На перекрестке трех границ: музей дизайна Витра

Рассказы отзывы отчёты о Швейцарии: делимся впечатлениями и о поездках, отдыхе, курортах. Фотографии и комментарии о Швейцарии. Отзывы о популярных местах в Швейцарии

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

На перекрестке трех границ: музей дизайна Витра

Сообщение: #1

Сообщение Ekaterina632 » 19 май 2016, 14:36

http://www.design-museum.de/en/information.html
Именно этот музей внес Базель в мой список "must see", хотя находится он на самом деле в городке Вайль на Рейне уже в Германии. Но это почти незаметно, пока перемещаешься из Швейцарии в Германию на обычном трамвае, а за окном типичные жилые кварталы без намека на границу. А со смотровых площадок комплекса Витра можно и на Францию поглядеть. Вообще место потрясающе интернациональное, особенно если посмотреть, сколько архитекторов со всего мира приложили руку к созданию фабрик, музея и шоу-рума. Да каких архитекторов! Подумать только - на одной площадке собрались 6! (прописью - шесть!) лауреатов Притцкеровской премии. Если что - Притцкеровская премия это что-то вроде Нобелевской в архитектуре. Но даже если оставить в стороне формальное признание, то список имен приводит в трепет Заха Хадид, Фрэнк Гери, Тадао Андо, дуэт SANAA, Николас Гримшоу...
Собственно, знакомство с комплексом Витра начинается с променада Гримшоу. Притцкеровскую премию еще не получил, но зато был посвящен в рыцари и, соответственно, имеет титул сэра. Мне он знаком в первую очередь по проекту ботанического сада Эдем (моя голубая мечта) и по новому терминалу Пулково. Для Virta Гримшоу построил фабричный корпус и прогулочную аллею при входе, которая заодно позволяет взглянуть на пожарную станцию Захи Хадид. Его архитектура на первый взгляд показалась мне слишком скромной. На фоне эпатажного Фрэнка Гери, мозгоразрывающей Хадид и необычного здания SANAA, Гримшоу можно проскочить и не заметить. С другой стороны, потом я осознала, как отдыхает взгляд на его здании. Ну и конечно нужно учитывать, что это все-таки фабрика, а не елка, и я думаю, некоторая "скучность" здания объясняется назначением здания.
На перекрестке трех границ: музей дизайна ВитраНа перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
На последнем фото здание Гримшоу справа.
Если идти в Vitra с детьми, то не доходя до входа даже в шоу-рум компании можно надолго застрять на эффектной смотровой площадке Карстена Хеллера.
На перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
Осмотр окрестностей (а вид между прочим открывается сразу на три страны) совмещается с веселым аттракционом - спуститься можно по закрытой винтовой горке. Сразу чувствуется немецкий подход - наверху стоит человек соблюдающий очередность, он следит, чтобы на горке не оказалось сразу несколько человек. Еще выдают специальный войлочные "мешки", садишься в них, и как на санках вниз! Участвуют и дети, и взрослые. Мне тоже очень хотелось, но разумеется даже с маленькой сумкой на горку нельзя, а т.к. я была одна, то вещи было оставить негде.
Виды сверху:
На перекрестке трех границ: музей дизайна ВитраНа перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
А вот и новинка Vitra - шоу-рум был построен бюро Херцог & де Мерон в 2010 году.
На перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
Здание оказалось на 100% в моем вкусе. Такое сложное, и такое простое одновременно! Здание невероятно светлое внутри даже в пасмурный день и от него веет домашним уютом. Для меня современная архитектура, которая мне нравится делится на две категории: то, что вызывает бурный восторг, интерес, желание исследовать каждый уголок и то, что вызывает чувство спокойной уверенности. Шоу-рум Vitra явно по второй части. Я смотрю на здание Херцог & де Мерон и даже нет удивления. Кажется только таким оно и может быть.

