Я имею давний интерес к разным частям моей Родины, страны, которой больше нет. Почти все новые государства возникшие из Большого Взрыва СССР делали это на волне противопоставления себя этой цивилизации.
Страны Прибалтики были "витриной" жизни в Советском Союзе, эти территории населяли можно сказать лучшие из нас, образованные, умные, культурные люди.
И именно эти же страны по сути были локомотивами тех процессов, которые происходили в 80-хг.г. прошлого века.
Элита этих стран взяла курс на сближение с Европой, и встречая крайне противоречивые взгляды на результаты этого сближения мне захотелось самому взглянуть на то, что получилось.
Я сразу хотел бы акцентировать внимание читателя на том, что мое отношение с банально и предсказуемо предвзятого неожиданно для меня изменилось на симпатии к этим местам. Мне моя поездка понравилась, понравились и латыши - трудолюбивые, воспитанные и очень приятные люди.
Но в то же время я увидел, что это бедные люди. И мой отчет будет об этом.
Вся практическая часть с ценами и прочим будет в конце, кому скучно смотреть картинки и читать впечатления – листайте вниз. А мы – поехали.
Выезд состоялся в 5 утра, погода была дождливая, но трасса М9 оказалась вполне качественной дорогой, до Волоколамска автомагистраль с фактически допустимой скоростью 130 км/ч, но и дальше по моей оценке очень хорошая дорога, не М4 Дон, конечно, но вполне ровная и ухоженная. В нескольких местах ведется ремонт дороги, но не напрягает. Лишь не доезжая 180 км. до границы участок только что положенного асфальта, но как-то неровно, так что мы с женой поплевались и посетовали на нашу российскую действительность.
К 10 утра мы прибыли на границу, на удивление очень быстро прошли российский кордон, просто со свистом (очереди не было) и встретили недоброжелательные лица латвийских таможенниц. Досмотрели всю машину и пригрозили не пустить в Латвию из-за отсутствия диагностической карты (которую мы забыли, хотя знали, что нужна). В общем все оказалось наоборот, чем мы привыкли – обычно такой негатив бывает на нашей стороне, что нас очень удивило, но как оказалось потом, это была не случайность.
Как бы там ни было, через 45 минут мы уже на всех парах мчали про ровнехонькой европейской дороге, вот же умеют люди делать, и что характерно, явно не перекладывают каждый год, как у нас, а делают надолго. Пока мы это с женой обсуждали, удивляясь ну почему все вот так, разница менталитетов и так далее, дорога кончилась. Точнее, закончилась европейская дорога, а началась украинская.
Дело в том, что латыши очень гостеприимный народ, поэтому они встречают российских туристов такими же дорогами, к которым мы привыкли в своей бедной вороватой стране.
Фото плохо передает качество дорожного полотна (снимать было неудобно во время движения) так что для получения реального представления о калдыбинах смело умножайте на 3
А если серьезно, латыши очень грамотно подошли к средствам обеспечения соблюдения скоростного режима. Зная, как русские любят гонять, они просто не оставляют им шанса путем сооружения естественных ограничителей скорости – неровностей на дороге
Очень похоже на дороги на Украине, двигаться по ним со скоростью свыше 100 км/ч сложно и неприятно, но справедливости ради стоит отметить, что такое состояние только у 2/3 дорог, а так же то, что были 4 места ремонта дороги (то есть их все-таки делают)
Латыши любят российских туристов, поэтому воссоздают не только привычное качество дорог, но и пейзажи с пустующими брошенными полуразрушенными заводами и домами
Вообще, в Википедии я прочитал что теперь туризм – одна из составляющих экономики Латвии, поэтому, конечно, для туристов все
Вообще, зачем вся эта совковая промышленность, это не прогрессивно, заводы не нужны
Вот создать такой колорит, который понравится непритязательной публике – это искусство. Притязательная публика тоже нужна, для нее тоже все есть – будет ниже.
