Итак, началось всё с того, что ещё в начале 90-х в ходе посиделок у костра я услышал будоражащую кровь историю, что где-то в Харьковской области, в Кегичёвском районе есть озеро с очень солёной водой и настолько глубокое, что туда бесследно ухнула буровая установка по добыче газа. Было мне тогда лет 12-13, я активно занимался подводным плаванием и желание там понырять не могло не возникнуть. Но точного местоположения рассказчик не назвал (да, похоже, и не знал), до появления понятия «погуглить» оставалось ещё лет 10, а до Кегичёвского района из Харькова более 100 км, поэтому, вариант «сесть на электричку и посмотреть по месту» подходил плохо. Лучшее, что я тогда мог сделать с этим поразительным знанием – запомнить до лучших времён.
Вернул меня к этой мысли летом 2011 года товарищ, который сидел рядом со мной у того же костра, слушал ту же байку и тоже занимался подводным спортом. Уже был и интернет, и личный транспорт, само собой, была бумажная карта области «пятьсотметрового» масштаба. Выяснилось, что озеро 100% техногенного происхождения, можно даже сказать, результат техногенной катастрофы:
История происхождения этого озера связана с поисками новых месторождений природного газа и нефти на территории Харьковской области. Существовала гипотеза, что под солеными куполами, которые залегают на большой глубине, может скапливаться природный газ, под ним нефть, а под нефтью – вода. И не смотря на все заявления о бессмысленности такого метода поиска, харьковские специалисты из Научно-исследовательского института природного газа заявили, что бурить скважины нужно именно в таких местах.
Детальное исследование территории и сейсморазведка предоставили достаточно данных для того, чтобы в селе Антоновка Кегичевского района поставить буровую вышку. Необходимо было пробурить скважину на 3 тысячи метров и пробить соленую линзу, чтобы открыть доступ к скопившемуся газу и нефти.
Но специалисты не ожидали, что давление газа будет аномально высоким — 300 атм. Это и стало причиной выхода из скважины двадцатиметрового фонтана газа. Людей, которые были в это время на вышке, спасли, а фонтан все еще бушевал. Жителей Антоновки пришлось эвакуировать.
Теперь нужно было заглушить этот фонтан, ведь газ вылетал в воздух и мог загрязнить атмосферу. Это удалось сделать 26 октября. Но через два дня стихия опять дала о себе знать. Люди почувствовали, как вздрогнула земля под вышкой, вновь пробился наружу фонтан газа, но к этому добавилось еще одно – вокруг фонтана начала проваливаться земля. И буровая вышка тоже ушла под землю в образовавшийся кратер диаметром 60 м, который начал заполняться водой. Вода проходила через залежи соли и поэтому стала очень соленой.
А 1 ноября было принято решение поджечь фонтан газа, который загрязнял атмосферу. И две недели бушевал стометровый огненный столб над озером. После мастера перекрыли горло фонтана, пробурив наклонные скважины и залив его ствол цементным раствором.
_http://pokatushka.com.ua/vodnye-ressursy/unikalnoe-solenoe-ozero-v-kegichevke/
М-да, не ЧАЭС, но впечатляет…и уже хочется увидеть это своими глазами.
Село Антоновку Кегичёвского района нашли на карте без труда. Вокруг него оказалось несколько озёр, но по словесному описанию подходило только одно из них, самое маленькое. Если ехать по дороге от с. Чапаево на Кегичёвку и свернуть направо на Антоновку – то это озеро первое, чуть не доезжая Антоновки, слева. Выдвигаемся.
Асфальт в тех краях и без того достаточно условный, но последний километр – полевая грунтовка, и после дождя она оказалась непроезжей для легковушки:
К счастью, за нашими попытками съехать с асфальта наблюдал местный житель, да не абы-какой, а водитель ПАЗика. Когда мы вылезли из завязшей машины, с умным видом обошли её по кругу и достали буксирный трос, он без лишних слов к нам подъехал:
Ладно, тут уже недалеко, за пару ходок перенесём снарягу на руках. Навьючились, пошли:
На пол-пути встречаем такой вот «техногенный Стоунхендж»:
Посреди чистого поля да при соответствующей погоде выглядит довольно эпично :-)
Подходим к озеру…М-да…посреди ровного поля просто котловина неправильной формы диаметром метров в 50…70 с глиняными берегами:
«Пляж» тоже оставляет желать:
Что ж, те, кто сюда всё-таки добрался, могут окунуться в воду, которая, действительно, весьма солёная.
Дальше немного специфической информации для подводников. По результатам «вывешивания» в поверхностном слое воды, грузов нам пришлось накинуть по полтора кг больше нормы для морской воды. Но по мере погружения обнаружилось, что параллельно жёсткому расслоению воды по температуре (от 25 С на поверхности до ок 10 С у дна, что для стоячего водоёма с родниками нормально) вода отличается и по плотности. Более глубокие слои опресняются за счёт родников и «провал» в менее плотный слой ледяной пресной воды происходит с очччччень неприятно-резко. Собственно, с позиции подводного плавания водоём имеет смысл разве что в плане тренировки в особо-сложных условиях. В плане же релакса – муть, глинистое дно, полное отсутствие живности и растительности. Короче, «планета Шелезяка, растительности нет, населена роботами».
