Давно хотел посмотреть на то, как живут соседи. Давно хотел прочувствовать знаменитые молдавские дороги, выпить молдавского вина в Молдове же и посетить непризнанное государство. Маршрут на 3 дня, 2 ночи и 990 км оказался такой: Одесса – Тирасполь – Кицканы – Бендеры – Роги – Кишинев – Цыпово – Орхей – Сороки – Киев. По определенным обстоятельствам винные подвалы Крикова и монастырь Сахарна пришлось вычеркнуть из маршрута следования. Экипажу из четырех человек данная поездка обошлась по 150 долларов, включая бензин, штрафы и сувениры, которые отсутствуют в принципе.
Непризнанное государство Приднестровье существует с 1990 года и признано Нагорным Карабахом, Абхазией и Южной Осетией, то есть теми, кого тоже никто не признал. Хотя наличие приграничных пунктов со стороны Молдовы уже как бы должно говорить о том, что Молдова признала, что там есть граница. Как ни странно оно, государство, находится вдоль Днестра и на политической карте мира похоже на глиста, подавившегося яблоком. Столица – Тирасполь. Валюта – приднестровский рубль, девушки – симпатичные. Во времена СССР давало 40% ВВП всей Молдавской ССР и производило 90 % электроэнергии.
Нас пугали тем, что в Приднестровье нестабильная ситуация, что в этих краях нечего смотреть, что дорог там нет в принципе, а основную достопримечательность – вино – можно «увидеть» и в российско-украинских супермаркетах. Но, тем не менее, Mitsubishi Outlander начал подготовку к этим трудностям еще в Украине, добравшись до пропускного пункта Граденицы-Днестровск по 15-километровому бездорожью. Пропускной пункт был настолько пуст, что даже страховку на нем купить не удалось. Её и не спросили в Приднестровье, платить за её отсутствие нам придется чуть позже, на границе с Молдовой. В ПМР заполнили иммиграционные карточки, причем нам запретили отмечать причину въезда как «туризм», сказав, что такового в данном государстве нет. Сказали поставить «транзит», в случае, если в течении 10 часов мы покинем эту прекрасную страну. 10 часов нам хватало с головой. Приднестровье нас встретило символичным населенным пунктом «Незавертайловка». Стало понятно, что дороги назад уже нет.
Тирасполь
Описание: Столица непризнанного государства, не имеющая ярковыраженных достопримечательностей, если таковыми не считать троллейбусы. Грустный центр, советская символика, патриотические лозунги, повидло в мусорном баке и пряный дух романтической свободы возле посольств Абхазии и Южной Осетии. Сам Тирасполь занесён в список наследия Юнеско и входит в пятерку красивейших городов той части Европы, которая находится на правом берегу Днепра.
Интересность: Узкий мост через Днестр открыт для проезда на авто исключительно при наличии специального пропуска. На правом берегу Днестра всего 3 или 4 населенных пункта, которые не принадлежат Молдове. Вместо моста туда курсирует паром на 6 машин за 10 местных рублей.
Впечатление: 2/10
Стоит ли ехать: Даже глазом не за что зацепиться. Разве что ощущение того, что находишься в столице непризнанного государства.
Как это было: Приехали, поменяли деньги на память, почесали репу, сели на паром и уехали.
Кицканы
Описание: Кицканский монастырь, основанный в 1859 году беглыми монахами из запрутской Нямецкой Лавры.
Интересность: Изображен на 10 приднестровских рублях. Кроме того, Бендеры, Гиска, Протягайловка, Кицканы и Кременчуг – это единственные города и села по «ту сторону Днестра», которые не Молдова.
Впечатление: 7/10
Стоит ли ехать: Находясь в этих краях куда ж еще ехать.
Как это было: На обед в посадке возле монастыря были котлеты, отбивные, редиска, помидоры, хлеб и огурцы. Ах, да… Сам монастырь достаточно ухоженный.
Бендеры
Описание: Сюда мы ехали за турецкой Бендерской крепостью 16 века. Крепость сейчас находится на территории военной части и пробраться к ней непросто. Сами Бендеры основаны предками на первый взгляд вымышленного персонажа Остапа и ошибочно называются сейчас с ударением на второй слог.
Интересность: Самая неприступная крепость, в которой мне довелось побывать. Цитирую инструкции, с которыми я туда ехал: «чтобы пройти к ней с самого козырного места, откуда можно делать фотографии, нужно пролезть по узкому лазу между стеной крепости - военной части с одной стороны и колючей проволокой – охранной зоной моста с другой стороны». Спецэффектов этого процесса добавляло непонимание того, можно ли ходить там, где мы ходили, а также внезапно вылетающие из-под ног куропатки.
