Для начала прикупили путеводителей, из коих наиболее годным оказался Rough Guide - помимо довольно-таки полезной (хотя местами устаревшей) информации, он содержал еще и многочисленные, «находки» переводчиков (небось, автоматический перевод поленились редактировать), типа «беспристрастной площади» и «женевского самолета» (так обозвали женевский фонтан – Geneva Jet). Что веселило. Кроме того, было прочитано многое в Интернете – разумеется, наш форум в первую очередь.
Фотографии в отчет не включила. Мне кажется, они слабо передают реальные ощущения; к тому же, в сети их полным-полно.
Вкратце, дело было так.
В Женеву прилетела Swiss-ом. Дешево, но вполне прилично, даже вино наливают. Муж прилетел туда же на полчаса раньше из Амстердама. Мой чемодан выехал на транспортер последним, поэтому в суете совершенно забыла об автоматах с бесплатными талончиками на общественный транспорт. Вышла из зоны получения багажа, вспомнила и подошла к стойке информации. Добрая тетенька сказала, что назад нас не пустят, но она сейчас сама сходит и получит на всех (к нам там еще какая-то девушка присоединилась). Что и сделала, дай ей Бог здоровья.
В Женеву приехали на автобусе. Дело было вечером, ехать куда-либо было поздно, поэтому гостиницу забронировали прямо в Женеве. Цены на женевские гостиницы нам не понравились, да и сама гостиница, хоть и в центре, не порадовала. У входа маялся какой-то паренек - никак не мог открыть дверь ключом; мы пообщались с портье по домофону, после чего всех впустили. Пареньку при нас объяснили, что ключ надо было совать не в замок, который на двери, а в слот, который на стене, причем в левый! Решение, вообще-то, неочевидное; он тут же пошел проверять. На экранчике видеонаблюдения мы увидели, что после нескольких попыток он таки преуспел. А мы получили ключ и пошли на свой этаж. Несколько удивила планировка номера – прихожая была санузлом. Т.е. входишь – и сразу толчок, а над ним надпись: «Унитаз со шредером (!), твердые предметы не бросать»! Сразу вспомнился анекдот «Дзынь, сказала лесопилка!» и захотелось сунуть туда ломик. При сливе воды он давал два-три гудка (хочется добавить «и отчаливал»). Ночью под окнами истошно орали какие-то пьяные парни, били бутылки и т.д. – до пяти утра. Потом загрохотали мусоровозы, возвещая наступление радостного женевского утра. Завтрак подали в номер, причем с булочками в форме жопы. Мы призадумались.
Однако надо было решить вопрос со Свисс пассом, ибо долго торчать в Женеве мы не собирались. В планах стоял переезд на электричке в Эвиан. В соответствии с инфой на сайте swisspasstravelsystem мы отправились в туристический офис Женевы, где, по идее, эти пассы должны были продаваться и где мы были незамедлительно посланы. Посему пошли дальше – на вокзал. Найдя там офис швейцарских ЖД, убедились, что он полон разномастного народу. Получили в автомате талончик с трехзначным номером очереди и стали ждать. Надо сказать, служащие там никуда не торопятся. Беседуют между собой, отходят попить кофейку, просто задумчиво перекладывают бумажки – все на виду у томящихся клиентов. Душно. Стульев мало и они заняты. В общем, проторчали там полтора часа (булочки!).
Выбравшись на волю, пошли к озеру. В общем, не особо впечатляло, но мы к этому были готовы. Фонтан фонтанировал, лебеди плавали, цветочные часы (на наш взгляд, довольно-таки убогое творение какого-то недопродвинутого дезигнера) показывали время. Старый город… - ну, старый город. Собор – я их люблю, но этот как-то не запомнился. А что понравилось, так это разнообразные, многочисленные, очаровательные фонтанчики с отличной питьевой водой. Нагулявшись и перекусив не помню в каком ресторанчике, отправились на поиски вокзала Eaux Vives, откуда ходит электричка в Эвиан. В гостинице сказали, что надо ехать на трамвае (кстати, постояльцам в швейцарских гостиницах дают бесплатный проездной на городской транспорт – если сразу не дали (как нам), надо попросить!). Доехали до нужной остановки, но никакого вокзала поблизости не узрели. Спросили прохожую даму, она рассказала, куда идти. Без нее не нашли бы ни за что. Второй вокзал Женевы находится на каких-то задворках, в конце облупленного забора и живо напоминает задрипанный областной полустанок. Зданьице-сарайчик все в граффити, будка-сортир не работает, билетное окошко задраено наглухо, автомат по продаже билетов тоже не работает. Расписание (небольшой листок) отыскали с трудом. Единственное, что там работало – пункт обмена валют. У шпал среди окурков и пачек от сигарет росла пыльная травка. Вокзальные часы показывали неправильное время – на 40 минут позже реального. Вокруг – ни души. Кафе в здании по соседству закрыто и, судя по немытым стеклам, давно. В ожидании поезда перешли через дорогу, где, как раз напротив вокзала, находится булочная-кондитерская - там хоть кофе можно было выпить.
