Хоэнемс позиционируется управлением по туризму как «город для проведения досуга», я бы сказала – для культурного досуга. Для такого небольшого городка, каким он является (с населением около 15 тысяч человек), в нём на удивление много музеев. Кроме того, в нём проводится
фестиваль «Шубертиада».
Самые раскрученные достопримечательности помимо музыкального фестиваля – это дворец в стиле Ренессанс, где нашли рукописи «Песни о Нибелунгах», и крупный Еврейский музей с одноименным кварталом.
Музеи в основном открыты с начала мая по начало октября и, особо не заморачиваясь, используют
сайт Шубертиады для информации о себе
http://www.schubertiade.at и единую ценовую политику: вход 7 евро в музеи ниже, есть комби-билет на 5 музеев.
Произведения, исполняемые во время фестиваля – классика: Шуберт, Бах, Бетховен, Моцарт, Гайдн, Шуман, Брамс, обязательно исполняются и песни Шуберта. Основное место проведения концертов - Markus Sittikus Hall. Там расположен
Музей города Хоэнемс и песни о Нибелунгах – Hohenems- und Nibelungenlied-museum (Graf-Maximilian-Straße 3, VC)
Здесь собраны некоторые экспонаты, относящиеся к истории города и известным его уроженцам, но в основном у музея литературно-музыкальная направленность, как и у других, про которые будет сказано дальше.
«Песнь о Нибелунгах», о которой многие слышали, а некоторые читали – германский эпос, который дошёл до наших дней в самых различных редакциях, три из них – наиболее древние, пергаментные рукописи XIII века. И в свою очередь из этих трёх – две были найдены в Хоэнемсе, в помещениях дворца: в 1755 г. так называемая рукопись C была обнаружена Jakob Hermann Oberrait (сейчас находится в Императорской библиотеке Donaueschingen), другая – рукопись A – обнаружена Franz Joseph Wocher (сейчас – в Баварской государственной библиотеке München).
Раньше я ничего не знала о делении на разные редакции, в частности и в изданной ещё в СССР книге в рамках 200-томной Библиотеки Всемирной Литературы не упоминалось в сопровождающей статье, какая же именно редакция взята для перевода.
Хотя, может быть, какая разница, ведь любой народный эпос, передающийся из века в век, обрастает новыми деталями.
Когда устное творчество стало письменным – примерно известно, в конце XII-начале XIII века, но вот автора, который объединил существовавшие до него сказания и творчески их переработал, как поэт – мы не знаем.
Из сцен к фильму о Нибелунгах 1924 г.:
Небольшая экспозиция «в тему» идёт о «Кольце Нибелунга» - цикле опер Рихарда Вагнера (создана к 200-летию композитора).
Музей представляет также материалы о людях искусства, имеющих корни в Хоэнемсе: канторе Венской синагоге Salomon Sulzer (который осуществил реформу литургии и традиционной музыки синагоги), бродвейском композиторе Sigmund Romberg, нью-йоркском архитекторе Ely Jacques Kahn
а также князе-архиепископе Зальцбурга Marcus Sitticus, кто внёс вклад в формирование архитектурного стиля Зальцбурга и благодаря кому первый раз за пределами Италии была поставлена опера;
и Dichter Rudolf von Ems, кто написал «Хроники» - одно из самых популярных произведений Средневековья. Страница «Хроник»:
Последние два происходили из прославленного графского рода. Их
родовой замок - Alt-ems – был построен в XII веке. ‘Alta-Ems’ тождественно ‘Hohen-ems’ (лат.->нем.). Собственно, история поселения неразрывно связана с историей
графов Эмс, которые были очень могущественны (наряду с графами Монтфорт) и владели большими землями. Сейчас от этого замка лишь руины, я не стала к ним подниматься. Хотя с 2006 г. ведутся восстановительные работы, чтобы сделать руины доступными для осмотра, и в 2014 г. стали туда пускать. Замок в своё время был достаточно большой и позиционировался как «самый крупный в Южной Германии», тогда территория графов была как-то связана с немецкими землями. Людвиг Баварский издал в 1333 г. в Мюнхене приказ о даровании Хоэнемсу всех прав и свобод императорского города Линдау, но Хоэнемс «воспользовался» этим правом лишь недавно. Это
самый молодой город Форарльберга, т.к. статус города он получил лишь в 1983 году.
