Едем к следующему месту наших интересов городу Катарагама (Katharagama). Изучая путь по maps.me, Саша случайно обнаружил функцию прокладки маршрута. Вот болваны, столько времени промучились. До этого момента мы смотрели маршрут в Google, потом, визуально сравнивая карты, прокладывали его в maps.me, что было не всегда удобно, часто проезжали мимо нужные повороты.
Немного подкорректировали маршрут, показанный обеими картами, выбрав более качественные трассы. Возвращаемся от Будурувагалы в город Велавайя (Wellawaya), далее едем до Бутталы (Buttala), где сворачиваем на трассу В35 в сторону Катарагамы (Katharagama). Стоило мне подумать: «Зачем мы тратились на местное разрешение для вождения, если его никто ни разу не проверил». Так сразу нас останавливает полицейский для проверки документов. Все в порядке, можем ехать дальше, но осторожней, впереди дорога проходит через территорию национального парка Яла (Yаla). К сожалению, а может к счастью, диких слонов не встретили, видели только пятнистых оленей, пасущихся вдалеке от дороги, павлинов и множество разнообразных птиц, в. том числе попугаев.
В Катарагаме нас, в основном, интересует дагоба
Кири Вехера (Kiri Vehera), это еще одно из 16 сакральных мест Солосмастаны. Будда, как полагают, посетил эти края во время своего третьего путешествия в Шри-Ланку, оставив на память о своем визите прядь волос и меч, которым он, будучи принцом Сиддхартха Гаутама, отрезал свои волосы, отрекаясь от мирской жизни.
Время строительства дагобы точно не известно, на этот счет есть разные версии. Одни ученые считают, что строительство ступы начал король Махасена (Mahasena) еще при жизни Будды в 6 веке до н.э. на том месте, где Будда читал проповедь. Другие считают, что дагоба построена в 3 веке до н.э. князем Маханага (Mahanaga), младшим братом Деванампия Тисса . Старший брат (помните, тот, кто ввел на Шри-Ланке буддизм) правил в Анурадхапуре, младшему было отведено княжество Рухуна, это южная и юго-восточная часть острова.
Паркуемся у бокового западного входа, близко к ступе подъехать нельзя, мостик через реку рассчитан только для пешеходов и тук-туков. Вода реки Маник Ганга обладает целебными свойствами, благодаря корням деревьев, растущих по ее берегам. По традиции пилигримы, прежде чем отправиться в храм Ruhunu Maha Kataragama Devalaya, вначале совершают исцеляющее омовение в этой святой реке.
Постирушки у реки.
От парковки до ступы идем через парк примерно 800 метров пешком по дорожке, отгороженной от парка высоким железным забором, защищающим то ли людей от животных, то ли наоборот. Кого мы только не видели по пути: павлинов, обезьян лагуров, варанов, ящериц, обычных петухов (дикий джунглевый петух считается символом Шри-Ланки), буйволов, почти как по национальному парку прошлись.
Высота дагобы Кири вехера 29 метров, ее окружность около 85 метров. То, что мы видим сейчас, это результат реставрации, начатой в 1912 году и окончательно закончившейся в 70-х годах прошлого века.
Эта ступа запомнилась обилием белых цапель, летающих над головой и гнездящихся рядом на деревьях. Ослепительно белая ступа, белые цапли, и все это на фоне темного предгрозового неба. Кстати, в переводе с сингальского Kiri Vehera значит «Молочная ступа». Но есть мнение, что дагоба получила свое название от «кihiri» деревьев, которые росли в королевском парке, где проповедовал Будда.
Недалеко от ступы стоит павильон с большой статуей ботхисатвы Авалокитешвара.
Раз мы оказались в Катарагаме, грех не посетить
Ruhunu Maha Kataragama Devalaya. От Кири вехеры до Катарагама девале еще топать примерно полкилометра по храмовой территории, пришлось вернуться за обувью, оставленной у ступеней ступы. На обочинах широченной песчаной дороги продаются разноцветные лотосы и все, что необходимо для буддийских обрядов: благовония, кокосовое масло, свечи в глиняных плошках и прочее.
Это место притягивает не только людей, животные тоже облюбовали его. Коровы свободно гуляют по территории, переходя от мусорки к мусорке, лангуры тоже не прочь заглянуть в эти мусорные баки, буйволы переходят нам дорогу, павлины невдалеке шишаться в песке. Просто всеобщая идиллия.
