Хочу поделится собственным опытом "выбивания" компенсации с авиакомпании за отмену рейса. В принципе, несколько таких на форуме я уже нашел, но в моем случае, дело дошло до суда - думаю, информация, изложенная ниже может быть полезна в тех случаях, когда авиакомпания идет в решительный отказ от выплат, а вам кажется, что на компенсацию рассчитывать все-таки можно. В описании будет упомянут сервис, который помог мне в этом деле, очень надеюсь, что модераторы не сочтут его упоминание за рекламу - сервис действительно полезный.
Ниже речь идет о событиях почти трехлетней давности, да и сама история длилась почти год, но думаю, информация все еще актуальна.
Итак, исходные данные – 24 апреля 2013 года, рейс AB 3780 «Нюрнберг» – «Понта Дельгада», авиакомпания Air Berlin. Прихожу в аэропорт на регистрацию и узнаю, что рейс отменен. Представители авиакомпании Air Berlin разводят руками, предлагают или вернуть деньги или переоформить меня на следующий рейс через два дня. Оплачивать гостиницу отказываются, но как вариант, готовы прокатить меня в Москву и обратно (из-за стыковочного рейса, в Москве я пробыл бы всего около 4-х часов). В результате я остаюсь на два лишних дня в Нюрнберге.
Не сказать, что я был сильно обижен, но я ожидал лучшего уровня сервиса от уважаемой мной авиакомпании, а не такого циничного и упрямого подхода. Даже куда более скромная Vueling предоставила еду и жилье когда я попал на овербукинг, а эти уперлись. Кстати, благодаря тому случаю с Vueling я и знаком с "положением #261/2004"). Исключение из него – форс-мажор, но я специально залез на сайт аэропорта Понта-Дельгады и убедился, что другие рейсы прилетали туда нормально. На всякий случай даже сделал скриншот. Кроме того, мои друзья на Азорских островах, куда я и летел, так же подтвердили то, что самолеты летают.
Далее развитие событий в хронологическом порядке:
24.04.2013 – мой рейс отменен;
26.04.2013 – вылетаю в Понта-Дельгаду;
Май 2013 – вернувшись в Москву, через сайт AirBerlin пишу претензию, и прошу выплатить мне компенсацию за отмену рейса (400 евро, в соответствии с Правилами).
13.06.2013 – получаю в ответ предложение взять компенсацию в 75 евро, либо 10000 премиальных миль, либо ваучер на полет ценой до 120 евро, либо ждать дальше. Выбираю «ждать дальше».
13.08.2013 - направляю повторный запрос. В ответ - тишина. Жду, долго жду.
Октябрь 2013 – подготавливаю бумажную версию претензии и отправляю ее заказным письмом в Air Berlin в Германию.
Понимаю, что AB меня нагло игнорит и начинаю уже злиться. Вспоминаю о том, что когда я подготавливал требование компенсации за отмену рейса Air France из Марселя, я пользовался образцами документов с сайта EUClaim, который занимается помощью в такого рода делах. Важным моментом тут является то, что они работают по системе «не выиграли – не платите» - то есть им платить ничего не нужно, но в случае выигранного дела они удержат около 30% комиссии от суммы компенсации.
8.11.2013 – Регистрируюсь на сайте и отправляю все данные по моему делу (в случае, когда рейс отменили, но предоставили альтернативный вариант, обязательно нужно иметь посадочный талон с выполненного рейса!).
11.11.2013 – Мои данные приняты и моим делом начинает заниматься юридическая фирма в Берлине. Мне высылается доверенность на ведения дела, которую я должен заполнить, подписать и отправить в Берлин. В дальнейшем весь документооборот между юристами, авиакомпанией и судом сканируется и отправляется мне на e-mail для информации.
13.11.2013 – отправляю все нужные документы через DHL. Стоимость отправки – 75 евро. Можно было и обычной почтой, существенно дешевле, но мне хотелось быстрее и гарантированно.
13.11.2013 – в тот же день документы получают в Берлине и юристы пишут стандартное обращение в авиакомпанию с требованием выплаты компенсации в двухнедельный срок.
28.11.2013 – так как Air Berlin молчит, пишется второе письмо, с требованием выплаты компенсации и на AirBerlin навешивается пеня за каждый день просрочки (размер пени указывается в процентных пунктах от чего-то там, не совсем понял от чего).
12.12.2013 – AirBerlin наконец-то снисходит до ответа и говорит, что они не согласен с моими претензиями, так как в Понта-Дельгада якобы имела место забастовка, а это попадает под исключение из Правил и платить мне ничего не будут.
14.12.2013 – юристы подают заявление в суд в Берлине.
