Любой украинский источник назовет Опошню "Столицей гончарного мастерства Украины". Мы на это посмотрели и теперь сами знаем : это - не так.
В Опошне находится государственный музей керамики и там же собрана самая большая в мире библиотека по теме.
Но все это - не для просто туриста, проехавшего сколько-то километров посмотреть на "Центр украинского гончарства". Турист не едет изучать керамику и ее историю настолько глубоко, чтоб забираться в библиотечные дебри.
Турист едет "есть глазами", а в Опошне с этим как-то странно.....
Опошня - это деревня. Может село, не знаю точно, как делятся административные пункты по значению/населению в Украине.Известна своим гончарным промыслом. Даже сейчас, как я поняла из разговора с тетенькой, которая в музее нам показывала, как на гончарном круге накручивается кувшинчик, у многих в домах есть круги и многие дома крутят-крутят-крутят глину, которую потом оптом и сдают на реализацию - специализированного магазина типо "Опошненский сувенир" в селе нет. Зато есть прекрасный рынок вдоль трассы из Киева в Харьков, где можно купить "Опошню", однако почему-то васильковской керамики на этом рынке больше и она - гораздо интереснее.
Васильковское производство, чтоб вы понимали - гораздо ближе к Киеву и это - совершенно другой стиль.
Ничего выдающегося нет на этом рынке, это понятно, но я до сих пор тужу, что не захватила с собой оттуда два опошненских блюда, что редкость для этого стиля - Опошня почти не делает ничего плоского. Скорее это толстостенная, грубая глина.
Миски, плошки.
И очень жалко, что на ее украшение стали использовать не натуральные красители
Посуда становится ярче (как на первом снимке), но ничего общего с традиционным промыслом уже не имеет.
Опошня всегда была в очень спокойных тонах - вот примерно таких:
Говорят потому, что раскрашивалась она тоже глиной (с добавками).
Да, так вот приехали мы в Опошню в субботу. Казалось бы - самый, что ни на есть туристический день, растяжки почти на всех столбах обещали, на растяжках этих было нечто прекрасное (а я - фанат керамики советского периода), указатели указывали на разные музейно-керамические вкусности в количестве как минимум 4 штук, мы почти подпрыгивали от нетерпения....
Угу.
Закрыто было ВСЕ, кроме государственного музея.
При чем закрыто, как говорится, без объяснения причин, без расписаний и тому подобных не стоящих внимания владельцев музеем мелочей. Подумаешь....
Ладно, отправились в Государственный музей керамики.
Вход - 25 украинских гривень.
За эти деньги вы увидите феерическую экспозицию под открытым небом (на что сделан, собственно, акцент в музее), сможете увидеть экспозицию вменяемой керамики, вам подарят свистульку и вы увидите, как тетенька на круге слепит кувшинчик - очень мило выглядело.
За сумасшедшие деньги в киоске, в котором продаются билеты, можно купить очень интересную керамику. Очень! Но только к Опошне она вообще никакого отношения иметь не будет.
Лучшую вазу, которую я там увидела, сделали во Львове.
Да. Так вот. Экспозиция под открытым небом. Честно говоря, в немалом количестве "экспонатов" это - кошмар.
Если вы считаете, что вот эта "лошадь"
достойна того, чтоб представлять высочайшие достижения украинского гончарства, то это - ваше святое право, а я поищу что-нибудь более .........ну как бы это выразиться.....ну, в общем если это все, чего смог добиться "мастер" в своем "творчестве", то техникой он, конечно, овладел, да.
Но хотя нельзя и не сказать доброго слова.
Мы честно побродили под этим ветренным открытым небом, иногда безуспешно пытаясь понять, какая связь между тем, что мы видели и тем, как "это" называлось, судя по табличке рядом. Знаете, это - такой сюр.....неописуемо по большей части, в общем.
Были вещи и более традиционные, но как для Государственного музея - все таки я привыкла считать, что в единственном, как рекламируется, подобном музее в мире все таки должны же выставляться достижения, а не то, что не жалко отдать. Или я не права?
Внутренности музея.
Можно войти в здание музея, посмотреть на то, что действительно, на мой взгляд, сделано со вкусом. Но, правда, Опошни там тоже не сказать, чтоб много.....
Наверное, бОльшую часть здания занимают запасники в 35 000 единиц хранения, потому что сама по себе экспозиция - крохотная....
Но, по крайней мере эстетическое чувство там испытывает комфорт.
Или это все - еще советских времен творения? Худсоветы, я с годами начинаю это понимать, не такое уж и плохое дело.
Внутренности музея - это 1 зал метров в 50-60 на первом этаже (дальше фотографировать почему-то нельзя),
там же - коридор, обычный коридор метров в 8 длины, увешанный по стенам керамическими панно и тарелками и зал метров в 35 на втором этаже, там стоит диван, на диване сидят, когда просматривают инфорационную трансляцию о музее тут же, на огромном экране.
Почти ничего керамического в этом зале нет.
Все. Это - всё, что можно увидеть.
А вот - тетенька, которая "даст вам мастер-класс по лепке" (С) рекламный буклет.
Вот этот круг, который она используется - это вовсе не та надежная вещь с ножным приводом, которая стоит у нее дома. Потому что вот этот горшочек - маленькая вещица, слепленная на 2 минуты, чтоб позабавить туристов. А если на такую пластмассовую крышечку от машинки положить знатный кус глины - мотор такой штучки убьется. Он просто не потянет, как объяснила нам тетенька. Слепить большой кувшин - это вам не из маленького шарика кувшинчик выкрутить.
Она нам рассказала, что в начале кусок глины на круге центруется, а, оказывается, эта центровка и есть нечто, самое тяжелое для мотора, потому что мастер прижимает кусок глины руками (или как это правильно назвать?) и двигатель глохнет.
В Опошне наверняка есть еще, на что посмотреть, но народ, кажется, по выходным зарабатывать отказывается, всё закрыто. Последним нашим ярким впечатлением от села оказалась харчевня через дорогу от рынка керамики на два зала. В одном играли свадьбу, в другом, напротив, вернувшиеся с погоста родные поминали ушедшего. Обожаю украинские села!