Подняла я свой старый рассказ по Форарльбергу и обнаружила, что некоторая часть была анонсирована, но так и не описана.
В частности, наш знатный «факап» в горном районе Silvretta, который я, наверное, буду помнить всю жизнь. По крайней мере, пока мне не довелось больше испытать ту степень отчаяния, сопряжённой с физическим истощением и уверенностью, что я тут так и останусь в горах, которые у меня были в тот день.
Облазив всё, что было легко досягаемо на общественном транспорте, мы искали для себя новые места для хайкинга.
Зная о
самой высокой точке Форарльберга, горе Piz Buin 3312 м (интересно, что даже серию солнцезащитных средств так назвали!), увидели, что рядом есть водохранилище, от которого отходят интересные маршруты по ожидаемо красивым горам. Несколько опасаясь горного серпантина при поездке на машине, в конце концов нашли, что и на автобусе это место достижимо.
Это
автобус L85, который идёт 1ч 5 мин от Шрунса. Расписание можно посмотреть здесь:
http://www.montafonerbahn.at/verkehr/fahrplan_bus.shtmlПоехав чуть ли не первым автобусом и наметив для себя
маршрут протяжённостью 11,3 км (
на 4 часа, ну с поправкой на наш темп, на фотографирование – 5 часов), мы даже, наивные, взяли с собой купальные принадлежности, чтобы на обратном пути в тот день расслабиться в бассейне в Блуденце. Не пришлось …
Итак, автобус вёз нас по панорамной высокогорной трассе
Silvretta Hochalpenstraße https://www.silvretta-bielerhoehe.at/en ... penstrasse С пассажиров автобуса тоже
собирают деньги за проезд по платной дороге, не только с автомобилей и мотоциклов. Мы заплатили по 4 евро (все цены – на сайте выше).
Пропускной пункт:
Что сказать про саму дорогу – круто во всех смыслах. Конечно, как на других панорамных дорогах Австрии, предусмотрены «карманы» для остановки.
Некоторых нестойких товарищей тошнило. Так что, если знаете за собой такую слабость – примите заранее соответствующие медикаменты.
Большим облегчением было выехать на более прямую дорогу, когда показалась озеро – первая часть гидротехнической системы.
Ещё немного
и мы на месте. Виден немного наш жёлтый автобус и, собственно, большая стоянка с разметкой для различных видов автотранспортных средств:
Можно прогуляться по плотине:
Кстати, я в части про Lünersee приводила картинку разветвлённой сети водохранилищ, искусственных и естественных озёр Форарльберга, соединённых в одну гидротехническую систему, с помощью которой вырабатывается достаточно большой объём потребляемой в этой земле энергии. И
Silvrettastausee (с объёмом хранения 38,6 млн.куб.м) – одно из таких озёр.
Проект 2014-2018 гг подразумевает расширение мощностей, так что сверху можно увидеть находящийся в долине городок рабочих:
В районе остановки на озере есть, конечно, и где разместиться,
и где поесть …
Виды – ослепительной красоты:
Но это, наверное, можно ожидать на всех подобных сооружениях, я даже не могу выделить, какое из увиденных озёр с дамбами самое-самое: Silvrettastausee в Земле Форарльберг, Kaprun Hochgebirgsstauseen в Земле Зальцбург или Kölnbreinspeicher в Земле Каринтия.
Полюбопытствовав, почитали стенды с историей плотины (строительство было начато аж в 1938 г.), сверились с указателями, и начали свой путь:
Вот дамба с обратной стороны к озёру:
В принципе, поначалу ничего не напрягало, шлось бодро, погода хорошая (
начало июня, только открылось движение по панорамной дороге):
Встречающиеся речные потоки и участки снега не настораживали (ещё раз повторюсь – июнь же):
Сейчас, конечно, я знаю, что это такое, если соединить в воображении такие вот нагромождения камней со снегом:
Но, пока мы шли, для меня всё это ничего не значило, гораздо большее внимание привлекла увеличивающаяся крутизна склона, по которому шла проложенная тропа:
Видно озеро Vermuntstausee
и уезжающий автобус:
Стали встречаться вот такие участки:
Оглянулась – дамба еле видна, вроде как много уже прошли, жалко возвращаться, легче завершить намеченный круговой маршрут:
Дальше – больше: снег и вода глубже, размытая почва
Но ведь проходится же, да и виды манят:
А надо было остановиться… хотя бы перед достаточно широким потоком, который был преодолён не так чтобы уж и просто:
Но мы идём дальше:
И я даже не могу определить точно в какой момент увеселительная, ни к чему не обязывающая прогулка, превратилась в операцию на выживание.
Мы начали проваливаться по щиколотку и выше:
Позднее ситуация ухудшилась: вся нога могла провалиться
Вспомните фото с нагромождением камней, покройте это всё снегом, и вы поймёте, что, глядя на целое поле снега перед собой, был уже страх идти вперёд, ведь не знаешь, что будет на следующем шаге: провалишься по щиколотку, по колено или по пояс в расщелину между острых камней:
Опасения были не безосновательными ((( Мы несколько раз не только глубоко проваливались, но и не могли выбраться самостоятельно, другой должен был, обжигая снегом руки, откапывать. Повредили/лишились двух палок, теперь было по одной на каждого.
