть специальный счетчик, который отсчитывает время их эксплуатации, в зависимости от его показаний лампы меняются, на их смену уходят часы.
В рубке рулевого управления
Пульт управления
Флажки
Рулевое управление
Крышка атомного реактора
Трап и борт
Вчера был мороз и метель, а сегодня -8 и 2 м/с – хорошие условия для съемки. Вот только цвет неба сливается с цветом заснеженных просторов, и кроме узких темных полосок берега вокруг ничего нет.
По берегам Енисея справа и слева разбросаны деревянные вышки, по которым раньше мореплаватели сверяли курс. С их помощью или с помощью сектанта определяли свое местонахождения.
Кромка фарватера
Пурга
Луна
Первый сюжет: на встречу нам идет «Норильский Никель». По секрету мне сказали, что он слабак по сравнению с «Вайгачом»… «Норильский Никель» ходит сам, без ледокола, кормой вперед. Капитаны связались по рации и согласовали порядок действий. Т.к. наш ледокол вел за собой судно на буксире, то по правилам мореходства «НН» должен уступить нам дорогу. Он отклонился от курса и врезался в лед, дав нам путь. Мы прошли от него в 60-ти метрах. Прожекторы освещали оранжевый борт арктического экспресса, в их лучах искрился падающий снег. Судно гордо и величаво возвышалось во льдах, окруженное темнотой полярной ночи.
Норильский Никель
Следующий сюжет: На вопрос часто ли обрывается трос, на котором ведут судно, ответили: «Крайне редко! На «Вайгаче» последний обрыв был в октябре…»… И тут крепкий металлический канат рррраз! – и обрывается. «Капитан Ман» отдаляется от ледокола все дальше и дальше. И, оставшись один во льдах, он кажется брошенным и одиноким… Ледокол возвращается, натягивают трос, проходим пару километров, а трос бац! – оборвался снова, прямо на моих глазах. А вот закрепить трос – работа не из легких, скажу я вам. За один рейс 2 обрыва – такое случилось впервые. Капитан с подозрением смотрит на меня, я давлю косяка на французов – это все их «журналистское счастье» виновато!
Этот рейс, как в последствии оказалось, стал насыщен чрезвычайными непредвиденными обстоятельствами… Капитан говорил, что предчувствовал это с того момента, как я зашла, села напротив и стала канючить взять меня на ледокол. «Незапланированная, рыжая женщина на судне – жди ЧП!» - он, конечно же, шутил...
Сюжет: Во льдах застрял грузовик, но вытаскивать его не стали, т.к. была опасность, что при приближении ледокола он провалится под лед. Ему на помощь уже спешила техника из поселка. Люди не пострадали. В прошлый рейс ледокол помогал вытаскивать ушедший под лед вездеход.
Спасение утопающих
Сюжет: В районе острова Большой Корсаковский нас ждал ледокол «Арктика» - огромное красно-черное судно, весь в огнях. «Вайгач» остановился неподалеку, открепили трос и начал удаляться, врезаясь в лед сбоку от фарватера, освобождая дорогу «Капитану Ману». Между двумя судами смыкались льды, мы отходили все дальше, а «Капитан Ман» так и стоял, глядя нам вслед – непривычно смотреть на него такого одинокого, без пары. Ледокол «Арктика» подошел к судну, взял его на буксир и повел в Мурманск через Мыс Желания, т.к. на этом маршруте ледовая обстановка была лучше, чем в районе Карских Ворот. Через день «Арктика» приведет к нам из Мурманска другое судно, которое мы поведем в Дудинку – вот такой обоюдный обмен. А пока мы направились в обратный путь к Бреховским островам, чтобы, пока есть свободное время, обновить фарватер. Утром в районе Караула видели немного солнца! Всю ночь обновляли и выравнивали канал. В районе Волочанки белые песцы, напуганные ледоколом, разбегаются от фарватера в разные стороны. Завтра мы должны подойти к берегам Диксона.
Арктика
Обмен. Капитан Ман и Арктика
Сюжет: У одного из членов экипажа было подозрение на аппендицит. Необходимо было транспортировать больного в Дудинку. Капитан, связавшись по рации с поселком Караул, выяснил, что в этом районе находится вертолет, который летит в поселок Носок, а затем в Дудинку. Было принято решение посадить его на вертолетной площадке ледокола, но у экипажа вертолета не было допуска для такого маневра. Из-за отсутствия связи с пилотами маневр чуть было не сорвался – в момент, когда вертолет собирался совершить посадку на площадку, ледокол дал задний ход, чтобы удобнее врезаться в лед. Все закончилось благополучно – вертолет отошел в сторону и приземлился на лед рядом с фарватером. Краном опустили на лед сетку с больным и сопровождающими. Операция была сделана вовремя. Хочется отметить, что вертолет, пришедший на помощь, принадлежит частному предпринимателю – вот такая готовность прийти на помощь в трудный час и является основным качеством людей семидесятой широты.
Вертолет
Сюжет: Очень хотелось сделать снимки ледокола при относительно подходящем освещении. Утро. И вот, ледокол остановился где-то в бескрайних заснеженных просторах. Нас в сетке высадили на лед, «Вайгач» отошел назад и начал движение в нашем направлении. Он такой красивый, и идет так величаво – это одно из самых великолепных зрелищ, которые мне пришлось когда-либо видеть – ледокол, идущий среди белого снежного поля. В небе, как сливки в кофе, растворялась тонкая ванильная полоска от слабого отсвета спрятавшегося где-то солнца. Снимки получились классными!
Выход на лед