Кроме «Старого» замка есть и «Новый».
Neu-Ems или Schloss Glopper был построен в 1343 году Ulrich I. von Ems с разрешения Людвига Баварского, т.к. старый уже не вмещал многочисленное графское семейство.
Во время Аппенцельских войн оба замка были разрушены, затем в скором времени восстановлены. Оба сейчас находятся в частном владении семьи Waldburg-Zeil, но если сейчас о старом замке можно лишь судить по репродукциям, то Новый замок здравствует и поныне, правда туда не пускают.
В 16 веке, когда был упадок могущества знатных родов, власть графов Эмс наоборот укрепилась со свадьбой на девушке из рода Медичи, брат которой получил папство. Ещё интересный факт, что в 1613 г. этой знатной семьёй были приобретены графства Вадуц и Шелленберг. После смерти последнего из рода Franz Wilhelm Maximilian von Ems в 1759 г. их старые владения в 1765 г. перешли Австрии, а Вадуц после различных тяжб, как известно, образовал княжество Лихтенштейн.
От истории возвращусь к музеям.
Музей Франца Шуберта – Franz-Schubert-museum (Marktstraße 1, BC/VC)
Само здание не имеет отношения к венскому композитору. Это бывший дом викария, построенный во времена рождения Шуберта. Но здесь с любовью хранят память о композиторе, собрано большое количество сборников композитора, письма, некоторые вещи того времени, посмертные маски. Бросается в глаза вездесущая песня «Прекрасная мельничиха»:
В отдельной комнате люди сидят, слушают песни Шуберта. Мне было любопытно зайти в этот музей, но это было слишком для меня )
Отправилась в
Музей музыки и музыкальных записей Вальтера Легге – Musik- und Schallplatten-museum (Marktstraße 5, BC/VC)
Я его не знала, но привлёк анонс выставки «Каллас навсегда». Уже в музее обнаружилось, что Вальтер Легге был первым и наиболее значительным продюсером и издателем классической музыки, основателем британского Филармонического оркестра. Даже было интересно почитать письма и телеграммы, которыми он обменивался со знаменитостями. Из тех, чьи имена на слуху, он работал с Гербертом фон Караяном, Яном Сибелиусом, Марией Каллас, Давидом Ойстрахом и другими.
Вальтер Легге родился в Великобритании, но вот музей его – тут. Наверное, не только потому, что Хоэнемс – музыкальный город, но и потому, что в каком-то смысле он связан с Австрией: с помощью этого продюсера появилась на свет первая студийная запись «Волшебной флейты» Моцарта.
Здесь же находится музей его супруги
Музей Элизабет Шварцкопф – Elisabeth-Schwarzkopf-museum (Schweizer straße 1, BC/VC)
Певица-сопрано, родившаяся в Германии, принявшая австрийское гражданство, чтобы петь в Венской опере, и получившая британское гражданство по мужу, она стала музой и партнёром Вальтера Легге до конца его дней. Умерла в Форарльберге, в Шрунсе.
В этом помещении размещается и бюро Шубертиады:
Т.к. в тот день мне было уже достаточно «музыкальной» информации, да и эту оперную диву я не знала, то в этот музей и в следующий
Музей оперетты «Дома трёх сестёр» Франца Шуберта – Dreimäderlhaus-museum (Marktstraße 6, BC/VC)
я не пошла.
А направилась в
Еврейский музей – Jüdisches Museum (Schweizer straße 5, вход 7 евро, BC/VC)
http://www.jm-hohenems.atРасположен он в великолепной Villa Heimann-Rosenthal, спроектированной швейцарским архитектором Wilhelm Kubly и построенной в 1864 г.
Музей хранит память о еврейской общине Хоэнемса, её вкладе в развитие Форарльберга, поддерживает связь с её потомками по всему миру.
Например, есть материалы о канторе-реформаторе Salomon Sulzer, уже упомянутом выше. Даже люди других конфессий приходили в Венскую синагогу послушать его голос.
Община существовала более трёх веков с XVII века, пока оставшихся людей не смела Вторая мировая война.
В 1850 г. община насчитывала боле 500 человек или 1/6 населения Хоэнемса. В 1939 г. оставалось лишь 8 человек, одним из которых была хозяйка виллы Heimann-Rosenthal. Все они были отправлены в концлагеря и убиты.