Минут за пять-десять до прибытия поезда внезапно начал подтягиваться народ, и много! Конец рабочего дня – все по домам разъезжаются. К счастью, нам удалось занять сидячие места. Напротив сел небольшой, но мускулистый азиатского вида паренек с непроницаемым лицом Будды, серьгой в ухе и майке с крупной надписью La Dame Pipi. Я повеселела. Поехали. За окном замелькали довольно-таки безрадостные окрестности – невзрачные поселки, сетка-рабица вдоль путей, заброшенные сараи… На следующей остановке часы тоже показывали неправильное время. И еще на одной. Неужто всех так достал безупречный имидж швейцарских часов? Контролер-билетер явилась прямо перед Эвианом и долго препиралась с каким-то парнем. Ему по скидочному удостоверению надо было доплатить 4 евро, но он уверял, что у него при себе только три. В конце концов, она взяла, что было, и выписала билет (повеяло отчизной). Мы же честно заплатили по 7,5 евро и вышли.
От вокзала до гостиницы идти было минут 20-25. Гостиница оказалась просто чудесной (так называемый «исторический отель»); уютно, цветы, старинная мебель, картины-эстампы и дизайнерские бутылки для воды «Эвиан» из цветного стекла. Встретили нас как родных, рассказали, где-что-куда, и препроводили в хороший просторный номер, который, кстати, стоил почти вдвое дешевле, чем женевская ночлежка.
Воспрявши духом, мы пошли озирать окрестности. Маленький городок оказался вполне уютным, ухоженным и малолюдным (а это для всякого москвича, ежедневно уминаемого в метро или томящегося в пробках, привлекательнейший момент! Я вообще замечаю за собой, что в последнее время, рассказывая о понравившихся местах, обычно начинаю со слов «там почти нет народу». В общем, уже симптом). Причал – в пяти минутах ходьбы, рядом Казино и бывшая водолечебница, а ныне выставочный зал и конгресс-центр Palais Lumiere – там как раз проходила выставка картин из коллекции князя Лихтенштейна, которую мы вскоре с удовольствием посетили. Есть бесплатный фуникулер, ведущий в никуда (в смысле, наверху есть спортивный клуб, виллы за заборами, многопонтовая гостиница, какой-то небольшой парк, но совершенно отсутствует вид на озеро – деревья загораживают его полностью). Есть бесплатный источник знаменитой воды – народная тропа к нему не зарастает. Подходят-подъезжают с бутылками и канистрами, мы тоже причастились. Есть отличный собор Успения Богородицы, украшенный, помимо прочего, круглыми панно Пьера Кристэна (современный художник), изображающими Крестный путь. Оч—чень любопытные вещи. Висят они высоко, над колоннами, по всему периметру нефа, и освещаются по очереди, одна за другой (датчик, как мы установили, срабатывает, когда входишь в собор).
От пристани в так называемый Водный сад ходит небольшой кораблик на солнечных батареях. Можно не ходить в сад, а просто прокатиться вдоль берега туда и обратно – это дешевле. К сожалению, просто так в саду погулять нельзя – только экскурсия с гидом. Впрочем, это не совсем сад – скорее, некая комбинация маленького окультуренного садика с одичавшим. Больше всего нам понравилась веселая пестрая луговина – самосевные космеи, ноготки, маки, лен, вовсю цветущие среди местных трав. Гид очень много и долго рассказывает про водные экосистемы, угрожающие им опасности и защитно-охранные меры, а экскурсанты (все больше французские пенсионеры) с удовольствием слушают, задают вопросы и сами что-то рассказывают. Все это замечательно, но собственно на сад времени остается немного. Зато там, за исключением крохотной группки экскурсантов, никого нет! (А если и их поубивать… - но об этом, как говорит Жванецкий, можно только мечтать).
