Идея в очередной раз съездить в более-менее масштабный велотрип по Европе возникла ещё в конце 2013 года, а то последний раз в большой компании мы делали это ещё в 2012 (Латвия), а до этого в 2011 (Франция). Так что, считая небольшие велотрипчики по Белоруссии и Тамбовской с Липецкой обл., этот отчёт будет 5м нашим описанным велопохождением.
В конце прошлого года маршрут на пальцах прикидывался под какие-нибудь 2 летних недели и включал в себя около 1000 км через всю Европу (ориентировочно - из Кёльна в Милан). Но пока я был в длительном отъезде на новый год, идею чуть вероломно не заменили на Крым, куда мне ехать было неинтересно - уже много где там был. Обсуждалась уже более короткая поездка на майские праздники, еле удалось под это дело придумать интересный вариант по незаезженным местам России и северной Европы, на которым мы впоследствии сошлись. Вот он:
30 апреля поезд Москва - Калининград, далее на велосипедах через Куршскую Косу до Клайпеды, оттуда паромом в Киль и из Киля на велосипедах в Копенгаген, откуда в Москву 10 мая самолётом. Полный трек, включая паромы. Километраж получился хоть и не 1000, но рекордные для нас 552 км, большой любитель статистики Тарас подготовил крутую итоговую табличку с раскладкой по всем дням и треками из проги Runtastic (я далее по ходу отчёта буду давать ссылки на свои из MyTracks, они удобней тем, что у меня один день - один трек):
Нас набралось 5 человек: Кирилл, Паша, Коля, Олег (aka Тарас) и просто Олег, который планировал доехать с нами до границы с Литвой, повернуть обратно и самостоятельно дотусить пару дней в Калининградской области (не делал шенген). Взять билеты на поезд Москва - Калининград через сайт РЖД невозможно, так что ровно за 45 суток до 30 апреля в 8 утра я уже стоял у касс Белорусского вокзала с копиями наших загранников. У Тараса как раз делался новый, поэтому решили, что он себе возьмёт билет позже самостоятельно - один купить легче, так мы рассуждали. В итоге к моменту, когда он его получил, на наш поезд закончились и дешёвые, и недешёвые билеты, так что Тарас выехал на сутки раньше, 29го апреля, а мы вчетвером его догоняли.
30 апреля. Москва - Калининград
Поезд отходил в 14:29, чудом успев доделать все неотложные дела на работе, минут за 10 доехал на велике от офиса на Динамо до Белорусского вокзала. Трип предполагал 4 ночёвки на природе, так что за спиной у меня был мой 28-литровый Deuter с прикрученной палаткой и пенкой, да ещё и с гамаком внутри (так как Олег после первой же дикой ночёвки на Куршской косе с нами прощался, решили, что будет целесообразно, если он одно спальное место заберёт с собой, а мы останемся с 2 двухместными палатками). Все остальные были тоже только с рюкзаками, кроме Паши, который ради того, чтобы таскать всё в велоштанах, а не на себе, даже временно выменял свой шоссейник на горный вел, куда можно прикрутить багажник.
Плацкарт фирменного поезда "Янтарь" оказался наименее благоприятной для нас конфигурации, с перегородками, отделяющими багажные полки от коридора - на такие аццке неудобно запихивать велы, к тому же целая половина полки в нашем купе была занята огромным чемоданищем соседки. По договорённости переместили его в соседнее купе и с трудом запихали наверх 3 вела (Олег ехал в другой части вагона). День был жарким, мы вспотели и устали, пока запихивали велики, так что позволили себе немного расслабиться с прохладным пивком, которого Колян заблаговременно притащил целый пакет (всё-таки почти сутки ехать). Расслабленность стоила нам потери бдительности. Пашок: ...Распитие великолепного пива было прервано неожиданным визитом транспортной полиции, кои вежливо, но настойчиво решили составить на нас протоколы об административном правонарушении с обязательным указанием марки употребленного пива.
Полицейские в целом оказались дружелюбными - сказали нам "Потом допьёте, чтобы никто не видел", и после составления протоколов продолжили путь по составу. В дальнейшем пришлось быть более осторожными:
До конца дня ничего интересного не происходило: сидели в купе и трепались, периодически выходя на крупных остановках подышать (Смоленск, Орша, Минск). Вечером поужинали в вагоне-ресторане (яичница за 200р - блин, всё-таки поезда белорусского или молдавского формирования мне нравятся больше). Ночью спать нам не давали - по вагону 4 раза проходили таможенники (выезд из Белоруссии, въезд в Литву, выезд из Литвы, въезд в Россию). На въезде в Литву местный дедушка (консул?) выдал нам наши документы УПД ЖД (упрощённый транзитный документ на железной дороге) - заменители шенгенских виз для случая, если вы не собираетесь выходить в Литве. Нам всем, кроме Олега, они были нужны исключительно чтобы не забивать место в загране двумя лишними литовскими штампами (они ставятся прямо на этой бумажке с обратной стороны).
