Я знаю, что условия полёта код-шеринговыми рейсами зачастую сильно отличаются от условий рейсов этого же авиаперевозчика, но выполняемого им же самостоятельно. Другое дело, что зачастую связаны они именно с тем обстоятельством, что фактически перевозит авиакомпания-партнёр. То есть я знаю и понимаю, что здесь самолёт подаёт партнёр, поэтому, например, спецпитание не выбрать, онлайн-регистрация не работает, выбор места тоже не всегда есть, и так далее - всё, что так или иначе связано с самолётом и завязано на фактическом перевозчике.
Вопрос в другом. Верно ли для код-шеринговых рейсов, что вообще все условия перевозки (кроме, конечно, цены авиабилета) определяются авиакомпанией, которая фактически осуществляет перевозку? Например, условия для перевозки багажа и ручной клади (нормы, правила), условия оформления и посадки (сроки, порядок) и так далее? Например, если билет я купил у Аэрофлота, ориентировался на его лимиты для ручной клади, а у авиакомпании-партнёра они отличаются, должен ли я ориентироваться на правила той авиакомпании, которой полечу, или той, у кого билет покупал? И можно ли выгадать на сроках окончания регистрации и посадки, если они будут отличаться?
Навеяно недавним случаем полёта с Белавией. У а/к Белавиа есть свои внутренние условия перевозки, согласно которым посадка (sic!) на рейс закрывается за 40 минут до времени вылета. То есть гейт они грозятся закрыть за 40 минут до времени вылета! И, судя по форумам, так реально закрывают, во всяком случае, в родном аэропорту Минска. (Это им, кстати, никак не мешает регистрацию на рейс закрывать тоже за 40 минут до вылета, то есть если ты такой дурак, что пришёл на стойку регистрации в последнюю минуту - ну, тебя зарегистрируют, но ты не улетишь и узнаешь об этом чуть позже, причём всё законно - условия перевозки такие, тебе априори известные).
Так вот, купил билет на сайте Белавии из Москвы в Минск и зная об этом правиле (тем более, мой распечатанный через онлайн-регистрацию посадочный талон отчётливо напоминал об этом времени) по приходу в Домодедово я очень спешил попасть к гейту за 40 минут до вылета. Несмотря на кучу внешних обстоятельств, мешавших мне, и самоуспокоение, что не может же быть такое злое время закрытия посадки в российском аэропорту, я успел ровно за 42 минуты до вылета (за 2 минуты до окончания посадки). Пока бежал, видел на табло, что посадка уже идёт, а когда она началась - даже не представляю. Прибежав на гейт, увидел, что никого из пассажиров уже нет, только сотрудники авиакомпании одного меня, наверное, ждут. Дальше - круче: по ту сторону гейта обнаружился полный автобус людей, то есть вся очередь прошла гейт раньше меня. Я был последний пассажир в этом автобусе, кстати. И ровно за 40 минут до вылета автобус ... закрыл двери и отправился к самолёту. Ну, всё, думаю - молодец я, что прочитал правила перевозки Белавии, а не стал ориентироваться на то, что обычно в РФ посадка заканчивается за 20 минут до вылета, и на время, указанное в посадочном талоне, можно наплевать. Более того, я заранее смотрел в Интернете, что этот рейс Белавии, может даже отправиться раньше своего времени вылета по расписанию, если посадка была закончена быстро. Ну, думаю, здорово - мы сейчас вылетим пораньше, прилечу с запасом времени Не тут-то было! Просидел все 40 минут за вычетом тех минут, что автобус ехал, да по трапу поднимался, в салоне самолёта. Салон был на вид полупустой, то есть люди из моего автобуса заняли примерно 50% мест в салоне. А за 15-20 минут до вылета случилось чудо - в самолёт стали заходить люди и размещаться по местам. Количество тех, кто только что зашёл, я оценил примерно на один автобус Оно сравнимо с тем количеством, которое приехало с моим автобусом, и места они заняли оставшиеся 50%, то есть самолёт ко времени вылета был набит полностью. И позднее зашедшие люди отнюдь не выглядели опоздавшими, скорее это просто ещё один автобус прибыл. Кто они такие? Почему я чуть не опоздал на посадку за 40 минут до вылета, а они выехали как раз за "российские обычные 20 минут" до вылета? Тут я вспомнил, что на этот физический рейс Москва - Минск было два варианта для покупки билетов - у Белавии и у S7 (перевозчик - Белавиа). Моё предположение: эти вновь прибывшие пассажиры покупали билеты у S7, и для них действовали условия перевозки той авиакомпании, у которой они покупали билеты, то есть у них мог быть другой гейт, другой автобус и, главное, другое, более удобное, время окончания посадки. Спросить я никого из вновь прибывших не смог, но поделился сомнениями с парнем, сидящим рядом. Он ничего не ответил по существу, но сообщил, что сам он покупал билет у S7. Каким гейтом он проходил, я не знаю, но ехал автобусом, в котором ехал я. Кроме того, один и тот же гейт могли закрыть для пассажиров Белавии, открыть посадку для S7, а он просто прошёл на посадку вместе с пассажирами Белавии (или в случае разных гейтов - пойти на общий гейт).
Короче говоря, я в недоумении - может быть, мне стоило покупать билеты у S7 и не сильно торопиться на посадку? Если нет, то что это было? И когда закончилась посадка на рейс? Когда проходил гейт - на табло "final call" видел!
Вопрос № 2.
Бывают ли такие код-шеринговые рейсы, которые одна авиакомпания (фактический перевозчик) выполняет для другой авиакомпании (продающей билеты) целиком и полностью, сама вообще не продавая билеты на этот рейс?
Вопрос связан с тем, что я нередко вижу в агрегаторах рейсы Аэрофлота, выполняемые а/к Россия. При этом нет вариантов для покупки билетов на этот рейс от самой а/к Россия: агрегатор предлагает лететь в этот рейс только Аэрофлотом. Правда, на сайте а/к Россия доступность подобных рейсов я не проверял. Но обычно в случае, если рейс код-шеринговый, я вижу в агрегаторе сразу две строчки - для обоих авиакомпаний, и билеты по разной цене.
Если я прав, и это, действительно, такой специальный код-шеринг для Аэрофлота, который полностью заполняет салон, а а/к Россия только перевозит на дряхлых самолётах, то не обман ли это потребителя? О совместном рейсе тогда и речи не идёт: "совместно" = "вместе", "друг с другом". Тогда это нечто, напоминающее субподряд, когда ты рассчитываешь на один сервис, клюя на брендовое имя, а фактически получаешь грошовые услуги субподрядчика.
Кроме того, если на вопрос № 1 правильный ответ такой, что при код-шеринге условия перевозки определяются по правилам той авиакомпании, которая везёт, а не той, которая продаёт, или что они так могут определяться, то это будет вообще узаконенный обман потребителя-пассажира в чистом виде. Потому что я, может быть, билет покупал у данной авиакомпании лишь потому, что меня условия перевозки у этой авиакомпании устраивают, а другой - нет.