В Мариуполь понадобилось съездить срочно и коротко. Без отпуска, практически на выходные и отгулы.
Встал вопрос: как и на чем? Вопросам выбора, а также краткой экскурсии по Киеву отчет и посвящается.
Может быть полезно тем, кто собирается летом на украинское побережье Азовского моря.
Далекие советские времена, когда билет в купе на поезд стоил 18руб, а на прямой самолет 24руб (пользовался и тем, и тем) остались, наверно, только в моей памяти.
Сейчас самолеты из Мариупольского аэропорта не летают. Вернее летают, но не в Москву или Киев, а в ... Афины.
Прямой поезд Москва-Мариуполь 77/78 как был, так и остался самым популярным видом транспорта. Но в связи с прохождением "границы" время в пути увеличилось практически до 23ч. Это при расстоянии в 1100км и в 21веке. Ну и цена 2100руб за плацкарт и 3700руб за купе (в одну сторону) не порадовала. Отмечу, что есть альтернативный и более быстрый вариант ("всего" 18ч) на Донецком поезде 009/010, с удачным временем прибытия в Донецк - 06.55. Цена, впрочем, еще выше (2700-4300). Монополизм в действии.
Ехать на своей машине по разбитым после зимы дорогам меня откровенно "ломало". К тому же по новостям пугали небывалым половодьем. Летом и на более долгий срок, возможно, поехал бы. Да и проводить два дня в дороге ( а ночью я ездить не люблю) не было времени.
На всякий случай привожу немного цифр по поездке на машине конец августа 2010г
Зеленоград-Мариуполь. Туда по М4 ч/з Ростов, пп Новоазовск, выезд 25/08 (это среда) в 04-30 , на месте в 23-30. Прохождение границы (подъехали в 21.00) примерно 1ч40мин.
Мариуполь-Зеленоград: по объездной Донецка, далее по Н20, в Славянске на М03, пп. Гоптевка-Нехотеевка, Россия по М2. Выезд 30/08 (понедельник) в 06-30 - прибытие в 23-50. Прохождение границы (подъехали в 12.45) 1ч 07 мин.
По данным навигатора в формате туда (М4)/ обратно (М2):
Расстояние 1283/1224
Общая средняя скорость 72,3/68
Средняя скорость в движении 85,1/80,6
Макс. скорость 156/162
Полное время 17,44/18,01
время движения 15,04/15,11
Время остановок 2,40/2,50.
Оставались самолеты. Ближайшие действующие к Мариуполю аэропорты в Донецке и Ростове. Автобусов из Ростова много, время в пути примерно 3ч., но на пути погранпереход, где можно простоять дополнительно неопределенное время. Т.е. этот вариант стоило бы рассматривать при существенной разнице в стоимости а/билетов. Но на мои даты (за два дня до вылета) таковой разницы не было. Количество вариантов перелета достаточно большое. Начинаются билеты от 7500руб туда и обратно, сравниваем со стоимостью билетов в купе на поезд и в очередной раз удивляемся жадности ж/д монополий.
При выборе билетов для нас был удобен а/п Шереметьево и Надежда захотела прогуляться по Киеву. При таких вводных билеты обошлись немного дороже: 9100руб, туда Аэрофлот, обратно Донецк-Киев и Киев-Москва а/компании МАУ (Международные Авиалинии Украины) .
Вылет в 9.10. По расписанию и фактически. Аэрофлот на этом маршруте использует ССЖ-100. Летал впервые. Плохого ничего не могу сказать, самолет новый, кресла удобные, расстояния между рядами для меня достаточные. Единственное, что меня удивило -это отсутствие мест В в салоне. Т.е. схема 2+3, там где два кресла нумерация А и С, где три D.E.F как положено. Я этому удивился еще при онлайн регистрации. Питание бутер + вода/кофе. Заполнение почти 100%.
Прилет в 9.50 (но уже украинского). Аэропорт Донецка - огромный, современный, везде фотоэлементы и ... пустой. Всего два пограничника на длинный ряд кабинок, очередь само-собой. С общероссийскими паспортами надо заполнить иммиграционную карту, с загранпаспортами не надо. При заполнении мужик забывает Айфон и возвращается минут ч/з 10. Честно возвращают.
Меняем деньги, курс в а/п 256грн за 1000руб. т.е. примерно 1:4
Выходим. Нам на Южный автовокзал. До города ходит один автобус №73, который идет и до автовокзала тоже. Предлагают свои услуги таксисты. Сколько? 80грн. Чего то ломает, хотя я знаю, что ехать порядка 12 км. Сели на автобус. Цена билета 1,25грн =5руб. На один автобус мы опоздали, он ушел, когда выходили из аэровокзала. Следующий был минут через 5.
На самом деле автобус идет долго, много светофоров и частые остановки. Время в пути 40мин. На такси явно было бы быстрей, но... автобус высаживает у подземного перехода, вокзал на другой стороне и прямо у перехода атакуют таксисты, предлагают такси в Мариуполь по цене маршрутки, т.е. 40грн с чел. Естественно, соглашаемся. Только сделали ошибку - надо было откупить весь задний диван, быстрей было бы и ехали бы не в такой тесноте - Надежда сидела по центру, жестко. Последнего пассажира ждем минут 10. Поехали. Расстояние 120км. По две полосы с разделительной. Асфальт поначалу отличный. Таксист рассказал, что планировалось, что гости ЧМ-2012 будут ездить на море м/у матчами, и решено было обновить дорогу. Но то ли деньги разворовали, то ли еще куда-то пустили, хватило только до Волновахи (середина пути). Далее неровности, колейность, ямы. Тем не менее, все равно состояние лучше, чем у Ленинградки весной.
Также таксист выразил большую благодарность организаторам ЧМ: если матч игрался в Донецке, то попасть на следующий в Киеве можно было только на единственном скоростном поезде. Билеты на который, естественно, были выкуплены еще до открытия. Пустить в эти дни дополнительные поезда в нужном количестве, как сделали бы в любой нормальной стране, никто не удосужился. И каждый раз из Донецка в Киев и обратно шли колонны такси. А что делать, раз уж приехали? Отмечу, что если не считать таксистов, ЧМ для Украины оказался сильно убыточным.
Через 1ч.30мин приезжаем на автовокзал Мариуполя. До дома на маршрутке. Билет 2,50=10руб. Легкий ступор. Бензин покупается в России. Цена на заправках 44-46руб за литр 95-го или дизеля. Автобусы, может быть, дотируют, но маршрутки - это частный транспорт, где люди зарабатывают деньги. И им, похоже, хватает. Троллейбус в Мариуполе также стоит 1,25. А маршрутки по-разному: м.б. и 2, м.б. и 2,5, от чего зависит я не понял. Маршрутка по-мариупольски (в Донецке и Киеве похоже то же самое), это не микроавтобус как в Мск, а просто небольшой автобус, в основном Исудзу на 20 посадочных мест. Ходят очень часто, больше 3мин не ждал на остановке. Маршрутка везет трех льготников (пенсионеров) бесплатно.
Такси по городу: до 3км 14грн, свыше трех по 3грн за 1км. Т.е. поездка практически из конца в конец (более 15км) обходилась в 46грн. Чаевые 2грн считаются приемлемыми и, возможно, щедрыми.