Еще к интересностям можно зачислить Варницкий анклав, штраф за поворот в неположенном месте в размере 35 рублей (3,5 бакса) и наличие миротворческого российского контингента с автоматами и на БТРах.
Впечатление: 7/10
Стоит ли ехать: Крепость стоит увидеть
Как это было: Мы удачно заметили крепость с моста и припарковались прямо у ворот к воинской части. Вышеописанный лаз сразу бросается в глаза – сами военные советуют им пользоваться. Военный, охраняющий крепость, благосклонно разрешил проникнуть нам на её территорию и подняться на башню, откуда открывался прекрасный вид.
Роги
Описание: Небольшое село в центральной части государства. Там есть водопады, монастырь и прекрасный вид на Днестр.
Интересность: Пытаясь найти монастырь, в черте села спросили местную девочку. Она сделала круглые глаза со словами: «Монастырь?! У нас?! Вы шутите!»
Впечатление: 6,5/10
Стоит ли ехать: Ради прекрасного вида на Днестр.
Как это было: Километров 70 на север от Тирасполя находятся Дубоссары. За ними чуть дальше и налево – это Роги. Монастыря в Рогах то ли нет, то ли это жалкое подобие монастыря, не достойное внимания хоть чуть-чуть требовательного туриста. Водопад – без преувеличения и иронии – даже я могу сделать больший: наутро после трех литров пива. Хотя допускаю, что в марте он выглядит внушительней.
А дальше был курс на Кишинев и граница с Молдовой в Дубоссарах. Приднестровье выпустило за 30 минут, дальше мост, миротворцы и какая-то хилая будка с таможенником-пограничником. Останавливаемся на стоп линии, и таможенник на ломанном русском нам бросает «Сдай правее». Я это понимаю как «остановись на обочине справа», но наш водитель делает почти роковую ошибку, понимая это как «едь по правой полосе» и начинает ехать. Мы вовремя опомнились и сдали назад – еще секунд 10 и погоня/огонь/жопа (нужное подчеркнуть) была бы обеспечена. Но налицо 2 нарушения: отсутствие страховки и неостановка на границе. Мы охотно в данной ситуации расстаемся с 50-ю долларами, жмем по-братски руку нашим молдавским друзьям – и в Кишинев. Спустя полчаса приходит осознание того, что мы нелегалы, ведь печати в паспорт нам никто не ставил, а иммиграционных карточек мы не заполняли. Лишь на выезде вежливый пограничник нам сурово объяснил, что в таком случае необходимо проходить регистрацию в милиции одного из молдавских городов - и получил в карман спасибо.
Кишинев
Описание: Наличие сталинской архитектуры и бросающаяся в глаза двуязычность.
Интересность: 2 мая – это день семьи (поминальный день) в Молдове. Поэтому практически все магазины и учреждения, кроме обменников и продуктовых, были закрыты. В том числе и разрекламированный отличный ресторан «Гёк Огуз». Интересно было и то, что очень многие общаются на молдавском. Не ожидал.
Впечатление: 5/10
Стоит ли ехать: Скорее да, чем нет.
Как это было: Было многое: и поселение в 2х-комнатной квартире в центре Кишинева на главной улице страны Штефана чел Маре за 50 баксов, и посещение великолепного молодежного ресторана «Ели Пили» с шикарным обслуживанием и вкуснейшей кухней (рекомендую), и созерцание заброшенного небоскрёба гостиницы «Националь» в самом центре, и интересное сочетание русских и латинских букв.
Цыпово
Описание: монастырь и скальный монастырь на и в живописном берегу Днестра
Интересность: Наконец мы добрались до самого главного. Это молдавские дороги. Представьте себе: дорога регионального значения Орхей – Резина. Оживленное движение, много населенных пунктов и заправок (вот уж чего действительно много), много ГАИшников. И тут – бац!, - и заканчивается асфальт. Натурально заканчивается асфальт. Километров так на 10. И начинается не просто утрамбованная грунтовка, а нечто ужасное: с ямами и огромными камнями. Она и раньше была ужасна, и всё время приходилось ездить по синусоиде, но чтобы такое… Но это еще не всё. Цыпово наряду с Сахарной и Орхеем позиционируются как главные достопримечательности Молдовы. От трассы до села Цыпово всего-навсего 13 км. Которые на внедорожнике мы преодолели за 40 минут. 40, блядь! Всё? А вот и ни хрена! Чтобы добраться от Цыпово до Сахарна можно вернуться на трассу, проехать по ней и снова съехать к Днестру. Но есть, сука, более короткая дорога. Раза эдак в 3 короче. Мы спросили местного: «можно ли по ней проехать?». Он взглянул на нашу машину и сказал «Дорога там плохая, но на этой машине - можно». Судя по предыдущим дорогам, это означало только то, что на легковой машине там физически нельзя проехать. А на внедорожнике – ага, есть вероятность. Отличная от нуля.
