Теперь "Варяг". Вводная. "Варяг" и "Кореец" заперты эскадрой Уриу. Оставим за скобками вопрос, почему не смылись в ночь с 26 на 27 января проливом Летучей Рыбы. Будем отсчитывать с момента получения ультиматума. Что делает Руднев? Сначала ищет защиты у командира "Тэлбота", тот, понятное дело ему отказывает. Далее "Варяг" выходит МАЛЫМ ХОДОМ по фарватеру, утыкается в "Асаму", принимает бой, в котором получает значительный ущерб, но сам не добивается НИ ОДНОГО попадания, неуклюже разворачивается, едва не сев на мель у о.Идольми, возвращается в порт, выгружает имущество и топится в дальнем углу рейда на мелководье. Экипаж на поезде уезжает в Питер. С одной стороны, варианта выигрыша у Руднева не было, однако, можно было попробовать:
1) Выйти на фарватер полным 20-22 узловым ходом и попытаться таранить "Асаму"
2) Заминировать погреба и подорваться на фарватере, выиграв темп для армии
В этом случае был бы подвиг. В реале же получился бестолковый и неудачный бой. ИМХО.
Не хочется ввязываться в бесконечный спор по бою в Чемульпо. Ну, а как тут промолчишь ?
Есть две версии , назову условно : японская и русская.
Так как японцы победили в войне, то у них все возможности расписать историю в любых красках. Как и в конкретном случае с "Варягом" и произошло ИМХО.
Проигравший, как известно, плачет и русская версия выглядит лишь попыткой оправдаться. Поэтому аргументы Руднева и его защитников, как правило, не принимаются. И в основном ставят ему в вину именно вот эти ,указанные sergniform, пункты : таран и фарватер. И еще затопление на мелководье.
Я обычно задаю сторонникам японской версии простой вопрос : какова ширина подходного фарватера в Чемульпо ?
После ответа на этот вопрос можно переходить к другим пунктам.