Завершая рассказ о поездке на озеро, добавлю, что туда мы ехали кратчайшим путём, по местным дорогам, а в обратную сторону двинули в сторону Краснограда, с тем, чтобы попасть на «бетонку» Харьков-Днепропетровск. Магистраль сейчас в отличном состоянии, трафик крайне слабый. Крюк в обратную сторону получился километров 30, по времени плюс-минус одинаково. В принципе, знаю людей, которые ездили в варианте «электричка + велосипед»: за летний день управиться вполне реально, но это вариант для тех, для кого процесс путешествия важнее конечного пункта.
Однако же, в заголовок отчёта кроме солёного озера вынесен и ещё один объект. Дело в том, что если ехать по районным дорогам, то в маршрут отлично вписывается посещение остановочного пункта «Спасов Скит» в с. Первомайское Змиевского района Харьковской области. И если уж вы не поехали в Кегичёвку, то по пути вам есть смысл не заехать и сюда :-)
Это место может похвастать ещё более душещипательной историей:
17 (29) октября 1888 года произошло крушение императорского поезда на участке Курско-Харьково-Азовской (ныне Южной) железной дороги у станции Борки под Харьковом (в Змиевском уезде). (подробности в Вики, дублировать её смысла не вижу).
Церковные товарищи, выполняя свою функцию идеологического обеспечения царской власти, с удовольствием ухватились за тот факт, что, несмотря на многочисленные человеческие жертвы (68 пострадавших, в т.ч. 21 погибший) и сильные повреждения подвижного состава, в том числе царского вагона, сам император Александр III и члены его семьи не пострадали. На месте крушения был построен храм, а непосредственно под ж.д. насыпью - пещерная часовня (практически полностью разрушены во время ВОВ). Кроме того, по России были построены десятки храмов в честь святого, на чей день пришлось данное чудесное событие.
Для людей же, которые воспринимают историю не как набор отдельных ярких фактов (для таких, кстати, будет небольшой пряничек в финале), а как бесконечную цепочку взаимно обусловленных процессов и тенденций (термин «исторический материализм» не все ещё забыли? :-) ) этот эпизод любопытен отнюдь не фактом чудесного спасения. Дело в том, что императорский поезд двигался по данному участку в несколько раз быстрее, чем позволяло техническое состояние рельсового пути и самого состава. И начальник Юго-Западных железных дорог, который лично сопровождал императора в своей зоне ответственности, настойчиво требовал (в т.ч. и в присутствии самого государя) ограничить скорость императорского поезда. Но что императору всероссийскому какая-то там физика с её законами?.. Затем, в ходе расследования, назначенного по итогам крушения, начальник железных дорог продолжал отстаивать своё мнение, что с учётом длины и массы состава, он должен был двигаться в пределах ограничений, установленных для товарных поездов, а вместо этого двигался со скоростью пассажирского экспресса.
Этим начальником дорог был Сергей Юльевич Витте. Проявив в личном присутствии императора профессионализм и принципиальность, Витте завоевал его личное доверие, что позволило ему сделать едва ли не самую блистательную карьеру на гос службе в истории России рубежа XIX – XX вв.
[url](https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0 ... 0%B8%D1%87 )[/url] Совершенно невозможно вообразить себе, как пошло бы историческое развитие страны, постесняйся он тогда требовать ограничить скорость императорского состава.
Что ж, легенда захватывающая, но как оно "на местности"?
В с.Первомайское Змиевского района (не путать с расположенным на самом юге Харьковской области райцентром Первомайский) необходимо найти ж.д. переезд (он там всего один), который и выступит главным ориентиром.
Село пока не слишком тронуто декоммунизацией:
Вид на церковь со стороны ж.д. переезда. Слева от аллейки гравийная дорога, по которой можно подъехать почти вплотную:
Остановочная платформа «Спасов скит» расположена непосредственно вплотную к церкви справа. Насыпь, как видите, действительно внушительной высоты.
Вид с противоположной стороны. Здесь видно, что алтарная часть уходит непосредственно в ж.д. насыпь:
Фронтальный вид:
Ступени с обеих сторон церкви – это лестницы на платформу.
Церковь сельская, прихожан мало, поэтому, открывают её весьма редко. Впрочем, внутри глазеть там особо не на что, новодел есть новодел (восстановлена в 2003 году).
На аллейках вокруг церкви расставлены щиты с общей информацией:
Ну что же, вот мы и посмотрели два объекта, ехать на которые в качестве «туризма выходного дня» совсем не обязательно :-)
А что же за обещанный пряничек для любителей исторических казусов? Их два.
Во-первых, ярчайшим эпизодом политической карьеры Витте стало подписание мирного договора с Японией по итогам войны 1905 года. Не смотря на позицию императора «ни пяди земли», Витте настоял на передаче Японии южной части о.Сахалин (Япония претендовала на весь), за что заслужил прозвище «граф Полусахалинский». При этом, раздел острова произошёл по 50 градусу северной широты - а именно под 50-й параллелью произошло крушение поезда, с которого началась политическая карьера Витте.
Во-вторых, буквально года 3 назад в числе других был капитально реконструирован и этот участок путей. Если крушение императорского поезда произошло на скорости 68 км/ч, то экспресс Харьков-Симферополь совершенно безопасно развивал здесь 160. Но ожидать, что через остановочный пункт «Спасов скит» пронесётся экспресс Москва-Харьков-Симферополь, теперь, очевидно, не приходится…