Больше ничего об Эвиане рассказать не могу, так как со временем у нас было туго. Один день мы полностью посвятили швейцарской стороне озера. Поутру сели на паром и поплыли в Лозанну. Паром был заполнен местными, явно направляющимися на работу. Чуть ли не все друг друга знали, попивали кофе, курили на открытой палубе, болтали, читали газеты. Весь путь занял полчаса. В Лозанне мы побыли недолго – погуляв по набережной, сели на кораблик, направляющийся к замку. Тут уже было полным-полно собратьев-туристов. Любуясь берегами, горами-виноградниками, красивыми зданиями, с удовольствием прокатились до замка, а на обратном пути вышли в Монтре (мужу ужасно хотелось посмотреть именно Монтре). Это и впрямь очень красивый курорт с чудесной Цветочной набережной – и везде, на каждом шагу слышна родная речь. Настолько, что если закрыть глаза, кажется, будто мы никуда не уезжали. К тому же повсюду были афиши Федосеева. Идя по набережной, мы незаметно выбрались из Монтре и решили было дойти до Веве, но часа через полтора сдались и сели на автобус. Ну а там дошли до пристани и снова сели на кораблик, идущий в Лозанну. В Эвиан вернулись вечером.
Помимо вышеперечисленного, в программе у нас был Интерлакен. Мы отправились туда тем же (вначале) путем, т.е. утренним паромом в Лозанну. Там сели на метро (утром забито битком) и через несколько минут были на вокзале. Оттуда - в Берн, там пересадка, а дальше – Интерлакен-Вест. Поезда ходят как часы, благодаря Свисс пассу мы не заморачивались с билетами нигде, так что доехали без приключений. Поскольку денек был солнечный, а на следующий день обещали дожди, мы резко поменяли планы и решили сразу же двинуть на Шильтхорн. Поэтому, бросив вещи в гостинице (приехали рано, до указанного времени регистрации), вернулись на вокзал и поехали в Лаутербрюннен. Свис пасса на Шильтхорн недостаточно; от Мюррена надо было платить (правда, со скидкой). Билеты купили прямо в гостинице. У нас, вообще-то, была шпаргалка как добраться, но хозяйка гостиницы дала нам еще одну, более четкую.
"Живописная деревушка" Мюррен настолько живописна, что через пять минут становится не по себе: герани-герани-гномики-герани-гномики-сувениры-герани. И много-много пенсионеров повсюду - мощнейший демографический перекос. Мы и сами-то не первой свежести, так что дефицит молодого народонаселения буквально зиял. Впрочем, оно, должно быть, поголовно парило на параглайдах у нас над головами. Подивились на коров, пасущихся на почти отвесном склоне под деревенькой, а также на разбитый там же огородик. Подумалось, что, резко дернув какую-нибудь неожиданно податливую морковку, можно улететь (точнее, укатиться) далеко-далеко-о-о-о…. Поскольку стало основательно припекать, зашли в одну из гераниевых избушек прикупить мужу что-нибудь на голову. В избушке благообразная швейцарская баба-Яга ободрала нас как липку (хорошо еще, что не сожрала). На попытку заплатить карточкой она отреагировала повышением цены еще на 7 франков, помянув тяжкие проблемы Евросоюза, высокий курс евро и свой преклонный возраст.
Увидев ползущую в гору кабинку, мы пошли к ней, но это оказалась не канатная дорога, а фуникулер. Впрочем, канатная дорога находилась поблизости, и вскоре мы тоже ползли на гору, только на другую. Стало холодать, и на вершине Шильтхорна было уже всего восемь градусов, так что пришлось достать куртки из рюкзаков. Утеплившись, мы долго любовались видами на окрестный ландшафт и вόронами, парящими ниже нас – их блестящие крылья отражали небо и казались темно-синими. На мое замечание о том, как классно и удивительно, что такие вершины стали вполне доступны даже для инвалидов и глубоких стариков, муж буркнул: «Ага. Прямо праздник святого Йоргена какой-то»!