Теперь немножко поругаюсь на организацию. Я, конечно, ознакомилась с сайтом Vitra, но когда просто приходишь в холл их здания, то вообще ничего не понятно. Свободный ли вход? Есть ли экскурсии? Сколько все стоит? Никаких стендов с информацией. Все это было потом, именно в здании музея. Но все-таки шоу-рум оказывается первым на пути большинства туристов, и было бы логично хоть что-то подписать.
Методом опроса сотрудницы у стойки я выяснила, что ближайшая англоязычная экскурсия по кампусу будет в 12:00. Купила билеты на экскурсию и в музей. В шоу-рум вход свободный, с него я и начала.
Попадаешь как будто в сказку. Буквально. Первая выставка посвящена Алисе в стране чудес. Автор - Индия Мадави. Я будто перенеслась в детство и оказалась в кукольном домике. Кстати, вокруг было много семей с детьми, и они там явно не скучают. Ведь все можно потрогать, везде посидеть, все попробовать.
Вот, например, огромный альбом для рисования:
На перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
На перекрестке трех границ: музей дизайна ВитраНа перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
На перекрестке трех границ: музей дизайна ВитраНа перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
На перекрестке трех границ: музей дизайна ВитраНа перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
Там же балкончик с компанией розовых стульчиков Eames Elephant.
На перекрестке трех границ: музей дизайна ВитраНа перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
С верхнего этажа, от сказочной Алисы потихоньку спускаюсь в другие залы. Везде много диванов и кресел. И пока не сядешь, не оценишь талант их авторов. Кажется, что это лично с меня сняли мерку, и создали тот или иной стул. Притом что с моими 1,50 роста очень часто все подстроенные под позвоночник спинки кресел оказываются ужасно неудобными. Вокруг на полках и столиках куча интереснейших альбомов. В конце дня я где-то час провалялась на диванах листая потрясающие книги о современной архитектуре и дизайне. А можно посидеть у окна с видом на зеленые холмы.
На перекрестке трех границ: музей дизайна ВитраНа перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
На перекрестке трех границ: музей дизайна ВитраНа перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
На перекрестке трех границ: музей дизайна ВитраНа перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
А вокруг куча дизайнерских примочек, так что на первый взгляд интерьер кажется вполне обычным, а потом глаз цепляется то за изящные часы, то за веселую целлофановую курицу.
На перекрестке трех границ: музей дизайна ВитраНа перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
На перекрестке трех границ: музей дизайна ВитраНа перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
Большое внимание уделено организации офисного рабочего пространства. И над всем этим простоя, но эффектная инсталляция из бумажных самолетиков. Вот что значит, идеи витают в воздухе!
На перекрестке трех границ: музей дизайна ВитраНа перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
Пришло время идти на экскурсию. Нас, англоязычных туристов, набралось человек двадцать. Пожалуй, архитектурная экскурсия, это главное, зачем стоит ехать в Vitra. Длится она почти два часа, и почти все время проводишь на ногах, так что лучше постараться пойти на нее пораньше, а потом можно отлежаться на диванах в шоу-руме.
Начинается прогулка с геодезического купола Ричарда Фуллера. Легкая, простая в сборке, с большим внутренним пространством - такая конструкция нашла широкое применение в общественных сооружениях - оранжереях, ангарах и других. А вот для социального жилья, как надеялся Фуллер, его конструкции не подошли - слишком дорого.
На перекрестке трех границ: музей дизайна ВитраНа перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
На перекрестке трех границ: музей дизайна ВитраНа перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
Симпатичный павильон заправочной станции от Жана Пруве.
На перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
Очень интересное здание построил Алваро Сиза. Я даже не сразу поняла, что это вообще за конструкция к фабричному корпусу прилеплена. Оказалось, что это навес от дождя, чтобы можно было переходить из одного здания в другое. Но т.к. на заднем плане стоит пожарная станция Захи Хадид, то Сиза не хотел перечеркивать вид на ее работу своим навесом. В результате он соорудил движущуюся крышу, которая автоматически опускается во время дождя, чтобы организовать сухую дорожку из одного фабричного здания в другое. А в сухую погоду эта крыша образует "рамку" для постройки Захи Хадид. Честно говоря, мне это решение показалось несколько вымученным, и я не прониклась приязнью к этой странной конструкции. С другой стороны, ничего толкового, что можно было бы в заданной ситуации сделать, в голову тоже не приходило.
На перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
На мой взгляд, жемчужина комплекса - пожарная станция Захи Хадид. Эта невероятно талантливая женщина архитектор говорила:
Если есть 360 градусов, зачем придерживаться только какого-то одного?

