Часть пятая – заключительная. Ребусы Гармина, чудом может быть и бутылка с водой, о пользе вина, вторая встреча с Георгосом. Дельфы и Афины – колыбель европейской цивилизации.В два часа пополудни выехали из Калампаки, перед выездом заправился до полного бака и, тут же на заправке купил карту Греции. Полный бак и карта очень пригодились в этот день.
В навигаторе выставлен адрес отеля «Сибилла» в Дельфах. В опциях – быстрый маршрут. Какие могут быть проблемы?
Проезжаем Трикалу, Кардицу. И после Кардицы навигатор повёл не по основной дороге на Е65 через Софадес, а через Кедрос. По карте так вроде бы и прямее получается. Но вдруг, поворот, на который указывает «Гармин» закрыт из-за ремонта дороги. От Кардицы отъехали уже довольно далеко, и возвращаться не хочется. Едем дальше. Подъезжаем к большому озеру.
Как я во время карту купил. Карта относительно подробная, масштаб 1:600 000 (в одном сантиметре шесть километров). Сейчас определюсь на местности и никаких проблем. Но… на карте в этой окрУге никакого озера нет! Вот это да!
Выбор небольшой или возвращаться или вперёд? Немного поколебавшись, еду вперёд. Дорога огибает озеро и начинает круто забирать в гору по серпантину. Машин ни встречных ни попутных не видно. Это немного напрягает. Зато можно посмотреть греческую глубинку. А какая красота вокруг!
Как потом выяснил, озеро, которое я объезжал с запада, это водохранилище Смоково (Techniti Limni Smokovou).
А дальше по безлюдным горным дорогам,
мимо деревни Лоутропиги и городка Рентина, к цивилизации (трасса Е952) выехал западнее Ламии в деревне Айос Георгиос. Что-то около 60 километров ехали более полутора часов. Вот уж где пришлось покрутить «баранку» на серпантинах. Скорость от 10 до 50 км/час. Но зато теперь нас ждёт равнинная, «ненапряжная» дорога.
Однако, проехали мы от Ламии около 7 километров по прямому как стрела шоссе и навигатор опять уводит резко в гору, и опять бесконечные серпантины. Вот тут меня и осенило почему «Гармин» меня целый день водит по горным серпантинам.
Всё очень просто. В установках у меня заложена функция «Самый быстрый маршрут». Навигатор знает все установленные знаки ограничивающие скорость и учитывает их при расчёте маршрута. А на глухих горных дорогах населённых пунктов практически нет и знаков ограничивающих скорость тоже практически нет, поэтому он считает, что можно ехать разрешённые вне населённых пунктов 90 км/час. Хотя быстрее 40 вряд ли где можно разогнаться.
В конце концов, выбрался на дорогу Е65, осталась «финишная прямая» до цели. На очередном подъёме бросаю взгляд на датчик температуры жидкости и - «О, ужас!» - стрелка далеко в красной зоне. Кипим. Две полосы. Обочины нет. Как-то припарковался. Приехали. Восьмой час вечера. Скоро стемнеет. Что делать?
И тут, в пяти метрах от машины Наталья увидела двухлитровую пластиковую бутылку с водой. Разве это не чудо? Этой воды конечно мало, но уже что-то. Нужно как-то двигаться вперёд, может будет вода. Минут через десять температура опять полезла вверх, но снова чудо, возле дороги вижу чёрные баки. В надежде, что здесь можно раздобыть воды остановился. Это были водонапорные баки деревни Виниани.
Залил полный радиатор и все имеющиеся в машине емкости, хорошо, что поленился выбросить пустые пластиковые бутылки. Теперь, когда можно относительно спокойно ехать, когда нервное напряжение немного спало, время поразмышлять о наших перспективах.
Итак, ездить нам осталось немного: сегодня доехать до Дельф, завтра до Афин и через два дня вернуться в Салоники. Если надеяться на лучшее, и вода не будет уходить или будет, но медленно, то можно имея с собой запас воды, завершить путешествие, не меняя планы. Опыт такой езды есть. Сто лет назад, ну или около того, у меня был «Москвич-412». Так тогда я постоянно возил с собой ёмкость с водой, и постоянно приходилось доливать.