Пришла в голову дурная мысль просто без тропы спуститься вниз, вот она цивилизация, озеро Vermuntstausee, до которого вроде как рукой подать:
Чем это закончилось? Я подскользнулась и начала движение по снежному пласту вниз. Единственный способ затормозить, который в этой патовой ситуации пришёл в голову - валун с острыми краями впереди, как-то ухитрилась направить движение к нему, стукнулась, остановилась. Какие ушибы/синяки/ссадины у меня потом были – умолчу.
В-общем, поняв, что надо придерживаться по крайней мере тропы, попытались по навигатору, который был уже на издыхании, вернуться на неё.
А чтобы выбраться на официальный путь - надо снова набрать высоту (((
И пошли мы дальше, проклиная всё на свете, потеряв всякую надежду выбраться засветло.
Несколько раз теряли и вновь находили тропу, тоже на это время ушло.
Между тем, телефон (навигатор уже окончательно разрядился) показывал, что всего километр до некоего моста, по которому можно пересечь горную речку и, перейдя на другую сторону, начать движение по кольцу, уже по более пологой местности, обратно.
Этот 1 км мы шли 3 часа (!)За это время мы несколько раз попытались приблизиться к речке и оценить возможность перейти её, но реального брода, какого-то места, чтобы не вымокнуть, мы не нашли, да и приблизиться непосредственно к берегу оказывалось неподъёмной задачей из-за камней и/или снега.
Пришлось пройти весь путь. И в каком же шоке мы были, увидев, что это за «мост», который мы искали! Что-то типа рельсов с шагом около 1,5м или больше:
Как пройти «это» без перил?
Поданный пример не вдохновил, но делать было нечего: легла на рельсы и проползла над речкой.
Обратный путь прошёл как будто на автопилоте:
Единственное, что заставило встрепенуться – хижина/приют. Так как уже темнело и до ближайшего населённого пункта даже не представляли, когда доберёмся, возникла идея здесь переночевать. Но она была забракована после попытки пойти в направлении неё с провалом по пояс в снег.
Видна уже даже локальная автодорога:
Выходим на грунтовку, впереди мерещится (от пережитого) самолёт:
Оказалось, такой вид принимала строительная площадка издалека.
Кто-то не потерял чувства юмора … или не прошёл такой путь, что мы прошли, а то бы сердечки не рисовал:
Ещё с этого места около получаса шли до остановки автобуса, который уже часа три, как прекратил ходить:
Прошли по автомобильной дороге некоторое время, и нас нагнал автомобиль с парой в возрасте, которые поинтересовались, не нужна ли помощь, куда нас подвезти.
В нашем положении не стоило жеманничать и отказываться, попросили довезти до Шрунса. Высадив женщину в каком-то из проезжаемых мимо посёлков Монтафона, мужчина стал интересоваться дальше, а как добирались сюда и как планировали обратно ехать. Начался, как некстати, дождь. Я упомянула, что если бы мы доехали до Блуденца, то теоретически успели бы на Railjet до Фельдкирха, в таком случае не искали бы ночёвки в Шрунсе. Зря я это, может, сказала, потому что водитель, не останавливаясь в Шрунсе, погнал дальше. Активно я запротестовала, когда мы и Блуденц проехали, но этот поток протестов был остановлен заверениями в том, что это его не слишком затруднит (это в дождь, при части пути по узким дорогам, и в десятках километрах от его местожительства!), что каждый бы помог выбраться, и т.д. Когда мы приехали, он и от денег отказался.
Что сказать, мы не раз становились свидетелями бескорыстности австрийцев. У них, в отличие от тех же голландцев, деньги перед глазами не стоят. Было ещё пару случаев, не таких экстремальных, когда мы не голосовали, но около нас останавливались и подвозили. Случаев, когда люди задерживаются в обеденный перерыв или в конце рабочего дня, чтобы тебя обслужить, даже не считаю…
Возвращаясь к описанной истории, скажу, что наметив такой вот маршрут,
мы его не закольцевали, пройдя от точки D напрямую к Vermuntstausee.
Не предвещавший ничего плохого по протяжённости и высотам путь, вылился в условиях июньского снега в то, что
2,1 км между точками B и C (промежуток между фото с широким потоком воды и фото с мостиком)
нам пришлось преодолевать чуть ли не 7 часов(!).
Полученные уроки следующие:-
первый и самый главный: надо научиться вовремя останавливаться (короткий путь – это знакомый путь);
- девайсов мало не бывает (разрядившиеся на холоде и при длительной работе навигатор и два телефона доказывают это);
- каким бы лёгким ни казался намеченный путь, надо иметь с собой минимальный набор предметов для выживания/возможной ночёвки;
- придерживаться официальной тропы;
- объективно оценивать имеющуюся экипировку vs текущие условия на маршруте;
- объективно оценивать официальное время прохода маршрута vs текущие условия на маршруте;
- ну и на будущее (если я когда-нибудь намеренно захочу устроить снеговой поход … что вряд ли) – нелишними будут бахилы, чтобы исключить проникновение снега между брюками и ботинками, а также снегоступы.