В соседнем отчете я видел комментарии, что в Латвии, в отличии от России, упор на недобывающую промышленность. Наверное этот грузовик везет обрабатывать древесину…
Но кстати кормят здесь хорошо, в придорожной кафешке, которую мы так жаждали встретить наверное час-полтора пути от границы, и наконец, встретили, вот этот богатый обед всего за 10,5 евро
Вообще, конечно, девальвация больно ударила по карманам путешествующих россиян. Это я без иронии; приезжая ты конечно оставишь, наверное, столько же денег, сколько и прежде, но приобретешь ты на них меньше. Если вообще приедешь.
На встречающихся в Латвии хороших участках дороги удается включить привычный скоростной режим; будьте аккуратнее, везде камеры. И, кстати, насколько я слышал антирадары в этой стране запрещены, но мы не афишировали ;)
Рига встречает нас настолько типичным европейским пейзажем, что аж даже не интересно
Вообще, я признаться себе так и представлял Европу
Кстати привычная россиянам разруха воссоздается и в Риге
Потемкинские деревни как вид россиянства
На первый взгляд кажется, что эти помещения в центре Риги брошены, но это такой антураж
Кстати, вот за что люблю европейцев – так это за отсутствие у них понтов, захотел – оделся как бездомный, захотел – сходил в туалет прямо на улице.
Лоск и великолепие
Трепетное отношение рижан к старине
истории своего города
и архитектурным памятникам
Туристам такое нравится
Поражает в Латышах и бережное отношение ко всему, в том числе к природе, и разумная экономность; к примеру, зачем покупать новые автомобили, если можно ездить на авто 90х годов из Германии не хуже?
Или вот, например, классная штука: продвинутый в плане технологий город: сосканировав штрих-код можно в интернете посмотреть где едет твой автобус, через сколько он будет, когда следующий. Это разумно и экономно – всего лишь прикрепи бумажку. Расточительные москвичи к примеру тупо и неоригинально ставят электронные табло на остановках, и это несмотря на расточительную оборудованность остановок бесплатным вайфаем!!!
Уютный рижский дворик
Еще немного европы
Удобно иметь сарай во дворе – все европейцы так делают
Потрясающие виды прибалтийского города
Удобный акомодейшан в спальнике
Неповторимая романтика городских улиц
Еще немного о быте рижан
Эти автомобили кстати традиционно для Европы более экономны в плане топлива
А топливо здесь дорогое – это цена на газ - экологически чистое топливо
Еще один ненужный завод, мешающий развитию экономики Латвии. А ведь на его месте мог бы быть большой и красивый торговый центр
Но вернемся в центр – это можно сказать ворота Риги – ЖД Вокзал.
Для удобства россиян сделан привычный рынок с торговлей ширпотребом – рижскими труселями и прочими нужными в поездке вещами. Все для туризма
Воровства в стране нет, поэтому ты всегда можешь оставить везде своего экологичного друга и не беспокоиться о его судьбе
Как и положено я освещаю немного кулинарно-гастрономический аспект посещения Риги
Среди прочих мы посетили место ROZENGRĀLS, это широко известное заведение из разряда must visit. Сделано все очень колоритно, свечи, средневековье, мясные блюда по 20 и 30 евро, учтивый персонал и так далее. Фото прилагаю, если бюджет позволяет – загляните, тем более что это действительно почти достопримечательность, и раньше или позже вы сюда попадете, на второй день точно
Не менее известное место прямо напротив предыдущего – ресторан 1221, среди прочего примечателен наличием терассы на крыше и блюд из бобрятины. На фото стейк за 21 евро
Мы так же ходили в не менее знаменитое место на рыбном рынке, но фото сделать не догадались, поэтому выкладываю нечто похожее из Юрмалы, но о ней позже
Рыба приготовлена в бумаге, оригинально, и традиционно для латышской кухни – творог (латыши считают, что творог подчеркивает вкус блюд, и едят с ним даже селедку
Между прочим, туризм, на который теперь ориентируется экономика Латвии, диктует и обилие в стране казино и просто игровых заведений
На фото выше – известный россиянам Вулкан, расположенный прямо в не менее известном Кошкином доме.