Надежды на лучшее были напрасны. На подъезде к Дельфам стрелка датчика температуры опять полезла вверх. Долил воды, и в 8 вечера добрались до гостиницы. Событие конечно радостное, потому, что есть крыша над головой, а не звёздное небо на горной дороге, но нужно решать вопрос с ремонтом машины.
В Дельфах бронировал трехместный номер в отеле «Сибилла». Это небольшой бюджетный отель на семь номеров с приветливым персоналом. За номер я заплатил 38 евро. Завтрака в отеле нет.
Номера чистые и уютные.
Некоторые окнами выходят на улицу, но нам повезло.
У нас с лоджии было видно Коринфский залив, равное зелёное поле, текущее к заливу это лес оливковых деревьев
и горы.
На рецепшене мне сказали, что если ехать в Афины, то ближайший автосервис будет в Ливадии. Что ж, «утро вечера мудренее», завтра быстро осматриваем главную здесь достопримечательность «Святилище Аполлона» и на поиски автосервиса. При этом легонько замаячил вариант «пролететь» с посещением Афин. А ещё веселее то, что афинский отель за неделю до заселения заблокировал на карте полную стоимость проживания у них. И вообще, чем дальше - тем грустнее! Что бы развеяться и заодно найти греческую харчевню немного прогулялись по вечерним Дельфам.
Современные Дельфы это деревня в две улицы при памятнике человеческой цивилизации. Всё здесь «заточено» под туристов. Масса магазинов, кафе, отелей, поэтому проблем с поиском места, где можно поужинать не возникло.
По «привычке, выработанной годами» в стороне от центральной улицы нашли кафе с местной кухней. А какой же греческий ужин без стакана сухого вина?
Вот теперь о пользе вина.
После сытного ужина и второго стакана сухого вина уходит эмоциональная составляющая сегодняшних приключений и включается логическое мышление. Я вспоминаю, что в договоре аренды машины есть пункт, запрещающий производить какие-либо ремонтные работы без согласования с арендодателем. Более того, почему проблемы с двигателем арендованного автомобиля я беру на себя?
Очень хорошо, что в номере отеля отлично работает Wi-Fi. Я написал письмо с описанием проблемы в прокатную контору, надеясь завтра, в первой половине дня, получить какую-нибудь реакцию от них. Но каково же было моё удивление, когда через пятнадцать минут после отправки письма, а время было половина одиннадцатого, у меня зазвонил телефон. Это звонил дежурный сотрудник «SALONICA» RENT A CAR. Но одно дело общаться на английском (а акцент-то у меня не оксфордский и даже не рязанский, а на уровне начальной школы) очно, когда в дело вступает мимика, руки, ноги и другие подручные предметы, а другое дело по телефону, да ещё разговор с техническим уклоном. После неудачной попытки первого раунда трёхсторонних переговоров (жена пыталась помочь, но тоже безуспешно), мы с ним договорились, что они утром перезвонят.
В 9 утра перезвонил русскоязычный представитель и выяснил проблему. Ещё через десять минут, видимо после доклада руководству, он мне перезвонил и сказал, что когда они подберут мне соответствующую машину, они мне её пригонят в Дельфы. Но от Салоников до Дельф 400 километров, поэтому это будет не ранее 16-00.
Радости не было предела. Ну и что, что немного выбиваемся из графика. Зато проблема разрешилась.
От гостиницы до входа в археологический комплекс «Святилище Аполлона» 900 метров, т.е. 10 минут ходьбы, да ещё под гору.
Развалины Дельф у подножья горы Парнас.
Стада диких котов охраняют вход.
Билеты продаются на входе в городище. Комплексный взрослый билет стоит 9 евро, школьникам вход бесплатный, но дают «нулевой» билет со штрих-кодом, т.к. нужно проходить через турникет. По этим же билетам можно посетить археологический музей. Если покупать билеты отдельно, то 6 евро на развалины и 6 в музей.