Коровы не поделили мусорный бак.
С увлечением фотографирую лангуров, их здесь особенно много. Проходящий мимо ланкиец, с удивлением спрашивает: «В вашей стране разве нет обезьян?»
Девала (Devalaya) на Шри-Ланке называют храм, посвященный божеству. Ведь у Будды просить что-нибудь мирское не принято, для этого есть боги. На Ланке пантеон богов небольшой. Некоторые боги позаимствованы из индуизма. Слоноголовый Ганеша, сын Шивы, почитается и буддистами, и индусами, он приносит удачу в бизнесе. Лакшми, супруга бога Вишну – это богиня-мать, дарующая богатство и процветание, буддисты считают ее богиней удачи и красоты. Бог Катарагама - покровитель Шри-Ланки, монашеской сангхи и буддизма вообще. Но в целом он дает своим адептам успех в мирских делах. Катарагама – частый персонаж девал. Сингалы считают, что король Махасена, правивший в области Катарагама, когда Будда посетил это место (580 до н.э.), после смерти стал богом Катарагамой. Восхваление ему на языке пали звучит «Mahasena devassa sammananiyam» (хвала богу Махасене). Катарагама у индусов отожествляется с богом войны Сканда или Моруган, сыном Шивы и Парвати, а также младшим братом Ганеша. Так все запутано в сущности этого бога: Махасена, Катарагама. Сканда, Муруган, и еще у него есть несколько имен.
Первоначально буддийский бог Катарагама не имел антропоморфического изображения, и его символом была янтра (сакральный геометрический символ) в виде шестиконечной звезды. В наше время бог Катарагама имеет разные изображения, иногда его изображают так же как индийского бога Сканду, с шестью головами и двенадцатью руками. Транспортное средство Катарагамы – павлин по имени Paravani.
Некоторые исследователи ланкийской культуры связывают происхождение культа Катарагамы совсем не с сыном Шивы, а с героем Рамаяны – королем Ланки Раваной, обосновывая это сходством их физиологического описания и общим описанием ваханы Сканды и виманы Раваны, в обоих случаях это павлин.
Войдя на территорию девала, сразу же обращаем внимание на гигантское дерево Бодхи. Дерево посажено в 3 веке до н.э. самим королем Деванампия Тисса в числе первых 8 отростков от Маха Бодхи из Анурадхапуры. Так что этот священный фикус не намного младше и не менее священный. Мы с горшочком воды вместе с другими буддистами обходим святыню.
Святилище бога Катарагамы или Сканды было закрыто, поэтому достоверно, что находится внутри, описать не могу Внешне храм выглядит очень скромно, не понятно какой он, больше индуистский или буддийский.
Конечно, в этом месте лучше оказаться во время службы, а еще лучше фестиваля (перахеры), проходящего в июле или в августе (зависит от лунного календаря). Фестиваль длится две недели. Тысячи паломников буддистов, индуистов и мусульман собираются сюда в эти дни. Буддисты исполняют обеты перед богом Катарагамой без умершвления плоти, в отличие от индусов, которые подвергают себя различным формам аскетизма – хождению по горящим углям, пронизыванию щек или языка острыми металлическими предметами, протыканию тела крюками и т.д.
В конце каждый паломник должен правильно разбить кокос о специальный камень, находящийся перед святилищем – если орех расколется неравномерно или, не дай бог, отскочит, паломничество не будет считаться завершенным, и загаданные желания не сбудутся. В момент нашего посещения никто кокосы не бил и острыми предметами себя не протыкал. Вообще было тихо и спокойно.
Быстренько пробежались по остальной территории, тучи все больше сгущались над нами, а обратный путь к стоянке не близок Не успев дойти до машины каких-то 300 метров, нас настиг дождь Попытались спрятаться под деревом. Как назло, все тук-туки, проезжающие мимо, были заняты. Вот очередной тук-тук с девочкой-пассажиркой проезжает мимо. Смотрим, остановился и сдает задом, без слов водитель предлагает нас подвезти. Мы также без слов садимся. Подъехали вплотную к машине. Саша поблагодарив, дал водителю небольших денег. Хорошо, что сильно вымокнуть не успели и фотоаппараты не намокли. За несколько минут, пока переводили дух, стоянка превратилась в водоем, машина не выезжала, а выплывала с нее.