Личные вещи Heimann-Rosenthal:
Еврейские общины вокруг озера Констанц сформировались ещё в Средние века.
Они очень сильно зависели от воли местных правителей. Им было разрешено заниматься лишь торговлей и ростовщичеством, из-за чего они могли подвергнуться нетерпимости и агрессии со стороны христиан. Во времена эпидемии чумы в 1348-49 гг. нередки были антисемитские погромы и убийства, что повлияло на присутствие еврейского народа во многих местах.
В XVII веке политические и экономические амбиции графов Хоэнемса сподвигли их на формирование здесь еврейской общины. В 1617 г. граф Kaspar von Hohenems пригласил 12 еврейских торговцев с семьями из Южной Германии и Швейцарии (Rheineck) обосноваться в Хоэнемсе в надежде на толчок в развитии, в объеме торговли.
Религиозные традиции были очень важны для переселенцев. В то время была построена синагога, построен водный резервуар для омовения миква, граф отвёл место под еврейское кладбище.
Когда в 1765 г., после смерти последнего из династии, Хоэнемс перешел во власть Габсбургов, то община попала под существовавшие в империи анти-еврейские законы.
В XIX веке наблюдалось расслоение в жизни общины: богатые коммерсанты и бедные продавцы; владельцы производств и люди с низкооплачиваемым ручным трудом.
С введением конституции в Австро-Венгрии в 1867 г., евреи получили полные гражданские права, в т.ч. свободу перемещения (это же как отмена крепостного права или получение паспортов колхозниками в СССР!), и, вследствие этого, многие семьи покинули Хоэнемс.
Около 1900 г. растущие антисемитские настроения стали заметны особенно в Форарльберге и Тироле. Предрассудки и враждебность властвовали в политической жизни. А в Хоэнемсе даже дружба между евреями и не-евреями становится трудной.
В 1938 г., когда нацисты захватили власть в Австрии, показательно было то, что в Форарльберге по сравнению с остальными землями страны был самый высокий процент членства в нацистской партии. Поэтому исход был предсказуем.
Что касается в целом страны, на начало Второй мировой войны в Австрии проживало около 70 тысяч человек, классифицированные по нюрнбергскому расовому закону как евреи.
Их либо заставляли сначала переселиться в Вену, либо отправляли напрямую в концлагеря, чаще всего в Восточной Европе.
(Список отправленных вагонов из Вены, в каждом из которых около 1000 человек)
Пошёл поток беженцев. Из-за близкого расположения к швейцарской границе Хоэнемс стал важным пунктом пересечения границы, в частности, для евреев из Вены. На швейцарской стороне в непосредственной близости от границы, строились лагери беженцев, первым из которых стал Diepoldsau.
Официально переходить границу с Швейцарией можно было с паспортом, с визой.
Но не так уж много людей осознали необходимость бежать и имели такую возможность. Таким образом, большинство – 65 тысяч – были направлены в концлагеря, самой массовой депортацией стала депортация в Theresienstadt, начатая в июне 1942 г. Лишь 2000 человек выжили.
(Вернувшееся в Лихтенштейн письмо из Освенцима, адресата уже не было в живых)
В мае 1945 г. Тироль и Форарльберг были освобождены американскими и французскими войсками.
Что касается времени непосредственно после войны, то в оккупационных зонах Германии и Австрии собралось 250 тысяч евреев, большинство из которых было из Восточной Европы. Почти все из них хотели покинуть Европу. Беженцы собрались также и в лагере в Форарльберге, который был французской оккупационной зоной. Тысячи евреев прошли через Хоэнемс и Брегенц в период с 1945 по 1954 гг., для многих из которых это было лишь короткой остановкой перед их путешествием.
После 1945 г. Австрия представляла себя первой жертвой Гитлера. И по свидетельству организаций, занимающимся соответствующими исследованиями, немногие люди имели желание разбираться с проблемой антисемитизма и рассмотреть возможность пригласить обратно тех, кто вынужден был покинуть страну. Была возведена стена молчания, прошлое нацизма и разрушение еврейского наследия игнорировалось.