Описывать Древние Дельфы занятие неблагодарное. Уже всё давно описано талантливыми знатоками и умельцами. Но, товарищи, трудно передать эмоциональное состояние, возникающее при посещении этого замечательного места, которое древние греки считали центром мира. Как представишь себе, что две с половиной тысячи лет назад здесь кипела жизнь. К Дельфийскому Оракулу за советом приходил Александр Македонский, правда, пока не добился желаемого ответа всеми имеющимися средствами, не ушёл. Здесь проводились Пифийские игры. Ну да ладно, эмоции эмоциями, а мы пройдем по «Священному пути» и осмотрим это чудесное место.
«Пуп Земли». Древние греки считали, что центр мироздания как раз находится здесь.
Булевтерия – дом для заседания Совета Старейшин.
Остатки главного сооружения Святилища Аполлона - храма Аполлона.
Театр.
Общий вид на Святилище Аполлона.
Стадион, где проводились Пифийские игры.
Внизу можно увидеть руины гимнасиума. Это место тренировок спортсменов, участников Пифийских игр.
Здесь видно беговые дорожки, а справа круглый бассейн, видимо для омовения после тренировки.
В археологическом музее собраны остатки былой роскоши Древних Дельф.
Так выглядело Святилища Аполлона 2 500 лет назад.
Этой «шишкой» был обозначен «Пуп Земли».
Около 14 часов раздался звонок, это звонил Георгос, который 10 дней назад передавал нам машину в аэропорту Салоник. Он сказал, что ждёт нас возле нашего отеля. Прервали экскурсию и «галопом» рванули к отелю. Теперь правда пришлось бежать вверх. Георгос приехал с эвакуатором, а на замену нам привёз «Хендай i30».
Он извинился за доставленные неудобства, погрузил КИА на эвакуатор, и укатил в Салоники. Ну а мы держим путь на Афины. Ура, даже из графика не выбились.
По дороге заехали посмотреть на Святилище Афины Пронайи, т.к. из-за звонка Георгоса дойти до него мы не успели.
180 километров от Дельф до Афин ехали два часа - дорога позволяла.
Было несколько платных участков, но это уже на магистрали Е75.
Афины встретили нас вечерними пробками и проблемой с парковкой. Пришлось наматывать круги и оставить машину за пять кварталов от отеля, чуть ли не на пешеходном переходе.
В Афинах я резервировал трёхместный номер в отеле «Economy». За двое суток заплатил 160 евро, но что поделаешь, дешевле в центре чего-нибудь более приличного с парковкой не было. Столица, однако!
Отель скромноват.
Номер тесноват.
Зато санузел просторный. Всегда и везде нужно находить, что-нибудь хорошее.
Завтрак континентальный, но очень скудный.
Зато парковка для клиентов отеля на подземном паркинге в пяти минутах ходьбы (под Центральным рынком) 9,5 евро в сутки. Это ж даром. Уж где-где, но в Афинах я бы машину на улице на ночь не оставил.
Отель «Economy» находится рядом с мэрией города в пятидесяти метрах от улицы Афины соединяющей площадь Омония и площадь Монастираки. Вот мне показалось, что улица Афины является некой условной границей между фешенебельной частью города (восточнее улицы) и иммигрантскими задворками (западнее).
В первый вечер, по рекомендации «Lonely planet» пошли ужинать в Таверну Псирри (Taverna Tou Psirri), которая рядом с площадью Ироон. Это в десяти минутах ходьбы от отеля на юго-запад. Пошли туда пешком.
Не правда ли, немного зловещий пейзаж, а ведь только 19-20 на часах (на фотографиях московское время). И тут мы нарисовались, типа: «А я иду такая вся в «Дольче-Габбано». На следующий день проходили по этому району днём. Это сплошной базар, где торгуют всяким дешёвым ширпотребом, как бы это выразиться по-толерантнее, иммигранты с востока. Со всеми составляющими: грязь, гвалт, скандалы, переходящие в групповые драки и т.д.
Таверна Псирри оказалась очень душевным местом с хорошей кухней и нормальным ценником.
