Для начала немного статистики. Эльбрус – спящий вулкан, его высота 5642 м – это самая высокая точка Кавказа и Европы. Последнее извержение Эльбруса произошло 900 лет назад, причем на расстоянии в 700 км от вулкана слой пепла достигает 70 см. Некоторые ученые считают, что Эльбрус может проснуться снова уже в нашем веке. Впервые восхождение на Эльбрус совершил карачаевец Килар Хачиров в 1829 году.
Желание забраться на Эльбрус пришло ко мне после того, как я в одном из отчетов на форуме Винского прочитал, что не нужно иметь разряд альпиниста, чтобы совершить восхождение, а достаточно быть в хорошей физической форме. Исследование интернета подтвердило это.
Многочисленные туристические фирмы обещали, что с помощью их гидов на Эльбрус могут залезть даже безногие карлики. Предлагались различные варианты восхождения практически в любое время года. Свой выбор я остановил на компании, у которой есть офис в Терсколе – это посёлок у подножия Эльбруса. Название компании и телефоны могу скинуть в личку. По имейлу списался с ними и попросил забронировать гостиницу и подобрать гида для восхождения. Я специально не хотел идти в группе, так как не хотел быть обузой, если вдруг в группе будут одни молодые лоси-альпинисты. Мои друзья отнеслись к идее о восхождении без особого интереса, поэтому решил ехать один. Компанию мне составила моя жена Галя, которая на саму вершину не пошла, но зато сопровождала меня на всех акклиматизационных выходах.
Изучая тему Эльбруса, узнал, что в среднем ежегодно на склонах Эльбруса погибает 10-15 человек. В основном гибнут из-за того, что внезапно портится погода, ухудшается видимость и падает температура (зимой до -50). В таких условиях очень трудно найти правильную дорогу. Если прошел свежий снег, а снег там идет довольно часто, то тропу тут же заметает. А ночевка на склонах Эльбруса - это вероятность 90% уснуть и больше не проснуться. Если идти наугад, то велика вероятность упасть в трещину, которых, как я сам видел позже, довольно много, причем многие трещины засыпаны снегом и их трудно разглядеть. Вся эта нерадостная информация добавила поездке немного перца.
Что касается экипировки, то одежду решил подготовить свою, а альпинистские железки (ледороуб и кошки) решил взять на месте в аренду. Список необходимого снаряжения можно найти на сайтах турфирм. Не угадал только с ботинками. Пришлось взять в аренду пластиковые ботинки, которые не гнутся, но хорошо держат тепло и при этом не промокают. Днём, когда спускались вниз, на солнце снег таял, местами превращаясь в мокрую кашу. Еще важно не забыть солнцезащитный крем и очки с защитой от УФ-излучения, иначе лицо мигом обгорит и превратится в жуткую маску.
Самолётом мы долетели до Минвод, где нас уже встречал водитель от турфирмы. Водителя звали Заур и он на своей видавшей виды девятке лихо помчал нас до гостиницы. Трансфер этот был для нас почище американских горок, так как тормозами Заур в принципе не пользовался, в том числе на горном серпантине. По дороге машина несколько раз ломалась, чем ставила Заура в полный тупик, поэтому мне пришлось вспомнить, как проверяют «искру» и прочие нюансы реанимирования изделия советского автопрома. В одном месте попался участок дороги метров 100, совсем недавно снесённый в реку оползнем. До отеля добрались уже в сумерках, отель назывался "Пансионат Эльбрус" - довольно приличная 3-звездочная гостиница, но расположена не совсем удачно, в 8-10 км от подъёмников. Лучше выбирать отель у подножия горы Чегет, там самое удобное и оживленное место, полно кафе и торговцев сувенирами.
