Дорога до Порто очень легкая по хорошей автостраде и недолгая. Ехал в понедельник утром, все боялся встать где-нибудь в пробке, но кроме нескольких небольших затыков на съезде с хайвея ничего серьезного не произошло, не таким уж трудным был трафик и в самом городе, опять спасибо навигатору - приехал туда, куда было заявлено без ненужных выписываний кренделей и всевозможных плутаний. Гостиница была заказана недалеко от вокзала Санто-Бенто на площади Баталья, заселение с 2 часов, но в час дня нужно было вернуть машину совсем рядом с аэропортом, стало быть, предполагалось сначала зарулить в офис Сикста, а потом с вещами на метро ехать в гостиницу, что конечно было не очень удобно. Легкость дороги из Гимараеша и быстрота, с какой получилось добраться до Порто изменило изначальный план: решено было попробовать договориться оставить вещи в камере хранения в гостинице - тем более, что кроме багажа оставалась еще и питьевая вода в бутылках, ведь не бросать же ее, но и тащить через весь город не получилось бы, рук все равно не хватало - и сдав машину, вернуться уже налегке. Первая попытка остановиться у самого отеля с целью забросить вещи в холл успехом не увенчалась, если легковые машины, которым мой автомобиль явно мешал, еще хоть как-то могли протиснуться, то автобус уже сделать этого не смог, и хотя он особо и не бибикал – так, для порядка только пару раз всего гуднул, когда я бегал у него под капотом с вещами туда-сюда, но, думаю, водитель матерком меня хоть немножко-то, да обложил – пришлось переставить машину прямо на центр площади, а нарушил или не нарушил я правила движения – сразу не поймешь, наверное, все же нет, каких-либо знаков чего-то заметно не было.
Свалив все что можно было в кучу в углу в холле, подхожу к ресепшн, так мол и так, все забронировано, приехал раньше, можно как-нибудь оставить вещи до двух часов под Вашим присмотром? Добрая женщина сверяется с базой, а где ваши вещи? - спрашивает.
-А вот оно все тут, в углу: чемодан, рюкзак и четыре бутылки воды.
Женщина пару минут подумала и говорит: а знаете, я вам дам ключ от вашего номера, он еще не готов, но вы вещи занесите и оставьте, а потом приедете, номер уже к этому времени уберут - и вы как бы уже заселены.
Да, говорю, очень хорошая идея, я Вам очень благодарен, спасибо большое!
Женщина дает мне ключ, я со своими причиндалами поднимаюсь в номер, открываю дверь, захожу – и лучше бы я этого не делал. Да, я все понимаю, я заезжаю в ГОСТИНИЦУ – т.е. здание, где люди сменяя друг друга, живут в номерах. Они приезжают, заселяются, живут какое-то время, потом собирают вещи и уезжают. И приезжают другие. Между отъездом одних и заселением других в номер заходят уборщицы и меняют полотенца, обрабатывают санитарными растворами унитаз, раковину и, при хорошем стечении обстоятельств, даже ванну; пылесосят ковер, моют пол, вытирают тряпочкой от пыли всякие подоконники, столы, телевизор, выкидывают мусор, забирают старое белье и застилают заново постель. И ты заезжаешь в уже готовую, чистую, в идеале еще и проветренную комнату. А я зашел туда, где в самой ванне, на ее борту и на полу лежали грязные полотенца, в туалете стоял такой специфически-характерный запах, мусор валялся на полу, на распахнутой кровати лежали скомканные чужие грязные простыни и пододеяльники. И в довершение всего в закрытом на все окна помещении слегка ощущался запах пота. Я (все таки хочу в это верить) не брезгливый, но… Как то так, не по себе, знаете ли… Не надо нашему брату туристу заходить в отведенное ему место раньше времени… Вроде как из серии: «…эта картина еще не закончена». Да, мне пошли навстречу, вошли в положение, действительно помогли, да я благодарен, но вот… Да чего уж!..