И ее здание в кампусе Витра полностью подтверждает эту цитату. Пожарная станция каждым своим сантиметром вызывает ощущение беспокойства. "Застывший взрыв", как сама говорила о своей работе Хадид. И действительно, это здание оптических иллюзий, разорванных плоскостей и отсутствия равновесия. То потолок прогибается над головой, будто вот-вот провалится, то ступени лестницы повисают в воздухе, и кажется, что их ничто не удержит от падения, ну и, конечно, стены, для которых стоять прямо это дурной тон - они заваливаются то назад, то в сторону.
На перекрестке трех границ: музей дизайна ВитраНа перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
На перекрестке трех границ: музей дизайна ВитраНа перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
На перекрестке трех границ: музей дизайна ВитраНа перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
О постройке собственной пожарной станции компания Vitra задумалась после пожара 1981 г., когда была уничтожена чуть ли не половина всего производства. А все потому, что пожарные слишком долго ехали на место из соседнего городка. И тогда началось превращение фабрики Vitra музей современной архитектуры под открытым небом. Для некоторых приглашенных архитекторов это было только начало головокружительной карьеры. Для Захи Хадид это вообще было первое построенное здание. До этого ее считали бумажным архитектором, и казалось невозможным, что ее технически сложные проекты воплотятся в жизнь. А теперь ее здания стоят по всему миру, и в России, кстати, тоже (Dominion Tower в Москве).
Интересное здание построил дуэт японских архитекторов SANAA. Огромное круглое сооружение будто накрыто белой занавеской. Когда подходишь ближе этот эффект усиливается, т.к. замечаешь, что внешнее покрытие даже не доходит до земли. Белые панели имеют несколько "рисунков" волнистости, сделаны из прозрачного слоя оргстекла покрытого тонким слоем белой краски. В результате здание хорошо отражает свет и уже не производит впечатление фабричной махины.
Зашли внутрь. Там производство. На самом деле ничего особенно интересного - просто вокруг стоят огромные стеллажи с материалами. Поражает только обилие естественного освещения. Даже в такой пасмурный день в здании очень светло и без ламп.
На перекрестке трех границ: музей дизайна ВитраНа перекрестке трех границ: музей дизайна ВитраНа перекрестке трех границ: музей дизайна ВитраНа перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
Немного странным показалось мне здание Фрэнка Гери. На фоне довольно скучного белого прямоугольника вдруг по углам вылезают типичные для него деконструктивистские сложные конструкции. С другой стороны, это все-таки фабрика, и особо там не разгуляешься. Да и строилось здание в те времена, когда компьютерные технологии еще не так внедрились в архитектуру, и любая изогнутая конструкция доставляла гораздо больше проблем, чем сейчас.
На перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
На перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
От производственной зоны мы вышли к конференц-залу Тадао Андо. Человек это явно непростой. С трепетом относящийся к природе, он не смог устоять от предложения построить здесь, прямо посреди сада, здание, когда его пригласили в разгар цветения вишни. Он старательно лавировал между деревьями, чтобы не пришлось вырубать сад. Правда есть версия, что несколько деревьев все-таки пришлось срубить, и в память о них на бетонной стене оставлены отпечатки вишневых листьев.
На перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
Неподалеку проходит оживленная дорога, которая Андо очень не нравилась. Недолго думая, он обратился к местным властям с предложением дорогу убрать, т.к. она мешает окружающему его здание пейзажу. Власти предложение не оценили. Тогда Андо поставил бетонную стену, чтобы отгородиться от дороги, да и от здания музея Фрэнка Гери заодно.
На перекрестке трех границ: музей дизайна ВитраНа перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
На перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
Потом Андо предоставил проект, в котором был единственный вход, он же выход, - узкая одностворчатая дверь, да еще и с узким коридором.
На перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
Инспекция по безопасности такую идею не оценила и, к большому сожалению Андо, заставила построить запасной выход на случай пожара. Вот так трудно приходилось японскому архитектору - то дерево не обойти, то машины мешают, то с безопасностью пристают.
Но здание получилось великолепное. Большая его часть уходит под землю, и оно совершенно не доминирует в вишневом саду. Стена выделяет тихое уединенное пространство, где можно отдохнуть на природе. Кажущееся простым снаружи, внутри здание превращается в лабиринт. Коридоры и лестницы то выводят в небольшие внутренние дворики, то в холл, то поднимают к вишневым деревьям, то уводят ниже уровня земли. Несмотря на то, что сперва обилие бетонных панелей кажется немного грубым, начинаешь чувствовать как здание сливается с природой. Здесь нет ничего лишнего. Главенствует японский минимализм. Андо специально подчеркивал, что в комнатах не должно быть лишних декоративных элементов. Вот вам деревянные и бетонные панели по образу и подобию японских татами, вот вам вид из окна на зеленый сад, а больше ничего и не нужно.
На перекрестке трех границ: музей дизайна ВитраНа перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
На перекрестке трех границ: музей дизайна ВитраНа перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
На перекрестке трех границ: музей дизайна ВитраНа перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
На перекрестке трех границ: музей дизайна ВитраНа перекрестке трех границ: музей дизайна ВитраНа перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
На перекрестке трех границ: музей дизайна ВитраНа перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
Удивительно, как простые вещи могут производить такое впечатление. В здании Тадао Андо нет ничего лишнего и оно отлично сочетает в себе рабочую атмосферу и комфорт (усиленны фирменной мебелью Vitra разумеется). Не зря Андо говорит:
Философ или писатель используют слова, чтобы заставить мыслить других. Сила слова огромна. Архитектура – это слово, сказанное пространством. Бетонная стена говорит со зрителем. И это весомое слово.