На следующий день ужинать ходили «в народ», т.е. чего-нибудь где-нибудь да найдём, но уже на востоке от улицы Афины. Совсем другая картина. Чистые улицы, горящие витрины, уличные кафе и т.д. А вот фотоаппарат я с собой тогда не взял, впечатлённый картинкой накануне.
Да, там тоже не обошлось без приключений. Обойдя несколько кафе, нашли то что искали: просто, прилично, на улице и что бы музыка не орала. Сделали заказ, сидим и наслаждаемся тихим вечером, делимся мнениями об афинских достопримечательностях, и тут является бродячий музыкант лет пятидесяти пяти с красным ирокезом, кольцом в носу, ну, в общем, всё как полагается и начинает очень громко «запузыривать» на электрогитаре с песнями и приплясом. Да ладно бы спел, собрал деньги и подался своей дорогой, нет – минут двадцать изголялся. Потом пошёл по столам собирать деньги. Я бы дал и 10 и 15 евро, только в начале, что бы он прошёл мимо без своей музыкальной паузы. Я же специально полчаса бродил по району в поисках тишины. Не буду ничего ему платить, почему я должен платить за то, что мне доставляло неудобство.
Но, не тут то было, этот престарелый рокер подходит к столику и довольно настойчиво требует денег на греческом и на английском (типа как адыгейские гаишники: «Дэньги давай»). Тогда «включаю дурака» и на русском ему: «Чё ты тянешь, чё ты тянешь, ты Эдика Хачатурова знаешь?» Ну, или что-то вроде этого. Отстал. Видимо не знал он Эдика Хачатурова.
Нигде в Европе с таким настойчивым вымогательством не встречался. Какая она всё таки разная Европа. И это, наверное, очень хорошо. Если бы не было разницы между Финляндией и Греций или Румынией и Германией, то зачем бы тогда ездить туда. Ведь везде одно и то же. Хотя всё сильнее голос «умников»-глобалистов желающих отневелировать Европу. И, как мне кажется, символом Европы им видится персонаж типа Кончиты Вурст.
Но, мы приехали в Афины не философствовать, а увидеть своими глазами картинку с обложки учебника «История Древнего Мира». Мог ли я, пятиклассник, в 1975 году разглядывая эту обложку, тогда подумать, что когда-нибудь это увижу наяву, а не глазами Юрия Сенкевича?
Афинам более трёх с половиной тысяч лет и здесь, к счастью, сохранились объекты, которые являются свидетелями былого могущества этого города. А всё остальное наносное, сиюминутное, сегодня это, а завтра будет что-то другое. Потому, что и сто и двести лет ничто по сравнению с тремя с половиной тысячами лет.
Одним из достоинств нашего отеля является пешая доступность основных достопримечательностей Афин. Утром, по улице Афины дошли до площади Монастираки и вот перед нами он, Акрополь.
На переднем плане слева Римская Агора.
Приводить исторические справки я здесь не буду. Потому, что ничего нового, например про Парфенон, я сказать не могу, чего-нибудь малоизвестного, эксклюзивного не знаю, а копировать под каждой фотографией статью из «Википедии» не хочу.
На Акрополь мы поднимались через северный вход.
И нам ближе, и очереди там нет. Взрослый билет туда стоит 12 евро. По этому билету кроме Акрополя можно посетить греческую Агору, римскую Агору, храм Зевса, театр Диониса и Керамика. Дети до 16 лет бесплатно. Но лучше брать с собой паспорт ребёнка. Моему сыну 15 лет, но он выше меня, поэтому на входе к некоторым достопримечательностям возникали заминки. Приходилось ему снимать очки и шляпу, что бы продемонстрировать контролёрам детское лицо, т.к. копию своего паспорта он забыл в номере.
Поднимаясь на Акрополь, лицезреем Одеон Герода Аттика. Он восстановлен, здесь и в настоящее время можно посмотреть спектакль.
Пропилеи – главный вход на Акрополь.
Эрехтейон с кариатидами – это одно из главных культовых сооружений Акрополя. А слева пристроен храм Посейдона.
И наконец, шедевр архитектуры – Парфенон.
С Акрополя открываются великолепные панорамные виды Афин.