Из тех, кто не покинул Австрию, образовалась община в Иннсбруке, она была назначена правопреемницей довоенной общины Хоэнемса, в т.ч. по вопросам конфискованного, а затем проданного муниципалитету города, имущества. Австрийские власти, однако, не проявили заинтересованности в возврате имущества или финансовой компенсации.
Такой факт: в хоэнемской синагоге в 50х была размещено пожарное депо…Правда, в наше время там уже располагается концертное помещение, названное в честь ставшего известным кантора - Salomon-Sulzer-Saal.В дополнение к постоянной экспозиции, в музее регулярно проводятся специальные выставки и мероприятия, посвящённые сегодняшней жизни в многонациональной Европе, вопросам совместного проживания и вопросам миграции. Благодаря этому, музей известен далеко за пределами Форарльберга.
Предоставляется аудиогид на немецком, французском, английском языках.
Есть специальные места, где в наушниках можно посмотреть документальные материалы, например, интервью с содержавшимся в депортационном лагере человека, и сотрудником этого лагеря.
Сотрудники музея могут провести экскурсии как по зданию, так и по всему так называемому «еврейскому кварталу», включая в маршрут удаленное от центра еврейское кладбище. На сайте музея существует подробный банк данных по домам этого района, реставрируемого в последние годы. Если есть желание самому посетить кладбище (далековато – у Серной горы ‘Schwefelberg’), где находится около 500 захоронений, 370 надгробий которых более-менее сохранилось, то нужно обращаться за ключом в музей.
Трапеция, образованная улицами Marktstraße, Schweizer straße и Harrachgasse (пара из этих улиц ранее называлась Христианской (Christengasse) и Еврейской (Judengasse)) – это и есть
еврейский квартал.
Честно говоря, я не вижу, чтобы дома так уж тщательно, бережно воссозданы, как об этом пишут. Бросается в глаза какая-то заброшенность, ветхость некоторых из них.
Но некоторые – в первую очередь занятые музеями – очень симпатичные.
Туристический офис:
Важные исторические лица для Хоэнемса –
граф Kaspar von Hohenems, давший начало еврейскому кварталу,
и Carlo Borromeo (нем. Karl Borromäus) -
кардинал, архиепископ Милана, с которым, женившись на его сестре, породнился первый хоэнемский граф Jakob Hannibal I:
Marktstraße еврейского квартала выводит к приходской церкви и дворцу, имеющим отношение к Carlo Borromeo.
Кардинал, позднее канонизированный, стал покровителем Хоэнемса, в честь него названа
Приходская церковь Святого Карла - Pfarrkirche St. KarlЦерковь в стиле позднего барокко была построена архитектором Jakob Scheiterle на основе бывшей Hannibalkirche (1576-1580 гг., арх. Esaias Gruber) в 1797 г., а в 1806 г. освящена в честь святого.
Потолочные фрески 1798 г. созданы Andreas Brugger.
Выдающаяся работа в церкви - резной алтарь, с четырьмя сценами из жизни Девы Марии в центре и фигурами святых по бокам. Эта и многие другие детали здесь – из мастерской Heinrich Dieffolt (ок. 1580 г.):
Есть более современные красивые элементы из бронзы (Ulrich Henn):
Среди украшений в алтаре – заказанные в честь отца графом Kaspar скульптуры Jakob Hannibal, его жены и их герб. Здесь же могила и самого Каспара (1635 г.).
Мемориальные плиты у церкви в память о погибших в Первой и Второй Мировых войнах:
Недалеко от церкви, у подножия горы Schlossberg
Дворец Хоэнемс – Palast Hohenems Дворец в стиле Ренессанс построен в 1562-1567 гг. архитектором Martino Longhi по заказу графа Jakob Hannibal для своей жены. В 1570 г. здесь их посетил кардинал Carlo Borromeo. Дворец обладал огромной библиотекой. О богатстве и просвещённости графа косвенно говорит факт обнаружения во дворце двух рукописей «Песни о Нибелунгах».
В 1947 г. дворец, включая привезённую сюда на сохранение от нацистов богатую коллекцию одного из венских дворцов (принадлежавшую польскому графу), очень сильно пострадал от пожара.
Сейчас дворец принадлежит семье Waldburg-Zeil (как и замки). Используется для проведения мероприятий, там находится
ресторан с незатейливым названием «Во дворце»
(Im Palast). На удивление, даже меню на русском есть, сделанное с творческим подходом
http://www.palast.at/images/karten/speisekarte_ru.pdf В ресторане выставляется факсимильное издание «Песни о Нибелунгах».