На этом экскурсия завершается. А у меня еще было время заглянуть в музей, расположенный в здании Фрэнка Гери. Надо сказать, что здесь меня постигло полнейшее разочарование. Довольно обычная выставка, ничем мне не запомнившаяся. На фоне интерактивного уютного шоу-рума и после погружения в современную архитектуру в кампусе, меня было сложно удивить. Ну а само здание, конечно, интересное.
На перекрестке трех границ: музей дизайна ВитраНа перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
В результате я вернулась в шоу-рум, чтобы провести часик за разглядыванием красивейших альбомов по архитектуре и дизайну а заодно пообедать. Все-таки приятно после швейцарских цен снова окунуться в евровую зону и за 15 евро получить вкуснейший грибной суп, яблочный пирог и ароматный чай. Поесть в округе, судя по всему, совсем негде, и вся толпа из музея остается здесь. Организация кошмарная, места мало, народ стоит в очереди. Мне несколько раз принесли не то, что я заказывала. Лучше бы уж сделали столовую самообслуживания, а то официанты там с ног сбиваются, и толку от них мало.
Зато в результате ко мне за столик подсела приятная швейцарская пара, с которой мы мило поболтали об архитектуре и о физике. Мне очень понравилось, что судя по всему большинство посетителей комплекса Vitra это действительно заинтересованные в теме люди. То и дело завязывалась small talk, в ходе которой выяснялось, что мои собеседники так или иначе связаны с архитектурой или дизайном. Меня в свою очередь спрашивали, изучаю ли я эти предметы. Все-таки для галочки в Vitra мало кто поедет. В результате в комплексе царит атмосфера всеобщей заинтересованности и какой-то сплоченности.
Должно быть в Vitra особенно хорошо в солнечную погоду. На улице много столиков среди цветущих лужаек, и пейзаж оживляется современной скульптурой и всякими необычными предметами со всего света, вроде вот этого симпатичного вагончика.
На перекрестке трех границ: музей дизайна ВитраНа перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
И даже маленький "зоопарк" имеется. Табличка рядом гласит: "Пожалуйста, не кормите слонов".
На перекрестке трех границ: музей дизайна Витра
Мне сложно в это поверить, но я умудрилась провести в Vitra 6 часов. Пока в шоу-руме всю мебель протестировала на удобство, пока на экскурсию сходила (а она длится почти два часа), пока поела, пока отдохнула немного. Вот время и пролетело. А к этим 6 часам еще добавляется неблизкая дорога до центра Базеля. В результате на Vitra у меня ушел весь день. Конечно, в условиях дефицита времени, можно и поактивнее все осматривать. Но когда садишься в кресло Vitra, то забываешь об окружающей действительности, о суете и гонке за достопримечательностями.
Аватара пользователя
Ekaterina632
почетный путешественник
 
Сообщения: 3111
Регистрация: 27.01.2015
Город: Санкт-Петербург / Прага / Прованс
Благодарил (а): 1483 раз.
Поблагодарили: 1393 раз.
Возраст: 32
Страны: 22
Отчеты: 29
Пол: Женский



Список форумовЕВРОПА форумШВЕЙЦАРИЯ форумОтзывы Швейцария. Отчеты о путешествии в Швейцарию



Включить мобильный стиль