Отсюда можно с высоты птичьего полёта увидеть храм Зевса Олимпийского.
Театр Диониса
Одеон Герода Аттика
Храм Гефеста в греческой Агоре.
Ареопаг. Лысая скала на переднем плане.
Очень удобно осмотреть город сверху, что бы потом легче было ориентироваться на местности.
Посещать Акрополь нужно в 8 часов утра или во второй половине дня. Мы пришли поздновато, в девять утра, а уходили в десять. Вот картинка на выходе.
Описать впечатления от Акрополя очень сложно. Примерно как описывать чукче вкус чурчхелы. Это нужно увидеть. Единственно портят впечатления строительные леса. Как я понимаю, реставрационные работы здесь начали проводиться очень давно и закончатся очень не скоро. С этим нужно смириться.
Пройдёмся вокруг Акрополя.
Теперь уже Одеон Герода Аттика с земли.
И театр Диониса.
По-моему сверху они выглядят монументальнее.
Недалеко от главного входа в Акрополь есть остановка экскурсионного автобуса работающего по системе «Hop on – hop off». Они бывают красные, синие и жёлтые. Разницы в маршрутах у них практически нет.
Мы воспользовались услугами красных экскурсионных автобусов.
У них есть аудиогид на русском языке (возможно у других тоже). У красных автобусов два маршрута красный и синий. Красный делает круг по центру Афин за полтора часа и на остановке Акрополь можно пересесть на синий маршрут, он едет в порт Пирей и назад. Взрослый билет только на красный маршрут 18 евро, детский (до 14 лет) – 8. Комплексный билет на красный + синий: взрослый 22 евро, детский 9 евро. Особой необходимости ехать по синему маршруту не вижу. Достопримечательностей практически нет, кроме как посмотреть на Пирей
основная задача отвезти туристов с таких круизных лайнеров в порт.
Да и тяжело почти три часа сидеть в автобусе, потому что синий маршрут тоже около полутора часов длится. При желании в Пирей лучше съездить на общественном транспорте.
Но с каким удовольствием после этого сидения мчишься пешим порядком по другим достопримечательностям этого древнего города.
Арка Ариадна.
Храм Зевса Олимпийского.
Трудно себе представить величие этого храма в период расцвета. Насколько оно оглушало посетителя, заставляло его трепетать перед богами.
Акрополь от греческой Агоры. Ещё раз повторюсь Агора это общественно-политический и торговый центр города.
Восстановленная галерея Аттала на греческой Агоре.
Смотрю на это и представляю, как здесь прогуливались и общались древние греки.
Храм Гефеста. Кстати, это самый сохранившийся в Афинах храм.
Так выглядела Агора. На переднем плане задняя стена галереи Аттала, а на заднем храм Гефеста.
А пока добрели до Керамик, вход туда уж был закрыт.
Что ж нельзя объять необъятное и за один день познакомиться хотя бы с основными достопримечательностями этого древнего и великого города.
На следующий день в полдень выехали из города и по скоростной, на большей части пути, магистрали Е75 помчались в Салоники. Немного снижалась средняя скорость из-за пунктов оплаты дороги. От Афин до Салоник 10 пунктов оплаты. В общей сложности за проезд заплатил 25,8 евро. По нынешнему курсу больше двух рублей за километр.
Был вечер пятницы и в Салониках встряли в ожидаемую пробку. Салоники нужно было проехать насквозь с запада на восток. Хорошо, что был запас времени до вылета самолёта. Из аэропорта позвонил Георгосу. Он приехал через полчаса, обошёл вокруг машины, посчитал колёса, пожелал нам счастливого пути и уехал.
Ну, а дальше неинтересно. Самолёт, машина, М4. Ранним вечером 30 августа подъехали к подъезду.
Так закончились наши греческие каникулы.
Не смотря на капканы и засады, пробираясь через терновые колючие кусты (ТЕРНИИ), мы всё таки совершили путешествие в Грецию. В чистом виде, как изначально планировалось, автопутешествие не получилось, но по сути это было автопутешествие, только с пересадкой.
Не верь, не бойся, не проси.