Пансионат «Эльбрус»
Утром следующего дня мы встретились с нашим гидом Сашей, доброжелательным хохлом. По программе у нас был акклиматизационный выход на гору Чегет высотой 3500 м. Было очень жарок и перед восхождением я предложил Саше выпить по кружечке пива. Саша как-то странно посмотрел на меня и отказался, чем сильно насторожил меня. Уж очень опасаюсь я трезвенников, от них можно ожидать чего угодно… На канатке добрались до 2500 м, а оттуда пошли пешком. Половину дороги Саша вёл нас какой-то экстремальной тропой, на которой можно запросто сломать шею. По дороге у нас проверили документы пограничники, без специального пропуска дальше не пускают. На вершине Чегета уже тусовалось 15-20 человек, в том числе компания немцев. Где то здесь я потерял свой мобильный телефон – дань богу Горы.
Тусняк на вершине Чегета:
Вид на Эльбрус с вершины Чегета
Мы тоже провели на вершине около часа, это полезно для акклиматизации. При спуске с горы сбылись мои худшие ожидания и сильно разболелось левое колено из-за старой травма мениска, но я старался держаться бодряком, чтобы Саша не снял меня с маршрута. Повторное предложение попить пивка Саша не стал отклонять (нормальный человек оказался!) и к концу дня, опустошив изрядное количество бутылок, мы с Сашей расстались самым тёплым образом. Всё-таки, что ни говори, а пиво - незаменимый катализатор хороших человеческих отношений.
Следующие два дня были посвящены акклиматизационным выходам. С учётом того, что с нами была Галя, гид подобрал такие маршруты, чтобы было что посмотреть. Один день мы посвятили походу по долине Адыл-Су и в ущелье Шхельды к леднику под названием «Улыбка Шхельды». Впечатления получили незабываемые. Горы, живописные склоны, бурная река, чистейший воздух, чириканье птиц – всё это мощный энергетический коктейль, добавляющий жизни в наши измученные городской жизнью тела.
Справа внизу на фото виден край ледника, сразу из под которого вытекает довольно мощная река
На скалах несколько раз видели памятные таблички, вот как, например, эта:
Противолавинная пушка:
По дороге наткнулись на пост пограничников. Самих пограничников там не нашли, видимо ушли полежать в тенёчке. Зато нашли там вот такой деревянный компас:
На третий день сходили к водопаду «Девичьи косы», который находится недалеко от обсерватории на горе Терскол.
После горы половили форель в небольшом пруду, причем специально обученные люди тут же пожарили форель на углях – вкуснятина! Рыбалка, правда, платная – платить нужно за каждый килограмм выловленной рыбы.
Вот эта форель, а ниже хичины – местные лепёшки с сыром.
По дороге заехали на источник минеральной воды, который местные называют «Нарзан». Вода вкусная, но в бутылках она становится жуткого коричневого цвета уже через 2-3 часа, видимо окисляются соединения железа.
Восхождение
План Горы
В день, когда мы должны были поехать на Гору, сломалась погода, и мы сутки просидели в отеле. Время провели не только без пользы, но еще и умудрились отравиться пищей. На следующее утро более-менее распогодилось и, упаковав большой рюкзак, мы отправились вместе с гидом к канатной дороге. На южном склоне Эльбруса расположены три очереди канатной дороги. В первых двух перемещаешься в вагончиках, а на последней канатке – одиночных креслах. Рядом с последней станцией канатки находится приют «Бочки», в который мы и заселились. Высота 3700 м.
Здесь, после краткой экскурсии, жена Галя покинула меня, отправившись вниз в отель.
Жили мы не в самих бочках, а в квадратных домиках, стоящих неподалёку. В домиках площадью 12-15 метров сколочены двухъярусные нары на 10 человек. Удобств минимум. Умываться негде. До туалета нужно бежать вверх по крутой горке, а сам туалет - это полный зиптец. Но спасибо и на этом, в конце-концов мы же сюда не отдыхать приехали. Зато у нас был свой повар, готовивший сразу на 3 группы восходителей. Аппетит у всех кроме меня был зверский, ни у кого признаков горной болезни на этой высоте не наблюдалось.