А на фото ниже вездесущие в Латвии Клондайки,
это уже в Юрмале, куда мы собственно и направляемся
Юрмала встречает нас роскошными видами, соблазняющими немало российских селебрити и богачей
Как только сюда попадаешь, сразу понимаешь, что хочешь жить в Европе
Удобный общественный транспорт
Развитая инфраструктура
В общем, живи себе в удовольствие
Ну и напоследок часть меню из того ресторана, помните, в Юрмале, с рыбой приготовленной в бумаге
А нам пора домой
Нагостившись вдоволь за эти 3 дня, мы незаметно для себя соскучились по своей неустроенной стране.
Добавлю, что обратный путь занял у нас 14 часов, во многом из-за дождя
Переход границы занял 1,5 часа, несмотря на то, что переход был пустой и очереди не было. Снова поразились мы простотой и скоростью пересечения российской границы, и нерасторопностью, неприветливостью и даже немного враждебностью границы европейской.
Россияне даже не досматривали машину, хотя страстей мы начитались перед поездкой насчет запрещенки (сыров, колбас, алкоголя, молочки) много.
Что осталось в сухом остатке? В Латвии мы не встречали враждебности или какого-либо неприятия (за исключением пограничных переходов), везде свободно общаются на русском языке, даже между собой, меню и прочее все по–русски. Собственно, латышскую речь удалось услышать лишь несколько раз, в том числе в Юрмале, где официантка после предложения общаться на русском или на английском на выбор, поскольку местный мы не понимали, предпочла русский.
Теперь о том, почему я назвал отчет «Путь в Европу». Сейчас очень много существует мнений, например белорусов, о том, какой могла бы быть их страна без Батьки, без его выбора в 90е. На примере Латвии можно делать выводы.
Я признаться честно в этом плане оказался несколько разочарован: я реально настраивался потратить много сил на фотографии и фактический материал о неустроенности жизни в Прибалтике. Реальность поразила меня гораздо больше и в обратную сторону: мне не пришлось ничего искать, более того, я устал делать снимки. Куда ни глянь – везде задворки Европы. И речь даже не только о Латгалии - встречающей и провожающей россиян пустыми окнами брошенных жилищ и заводов – такая картина везде.
В соседнем отчете я видел приводящего статистику жителя Прибалтики о том, что апатриды не покидают Латвии несмотря на якобы притеснения; за все время якобы выехало не более 120 человек.
Это не так. Люди уезжают. И уезжают не только русскоязычные, причем, в Вышний Волочек, кто бы мог подумать, по выражению одного рижского таксиста - «искрящего» деятельностью. Уезжают и представители титульного народа – потому что закончив институт и владея минимум 3 языками максимум на что ты можешь рассчитывать – это работа официантом.
Население сокращается. Жирные годы, обусловленные кредитами ЕС прошли, наступает тяжкое похмелье – и его видно уже даже нам, россиянам, по идее привыкшим к пейзажам разрухи
И это очень печально, из витрины СССР страна превратилась в европейское захолустье
Мост в центре Риги. Путь в Европу
Итак, период поездки 05/09 – 07/09, выезд из Москвы в 5 утра, маршрут по трассе М9/Е22, погран-переход Бурачки/Терехова
Поездка заняла 11 часов, включая 40 минут перехода
Бюджет поездки порядка 50 000 руб.:
Гостиница в непосредственной близости от Старой Риги на противоположном берегу: на двое суток 16000 руб. (€198 + €20 выпито в минибаре),
Топливо порядка 9500 руб, из них 1 раз заправились в Латвии на 40 евро в Риге, хватило доехать до Юрмалы и обратно до России
Проедено порядка 300+ Евро.
Бензин стоит 1,107 Евро,
Проезд на автобусе/трамвае и прочем наземном общественном транспорте 2Евро разовый билет у водителя, 1,15 евро разовый билет в аппаратах; есть возможность покупки мульти-билетов и экономить (не пробовали)
Связь – LMT – купили по приезду симкарту без паспорта, продаются в магазинах и киосках, 3Евро включая 1,5Гб интернета. Заявлено как 4G – продавцом, но девайс определял как 3G / H+, хотя качество интернета приличное. Подробнее о связи тут Местная симка в Латвии