На дворцовой площади расположена известная
кофейня ‘Schlosskaffee Hohenems’ http://www.schokoladengenuss.at, на самом деле имеется целое производство шоколадных изделий.
Интересный факт, что первая кофейня в Форарльберге открылась именно в Хоэнемсе, в 1797 г. Она называлась ‘Kaffeehaus Kitzinger’ и находилась в еврейском квартале.
Первое печатное издание в земле также вышло в свет в Хоэнемсе (‘Embser Chronik’, в 1616 г.). Кроме того, здесь открылись первый банк и первая страховая компания в земле Форарльберг.
Что ещё можно увидеть в центре? Конечно, как у всякого города, здесь есть
Ратуша (Kaiser-Franz-Josef-Straße 4). Постройка 1567 г. с фасада выглядела не очень
Зато сзади она живописно обвита растением, которое осенью, судя по фотографиям, приобретает ярко-красный цвет:
За Ратушей - небольшая
часовня Св. Троицы - Kapelle Hl. Dreifaltigkeit Алтарь выполнен в виде грота:
На этом по центру всё, пройдя мимо скульптуры «Рождение энергии» и памятника Св. Непомука
я направилась в музей, находящийся на окраине. Виды по дороге:
Лесопильно-мельничный музей Штоффельс (Sägerstraße 11, вход 2.20 евро, BC/VC)
http://www.museum-stoffels-saege-muehle.atНа самом деле, вход номинальный, т.к. это небольшой музей в основном под открытым небом. Заявлена коллекция из 35 механизмов, датируемых начиная с 1880 г., но я их все не увидела.
Пилорама с водным приводом:
Мельница:
Весы:
Демонстрируются схемы, приводятся статистические сведения:
Первое упоминание мельницы в Хоэнемсе относится к 1549 г. Графы обладали монопольным правом поставлять муку населению. Лесопилка начала использоваться в 1626 г. Со смертью последнего из наследников, патенты на различное производство, ремёсла начали выдаваться в частные руки.
Как и на примере Музея вертепов и Музея Роллс-Ройса в Дорнбирне, поражаешься, насколько увлечёнными бывают люди. Более 22,5 тысяч часов работы на протяжении 18 лет энтузиастов – отца и сына Amann, вылились в создание музея, который открылся в 1988 г.
Было ещё закрытое помещение, куда я не попала. Если подходишь близко к экспонатам на улице – звучит сигнализация. Подумала, что ну должен же кто-то выйти на звук, предъявлю пасс, откроют мне дверь – но нет, так никто и не появился.
На другой окраине города, уже ближе к ж/д станции Altach,
Музей Ottenkunstraum http://www.ottenkunstraum.at (Schwefelbadstrasse 2, вход 7 евро)
с коллекцией авангардного искусства. Там находится около 400 работ: конструктивизм, минимализм … из известных имён – Александр Родченко, Казимир Малевич, Василий Кандинский, Павел Филонов.
Почему столько русских имён? Wilhelm Otten – производитель текстиля и собиратель образцов текстильной промышленности по всему миру, в 1990-е годы неоднократно был в Москве и тогда начал собирать коллекцию искусства. Может в неразберихе 90-х, под лозунгом «Всё на продажу», как раз и было легко достать ценные работы. Само здание должно быть примечательным, используется бывшая топливная ёмкость в оформлении.
Я не стала включать музей в прогулку, далековато.
Ещё добавлю картинок города.
«Испанская вилла»:
Обувной магазин:
По другую сторону ж/д путей, не в историческом центре, а в «спальном районе» находится вот такая современная
Церковь Св. Конрада - Pfarrvikariatskirche Hl. Konrad (1968-74 гг.)
Хотя потратила время, чтобы дойти туда, что-то в итоге стушевалась и не зашла, как-то очень безлюдно было, одна сотрудница лишь ковырялась в садике.
Собственно, на этом про Хоэнемс всё, что-то мне тяжёло далось описание, долго готовила … постфактум поняла, что хотя это не город первостепенного посещения туристом в Форарльберге, но он достаточно интересный, не всё посмотрела, а что посмотрела – можно было подробнее исследовать, если бы лучше подготовилась.