(Китайская пословица)
Тяжелая ситуация на Донбассе с ДНР, начинающаяся безработица и растущая преступность вынудили меня взять отпуск и махнуть на очередные юга. )))
В этот раз выбор пал на Грецию. По сравнению с предыдущей поездкой в Египет я существенно «усилился»: четко знал куда еду, в какой район и главное: что я собираюсь там делать помимо валяния на пляже Адыгей... Эгейского моря и поедания шведских столов в отеле.
Изначально планировалась поездка на 7дней, но кризис в регионе уменьшил пассажиропоток, наш обратный рейс из а/п Салоники отменили, поэтому пришлось брать путевку на 10дней. Что ж, может это и лучше.
Надо, кстати, похвалить туроператора Музенидис Тревел – все организовано на высшем уровне.
С трапа самолета на греческую землю я ступал как Армстронг на Луну – в легких воздушных припрыжках. Просто настроение было хорошее. В предвкушении, так сказать.
Отель брали относительно простой – Bellagio в Халкидиках – это на материке, где Посейдон по легенде бросил в кого-то вилы, 3 звезды, но(sic!) питание «все включено». Май для многих да и для самих Греков не сезон, и все это удовольствие стоило порядка 690 евро.
Мохнатые завсегдатаи отеля
Понимая, что страна туристическая, еще до отлета решил, что возьму машину на прокат и будем колесить по оливковым рощам и горам. Поэтому в свой навигатор Navitel догрузил карту Греции.
О самом отдыхе в отеле на берегу моря говорить неинтересно: море не очень теплое ~ +18, людей в окрестностях мало отдыхает, ну ведь сказано же – не сезон.
В предверии автопробега по городам Эллады буднично проводили дни в окрестностях: ходили тренировочный поход на ближайший холм,
участвовали в соревновании мисс Олимпия,
играли в игру «что за якорь сидит у меня на шее?»,
а в Эгейском море видели «вот такого карася».
Ну и светские встречи... люди поди культурные мы.
Там, где мы были временно дислоцированы, практически отсутствовала альтернативная возможность взятия машины на прокат, чем тех, кого предлагал Музенидис –Space car.
Знакомьтесь с еще одним путешественником: Kia Rio 1,4л. На 3 дня 110Евро. Машина в очень хорошем состоянии. 88тыс км пробега, 6лет. Все оформление 5минут. Права у меня еще в 1997г выданы, нормально, можно. Машина подогнана на рецепшн отеля. Туда ее можно и отдать. В Греции туристам рады. Даже полицейские. Шутка. Их почти нет на трассах.
Можно брать машину попроще и дешевле. Но машины-козявки типа Nissan Micra не очень практичны на горных участках пути. А если вы путешествуете вчетвером, например, с тещей и тестем, то и подавно. (К счастью, не наш случай)
Запланирован круговой маршрут и в навигатор забиты путевые точки с координатами GPS:
1 день. Отель Bellagio (А) – поездка на Олимп(В) (Литохоро–Приониа) – остановка на ночь в Ларисе (С).
2 день. Прибытие на Метеоры (E) и ночевка на трассе где-то у Верии (F) не доезжая Эдессы (или на наш манер-Адессы)
3 день. Прибытие в Эдессу на водопады (I), потом купальни Лутра Позар (H) и домой, в свой отель (A).
Графически замыслы выглядели так:
Но не все сталося як гадалося, як кажуть в Україні.
===================================
День первый. Соизмеряй желания с возможностями.
20мая 2014г. 8ч 50мин. Облачно, ветер западный 2м/с, +22°С.
Он сказал «Поехали!» и махнул рукой.
Еще в отеле заметил, что мой GPS навигатор прокладывает маршруты к путевым точкам в Греции напрямик: без привязки к дорогам. Думал, что на дороге будет по-другому, но было так как видно на фото.
То ли не все файлы были скачаны, то ли что-то упустил в настройках, но во время всего путешествия это создавало некоторые неудобства.
Ну да ладно. Машину нам дали почти с пустым баком, поэтому заправляемся еще на полуострове в Халкидиках под завязку и держим курс через Салоники на Литохоро –город у подножья Олимпа.
Олимп как таковой это горная гряда состоящая из нескольких вершин. Перед отправлением прочитал некоторых путешественников и подумал: ну чем мы хуже?
Во время движения горы непрерывно манили нас за окном автомобиля.
–На Родину, к своим еду,- скромно сказала Юля, поглядывая на заснеженные вершины.
Дорога на Литохоро проходит через платные участки трассы Салоники-Афины. Скрипя сердцем платим сначала 1,20евро, а буквально через пять км еще 2,20 –аппетиты у греков растут.
Чтобы начать пеший маршрут на Олимп нужно с трассы повернуть на Литохоро, там немного заблудиться, пропустить нужный поворот на Прионию, спросить у местного грека в отеле как проехать на Олимп, найти нужный поворот за полицейским участком и по серпантину подняться в пункт Приониа на высоте 1100м.
Однако с восхождением возникли две трудности.
