Arctic lynx писал(а):Многие приезжают сюда дней на 10 и бродят по горам.
В первой половине июля 2010 г. всей семьей провели 10 дней в Бернских Альпах. Нас пятеро - я, жена и трое дочерей. Старшей дочери 14 лет. Мы с ней вдвоем уже были здесь в 2006 году. Но тогда очень не повезло с погодой – из-за густой облачности мы многого не увидели. Младшей дочери 4 года, средней - 7 лет. Они в горах впервые – пора приобщать их к активному отдыху.
Бернские Альпы - Berner Oberland – район с огромным количеством интересных объектов и маршрутов. Конечно, швейцарцы мастерски раскручивают всякие достопримечательности – из любого камня могут сделать ‘tourist attraction’. Но надо сказать, что там действительно очень красиво и есть что посмотреть в любую погоду, а особенно в хорошую.
Символами района являются два озера – Thun (Thunersee) и Brienz (Brienzersee) (естественные водоемы вдоль русла реки Aare), между которыми расположен город Interlaken, а также вершины Eiger (3970 м), Mönch (4107 м) и Jungfrau (4158 м). Высочайшая вершина в этих горах – Finsteraarhorn (4274 м) – менее известна, и видна далеко не отовсюду.
А туристическим центром считается Grindelwald, где мы и поселились и откуда совершали радиальные вылазки. Все наши походы были сосредоточены в районах трех долин: Lütschental, где находится Grindelwald, Lauterbrunnental (Lauterbrunnen) и Haslital (Meiringen). Это районы, окружающие озеро Brienz.
На этой схеме региона Berner Oberland отмечены места, в которых мы побывали и которые упоминаются далее в отчете:
Для разработки маршрутов вполне достаточно Интернета и хорошей топографической карты, например 250-метровой или 500-метровой. Нетрудно достать их в электронном виде. Есть еще online-версия, доступная на сайте Hiking in Switzerland. Могу также посоветовать вот такую полезную книжку: «The Bernese Alps», без которой, однако, вполне можно обойтись.
Я планировал маршруты в расчете на детей - достаточно легкие, без затяжных подъемов, можно сказать прогулки или даже, если угодно, экскурсии. С ориентированием никаких проблем там нет. Очень хорошо развита система маркировок и указателей. Однако всегда надо быть готовым к внезапной перемене погоды. У меня был КПК с GPS и OziExplorer на этот случай, но пользоваться не пришлось.
С погодой на этот раз очень повезло. Было в основном ясно и солнечно. Только в один из дней облачность немного помешала. Каждый день утром по швейцарскому телевидению мы смотрели прогноз погоды на ближайшие 3 дня с картинками web-камер, который сбывался с удивительной точностью. Это позволило нам осуществить наши планы в правильной последовательности.
Несколько слов про организационную часть поездки.
Добирались мы через Ригу - оттуда можно найти по-настоящему дешевые билеты в Европу. До Риги из Питера ехали на своем автомобиле через Ивангород – Нарву. В этом направлении в будни на границе свободно – мы были первые. В обратную сторону на границах ситуация сильно хуже, поэтому решили не рисковать и поехали через Таллинн - Хельсинки.
Из Риги у нас были авиабилеты до Женевы (AirBaltic). Обратные, в Ригу – из Bergamo (Ryanair).