06.01.2014 – в суде заводят дело против AirBerlin;
29.01.2014 – из суда прислали уведомление о том, что если ответчик собирается защищаться, то должен представить доказательства своей невиновности.
21.02.2014 – AirBerlin уведомляет о том, что будет защищаться в суде.
04.03.2014 – из суда приходит уведомление, что AirBerlin хочет предложить мне мировое соглашение, поэтому просит отсрочить срок предоставление доказательств до 18.03, дождавшись моего ответа на их предложение.
13.03.2014 – AirBerlin присылает юристам (а они в свою очередь мне) предложение мирового соглашения, по которому они готовы выплатить мне 200 евро. После удержания комиссий к выплате мне предполагается 121,5 евро (а с учетом стоимости банковского перевода, сумма будет ниже 100 евро вообще, из которых я уже потратил на DHL 75 евро). При этом AirBerlin вновь упоминает о забастовке в аэропорту, а юристы в свою очередь, ссылаясь на опыт в подобных делах, рекомендуют мне принять предложение и отказаться от суда. Но на этот момент мне уже было интересно довести дело до конца, поэтому я отказался от мирового соглашения (хотя потом украдкой иногда и раздумывал, а не зря ли).
28.03.2014 – получаю скан документа на 5 листах (датирован 18.03), который AirBerlin направляет в суди и в котором обосновывает свою невиновность. В документе приводятся скриншоты из их полетной программы, где указано, что рейс был отменен с кодом «98» (расшифровывается якобы как «забастовки за пределами собственной авиакомпании»), даются ссылки на сайт azores-online.de, где написано про забастовку. Далее делается вывод, что «мы невиновны», и идут ссылки на прецеденты судебных решений такого рода.
Несмотря на то, что забастовка действительно имела место, это была забастовка сотрудников авиакомпании SATA, никакого отношения к работе аэропорта не имеющая. Представленные «доказательства» не показались мне убедительными, да и ссылка на СМИ была вообще лишней, так как по ссылке видно, что новость о забастовке опубликована за две недели до забастовки, а на скриншотах из их программы AIMS видно, что рейс отменили за день до вылета. Так же в СМИ написаны даты забастовки, среди них указана дата 3.05, а именно в этот день я успешно улетел с Азорских островов в Лиссабон, и у меня остался даже посадочный талон, подтверждающий это. Были еще небольшие нестыковки, которые я и изложил письменно для юристов. С переводом текстов здорово помогли друзья, владеющие немецким, позволяя мне общаться с юристами на немецком, а не на моем ломаном английском.
11.04.2014 – юристы направляют в суд «наш ответ Чимберлену», в котором подвергают резкой критике оправдания AirBerlin. По меньшей мере частично их ответ основан на моих доводах, изложенных мной ранее, так что хочется верить, что я тоже немного поспособствовал делу, а не просто наблюдал со стороны.
17.04.2014 – из суда приходит уведомление о том, что наши доводы приняты к сведению и AirBerlin дается две недели на их рассмотрение.
16.05.2014 – получен ответ Air Berlin. В нем уже больше лирики – они говорят, что авиакомпания заинтересована в регулярности выполнения рейсов, что они ведут учет рейсов в соответствии с федеральными требованиями и скриншоты в прошлом их письме чуть ли не официальный документ, и что истец (то есть я) не может предоставить доказательства того, что аэропорт Понта-Дельгады в тот день действительно функционировал.
На этом обмен мнениями оказался завершен и была назначена дата судебного разбирательства – 27 июня, в Берлинском суде. Мне даже по обычной почте пришло из Берлина официальное уведомление о слушании моего дела.
01.07.2014 – юристы присылают мне протокол судебного заседания, из которого следует, что суд встал на мою сторону и удовлетворил мой иск в полном объеме (400 евро плюс проценты с 28.11.2013 в размере 80 евро), оплата всех судебных издержек за счет ответчика.
08.07.2014 – AirBerlin мог подать на аппеляцию, но не стал этого делать, и выплатил деньги. Мне пришел инвойс от EUClaim, в соответствии с которым после откусывания ими своей доли от 400 евро (80 евро процентов они сразу не учитывали) мне причитается сумма чуть менее 300 евро. Так же они просили предоставить им банковские реквизиты моего счета для перечисления средств, что я и сделал.
15.07.2014 - на мой счет поступила указанная сумма за вычетом комиссии межбанковского перевода.
Так закончилась моя история с отмененным рейсом. Очень не ожидал от уважаемой мною авиакомпании такого упорства, а их предложение «отправить меня в Москву и обратно» вместо того, чтобы оплатить 120 евро за две ночи в отеле – надолго останется в моей памяти. Буду ли я летать AirBerlin? Конечно буду. :-).