Первая и основная – время. Мы прибыли достаточно поздно для подъема и спуска в один день -12ч15мин. Даже по самым скромным подсчетам подъем на самую доступную вершину Скала (2886м) занял бы 5ч. И то не факт. Добавьте сюда еще время на спуск. То есть на гору нужно было не подниматься, а практически бежать. Что, собственно, я и готов был делать со своей запредельной мотивацией и желанием покорить вершину.
Но тут возникло второе препятствие.
Первый привал рассчитывал сделать через 30мин пути, но не прошли мы и ста метров как я услышал за спиной убийственное :-Я устала!
Вот это поворот! –Что такое? –У меня ноги болят.
Отдыхаем. Еще три минуты идем: -У меня пульс двести!
Как там в фильме то было? - Почему у меня болят глаза? –Потому что ты никогда ими не смотрел, Нео.
Вот так и ножки не ходили по такой дорожке.
Еще через минуту: - Я пить хочу.
Проходит еще пять минут: - Я не буду спешить. Я хочу сфотографировать этот цветочек.
Вопрос совместного поднятия был снят на корню. Минимальной задачей было дойти до кемпинга -Приют А (Spilios Agapitos) на высоте 2100м. Тем молниям, которые сверкали между нами в первый час пути, мог бы позавидовать и сам Зевс.
Но вернемся на маршрут. Туристическая тропа Е4,
которой поднимаются почти все любители-туристы на Олимп проходит через Приют А и спустя пару километров разветвляется на вершины. В идеале – это длинный и частично круговой маршрут с обязательной (вынужденной) ночевкой в горах. Но подавляющее большинство пешеходов поднимается на одну из вершин и спускается той же дорогой. Мы себя считали именно такими туристами.
-Ну все, завтра у меня будет ангина, -было произнесено на высоте примерно 1600м, на втором часу восхождения. Мы вредные, но по-хорошему упрямые: раз сказали, что поднимемся минимум до Приюта, значит так оно и будет.
Природа вокруг красивая, необычная.
Часто ли Вы фотографируете находясь выше облаков?
А играете в снежки в конце мая?
Пока Вы рассматриваете фотографии, я Вам две умные мысли скажу.
1) Большую часть фотографий следует делать на спуске, когда ты в расслабленном состоянии. Природа никуда не денется. Когда поднимаетесь –лучше больше времени уделять самому подъему и не тратить энергию на посторонние вещи, сбивая тем самым себе темп.
2) Если в воду добавить немного горького Schweppes-a – то потребление воды сократится. Если бы мы этого не сделали, то 4 л воды были бы выпиты еще до подъема.
А тем временем мы за 2,5ч. добрались до Приюта А. Well done, Yulia! Well done!
14.45. Измученная Юля заходит по ступенькам, даже не понимая, что она уже у цели.
Пройдено 6км. Неплохо для первого раза. Таких высот в Украине нет. Уже можно гордиться.
Ночевка в Приюте сейчас стоит 10Евро. Спать в спальных мешках на кроватях. Если просто покормиться своим пайком – то все равно платить 1,6евро. Создать, а главное поддерживать в хорошем состоянии домик с участком в горах на высоте 2100м нелегкое занятие.
Единственный путь доставки провианта на эту высоту – на мулах. Собственно лошадиные как..ки по пути восхождения до приюта и являются подтверждением, что вы на верном пути. Хотя там и заблудиться невозможно.
Внутри горел камин, и мы попросили погреться. Хозяйка посмотрела на эти легкие летние тканевые тапочки, которые шагали по пыли, грязи, снегу, камням … Ну как тут откажешь?
У меня от рюкзака и скоростного темпа ходьбы вся футболка с кофтой были мокрые, запасного белья не было (тот еще альпинист). Развесились и посушились. Заодно и перекусили заранее взятым со шведского стола в отеле пайком.
Предложение переночевать и пойти утром дальше не набрало большинства. Отдохнув час, в большей мере для просушки одежды, мы пошли обратно. На часах 15.45.
Спускаясь вниз удивился, что спускаться не намного легче, чем карабкаться в высоту.
Ты спускаешься, а люди тебе завидуют. Мол, молодцы, УЖЕ! А какое там «уже»?
Поднимаются навстречу дедушка и бабушка с огромными рюкзаками на спинах. Вроде англичане. Лет за 60 минимум. Как увидел, чуть не упал на месте. Бабушка спрашивает:
- Сколько еще до Приюта?
Идут еле-еле. Как две черепашки.
Говорю, что приблизительно 1км. Благодарят меня за хорошую новость. А сам думаю, Боги Олимпа! Да там такой километр дистанции усложненный для них будет по камням и с перепадами минимум в 50см. Как они подниматься будут?
И все равно спускаться веселее.
Хотя тут какое-то лесное чудище начало валить деревья и чуть не поймало меня
Вернулись на высоту 1100м, к машине. Спуск занял почти два часа. Разница в 30минут с подъемом говорит о том, что «добрым» словом и палками я хорошо умею вверх подгонять.
Большой респект фотографу за удачный следующий кадр.