Вопрос о том, как лучше путешествовать в самой Швейцарии – на автомобиле, или на общественном транспорте – где-то здесь обсуждался, но для меня пока остается открытым – все зависит от конкретной ситуации. В нашем же случае даже грубый подсчет говорил в пользу транспорта, в первую очередь благодаря транспортной системе Швейцарии, большим поклонником которой я являюсь. Из предложений Швейцарской Системы Путешествий нам более всего подходил Swiss Transfer Ticket – билет, позволяющий в день приезда проехать от аэропорта или границы в любое место внутри страны, а в день отъезда – наоборот – из любого места до аэропорта или границы. Для нас это означало в первый день Genève-Aéroport – Grindelwald, а в последний день Grindelwald – Chiasso (граница с Италией), откуда до Bergamo совсем близко. Кроме того, к этому билету бесплатно выдается так называемая Family Card. Она дает право на безбилетный проезд на любом общественном транспорте всем детям до 16 лет в сопровождении хотя бы одного из родителей, имеющего билет. Таким образом, за детей мы практически ничего не платили, за исключением нескольких частных подъемников и экскурсий. Мы же с женой по прибытии на место купили (с 20% скидкой для обладателей Swiss Transfer Ticket) региональный проездной – Berner Oberland Regional Pass. Этот билет позволяет в выбранные 5 из 15 дней бесплатно передвигаться по большей части региона, а в остальные дни дает 50% скидку. Он несомненно окупается даже и за 10 дней. Главное правильно спланировать расходы и выбрать «бесплатные дни». Мне очень помог в этом сайт швейцарских железных дорог, сделанный, несомненно, с большим умом.
Надо еще сказать, что Швейцария – не самое лучшее место для поисков уединения. На высокогорных альпийских тропах бывает такое количество людей, что там уместно было бы устанавливать общественные туалеты. Основная масса туристов поднимается наверх на фуникулерах, канатных дорогах или высокогорных поездах на зубчатом колесе. Местами наибольшего скопления людей являются, как правило, верхние станции этих видов транспорта. Но по мере удаления от них ситуация становится гораздо лучше. Люди попадаются лишь временами, все улыбаются, говорят друг другу «Grützi» и быстро расходятся. Вобщем нормально – можно считать, что ты почти наедине с природой. А если хочется большего, то достаточно просто опоздать на поезд или подъемник. Дело в том, что в Швейцарии на высокогорье в палатках почти никто не ночует. Только в достаточно диких и удаленных от жилья районах. Ближе к вечеру все либо разбредаются по горным хижинам и отелям либо уезжают вниз. А весь высокогорный транспорт прекращает работу ориентировочно около 18, в крайнем случае 19 часов. И если Вам надо успеть на последний рейс вниз, но Вы задержались и опоздали, то можете оказаться в лучшем случае в полном одиночестве, а в худшем – в компании с сурками и коровами на высоте, скажем, 2000 метров. Но помимо радости обретенного, наконец, уединения, Вам светит перспектива после пройденного днем маршрута топать пешком вниз до цивилизации, а это может быть еще несколько часов.
Это я к тому, что в поездках, подобных нашей, этот момент надо все время учитывать - иметь под рукой расписание, особенно, если маршрут по ходу меняется. При продаже, например, Berner Oberland Regional Pass, бесплатно дают книжку с полным расписанием всех видов транспорта в регионе. На сайте http://www.sbb.ch очень полезная опция Timetable Booklet позволяет формировать нужные фрагменты расписания и сохранять их в формате PDF (удобно хранить например в КПК). Но все же эта необходимость привязки к расписанию сильно мешает и ограничивает свободу. Как минимум, приходится рано вставать, чтобы иметь запас времени.
Оглавление
День 1 (01.07.2010): Männlichen – Kleine Scheidegg (Panoramaweg)
День 2 (02.07.2010): Pfingstegg – Oberer Gletscher
День 3 (03.07.2010): Schilthorn. Allmendhubel – Mürren (Children’s-Adventure Trail). Trümmelbach Falls
День 4 (04.07.2010): Aareschlucht. Gelmerbahn. Gelmersee – Kunzentänlen
День 5 (05.07.2010): Reichenbach Fall. Triftbahn – Triftbrücke
День 6 (06.07.2010): Brienzersee. Schynige Platte
День 7 (07.07.2010): Planplatten – Engstlenalp (Horizontweg)
День 8 (08.07.2010): Jungfraujoch. Eigergletscher – Alpiglen (Eiger Trail)
День 9 (09.07.2010): Brienzer Rothorn – Schönbüel – Lungern
День 10 (10.07.2010): First – Bachalpsee
P.S. День 11 (11.07.2010): Bergamo
Итак, 30 июня мы благополучно добрались до места и поселились в апартаментах, в домике на окраине Гриндельвальда у железнодорожной станции «Schwendi».
От крыльца нашего дома замечательный вид на Eiger.