«Бочки»
Вокруг приюта расположилось много «диких» восходителей, которые ночевали-дневали в палатках. Вообще, такое ощущение, что 50% людей располагались именно в палатках, так как емкость бочек относительно небольшая.
Сразу после заселения в бочках гид потащил меня на акклиматизационный выход к скалам Пастухова, это примерно 4600 м. Мы нацепили на ботинки кошки и отправились вперёд. Сначала шли довольно бодро и быстро дошли до приюта одиннадцати, это высота 4100 м.
Приют 11. На заднем плане виден обгоревший остов приюта, построенного в 1939-м годуи сгоревшего в 1998-м.
После Приюта 11 я начал быстро сдуваться. После вчерашнего отравления меня мутило, а на высоте стало мутить еще больше. Заболела голова, а ноги стали как ватные. Ко всему прочему испортилась погода, температура упала значительно ниже нуля и поднялась пурга. А когда выходили, температура у бочек была +15 и я оделся совсем легко – бейсболка, ветровка и спортивные штаны. Короче, думал, что умру там. А гид, злодей, говорит, что скалы Пастухова – ключевая позиция во всей программе восхождения, если мол, не взойдешь, то отправлю тебя вниз. В жизни не помню, чтобы мне было так хреново. Иду, еле передвигаю ноги, а в голове только мутный поток матерных слов, ругаю себя-дурака, гида-фашиста и Пастухова, который эти чертовы скалы открыл. Здоровья мне этот акклиматизационный выход не прибавил, это точно. Кроме того, у меня появилось большое желание свалить вниз и закончить эти мучения. Весь вечер я серьёзно подумывал этот вариант, но уже ближе к ночи решил, что пойду вверх. Попытка — не пытка, попробовать нужно, вряд ли будет второй шанс.
Ночью разразилась гроза, наш домик трясло от ветра и града. Вместо фундамента у домика были несколько неустойчивых камней, так что было немного не по себе. Домик, в котором располагалась кухня, в эту ночь заметно завалился набок.
Следующий день был днем отдыха, только минут 30 посвятили ледовым занятиям, учились падать вниз по склону и цепляться ледорубами. Ничего, даже прикольно, только одежду сильно промочили. Погода весь день стремительно менялась, и не было гарантии, что утром можно будет идти на гору.
Подняли нас в 2 часа ночи, один час на завтрак и сборы, и в 3.00 мы со всей амуницией загрузились на ратрак и оправились вперед, к подвигам и свершениям. Небо было чистое, звезды светили совсем рядом, мигал оранжевый фонарь ратрака, гудел дизель - мне эта картина запомнилась на всю жизнь. По склону Эльбруса уже двигались огоньки - это светились налобные фонарики самых нетерпеливых туристов. После 20 минут езды мы высадились у скал Пастухова. Ну всё, теперь только вперёд! Ночью тропу почти замело, но Саша без труда находил нужную дорогу. Мы пошли не очень быстрым, но ровным темпом. На удивление, я чувствовал себя хорошо и мы даже обогнали несколько групп. Без остановки мы шли около четырех часов, встретив в пути рассвет. По пути мы обгоняли людей, которым было очень хреново. Некоторых выташнивало прямо на тропе. Ближе к скалам, которые расположены на склоне восточной вершины, я заметил, что у Саши начали заплетаться ноги и он стал слишком часто останавливаться, обвисая всем телом на лыжных палках. Я, конечно, тоже порядком устал, но Саша - это же железный человек и это восхождение для него должно быть обычной прогулкой. Видимо что-то съел или перебрал накануне лишнего.