Как вы уважаемые зрители видите, на фото запечатлен человек с задумчивым и неоднозначным выражением лица.
Почти цитируя писателя-современника Фредерика Бегбедера: - Я прощался с Олимпом, как с чем-то светлым и прекрасным. Чувствовал себя как человек, отказавшийся от замысла, с которым долго носился: разочарование и облегчение одновременно.
В начале движения есть водопад с источником чистой воды. Можно пополнить запасы. Вода родниковая горная. Очень приятная на вкус.
Так как рядом, в 9км, с Олимпом (Литохоро) находится пгт. Дион, где Богам приносились дары, мы решили проведать как там поживают местные язычники. Но, к сожалению, приехали слишком поздно – в 18.30. Археологический музей работал до 19ч, вход 4евро с человека. Начали торговаться, мол, давай на полчаса за полцены. Грек-билетер нашего юмора не оценил, но и мы не хотели сломя голову бегать по развалинам в надежде привлечь милость Богов на оставшуюся часть поездки.
А зря, между прочим, потому что древнегреческие Боги нам тут же отомстили.
Перед выездом первый привал я планировал в городе Лариса, на сайте присмотрел отель в 35евро – «Метрополь».
Въехали в Ларису, начали просматривать навигатор на предмет проезда к отелю. Улочки узенькие, даром, что город большой. Вся езда по центральной части – это проверка на филигранную тонкость вождения: машины припаркованы слева и справа, едешь между ними на расстоянии максимум 10см. Мы были и так уставшие, а тут еще эта эквилибристика. Навигатор показывает то 120м до отеля, то 240м, то 180м, то вообще 350м. Он рядом где-то, но все улицы с односторонним движением, причем выводят к центральному кольцу, где все повторяется заново. Припарковаться буквально негде. На каждом канализационном люке стоит по три машины. Еле с нарушением остановились, спрашиваем: -Где этот отель? Грек через дорогу побежал к другому греку, тот начал объяснять «простые» для нас истины: -Поедьте туда, потом там поверните, а потом там еще чуть-чуть проедьте и за поворотом будет отель.
Да, мы так и поехали, и через 10минут были на том же месте, где спрашивали дорогу. Мистика. В авиации если пилоту не удается посадить самолет со второго раза на полосу, то третьей попытки он не делает и уходит на запасной. Мы же таких попыток сделали минимум четыре.
- Все. Хватит. Я уезжаю из этого города. Тут мы ночевать не будем.
Самолет набирает высоту и отправляется дальше по маршруту.
Что вам сказать о городе Лариса? У Семена Альтова была юмореска, как он одев новые нерастоптанные туфли ходил по Лондону: -Если честно, Лондон - город на любителя.
Ну вот также и мне в моей «легкой» злости хотелось сказать про этот город. Но Лариса на это не заслуживает. День может такой, что с женщинами не нашел полного взаимопонимания. Так что Лариса … Ивановна… Счастливо оставаться. В следующий раз подружимся.
Взяли курс на следующую путевую точку - Метеоры или как греки их называют МэтЭоры.
Куда едем, будет ли хоть какой отель по пути – неизвестность. За окном темень, мы измотанные и уставшие, навигатор показывает по трассе более-менее крупный город Трикала.
Ни кола, ни двора мы въезжаем в Трикала. Время около 22ч.
К счастью, едем по магистральной улице. Т.е. в полтора ряда по нашим меркам. Это уже радует. Останавливаемся, спрашиваем где ближайший недорогой отель.
Очередной грек начал искренне помогать нам: сказал, что это после 6го перекрестка сразу налево – и будет отель DIVANI. Но чтобы мы точно поняли, за что ему большое спасибо, он начал имитировать каждый поворот и показывать в воздухе как мы должны проехать: -Ван, ту, сри, фо, файв, сикс! Сикс! Сикс!!! Окей?
Спасибо тебе, добрый молодец. На самом деле практически все греки отзывчивы и очень доброжелательны к туристам. Многие знают английский на хорошем среднем уровне.
После такого четкого штурманского расчета мы уже не могли промахнуться мимо заветного здания.
Отель Divani. Здравствуйте. Комната 40евро. Хотите континентальный завтрак? На двоих это еще 10долл.
Ладно, банкуйте.
Мы разместились и поужинали заранее купленными, еще до отправления, консервами и прочими дарами природы. Настроение сразу улучшилось, батарейки перезарядились и так как мы находились в самом центре города, решили выйти на вечернюю обзорную экскурсию. Ноги уставшие, но когда мы вот так побываем в ночном провинциальном греческом городе? В Трикале?
Очень красивый центр города. Город пересекает река с кристально чистой водой. Полдвенадцатого ночи, а такое впечатление, что попали в час пик – муравейник из трикалинцев, которые сидят во всех кафешках, галдят, смеются. На календаре вторник, а людей на улицах не много, а очень много. И при этом царит расслабляющая атмосфера. Вечерняя сиеста!
Хороший, приятный город, подумали мы и в начале первого пошли назад в отель.
Этот день подарил нам массу эмоций. Спасибо ему за это.