1 мая. Калининград - Янтарный - Светлогорск (80км)
Приехав, минут 15 пытались вытащить обратно свои велики с багажных полок, еле получилось. Нас встречал Тарас, по его словам, накануне он ничего интересного не делал, а сразу поехал в гостиницу. Погода была отличная.
Самая "раздетая" фотка этого трипа - дальше погода не давала нам забыть, что мы всё-таки на севере
Собрав велы, сразу покатили в центр смотреть Кафедральный собор и могилу Канта. Я в Калининграде уже в 3й раз, прошлые два были 5 лет назад, так что места знакомые.
В Рыбной деревне присели в кафешку "Верфь" на завтрак. Цены московские, официант европейски-жеманный)) Счёт приносят в олдскульных книжках.
Следующая цель - Дом Советов (он же "Голова робота", он же "Недоскрёб"):
Вид на Дом Советов и Рыбную деревню
Здание было заложено вместо взорванной кирхи после того, как Кёнигсберг был успешно отжат у немцев. Его так и не достроили, сносить тоже не собираются. Перед поездкой я посмотрел серию "Орла и Решки" про Калининград, из которой узнал, что на крышу можно залезть, сунув 200р охраннику (предчувствую, что сразу после эфира туда устремились толпы туристов, но я надеялся, что ажиотаж уже спал и схема всё ещё живая).
Переезжаем через речку Преголю и доезжаем до заброшенного здания.
Объехав его со всех сторон, с трудом замечаем за сплошным забором какое-то копошение - это оказывается охранник. Интересуемся, можно ли попасть внутрь - он в ответ бросает "Попозже, вечером" (видимо, чтобы не палиться). Ждать до вечера нас не устраивает, так что с сожалением едем дальше. В центре города отмечают 1 мая, половину улицу перекрыли, что для нас очень кстати.
Следующий пункт программы, который мы с Коляном запомнили из посещения 5летней давности - скульптуры "Борющиеся зубры", или попросту Быки, которые знамениты тем, что студенты Калининградского государственного технического университета, около которого они стоят, постоянно раскрашивают им яйца.
ВНЕЗАПНО замечаем, что прошло уже полдня, а нам до Светлогорска ещё вкручивать около 70км (крюком через Янтарный), так что на этом решаем осмотр города завершить и мимо Площади Победы двигаем по Советскому проспекту на выезд из города.
Площадь Победы
На окраине останавливаемся осмотреть Форт №5. Вход 100р, велики пристёгиваем к ограде, а рюкзаки нам любезно разрешили оставить прямо в кассовой будке.
Территория форта большая, есть где побродить. Внутри несколько выставок.
Наконец выезжаем из города и тут же попадаем на очередную "пивную паузу" у ларька с шаурмой, совмещённого с продуктовым. Там же затариваемся велосипедным топливом "Старый Кёнигсберг" (в дальнейшем у нас на всю компанию в день уходило примерно 0,5 топлива для согревания и восстановления сил и духа, покупали по очереди).
Табличка не предвещает ничего хорошего
Несмотря на ветер, наслаждаемся природой. Солнечно, асфальт хороший, движение не оживлённое. Планировка дороги в европейском стиле, нет широченных грунтовых замусоренных обочин - сразу за полосой аккуратная аллейка из деревьев и трава.
Перед этой остановкой Колян зазевался, врезался в меня, и мы перепугали водителя ехавшей за нами машины, он аж остановился узнать, всё ли ок с нами
Здесь малодушно задумались, не сократить ли путь, не заезжая в Янтарный, но преодолели себя))
Аист при виде нас сныкался в гнездо, сфоткать не успели
Доехали до Янтарного, на въезде в город шикарная русалка.
Приезжаем в центр и сворачиваем в сторону моря.
Под лестницей сделали отличную деревянную набережную с фонариками.
Для сравнения - 5 лет назад это место выглядело так:
В этот раз купаться настроения не было, нам это ещё предстояло через пару дней. Выпив пивка и насладившись садящимся за море солнцем, едем дальше.
Вездесущие знаки Тёмы Лебедева
Планировали доехать до Светлогорска по дороге, идущей вдоль берега, но в какой-то момент она превратилась в крупную брусчатку (немцы же). Узнали у встречного водилы, что трястись нам ещё минимум километра 2, и свернули в сторону материка на параллельную дорогу. Ехали через поля и деревни, периодически дожидаясь Олега, у которого разболелась коленка - он не мог ехать с нашей скоростью.
До Светлогорска добрались уже затемно, довольно измождённые - 80 км немаленький километраж для первого дня, да ещё и при сильном холодном ветре.
Ещё сильно заранее был забронирован номер в гостинице "Золотая бухта" на 4 человек + диван всего за 2800р на всех - для курортного города очень неплохо. В нашем распоряжении оказались целые двухкомнатные апартаменты в подвальной пристройке с отдельным входом. Плотненько поужинали в кафе "Маленькая Венеция" (несмотря на название, вполне себе сковородкой с мясом и грибами), и спать.
Жили в самом центре, в минуте ходьбы от Царевны-лягушки, или как там её