Тем не менее, нельзя стоять на месте. Заводимся, и последний рывок в аэропорт. С дорогой проблем не возникло, все ясно, трасса не перегружена. Перед самым Порто заправился, думал – все, на этом закончим, но стрелка топлива перед въездом в зону аэропорта все-таки, и это было с ее стороны просто подло, чуть-чуть, но отклонилась с положения «полный бак», в каком она была при выдаче автотранспортного средства –- пришлось снова заворачивать на заправку уже совсем рядом с виднеющимися за забором хвостами самолетов. Встал в очередь на колонку, следующий я, выхожу – и тут – опаньки! - а колонка только по карте заправляет. И нужно время, чтобы это осмыслить и понять. А наличными оператору – это в соседнюю! Сколько в этом мире всего неизведанного! А мы, москвичи, ругаемся, когда приезжие гости столицы не сразу могут разобраться с турникетами в метро, да как карточку для прохода приложить и с какой стороны, и тормозят всех, да на эскалатор с опаской заходят, да с эскалатора сходят, опять народ тормозят, а ты спешишь… А тут… Стоишь, две минуты смотришь на агрегат и тупишь! И никто слова не сказал…
Вот бензин оплачен, до офиса проката автомобиля еще 500 метров, заезжаю, отдаю документы, ключи, забираю оставшиеся вещи, навигатор, очки, сотрудник офиса осматривает машину: да, накладка на ручку двери, где вставляется ключ, куда-то отвалилась,.. даже и не запомнил где, ну чуть-чуть поцарапал бампер, но самую малость, так страховка то полная! Вердикт осмотра: нет претензий! Как все легко и просто!
-Куда вас везти, сэр?
- А вези, голубчик, к станции метро.
- Хорошо сэр, только вот… вы забыли крепление для навигатора… Возьмите…
- Ха!.. Да, точно… Чего-то рассеян я сегодня!..
Вот и станция метро… А точнее, остановка трамвая. А это и есть местное метро! Вот рядом автоматы по продаже билетов, только тех, что я хотел, нет. А хотел я аналог лиссабонской карты 7 Коллинас на несколько дней и без учета всяких там зон. Вот ее глупая машина и не продает. А все остальное – пожалуйста! Может, это все же скрыто где-то в глубинах мудреного интерфейса, а я не вижу? Спросил у соседей по остановке, нет, говорят, тут такого нет. Пришлось, не торопясь так, пешочком до аэропорта и пройтись. Вспомнилась картинка из фильма «Мимино»: одинокий летчик в Западном Берлине идет с крокодилом в руке до аэродрома вдоль трассы с проносящимися мимо машинами. Только я топал вдоль трамвайных путей, ох извините, путей метрополитена. На самом деле, все рядом – минут пятнадцать хода. В аэропорту надо найти офис туристической информации и тебе все устроят и оформят в лучшем виде. Ну вот, теперь я счастливый обладатель проездной карты «Анданте тур» с правом проезда на всех видах общественного транспорта на целых три дня! И безо всяких ограничений! Вот теперь я в Порто! Кстати, в аэропорту народа почти нет.
Садимся в вагон метро. Как я уже описывал метро в Порто – это вариант наземного трамвая, ближе к центру города уходящего в туннель под землей. Компостировать карту или билет надо не в вагоне, а на остановке перед посадкой, внутри компостеров нет, правда нет и контролеров. Вагонов всего два, поэтому народ плотненько так наполняет салон.
Возвращаюсь в гостиницу с пересадкой на Триндаде до вокзала Санто Бенто, потом обходя вокзал вверх на холм по улочке с многочисленными магазинчиками и местами лежащими на картонках чернокожими афроевропейцами. Ну один, ну два на всей улице, но не больше, делов-то! Да, мы уж к этому привыкшие.
Номер не готов, вот черт, а уж так хотелось поваляться немножко, глядя в потолок, ну да ладно, придется озадачиться обедом, время уже подошло. Буквально через дверь от входа в гостиницу весьма неплохое кафе, кухня очень даже ничего, правда, если сидишь внутри – одна цена, а если берешь столик на улице – а их немного, и они, конечно, пользуются популярностью - внутри немножко душновато – это уже чуть-чуть, но дороже. Бизнес! Узнаешь об этом факте на следующий день, когда получаешь за то же самое, что брал вчера уже другой счет. Но это мелочи.
За столиками на улице сидят пожилые люди, пьют воду, кто-то вино, кто-то с друзьями играет в настольные игры, общаются, такой клуб по интересам, довольно трогательно. А на второй день ко мне подсела пожилая португалка, так она минут двадцать со мной что-то обсуждала, даже спорила, так, наверное, и не узнала, что я ничегошеньки из этого долгого разговора не понял, такой я опытный скрытный разведчик. Наш девиз: «Молчишь – за умного сойдешь». Только молчать нужно с действительно умной мимикой, тогда все получится! Ну а уж если с глупой – все на смарку!