Впечатление: 6/10
Стоит ли ехать: монастырь – одно название, скальный монастырь – одно название. Неплохие виды, водопады в 4 км пешого хода (мы туда не пошли). Но чтобы получить полный эффект присутствия в Молдове ехать туда стоит. Дороги + Днестр оставят незабываемые воспоминания.
Как это было: Всё описано в интересностях.
Средневековый город Орхей
Описание: Старый Орхей – это историко-археологический комплекс, расположенный в 60 км к северо-востоку от Кишинёва, на реке Реут. В Старом Орхее были найдены следы разных цивилизаций. Здесь располагалась гето-дакская крепость (VI—I вв. до н. э.), городище Золотой Орды Шехр-аль-Джедид или Янги-Шехр (вторая половина XIV в.), православные монастыри (c XIV в.) и собственно сам молдавский город Орхей (XV—XVII вв.)
Интересность: незнание многими людьми в сёлах русского языка в принципе. Еще позабавил туалет в постоялом дворе, где мы остановились. У него 3 выхода, непосредственно в каждый из номеров. Поэтому зайдя пописать/покакать надо закрыть не одну дверь, а все три, чтобы кто-то не прервал сей трогательный ритуал.
Впечатление: 8/10
Стоит ли ехать: да
Как это было: Отель Casa din Lunca. Его советовали мне, его советую вам. Находится он в анусе села Требужень, причем заявились мы в этот анус вечером, когда дорогами шлялись толпы пьяных парней и мужиков. Признаться, было стрёмно чувствовать на себе пристальные взгляды. Номера мы бронировали заранее, но подъехав к постоялому двору и увидев пьяных мужиков и то, что машину придется оставлять на улице, после минутного совещания стали разворачиваться. Благо, что нас заметила и догнала хозяйка. И оказала поистине душевный приём. Машину загнали в гараж по соседству, нас вчетвером поселили в два отличных номера с печкой за 120 баксов за всех (включая ужин и завтрак), накрыли стол: национальная кухня, домашнее вино. Это было по-настоящему, по-домашнему и позволило с головой окунуться в Молдову. Это было то, чего мне часто не хватает в моих поверхностных путешествиях.
Сороки
Описание: Крепость. Хотя её сложно назвать крепостью. Так. Крепостиииишечка.
Интересность: здесь мы нашли первый сувенир с молдавской символикой. Магнит без магнита. Тут же нам рассказали, что централизованного производства сувениров в Молдове нет, а эти, которые были, из глины изготовил мастер по индивидуальному заказу. Вот так!
Впечатление: 4/10
Стоит ли ехать: нет
Как это было: Крепость можно натурально обойти за 30 секунд и оббежать за 10. В Сороках также курсирует паром, который может доставить всех желающих в Украину за 5 долларов (за машину). Мы едва успели погрузиться до перерыва на обед, заплатили 10 баксов за отсутствие страховки и поздоровались с родиной.
Ну, и чтобы нескучно было, устроим такой себе баттл.
Приднестровье vs. Молдова (шкала относительна)
Дороги: 5 против 3,5
Монастырь: 5 против 3
Виды на Днестр: 5 против 4,5
Столица: 1 против 4
Крепость: 5 против 2
Орхей: 0 против 5
Сумма: 21 против 19
Итог: У ПМР не оказалось своего Орхея, тем не менее, суммарные впечатления от неё кагбэ выше. Но если из Приднестровья выжаты все соки, то потенциал Молдовы очевиден. Это, как минимум, винные подвалы, национальная кухня, природные достопримечательности на западе страны, монастыри Кэприана, Хыржеука и многие другие мелочи.
И, напоследок - столбики километража, похожие на надгробные памятники, что при таких дорогах очень символично:)
И то, как нас встретила родная нам Украина...