Река Умба, протекающая в центральной части Кольского полуострова, - довольно известное место среди сплавщиков, большинство коих ходит туда на катамаранах, чтобы либо получить первые навыки махания катамаранным веслом, либо покатать девчонок и новичков. Категория сложности самой реки – двойка, с элементами третьей и четвертой категории сложности. Это совсем несерьезно для серьезных катамаранщиков, и, напротив, на пределе возможностей для КНБ (каркасно-надувная байдарка). Не знаю как бы повела себя наша старушка-вуокса, мы в этот раз взяли «Викинг», у которого надувные баллоны как у «Щуки» и одна труба посередине над килем, это типа элемент каркаса, единственный, который гнуло ломало сразу же при вхождении даже в двоечный порог, и дальше плыли уже как слизь на одних баллонах, что никоим образом не умаляло эстетического удовольствия даже на фоне бесконечных моральных травм, причины коих я описал выше. В идеале, конечно, такие реки лучше ходить на "Скауте" - не так скучно как на катамаране, и не так опасно как на КНБ. Для маньяков-каякеров, плавающих на пластике и прыгающих в водопады 6-ой категории, будет тоже весьма интересно размяться на Умбе, посмотреть природу и несколько раз покататься на самых интересных порогах: Падун на самой Умбе, который находится примерно на 8 км ниже моста заброски под Умбозером и оценивается в 4 категорию сложности (единственный четверочный порог на реке), и Низьменский Падун (3 к.с.), который можно в принципе идти без просмотра, что мы и выяснили совершенно случайно. Чайникам-байдарочникам настоятельно рекомендуется обносить Падун 4 к.с., на левом берегу которого находятся памятники и памятные доски четырем сплавщикам, которых Богиня Умба решила оставить себе в скучные для Богов годы. Мы в принципе тоже чайники, самое сложное что мы проходили на байдарке прежде – это Большой Толли на южной Шуе, который оценивается в твердую троечку, но надо же когда-то учиться. После прохода Падуна я не рискнул кататься на нем еще раз как это сделали наши двое попутчиков на Щуке-четверке. Очень, очень некомфортно идти по порогу, который швыряет тебя как ссаного котенка и когда чувствуешь что едва успеваешь сделать хоть что-то чтобы не перевернуться. Наши спасжилеты были совсем не предназначены для порогов 4 кс, поэтому я запихал в них по 3-4 литра пластиковых бутылок (ибо конструкция позволяла), а после прохода Падуна решил что пора разоряться на нормальные спасжилеты, пусть они тяжелые и не могут использоваться как поролоновые еще и вместо коврика под палаткой, зато будет больше шансов не сдохнуть.
ЗЫ
Спасжилеты и страховка с берега обязательны! Кто в Умбе утонет, тот больше купаться не будет! Удобнее всего страховать на последней трети порога, на первой из трех бочек, там удобный мыс на котором я утопил свой фотоаппарат когда готовился одной рукой страховать а другой снимать видео, поэтому ролик только один (уже год как охладел к фотографии и путешествую без фотоаппарата, купил по настоянию жены, как знал что утоплю поэтому купил первый попавшийся самый дешевый Пентакс, впрочем после хорошей просушки дома он опять заработал! Слава Пентаксу!). Мыльница конечно не передает всей красоты и всего ужаса от массы воды, даже скорее преуменьшает ее, лучше езжайте сами и смотрите собственными глазами. Я бы вернулся в июне, в половодье, но сначала пожалуй пройду пару-тройку рек с многочисленными порогами-трешечками, очень, очень мне не понравилось чувствовать себя ссаным котенком в стиральной машине.
Как видно из киношки, мы затупили в самом начале – я боялся влететь в самую страшную бочку возле правого берега (там потом два раза смывало за борт одного из ребят на «Щуке» когда они катались по порогу во второй раз, но все обошлось – ребята были подготовленные), поэтому мы шли слишком близко к левому берегу и когда нас подхватило течением идущим налево от острова, в бочку-каркасоломку, мы еле выгребли чтобы не влететь в остров и обошли его справа, черканув кормой по скалам, при этом я рулил веслом в бочке и чуть не потерял весло когда его затянуло под лодку на долю секунды (мне тогда показалось что прошло не меньше полминуты), еле вытащил весло корпусом удерживая лодку чтобы не перевернулась. В идеале нужно проходить по языку в центре правой протоки, между двух бочек. Потом идет приятная быстрая струя, после валы где нас колбасит по полной, ну а дальше за поворотом, где уже снято только видео пейзажа, идут три бочки – сначала по левому берегу, потом по правому, и снова по левому, во второй бочке в 1975 году утонул парень, памятник которому стоит на берегу, как пишут в Лоциях по Умбе – парень был без спасжилета. Я решил не искушать судьбу в одной байдарке с хрупкой женщиной, поэтому мы не пошли по главной струе огибая все бочки (все равно бы затянуло во вторую – там выгрести почти нереально), а схалявили и сползли по камням вдоль левого берега в первую бочку, по струе обошли вторую и вырулили направо перед третьей. Предлагаю такой вариант прохода для чайников и/или в очень высокую воду. Кстати, к "Щуке" приделывали наружный каркас из двух труб - по одной вдоль каждого борта - и этот каркас тоже ломало в первые секунды прохождения "Падуна".
Тут фоторепортаж временно прекращается по описанным выше техническим причинам, но тем не менее –
Продолжение следует!
-