Народ поднимается из седловины по склону западной вершины
В седловине между двумя вершинами мы сделали привал. На часах 7.25. GPS-навигатор показал высоту 5340 м. Саша сел на свой рюкзак и минут 20 не подавал признаков жизни. Я от нечего делать немного пофотографировал, попил чай и сочинил вот такой стишок в японском стиле:
Гиду хуёво
А я и рад
Не будет больше меня мучать, сцуко
На самом деле мне было жалко Сашу, и я предложил ему не подниматься со мной, но он собрался с силами и мы пошли дальше, вверх по склону западной вершины.
Саша медитирует
Вид из седловины
На первый взгляд оставалось идти совсем немного, но, несмотря на отдых, идти уже было гораздо труднее. Во-первых, тропа довольно крутая, мы даже достали ледорубы, которые до этого лежали в рюкзаках, а во-вторых, стало не хватать воздуха. Шли в зомбическом темпе – 15-20 шагов в минуту. Быстрее не получалось, сразу появлялась одышка и сердце начинало колотиться как ненормальное. Остальной народ, кстати, тащился по этой тропе примерно в таком же темпе. Здесь нам попался навстречу бодрый старичок-боровичок, он уже успел сходить на вершину и спускался вниз. Монстр!
Когда до вершины оставалось примерно 20 минут хода, сильно заболела голова. Примерно в это же время засуетились гиды – портится погода! К горе приближался зловещий грозовой фронт, усилился ветер. Но до вершины оставалось совсем немного и Саша не стал настаивать на немедленном спуске, тем более что на самой вершине было ясно, непогода разворачивалась ниже. И вот, последний рывок, и наши усталые тела уже на самой вершине. На часах 9.20, высота 5642 м. Это свершилось, аллилуйя!
На вершине
Фаллический камень слева – это и есть высшая точка
С чувством глубокого удовлетворения водружаю на вершине наш корпоративный флаг. Фоткаемся на фоне камня, который торчит на самой макушке вершины, – как-никак самая высокая точка Европы. На вершине довольно тесно, около двух десятков людей тоже пытаются увековечить свой мегауспех. Красота вокруг неописуемая. Под клубящимися внизу облаками видны многочисленные вершины Кавказского хребта. На фотографиях не передать и десятой доли этого простора и величия гор. Но непогода не даёт нам полюбоваться пейзажами, и даже отдохнуть мы толком не успеваем, галопом помчавшись вниз. По дороге я немного подвернул здоровую ногу и стал хромать сразу на две ноги. Здорово выручили трекинговые палки – обязательный атрибут всех восходителей на Эльбрус. Ближе к ненавистным скалам Пастухова мы по мобильному телефону вызвали ратрак, который примчался через 30 минут.
Ратрак
Кстати, заказать ратрак – довольно дорогое удовольствие – 200 евро, но желающих проехать в нём всегда предостаточно, вот и в этот раз внизу уже толпилось около 15 человек, которые и разделили с нами расходы. Ближе к 12 дня мы были уже на бочках. По плану нужно было провести здесь еще одну ночь, вроде бы это нужно для постепенной акклиматизации, но я решил ехать вниз – к любимой жене, тёплому душу и холодному пиву. Внизу на удивление быстро прошла больная голова и вообще, к вечеру чувствовал себя нормальным человеком.
Оставшиеся два дня посвятили прогулкам и покупке сувениров. В основном там торгуют одеждой – всевозможными изделиями из шкур и пуха. Изделия качественные и недорогие, например, большой свитер – 300 руб., национальные шапки – по 100 руб.
В день отъезда за нами заехала машина - видавший виды фольксваген-джетта. За рулём была боевая бабуля. Она сразу же врубила кассету с Валерием Леонтьевым и вдавила педаль газа до отказа. Под визг шин на поворотах и под весёлые завывания Леонтьева бабушка-камикадзе домчала нас до Минвод за каких-то два часа. При нормальном раскладе, если за рулём водитель со здоровым рассудком, на это же расстояние требуется 3 – 3,5 часа.
После приезда зарегистрировался на сайте программы «7 вершин». Чем чёрт не шутит, может всё реально, тем более что на октябрь уже куплены билеты на Килиманджару.