Обратно мы двинулись другой дорогой – через Штехельберг, где сели на автобус, который идет на Лаутербрюнненский вокзал через Триммельбах - там мы сошли, чтобы увидеть водопад. Водопад, естественно, платный. Он нам очень понравился, но подъемник-фуникулер идет не до самого верха, так что дальше нужно подниматься пешком, а потом еще спускаться до самого низа, потому что внизу тоже есть смотровые площадки (водопад большей частью находится в скале). Слегка утомившись, мы снова сели на автобус и поехали дольше, на вокзал. Где-то через час с небольшим мы вернулись в гостиницу, где благополучно заселились в мансарду, которая всем была хороша, кроме низких потолочных балок, не совместимых с людьми такого роста, как муж. Оглядев его с сомнением, хозяйка сказала, что из других комнат свободна только одна, совсем неуютная (и, видимо, более дешевая); мы посмотрели и смирились с мансардой. Потом прошлись по городку, прикупили сувениров, поужинали в рекомендованном хозяйкой ресторане и залегли.
Наутро мы наметили круиз по Тунскому озеру. Причал находится рядом с вокзалом Интерлакен-Вест. По выходным школьников катают бесплатно, и на кораблик мы садились с группой ребятишек. Накрапывал реденький дождик, и мы сели под навес, но на открытой части палубы. Впечатления от бирюзовой воды и окружающего пейзажа были совершенно неописуемыми, и мы, туристы, щелкающие фотоаппаратами, ахающие и бегающие от борта к борту, резко дисгармонировали с местными жителями, хладнокровно уткнувшимися в кроссворды, а также семейкой китайцев, которые сели за столик, достали сигареты и тыквенные семечки и принялись их сосредоточенно лузгать, не глядя по сторонам. Дождик вскоре перестал, проглянуло светлое небо, и стало еще красивее. На кораблике имелся небольшой бар, где продавали кофе и чай с отличными пирожными.
Из Туна мы решили возвращаться на поезде (его мы приметили с корабля). Вокзал там совсем рядом с пристанью, однако по расписанию поезд должен был подойти только через час, поэтому мы вышли на привокзальную площадь и нашли на ней остановку автобуса на Интерлакен. В магазине у остановки прикупили бутылку вина и еду на вечер, погрузились в автобус и поехали назад. Виды из автобуса открывались роскошные. В одной из деревень, через которые мы проезжали, было что-то вроде местного праздника. Бабуля, сидевшая напротив, объяснила, что это осенняя ярмарка скота. В это время года пастухи пригоняют коров с горных пастбищ на продажу.
Вечером мы возвращались в Женеву; последний панорамный поезд Голденпасс отправлялся из Интерлакена в пять часов, поэтому времени оставалось в обрез. Но мы все же успели ненадолго подняться на фуникулере (находится рядом с вокзалом Интерлакен-Ост) и посмотреть сверху на оба озера и окрестности. И твердо решили сюда вернуться, хотя бы через год.
Трасса Голденпасс – это здорово. До Женевы, правда, две пересадки, но напряг только последний отрезок маршрута – битком набитый поезд Евросити из Италии (впрочем, основная масса народу высадилась в Монтре). Первые же два поезда были совсем свободными, и мы выбрали места по своему вкусу. Маршрут Голденпасс отличается от того маршрута, которым мы приехали в Интерлакен: он проходит по гораздо более живописным местам. Правда, по-настоящему воспринимаешь все эти прелести только вначале. Где-то через час восприятие притупляется, и начинаешь реагировать гораздо сдержаннее.
В Женеву приехали уже затемно. Перекусили прямо в номере; улетали на следующее утро, рано. Ночью было еще хуже, чем в первый раз, хотя теперь это был не выходной, а самый что ни на есть понедельник, точнее, уже вторник. Среди ночи у входа в соседний торговый центр нарисовалась целая орава молодежи, поднявшая дикий многочасовой гвалт. Гвалт отражался от пустынных офисных зданий и дополнялся ревом мотоциклов и, разумеется, звоном бутылок. В общем, проспать свой рейс нам не грозило; в шесть дошли до остановки автобуса и вскоре были в аэропорту. Там купили местного вина и шоколадок и полетели домой. Очень надеемся, что нам выпадет шанс ознакомиться со Швейцарией поподробнее.
В заключение хочу поблагодарить всех, кто щедро делится информацией на этом форуме, и, конечно, его уважаемого создателя! Огромное спасибо вам всем, дорогие друзья! Желаю всем успехов и удачных путешествий.